Семейная жизнь на Руси четко регламентировалась христианскими канонами. Подразумевалось, что вступившие в церковный брак супруги будут ревностно их соблюдать. Однако мужчины и женщины не всегда придерживались заповедей, потому существовали негласные способы наказания за те или иные прегрешения. Некоторые особенности семейной жизни и межполовых отношений традиционно оставались запретной темой, которую было не принято обсуждать.
В Древней Руси женщины с особой скрупулезностью относились к личным вещам. Они старались не оставлять без присмотра свои косынки и платки, передники, заколки и прочие небольшие аксессуары. При расчесывании тщательно собирали все оставшиеся на гребне волоски, которые вместе со срезанными ногтями сжигали в печи. Ревностная охрана своей одежды имела простое для тех времен объяснение. Любая оставленная без присмотра вещь могла послужить для совершения черного ритуала.
Заподозрив в другой женщине соперницу, жены особо не церемонились и тут же обращались к деревенским колдуньям за помощью. Те предлагали поквитаться с любовницей самым действенным способом, — а именно навести порчу. Она могла быть разной степени тяжести: от болезни до смерти соперницы. Но чтобы ритуал возымел свое действие, необходимо было принести колдунье любую вещь разлучницы, пусть даже обычную ленту, которую раньше вплетали в косу.
Заговоры на смерть — не единственный вариант наказания за развратное поведение. Расхрабрившись или не дождавшись действия заговора, обманутая жена могла оттаскать любовницу за волосы или нанести ей серьезные побои. А чтобы все соседи узнали о ее неподобающем поведении — обмазать ворота дегтем.
Во времена, когда о генетической экспертизе еще не было и речи, самым веским доводом в пользу кровного родства выступало внешнее сходство. С первых дней жизни в ребенке пытались разглядеть отцовские черты лица — например, заостренный нос, голубые глаза или пухлые губы. Если же он имел другой цвет волос или был совсем не похож на родителей, мать могли обвинить в прелюбодеянии и жестоко наказать.
Сейчас, когда появились знания о рецессивном гене и доступна процедура генетического установления отцовства, подобные способы определения родства выглядят недостаточными. Однако в былые времена к таким детям относились с явным неодобрением и не упускали случая напомнить о проступке матери. А иногда даже отдавали их в сиротские дома или попросту выгоняли из дома.
Нередко отцы, не обнаружив в младенческих лицах свои черты, отказывались от родного ребенка, а также незаслуженно подвергали жен страшному физическому наказанию и позору. И наряду с этим искренне любили детей, у которых были такие же зеленые глаза, русые или кудрявые волосы. Хотя последнее не гарантировало полного генетического родства. Процветающее в те времена «снохачество» иногда оканчивалась беременностью женщины от свекра. В результате недозволенной связи рождался похожий на официального мужа ребенок, который фактически являлся ему не родным.
В Древней Руси к рождению ребенка относились обыденно. В семьях обычно было около десяти детей, иногда больше. Они с малых лет учились сами себя обходить и помогать родителям в быту. Забота о младших сестрах и братьях в большинстве случаев перекладывалась на старших детей. При этом родители предпочитали, чтобы у них рождалось больше сыновей. В будущем они становились помощниками и всегда оставались в семье, в отличие от девочек.
Рождение больного ребенка воспринималось как небесная кара или происки нечистой силы. Если повитуха замечала у новорожденного какие-либо физические отклонения, он был обречен. Они могли быть какими угодно: неполноценное развитие пальцев на руках или на ногах, альбинизм, прочие недостатки. Тяжелое материальное положение и боязнь стать предметом для нападок вынуждали родителей идти на крайние методы. Таких младенцев могли оставить в лесу или незаметно подбросить в «скудельницу». На Руси так называли общие могилы, где по обыкновению захоранивались утопленники или замерзшие люди, личность которых не была установлена.
В порыве отчаяния матери прибегали к крайней мере. Ночью, по обыкновению уложив младенца спать рядом с собой, они якобы случайно наваливались на него, что приводило к удушению. Доказать вину в таком случае было невозможно, поэтому юридически подобные ситуации никак не регламентировались.
Противоестественные сексуальные отношения между мужчинами хотя и случались на Руси, но никогда не были распространены. Впрочем, это не помешало Петру I учредить «Артикул воинский», согласно которому все ненатуральные прелюбодеяния мужчин с мужчинами, мальчиками и скотиной должны были караться сожжением на костре. Положение касалось только военных, гражданское же население по-прежнему наказывалось за подобные прегрешения церковью.
В качестве покаяния последним назначалось долговременное отлучение от причастия, необходимость выполнить большое количество земных поклонов или придерживаться строгого поста на определенный батюшкой срок. Простые люди не наказывались финансово, как и не ограничивалась их свобода.
Со временем государь пересмотрел воинский устав и заменил смертную казнь телесным наказанием, которое выражалось в прилюдной порке кнутом. В случаях, когда мужеложство осуществлялось не по доброй воле и отягощалось применением насилия, к физическому наказанию добавлялась вечная ссылка.
Юридическое разрешение на порку за однополые контакты просуществовало вплоть до царствования Екатерины II. Позже императрица отменила его, полагая, что виновным в содомии достаточно того стыда и бесславия, которое они испытали при аресте. После этого физическая расправа за гомосексуальные отношения больше не применялась. В качестве меры наказания оставили пожизненную ссылку в Сибирь и полное лишение всех прав на имущество.
Свои каноны красоты и семейные традиции существовали в каждом государстве. Древняя Русь не стала исключением: принципы, по которым в былые времена выбирали невест, сегодня зачастую вызывают недоумение. А правила семейной жизни и вовсе устрашают. Большую опасность несло также подозрение в бесплодии — за это муж имел законное основание отправить жену в монастырь.
Пока европейские дамы всеми правдами и неправдами стремились к аристократической бледности, русские женщины предпочитали подчеркивать свою естественную розовощекость и румяность. Табу накладывалось не только на отметины от порезов и прочие несовершенства на лице, но также на «мушки» и родимые пятна. Иногда для того, чтобы засидеться в девках, было достаточно одной крупной родинки на щеке. Поэтому их выбеливали и маскировали всевозможными способами, стремясь сделать незаметными. Веской причиной отменить свадьбу считались также любые заболевания и физические недостатки.
Существовала особая «мода» на невест, и чтобы дождаться сватов, желательно было ей соответствовать. Первое, что оценивали в любой девице на выданье — пышнотелость. На Руси писанной красавицей считалась широкобедрая и полнотелая женщина. О таких еще говорили, что они «пышут здоровьем». Страсть к лишним сантиметрам на бедрах легко объяснялась с практической точки зрения. В эпоху, когда медицина находилась на очень низком уровне, широкие бедра считались своеобразной гарантией того, что женщина сможет выносить и легко родить ребенка. К тому же, излишняя худоба часто вызывала подозрения в серьезных проблемах со здоровьем. А обзаводиться заведомой больной и неспособной много работать женой никто не спешил.
В древнерусском патриархальном обществе женщине традиционно отводилось подчиненное положение. Обычно чем ниже было ее сословие, тем меньшее участие она принимала в политической и общественной жизни страны. До замужества девица находилась в полной «собственности» родителей, которые принимали за нее все решения и подбирали подходящую партию. После вступления в брак ответственность за женщину переходила к супругу. На любое дело, вплоть до возможности покинуть стены дома, требовалось его разрешение. Чтобы посетить церковь, сходить за покупками или поддерживать общение с кем-либо вне родных стен необходимо было обязательно испросить одобрения главы дома.
При этом, семейное гнездо дозволялось покидать, только изрядно подготовившись. Женщины старались погуще накрасить сурьмой брови, нанести изрядное количество белил и румян. Иногда это выглядело настолько нарочито, что казалось, будто лицо присыпано мукой, а на щеках остались яркие красные следы от свеклы.
Существовала традиция демонстрировать важным гостям свою жену, особенно если она славилась своей красотой. К нашему времени сохранилось множество заметок, в которых фигурирует описание данного обычая. Приветствуя гостя, мужчина через слуг незаметно подавал жене знак, чтобы та принарядилась и вышла к ним. Женщина по такому случаю надевала свои лучшие одежды и встречала незнакомого мужчину, покорно склонив голову. Это позволяло ему подробнее ее рассмотреть и выразить свое восхищение хозяйкой дома. Если одобрение казалось мужу искренним, гостю подавали рюмку горячительного напитка.
В Древней Руси разводы не чествовались. Избавиться от надоевшего супруга можно было в ограниченном числе случаев: при покушении на жизнь или подтвержденном свидетелями прелюбодеянии. Еще одним веским поводом считалось долгое отсутствие мужа или жены, местонахождение которых было неизвестно. Однако последнее случалось крайне редко и требовало весомых доказательств в правдивости.
Практически не имея шансов на официальный развод, люди придумывали различные способы расстаться полюбовно. Одним из самых популярных и часто встречаемых был добровольный уход в монастырь. Когда на мир между супругами не оставалось никакой надежды, один из них мог отправиться в святые места для служения Богу. Предполагалось, что молитвы и аскетичный образ жизни поспособствуют разрешению проблемы, и в семью вернется мир.
Однако нередко человек, решившийся на подобный поступок, оставался в монастыре навсегда. В случае, если монашеский постриг принимал муж, жене разрешалось повторно заключить брак. К мужчине законы традиционно отличались большей лояльностью. Заподозрив жену в бесплодии, он мог по собственной инициативе отправить ее в монастырь, и уже спустя шесть недель после этого подыскать себе новую супругу.
С особым усердием в Древней Руси относились к выполнению супружеского долга. Первоочередным его назначением было желание зачать ребенка, а не получить физическое удовольствие. Во многом это объяснялось высоким процентом младенческих смертей, что вынуждало семьи рожать как можно больше наследников.
Несмотря на то, что половой акт в церковном браке считался законным делом, к нему готовились с особой тщательностью. Прежде чем начать, в комнате завешивали все лики святых и обязательно снимали нательные крестики, дабы не оскорблять Господа плотскими утехами. По негласному правилу в этот день нежелательно было посещать церковь. Но если обстоятельства вынуждали пойти в храм, прежде необходимо было тщательно обмыть все тело и переодеться в чистую одежду.
Совсем иначе относились к прелюбодеянию. Уличенную в блуде женщину прилюдно стегали кнутом и отправляли в монастырь, где она была вынуждена провести несколько дней в молитвах, а питаться только водой и хлебом. После возвращения развратницу ожидало повторное наказание. В этот раз от мужа, который должен был еще раз наказать ее хлыстом. Увильнуть от исполнения обязанности оказывалось крайне проблематично, ведь за излишнюю мягкосердечность наказание настигло бы уже супруга.
Источники: https://kulturologia.ru/blogs/090318/38127/
Серия сообщений "Традиции разных народов":
Часть 1 - Тайная вечеря в традиции Великого Четверга
Часть 2 - Схождение благодатного огня
...
Часть 13 - Жизнь в Голландии глазами русской
Часть 14 - Жизнь в Голландии:кулинарные традиции
Часть 15 - Удивительные семейные традиции на Руси