• Авторизация


Кадомский вениз 01-03-2018 19:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения СударушкА_-_77 Оригинальное сообщение

Кадомский вениз


[400x533]

Россия, которая при Петре буквально ворвалась на европейский рынок, по мнению государя, не могла позволить себе такой роскоши: ввозить из-за границ все необходимое - от пушек до "розоватых брабантских манжет".



[400x392]

[400x395]

[400x337]

[400x365]

Через моря и реки, собрав и бережно уложив в дорожную котомку иголки, нитки да кружева, несколько монахинь добрались из Венеции в Кадом и стали обучать местных женщин плести иглой сказочные узоры.

[600x450]

Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево, сплетенные иглой сказочные узоры. 

[600x398]

Кадомское искусство объединило в себе некоторые особенности западного игольного кружева и орнаменты русской вышивки. В вырезах основной ткани изделия — «окошечках» — с помощью иглы из тонких нитей создается ажурная сетка, поверх которой выполняется плотная вышивка. Композицию формируют геометрически с элементами растительного орнамента на прозрачном ажурном фоне.

[400x385]

[400x393]

[400x404]

Такова легенда о возникновении кадомского вениза - уникальной игольчатой вышивки белым по белому, только в названии которой угадывается имя далекой столицы дожей - Венеции. Почему выбор пал именно на Кадом - уже тогда затерянную в лесах глубинку да место царевой ссылки еще со времен Ивана Грозного, об этом легенда умалчивает. 

[400x533]

[400x544]

[375x500]

Живописный городок Кадом, районный центр Рязанской области, расположен в 260 км к северо-востоку от Рязани по берегам реки Мокша; ранее входил в состав Темниковского уезда Тамбовской губернии. Кадом впервые упоминается в летописи в 1209 году. 

[400x480]

Есть версии, что вениз научились плести по аналогии с сетями рыбацкие жёны. Так или иначе, но прекрасная ажурная вышивка «белым по белому» (белыми шёлковыми нитками по белому полотну) -уникальный вид рязанского декоративно-прикладного искусства - вот уже три столетия удивляет всех, кто впервые сталкивается с ней.

[600x483]

Русские вышивальщицы выдумали белошвейные узоры на снежной белизне полотна, внесли в орнамент российские мотивы, обогатили технику игольчатой вышивки, имитирующей плетеное кружево. 

[600x450]

Попытки широкого внедрения в крестьянскую среду техники изготовления игольного кружева «вениз» характерны для 1870-х годов, когда сразу в нескольких селах Тамбовской, Рязанской, Воронежской и других губерний были основаны кружевные мастерские и пункты по приему у крестьянок кружевных и вышитых изделий.

[400x364]

[400x313]

В неурожайный 1904 год помещица Новосельцева в имении Муханово близ Кадома организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сел.

[500x480]

[500x491]

В созданной в 1910 году в Кадоме кружевной школе-мастерской активно внедрялись образцы ажурной вышивки «вениз». Продукция местных вышивальщиц успешно реализовывалась через московские и петербургские магазины, через Русско-английскую торговую палату экспортировалась в Европу, причем в русском обществе предпочитали изделия с западными рисунками, а на европейском рынке сбыта были популярны русские орнаменты. 

[400x409]

В связи с этим при школе появился небольшой музей крестьянских старинных строчевышивальных изделий и кружев. 

[400x382]

Школа-мастерская была организована на средства Попечительства о трудовой помощи, в ее содержании принимали участие Кадомское городское общественное управление и Темниковское земство.Это позволило в 1912 году завершить строительство двухэтажного здания школы, где разместили два классных помещения, две квартиры для учительниц и общежитие для девочек: две спальни, столовая и хозяйственные помещения.

[600x449]

[600x447]

В 1912 году руководителем школы-мастерской была избрана дочь Новосельцевой — Мария Юрьевна Авинова. На 13-й аукционной сельскохозяйственной выставке 1912 года за кружевные изделия и пальто Авиновой была присуждена Большая золотая медаль Моршанского общества сельского хозяйства. Изделия кадомских мастериц экспонировались на местных и всероссийских выставках, получали золотые и серебряные медали. 

[600x398]

Высокий уровень в искусстве кадомских мастериц был подтвержден на Всероссийской кустарной выставке в 1913 году.Разнообразные изделия Кадомской артели довоенных лет отправляли на экспорт, представляли на крупных выставках: в 1925 году в Париже, в 1927 — в Монца — Милане, в 1936—1937 гг. в Париже.

[400x300]

[400x231]

Ассортимент был широк: воротники и манжеты, блузки, сорочки, комбинации, шелковые шарфы, дорожки, салфетки, скатерти, портьеры, покрывала. Выпускали широкие мерные полосы в технике «филе» для украшения предметов интерьера, узкие для белья. 

[500x229]

Мерные полосы и вставки «вениз» имели геометрический орнамент, в штучных изделиях преобладали растительные мотивы и сюжетные композиции. Орнаменты народного искусства, в частности рисунки строчевых вышивок, широко использовались в искусстве кадомских мастериц. Откликаясь на события современной жизни, вводили в рисунки советскую эмблематику, однако это направление не прижилось в искусстве изящной вышивки.

[600x398]

[600x398]

[600x398]

Вениз начал развиваться почти три века назад как кустарный промысел, таковым и оставался до самой революции. Советская власть кустарничества не терпела. В 1927 г. 25 вышивальщиц объединили в промыслово-кооперативную артель "Пробуждение", ставшую со временем просто швейной фабрикой. Через 30 лет продукция предприятия была представлена на международной выставке в "кружевной Мекке" - Брюсселе и в Монреале. 

[398x600]

Продукция кадомских мастериц всегда была предназначена для людей обеспеченных, относилась к предметам роскоши. И никак не хотела приспосабливаться к неприхотливому советскому быту. Надобность в кружевных изделиях, выполненных в технике вениза, надолго отпала. 

[332x500]

Только музеи изредка закупали изделия кадомских вышивальщиц, да делались заказы для выставок народного творчества.

[600x398]

К концу 70-х годов опомнились наконец и занялись возрождением вениза.

[400x267]

Руки кадомских мастериц могут сотворить что угодно, хотя и кажется порой, что создать такое руками просто невозможно. Настоящая паутинка — без единого узла, но крепкая, так что взрослый мужчина не всегда способен разорвать. Таков он — кадомский вениз.

[500x332]

В 2002 году Кадомский промысел отметил 75-летие со дня основания и 100-летие ручной вышивки кадомский «вениз». Организованная 5 апреля 1927 года промыслово-кооперативная артель «Пробуждение» в 1960 году преобразована в фабрику «Пробуждение», а в 1998 — в производственный кооператив «Кадомский вениз».

[400x300]

И все же вениз нетрадиционен. И возродить его удалось только потому, что были живы еще вышивальщицы, знавшие, как творить это чудо на полотне, остались в музеях да старинных сундуках вещи, вышитые венизом.

блог Сударушки

 


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кадомский вениз | Аквамариночка - Дневник Аквамариночка | Лента друзей Аквамариночка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»