• Авторизация


ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ АХ 09-08-2020 15:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Андрей Зубов
КАТЕГОРИЯ АХ



Категория Ах и ее отличие от Ка, Ба и Рен.

Значение слова Ах (ˁḫ) — «слава», «блеск», «величие». Это универсальный образ, который встречается по всему миру. Вспомним Преображение Христа, о котором пишут все три евангелиста-синоптика, Матфей, Марк и Лука, когда не только его лицо, но даже одежда на нем, сделались такими сияющими, «как на земле не может выбелить белильщик» [Мк. 9:3].

Это сияние известно и в Индии. Скажем, в Брихадараньяке упанишаде, в учении о Пяти Огнях (Панча Агни), говорится, что после погребального костра, на котором сжигают тело усопшего, возникает человек, «покрытый сиянием». Т.е., сияние как образ иного человеческого бытия, сияющий человек, который прошел земной путь, — стал универсальным образом. И он в высшей степени свойственен Египту.

В светских текстах, не касающихся религии и участи умершего, слово Ах тоже употребляется. Оно имеет значение «могущественный», «умеющей все сделать». Но если в заупокойных текстах Ах — это преображенное существо, то используемое в отношении богов слово Ах означает их силы творения и возрождения. Так об этом пишет Тейлор в своей книге «Afterlife in Ancient Egypt».

Ученые постепенно осознавали, что такое Ах. В сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы XX века, Ах скорее казался им одной из форм человека. Скажем, Брэндон в своей книге «Destiny of Man» говорит о том, что «кажется, что сначала Ах являлось обозначением какого-то небесного существа, но утверждалось, что царь может обретать естество Ах, когда определенные священнодействия совершаются для него после его кончины» [Brandon. Destiny of Man. P.44].

Генри Фрэнкфорт отмечал:

«Подобно Ба, понятие Ах никогда не употребляется в отношении живого человека, но, подобно Ка, Ах никогда не изображается. Иероглифически он отображается хохлатым ибисом, но он вовсе не считается птицей. Значение слова — «сияющий», «прославленный» — указывает на то, что когда умерших именуют Аху (ˁḫw), то предполагается, что они — сверхъестественные существа. Место их пребывания — небеса, и Ах, в противоположность Ба, не имеет никакого отношения к телу. Но, в противоположность Ка, Ах личностно. Иногда ей приносят съестные приношения, и выражение «Хорошо снабженный Ах» постоянно в заупокойном ритуале. Мы переводим Ах как «преображенный дух» (transfigured spirit). Это умерший, запредельный, существующий вне земных или материальных уз и, таким образом, это наиболее духовное представление об умершем» [H.Frankfort. Kingship and the gods. P.64-65].

«Ах, в противоположность Ба, не имеет никакого отношения к телу» — мы помним, что Ба — это птица, со Среднего царства — птица с лицом человека. И Ба имеет отношение к телу, поскольку сидит на теле, взлетает с него. Но ничего подобного не говорится об Ах.

«Но, в противоположность Ка, Ах личностно» — это тоже очень важное замечание. Вообще, Генри Фрэнкфорт очень глубоко понял суть египетской религии. Ка — это сущность, которая определяет личность, это замысел о человеке, если угодно, но не человек (форма, которую предстоит наполнить содержанием). Замысел о человеке — это идея в неоплатоническом смысле этого понятия. Личность возникает, когда ты соединил свою волю, свой выбор, с замыслом о тебе, со своей замысленной Богом сущностью. То есть, вернуться к своему Ка можно, но Ка неличностен. А Ба личностно, и Ах тоже личностно.

А вот что пишет Джеймс Тэйлор об Ах:

«Aх отличается от иных "образов человеческого существа". В отличие от Ка, Ба и Рен (имени), которые являются аспектами индивидуума, Aх — это состояние, достижимое только после смерти и после благополучного прохождения через испытания и опасности. Не все умершие могли стать Aх. Тем, кто жил безнравственной жизнью, не дозволялось достичь блаженного состояния. И они обрекались второй смерти. Заупокойные тексты именовались Саху (sˁḫw) — то, что превращает в Aх» [J.Taylor Afterlife. P.32]

Сами заупокойные тексты именовались Саху, то есть и Книга Мертвых, и Тексты Ковчегов, и Тексты Пирамид — это Саху. Это то, что превращает в Ах. И действительно, в Книге Мертвых мы видим четыре совокупности сущностей. Это люди, боги, аху и мертвецы [BD 181.1.19; 175.1.46]. Например, в 181 речении:

«Привет Тебе, Осирис, сын Нут, увенчанный рогами. Высок Твой венец Атеф. Даны Тебе венец Уререт и посох пред лицом Девятерицы. Трепет пред Тобой сотворил Атум в сердцах людей, богов аху и мертвых».

Люди и боги относятся к нашему земному миру. Здесь, на земле, мы — люди, а духовные силы, бестелесные силы — это боги. А к миру мертвых относятся две другие сущности: аху — преображенные, спасшиеся; и мертвецы — те, кто не смогли преобразиться, достичь просветления из-за своих неправильных действий на земле.

Старшее поколение ученых постоянно делает акцент на том, что царь становится Аху благодаря ритуалам. А Самуэль Брэндон вообще полагает, что первоначально небесное восхождение было прерогативой царей. Теперь уже от этой мысли отказалось большинство ученых. При этом и Брэндон, и Моренц считают важнейшим магический аспект превращения в Ах. Но мы сейчас рассмотрим тексты и увидим, много ли там магии.

Продолжая разговор о четырех сущностях, уже не о четырех коллективных сущностях, людях, богах, аху и мертвецах, а о четырех сущностях человека, мы увидим, что Аху среди них нет. На рельефе из песчаника в гробнице Аменемхета в Фивах (XIX династия, около 1250 до н.э., ныне этот рельеф в Британском музее) изображено, как четыре сына Гора несут четыре главных элемента усопшего: Имсети несет сердце, Хапи — Ба, Дуамутеф — Ка, Кебексенуф — тело (ẖȝt). Но никто не несет Ах. Джон Тэйлор совершенно прав, и к этому подходит уже Генри Фрэнкфорт: Ах — это не элемент человека, как Ба, Ка, тело, сердце. Ах — это состояние всего человека, и его тела, только тела иного, и его сердца, и его Ба. И это состояние, это просветление есть соответствие Ка.

Ка — это элемент человека, если угодно, идеальный план человека. А Ах — это весь человек, соответствующий Ка, но уже личностный. Здесь та же разница, что между рисунком дома, который сделал архитектор перед строительством, и построенным домом. Рисунок очень красивый, он идеальный, но в нем нет жизни. В Ка была жизнь, поскольку в Боге все живо, но все же это еще не личность. А построенный дом — это Ах. В нем уже есть жизнь. Человек прожил жизнь и на суде доказал свое соответствие замыслу Бога.

В Текстах Пирамид мы уже встречаем определение: «Ах предназначен небу, тело предназначено земле» [РТ §474а]. Тело хоронят, но Ах восстает. В теле или без него? Вот это, собственно говоря, очень важный вопрос. Зигфрид Моренц пишет в «Египетской религии»:

«Суть заупокойной веры, на мой взгляд, составляла… вдохновляющая вера в действительность Бога. Вера эта побуждала верующих к тому, чтобы постараться войти в эту божественную действительность, рассматривая хекау (ḥkȝw) как дар Бога, как оружие, подаваемое Им для победы и избегания того дурного, что могло бы произойти с человеком в ином мире».

Магия (ḥkȝw) в Древнем Египте — это не заговоры, которыми человек, из корыстных побуждений, пытается воздействовать волю людей, и волю богов. Магия — это такие приемы, которые дает Бог, чтобы человек мог победить зло. Потому что зло духовно, это на самом деле духи, и чтобы победить их, требуется магия.

Т.е., как говорит Моренц, фактически человек становится просветленным по двум причинам: во-первых, из-за желания быть с Богом, из-за веры в Бога, и, во-вторых, — из-за того, что Бог его снабдил средствами для этого. Тот, кто знал, как и что надо делать, чтобы соединиться с Богом, — знал хекау. В Текстах Пирамид говорится: «Не странствуй теми западными водными путями, ибо те, кто странствует ими, не возвращаются. Но странствуй этими восточными водными путями среди спутников Ра». И далее — примечание: «рука простерта к Востоку» [РТ697 - §2175].

Странствовать восточными путями, это значит — быть среди спутников Ра, вместе с ними шествовать теми путями, которые ведут к победе над смертью. Солнце, побеждая смерть, восходит на востоке. А вечернее солнце — это умирающее солнце. Запад — образ мертвых, но восток — образ воскресения.


Образ воскресших в Книге Врат.

Книга Врат — это источник времен Нового царства, это листы папируса, на которых — виньетки с изображениями и с подписями, одна из которых, например, гласит: «Умиротворенные, те, кто покоятся в мире, те, кто молятся Ра». И далее идет текст:

«Те, кто всегда молились Ра на земле, те, кто попрали Апопа, кто свершали возлияния, кадили своим богам, когда достигнут упокоения, будут обладать своими возлияниями, получат они свои приношения пищи, будут они вкушать от своих заупокойных приношений близ врат Того, кто скрывает имя свое (это может быть Амон или же Осирис — в сущности, это не важно)… Ра говорит им: принадлежат вам ваши заупокойные дары, распоряжаетесь вы вашими возлияниями. Души ваши не погибнут, ваши хлебные приношения не потерпят ущерба. Молитесь мне вы, те, кто отвергли Апопа ради Меня» [BG. I, 42-48].

Здесь души — это Бау (bȝw). Ваши Бау, ваши силы не погибнут. Значит, вопрос о победе, вопрос о воскресении ясно и твердо связан с отношением к Апопу и другим силам зла. Те, кто попрали Апопа — они будут с Ра. И еще одна очень важная вещь: мы думаем, когда жертвуем что-то здесь, на земле, кому угодно, Богу ли, ближнему ли, когда совершаем какую-либо жертву, что мы это делаем для Бога или для ближнего. Но на самом деле все это мы приносим сами себе. Все наши жертвоприношения, все наши возлияния, все наши дары — мы приносим их сами себе, мы все их обретаем там. Поэтому в Книге Врат, прямо сказано — «принадлежат вам ваши заупокойные дары, распоряжаетесь вы вашими возлияниями».

И снова обратимся к Книге Врат:

«Боги, ушедшие к своим Ка, это те, кто были чисты от ложной клятвы верности во время их жизни на земле, кто приносил заупокойные жертвы в месте с Ра. Говорит им Ра: Дары ваши, состоящие из ваших приношений, принадлежат вам, о, боги. Ваши Кау (kȝw) принадлежат вам. Пребываете вы в полноте вашей. Повержены неприятели ваши. Не коснется слава ваша седалищ их… могущество ваше — сокровенных [частей] их» [BG I, 174-177].

«Боги» — это умершие люди, но не те мертвецы, которые потеряли свое человеческое естество, а те, кто его осуществили, реализовали, те, кто вернулись к своим Ка. «Уйти к своему Ка» означает «соединиться со своим первообразом».

«Праведники, пребывающие в инобытии. Те, кто творили правду на земле, которые не сближались с грехом, их призывают во врата эти. Они жили праведностью (mȝˁt). Свершали они возлияния из своего водоема. Ра глаголет им: Праведность — вот пища ваша для вас. Хлебы ваши — это праведность ваша. Они обладают возлияниями своими, те, кто были водой, излившейся на огонь, на грешников, на извращавших пути свои» [BG. I, 49-53].

«Те, кто говорили правду на земле, ублажавшие Бога добронравием своим, им говорит Ра: "Да будут могущественны души ваши, да будет воздух в ноздрях ваших (дыхание жизни), да будет земля обитания вашего — Поля Тростников (sḫt jȝrw — образ рая). Да принадлежит вам Град Праведности. Вот вам седалища ваши, дабы были вы собранием судейским с теми, кто пребывает во Мне". Приносятся им дары на земле как пребывающим в мире (ḥtp — в довольстве). Глаголет Ра богу, который во главе собрания судейского (скорее всего, Тот): "О Великий, призови души праведников этих, дай им воссесть на седалищах, уготованных для них, дабы имели они участие в собрании судейском, которого пребывание во Мне Самом"». [BG 242-250]

Это собрание — в самом Ра. Судьи и Ра — это одно, это идея обожения.

Идея превращения в Ах, превращение в Бога во всей его силе — это постоянная тема для Египта. Вот, например, §2092 Текстов Пирамид: «Речение слов: Пробудись, Осирис! Восстань, расслабленный! Воздвигни себя, о Боже! Имеет Бог власть над всем телом своим».

Казалось бы, перед нами обращение к Осирису. Но вот следующая фраза того же речения: «Пробудись, Неферкара! Восстань, расслабленный! Воздвигни себя, о Боже! Имеет Бог власть над всем телом своим». Кроме имени, ничего не изменилось. Неферкара — тоже Осирис.


Идея обожения в заупокойных текстах Древнего Египта.

Рассмотрим Тексты Ковчегов. Ковчег Нечерхотепа, знатного вельможи из Бени Хасана хранится в Каире, относится к XI-XII династии. В Лиште был найден саркофаг, в котором присутствовала та же надпись — это саркофаг князя XII-й династии Сесенеба Херихеба. К сожалению, он был утерян, но сфотографирован. Вот этот текст:

«Так говорит (Сесенеб): «Я цесарка, Я Ра, исходящий из Нуна, ибо имя мое — Хепри. И Ба мой божественен. Я тот, кто создал власти, дурные деяния ненавистны мне и я не смотрю на них, ибо я один из делающих праведное. И я каждодневно живу этим (в саркофаге Нечерхотепа в этом месте говорится: «Я — Осирис, творящий правду»). Я — власть, которая никогда не потерпит никакого ущерба, ибо имя мое — Ах. Мне молятся как быку (nḥḥj-m-kȝ, «Нехехиэмка»). Я — владыка Сияния. Я тот, кто дает власть Осирису, и я ублажаю сердца тех, кто служит Ему… Я тот, кто сотворил мрак, кто воздвиг престол свой на грани небес. Ба мой — это воистину Ба, тело мое — это Урей Единого Предвечного, владыки годов. И значит это, что я буду жить вечно (nḥḥ). Имя мое не погибнет. Я изгоню зло, я узрю Отца моего, Владыку вечера (Атума). Я облобызаю тело Того, кто в Оне (Гелиополе), я буду править теми, кто в палатах Западного Холма Ибиса (умершими) [СТ 307].

Вот такое мощное речение. Зигфрид Моренц, анализируя его, говорит, что не стоит полагать, будто умершим овладела безумная мысль, что став Ах, он стал верховным Богом и всеми повелевает — и живыми, и умершими. Перед нами ритуальный текст, он запечатлен на двух ковчегах из разных мест Египта (один из них — из Бени Хасана, другой — из Лишта). Фрагменты этого речения присутствуют и в 184-м речении Книги Мертвых. То есть, это достаточно распространённая формула.

И речь тут идёт о том, что обладатель ковчега и Бог — это одно. Он владеет и он управляет потому, что он (Нечерхотеп или Сесенеб Херихеб) — Бог. Но Бог, оставшийся Нечерхотепом или Сесенебом, оставшийся личностью. Это очень важно понять. Вот она, эта невероятная перспектива соединения с полнотой Бога: «Я — Ра, исходящий из Нуна».

Сравнение себя с цесаркой, птицей, которая связана с Ра — тоже понятно. Птица — это один из любимых египетских образов. И сам Ах — изображался ибисом. Птица в египетской символике — это образ Духа, образ полёта, образ свободы от земного.

Рассмотрим 539-е речение Текстов Пирамид:

«Подобна орлиной глава Пепи, когда возносится он, воздвигает себя в небо. Череп Пепи подобен божественным звёздам, когда возносится он, воздвигает себя в небо».

В этом речении рефреном повторяется фраза «когда возносится он, воздвигает себя в небо». В восточной поэтике такая форма гимна считается особо торжественной и красивой — когда в нём чередуются новые и новые фразы с одним и тем же важнейшим рефреном.

Египтяне считали, что человек уже здесь достигает того состояния, которое позволяет ему вознестись в небо. Уже здесь, на земле, победив Апопа и утвердив Маат. Опуская рефрен, продолжаем чтение 539-го речения:

«Лик Пепи подобен лику открывателя пути (когда он воздвигает себя в небо). Очи Пепи подобны очам Единого Великого, кто во главе душ Иуну. Нос Пепи подобен носу Тота.
Рот Пепи подобен рту, пересекающему великое озеро. Язык Пепи подобен Маат на ладье Маат (т.е., он никогда не лгал). Руки Пепи подобны рукам Сета»

Имеются в виду не руки Сета, убившие Осириса; Сет здесь рассматривается в своей охранительной функции на носу ладьи Ра, когда он пронзает Апопа, олицетворяющего зло, покушающегося на нарушение гармонии и привнесение хаоса в мир.

«Сердце Пепи подобно сердцу Бастет (Бастет — образ львицы и одновременно — образ могущества). Чрево Пепи — Нут (небо). Седалище Пепи — Хекет, Ягодицы Пепи подобны Ладьям Утра и Вечера, (Ладьи Ра). Фаллос Пепи подобен Хапи (плодороден, как Нил), бедра Пепи подобны Нейт и Серкет. Пепи принадлежит Богу, он — сын Божий, когда возносится он, когда он воздвигает себя в небо. Пепи — сын Ра возлюбленный, когда он это делает. Пепи зачат Ра, когда возносится, когда воздвигает себя в небо. Пепи замыслен Ра (замысел — это Ка). Пепи рожден Ра, когда возносится он, когда он воздвигает себя в небо»

Замыслен, зачат, рожден — всё это означает, что он — от Бога. Это очень важный принцип. А завершается речение так:

«Сколь прекрасно это зрелище, сколь восхитительно это видение, — глаголят они, глаголят боги — вознесение этого бога на небо, вознесение Пепи на небо».


Аху — звезды негибнущие.

Во множестве Текстов Пирамид (например, в §656 или в §365), мы читаем одно и то же: «Царь жив, так как после смерти он или его Ба достигает звезд негибнущих или путешествует с Солнцем». Этот образ вознесения, образ путешествия с Солнцем на солнечной Ладье, — очень и очень важный принцип.

В РТ §1582 и §1583 высказывается пожелание умершему (в данном случае, царю Неферкара): «Да воссияешь ты как Ра, подави злодеяние. Пусть Маат восстанет позади Ра, сияет каждодневно для Того, кто на краю небосклона. Отверзи врата те, что в Нуне».

Т.е., он должен подавить злодеяние и злодеев, которые вокруг, он должен быть одно с Маат, с правдой. Тогда он взойдет через врата в Нуне в божественное бытие. И это происходит, потому что Меренра замыслен в Нуне, зачат в Нуне. В РТ 607, §1701 прямо говорится — «Создан Меренра этот Ну (т.е. Нуном), и пребывал он под левой рукой Его, когда был младенцем, не имеющим разума. Он спас Меренра сего от богов смуты (тех-тех нечеру), и Он не отдаст Меренра богам смуты».

Обратите внимание: он тогда не имел разума. Что же это значит, не имеющий разума? А это Ка. Он был замыслен, и еще не имел своей воли, не имел своего разума, он был там лишь образом. И тот, кто его замыслил, не даст ему погибнуть от злых сил при одном условии — что он соблюдал Маат (mȝˁt) на земле, что он был верен Маат, и Маат встанет рядом с ним. Ты замыслен в Боге, который совершенен, и ты спасешься, ибо ты совершенен, если ты не разрушил своего совершенства несоблюдением Маат, несоблюдением божественных принципов.

И то же самое мы видим в Книге Мертвых.

«Я Ра, вышедший из Нуна. Моя душа (т.е. Ба) — это Бог. Я тот, кто сотворил власть, и ложь ненавистна мне. Я — Осирис, сотворивший праведность, и Ра может жить ею каждодневно. Мне молятся как Быку. Меня призывают в Девятерице в этом моем имени божественной цесарки. Я сам пришел в бытие вместе с Нуном в этом моем имени Хепри, я прихожу в нем в бытие каждодневно, ибо я — владыка света, я являю себя как Ра» [BD 153 B].

Это речение из папируса XXI династии предводительницы возлюбленных Амона, пророчицы Мут Нестанебташеру, дочери верховного священника Амона Паионоджема II (Фивы, около 950 до н.э.), во многом повторяет Книгу Врат. Обратите внимание, что Осирис творит Маат. Осирис творит праведность. И пророчица Нестанебташеру — Осирис, потому что она творила праведность. И завершается это речение так же, как и в Книге Врат тем, что умершая пророчица Мут — «владыка сияния».

Мы знаем, что Аху воскресшие видны с земли сияющими звездами. Погребальные камеры египетских пирамид, их потолки, усыпаны сияющими пятиконечными звездами. Эти звезды, эти пять соединенных между собой лучей, очень напоминают человека (руки, ноги, голова). Это образы воскресших. Человеческий глаз не воспринимает небесные звезды как пятилучевые. А там — именно пятилучевые звезды на темно-синем фоне.

И этот образ — «ты станешь впереди всех Аху, звезд негибнущих» — в Египте он известен начиная с самой глубокой древности. Египтяне вряд ли думали наивно, что каждая звездочка — это умерший. На самом деле это поэтический образ того, что умершие уже в инобытии, они уже в божественном мире, они уже в неприступном мире, куда нельзя подняться грешнику. Они прошли этот путь. И это общий образ. Посмотрите, как в книге Иова об этом красиво говорится: «Не превыше ли небес Бог? Посмотри вверх на звезды, как они высоко» [Иов. 22:12.].

И, опять же, в Книге Врат читаем подпись под виньеткой: «Те, кто есть сокровенность таинств, прекрасные блаженные души, прекрасные воскресшие, прекрасные Аху». И далее текст:

«Тот, кто есть тайна таинств, глаголет им, — привет вам, воскресшие (Аху), привет вам, обитатели инобытия, откройте лица ваши, раскройте тьму, которой объяты вы. Да будет благо душам вашим, да будет прекрасно теням вашим, да будет знание в речениях ваших, да будет сила в сердцах ваших, да подниметесь вы с погребальных одров ваших, да принадлежит дыхание ноздрям вашим, да будет сладостен аромат умащений ваших, да спадут погребальные пелены с тел ваших, да будете вы уходить и возвращаться.¹ Да сможете вы располагать возлияниями, да возрадуются души ваши, да будете вы мощны, да сможете вы брать пищу, да ублажитесь вы приношениями к вам, да достигнут вас возлияния из тех водоемов инобытия, которые богаты рыбой. Да будете вы стоять под лиственной кровлей, несущей на себе Дух Ахти. Да воссияют одежды ваши. Да станете вы светом по величию Ра. Область мертвых отверста для вас, дабы могли вы войти в полноту Осириса. Привет вам, воскресшие!».

И дальше идет комментарий: «Они на ложах своих, спят на одрах своих. Приношения приносятся им на Земле как прекрасным воскресшим, тень которых в их власти» [BG. II, 159-163].
_______________________________
[1] Это книга входа и выхода, то есть она нужна для того, чтобы приходить в этот мир и выходить из него.



_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ АХ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»