• Авторизация


ХЕБ-СЕД 19-07-2020 22:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Андрей Зубов
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МОНАРХИЯ. ПРАЗДНИК ХВОСТА



1. Царские праздники. «Праздник хвоста» (хеб-сед)

Тремя основными царскими ритуалами в Египте были: возведение на престол, которое, обычно, происходило сразу же после смерти предшествующего царя; коронация, которая была разнесена во времени с возведением на престол и происходила обычно в начале года или в начале сезона, когда после разлива Нила начинались сельскохозяйственные работы, т.е. она приходилась на время посева, когда жизнь начинала возрождаться, и царская власть символизировала это. А вот третья составляющая — праздник хеб-сед — это очень своеобразный, чисто египетский, ритуал, о котором много написали египтологи, но однозначного понимания, что это такое, у египтологов нет. Важно, что этот ритуал отражает очень существенный аспект царственности в Древнем Египте.

Первое слово — «хеб» — означает праздник. «Хеб-сед» буквально означает «праздник хвоста». Почему хвоста — к этому мы вернемся чуть позже. Суть же этого праздника заключалась в том, что живой царь мистериально умирал. И все, что связано с ритуалом хеб-седа, было, в первую очередь, связано со смертью и возрождением живого, не собирающегося умирать царя.

Изображения хеб-седа многочисленны. У царей и у многих богатых людей (т.е. не только у царей, и это очень интересно) кроме основной гробницы, где покоится тело, были и другие гробницы, которые возводились еще при жизни и в которых находился пустой саркофаг. Часто этот саркофаг по размерам не был равен взрослому телу, он был маленьким. Кроме саркофага, в этих гробницах порой мы находим еще один элемент — статую в позе Осириса, т.е. в позе умершего.

hs_rd (700x525, 170Kb)
Сцена хеб-седа из гробницы Херуэфа. XVIII дин. Эль-Ассасиф.

Мы знаем, что праздник хеб-сед был связан с битвой сынов Гора и последователей Сета. Эту битву изображали люди — мы не знаем, жрецы ли, добровольцы ли, или два отряда воинов, — но есть изображения, как люди с палками¹ бросаются друг на друга. Наверное, никто никого не убивал, это было, в общем, символическое действо, турнир.
_________________________________
[1] На приведённом выше изображении, видно, что это, очевидно, ритуальное противостояние (не исключено, что в форме танца) и в руках противоборствующие стороны держат не «палки», а стебли папируса, заканчивающиеся цветком. Жезл уадж (wȝḏ, «зеленый») в форме стебля папируса с навершием в виде цветка папируса символизирует «возрождение», «вечную молодость».


hs_dd (661x547, 216Kb)
Воздвижение столпа Джед. Гробница Херуэфа. XVIII дин. Эль-Ассасиф.

После этого происходило воздвижение столпа Джед (ḏd, символ постоянства и стабильности). Джед, согласно Текстам пирамид, — это спинной столб, позвоночник Осириса. Т.е. воздвижение Джеда — это воздвижение Осириса. После воздвижения столпа Джед происходил обряд, который назывался «Умиротворение Осириса».


2. Связь царских кенотафов с хеб-седом

Мы не знаем всех ритуалов и речений, которые были связаны с хеб-седом, но важно, что это очень древний обычай. Он существует буквально с начала Древнего царства. В Египте заупокойные ансамбли возводились при жизни. И уже при первых династиях в южной части заупокойного ансамбля ставилась хеб-седная гробница. Юг (ḳbḥw, «прохладная вода») — это сторона истоков Нила, это одновременно небо и страна усопших. В Египте в глубочайшей древности именно юг связывался с умершими. К ним и была обращена пустая гробница, которую мы по-гречески называем кенотафом (κενοτάφιον).

Характерно, что Кебехут (Kbḥw.t) — это дочь Анубиса, богиня мертвых,² и ее мы тоже встречаем в текстах.
_________________________________
[2] Kbḥw.t (Кебхут, Кебехут) — богиня бальзамирования и чистой прохладной воды. Кебхут помогала Анубису в процессе мумификации, омывала внутренности и тело умерших, приносила священную воду необходимую для омовения умершего. Она приносила воду душам мёртвых, пока они ждали завершения процесса мумификации.


С V династии ориентация кенотафа меняется на восточную, и это один из примеров того, что нечто меняется в сознании египтян, что солярная символика начинает превалировать. Меняется и ориентация заупокойного храма — с северной стороны (область звезд «негибнущих», не опускающихся за горизонт) на восточную. Т.е. кенотаф и заупокойный храм ставятся теперь рядом.

Отечественная исследовательница Н.Постовская, изучавшая обряд хеб-седа еще в 1950-е годы, писала:

«Для ряда царей Древнего Царства были возведены сооружения, на первый взгляд ни чем не отличающиеся от гробниц, но предназначающиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, т.е. ложные гробницы — кенотафы. Несомненно, что в ряде случаев возведение царских кенотафов определенным образом связано с ритуалом хеб-седа».
(Н.М. Постовская. О царских кенотафах древнего Египта)

После «умиротворения Осириса» хеб-сед завершался следующими действиями: царь короновался (подчеркнём, царь, который уже был до этого коронован, проходил новую коронацию) и объезжал столицу (это мог быть Мемфис или Фивы) верхом или, чаще, в боевой колеснице, тем самым, демонстрируя, что он вступает вновь в свои царские права.

В 1901 году Г.Картером была открыта нетронутая кенотафная гробница Ментухотепа в Дэйр эль-Бахри. Там лежала на боку двухметровая хеб-седная статуя царя. В остальном гробница была пуста с самого начала.

Очень интересные вещи происходили с Ментухотепом I (XI династия). Он трижды меняет свое Хорово имя: Санкхибту, Нечерхеджет, Сомту.³ И потом, как теперь выяснилось, тот же самый Ментухотеп изменил свое второе тронное имя: сначала он именовался Небхепетра, а потом — Санкхкара.⁴ Т.е. Ментухотеп I и Ментухотеп II — это одно и то же лицо, царь XI династии. Он правил приблизительно в 2250-2160 годы — мы не можем точно зафиксировать годы его правления, но известно, что под первым именем он правил 51 год, а под вторым — 12 лет.
_________________________________
[3] Хорово имя Ментухотепа:
S-ˁnḫ-jb-tȝw(j) — «Живое сердце двух земель»;
Nṯrj-ḥḏt — «Божественная белая корона»;
Smȝ-tȝw(j) — «Объединитель двух земель».

[4] Тронное имя Ментухотепа:
Nb-ḥȝpt-rˁ — «Хозяин воли Ра»;
S-ˁnḫ-kȝ-rˁ — «Тот, кто оживляет образ Ра».


Многие ученые предполагают, что в таких долгих правлениях (очевидно, что Ментухотеп умер уже, наверное, глубоким стариком, после 63 лет на престоле) хеб-сед связывался с обновлением, восстановлением сил стареющего царя. Т.е., он как бы умирал и заново воскресал, становясь опять молодым. Но так как на самом деле молодым он, понятно, не становился, а оставался таким же старым, как и до этих ритуалов, то скорее всего, речь идет о чем-то ином.


3. Хеб-седная «смерть» царя

Обратим внимание, что часть обрядов, связанных с хеб-седом, справлялась не в храме, а в специальном святилище, которое называлось сех нечер (sḥ-nṯr). Это святилище, где Анубис совершал над телом Осириса очистительные обряды, бальзамировал его. То, что оживление Осириса происходит в доме Анубиса, известно из Текстов пирамид. Ниже 1995 параграф Текстов пирамид:

«Я пришел к тебе, ибо я сын твой, я пришел к тебе, ибо я Гор. Воздвиг я твой посох для тебя пред всеми воскресшими (ȝḫw) и твой скипетр пред всеми звездами негибнущими. Я обрел тебя, собрал воедино члены твои, лик твой — лик шакала, потаенные части твои — небесный змей. Она (Кебехут) освежает сердце твое в теле твоем в доме отца её — Анубиса» (Pyr. 1995).
Clip (480x280, 32Kb)
Сцена мумификации умершего Анубисом.

Это, безусловно, заупокойный текст. Но «дом Анубиса» — это та самая постройка, в которой совершалась значительная часть хеб-седа. Т.е. очевидно, что живой царь мистериально «умирал», и над ним творились те же ритуалы, которые творятся над телом умершего. Мы не знаем, была ли это статуя или сам царь, или где-то сам царь, а где-то — статуя. Но в результате царь становится другим человеком, с другим именем, как это произошло с Ментухотепом.

В сцене А рельефа южной стены Белого храма Сенусерта Анубис ведет царя к сех нечер. Коронация царя, которой завершается хеб-сед, происходила после выхода из дома Анубиса, из сех нечер. Именно в доме Анубиса происходит «освежение сердца», «освежение плоти».

Жак Вандье, который пытался понять особенности египетской религии, в исследовании, посвященном хеб-седу, пишет:

«Действительно, странно находить в могиле изображения праздника Седа. Можно предположить, что царь стремился перенести в иной мир ритуалы, совершавшиеся в земной жизни».
(J.Vandier. Manuel d'archéologie égyptienne)

Однако гробница изображает и ту смерть, которую реально пережил царь, и воскресение, которое он реально пережил, и ту смерть, которую он пережил символически, и символическое воскресение.

Праздник хвоста, праздник седа — очень частое явление. Было подсчитано, что 53 египетских царя упоминали о своих хеб-седах. Это был частый ритуал. Многие египетские цари так или иначе его совершали. Не все его совершали в явной форме, только 13 царей, судя по их кенотафам, действительно совершали праздник седа. Остальные проходили его в форме мистериального акта, либо просто фиксировали его через изображение — т.е. праздник седа имел некое символическое значение. Об этом пишут Бонэм и Форго в книге «Фараон. Секреты власти», вышедшей в Париже в 1988 году (M.-A.Bonhême; A.Forgeau. Pharaon: les secrets du pouvoir).

Итак, многие цари прибегали к празднику седа или в реальности, или, намного чаще, в некой изобразительно-текстовой форме. Потому что праздник, видимо, был сложный, затратный, и не все были готовы его совершать. Может быть, он был связан и с персональными сложностями для царя: все-таки изображение собственной смерти — это нелегкая вещь. Мы не знаем наверняка, как это происходило.

По поводу происхождения хеб-седной традиции, ученые сделали предположение, которое, на первый взгляд, кажется очень убедительным, — и оно подтверждается массой фактов, но не египетских, — что на самом деле в древности, когда только возникла царственность, царь должен был быть молодым и крепким, а когда он, как любой человек, старел, его убивали и с помощью определенных ритуалов возводили на престол нового царя, в которого переходила сила убитого царя. Ученые очень любят употреблять слово «цареубийство» (regicide) не в смысле заговора, а в смысле именно такого ритуального цареубийства. И, действительно, эта традиция кое-где есть.

Лео Фробениус описывает убийство царя у африканского племени шиллуков (L. Frobenius. Monumenta Africana. Erlebte Erdteile). Вместе с царем убивали молодую девушку, и через год после их смерти кости царя и девушки зашивали в мешок. Убийство происходило в безлунную ночь, перед началом сезона дождей, через семь лет правления. Вот это мы вроде бы знаем наверняка. Но это, конечно, не Египет, это Черная Африка. И мешок, и кости, и тело, и участие девушки во всем этом говорит о том, что это была попытка на практике осуществить осирический миф, который, естественно, имел символическое значение и на практике не осуществлялся. Генри Фрэнкфорт в книге «Kingship and the gods» предположил, что в Черную Африку давно уже просочились какие-то сведения о религии Египта.

Американский ученый Дж. Кэмпбелл, склонный к собиранию нравственно сомнительных фактов из истории религий, посвятил несколько страниц своей книги описанию таких регицидов, и он тоже говорит, что хеб-сед — это попытка уйти от регицида, попытка сделать его символическим. Он пишет: «Можно утверждать с полной определенностью, что в самый ранний период существования иератических городов-государств царь и его двор ритуально уничтожались через определенное число лет, определяемое соотношением небесных светил к луне» (J.Campbell. Primitive Mythology. The Masks of God). Смерть царя была связана с огнем и с соитием подростков. Т.е. у многих африканских племен почему-то не взрослые люди, а почти дети должны были вступать в половые отношения, и их после этого тоже умерщвляли.

Все это напоминает какие-то остаточные мифы, которые надо специально исследовать, но вряд ли можно говорить об этом как о первоначальном содержании хеб-седа. В хеб-седе мы можем видеть попытку царя смыть свои накопившиеся грехи через «смерть» и «воскресение». И, смыв эти грехи, не только вернуться к правлению, но и помочь своим подданным, которые уже умерли, пройти путь спасения, пройти этот путь в Инобытие. Потому что для того и появилось царство — чтобы спасать людей. Для этого царь и становится царем: он и себя спасает, и себя очищает, и другим помогает.

Эту интенцию мы видим в 684 речении Текстов пирамид, хорошо сохранившемся в гробнице Неферкара:

«Неферкара сей восходит к сути своей. Неферкара сей оборачивается. Неферкара шествует. О ты, добрый спутник, восходи к сути своей, обернись, шествуй, будь мужественным. О Неферкара [шествуй] по иной стороне неба, где сияет прекрасная звезда на излучинах Ветренной реки. Неферкара восходит на небо и Неферкара дает тебе речение это, дабы радовался Ра каждодневно. Встает Неферкара сей на твой путь, о Гор Шезмета, зная то, как ты ведешь богов к добрым путям небесным и к полям приношений».
(Pyr. §2061-2062)

Конечно, здесь многое недоговорено, и многого мы не понимаем, например, что такое «излучины Ветренной реки». Видимо, это какие-то небесные, прекрасно известные египетскому священнику реалии. Но для нас здесь важно то, что Неферкара не только восходит к сути своей, но он и ведет каких-то спутников. Он ведет богов к «добрым путям небесным» и к «полям приношений». «Добрые пути небесные» и «поля приношений» — это цель заупокойной жизни для любого египтянина. И, соответственно, Неферкара здесь предводитель многих умерших, предводитель своих подданных.

Царь в образе Осириса (как «первый среди западных») должен пройти путь преображения и проложить путь для своих подданных, для других египтян.

Посмотрите, какая интересная аллюзия с евангельским текстом. Помните, уже незадолго до Крестной Смерти, на Тайной вечере, Христос говорит: «Ежели Я не умру, то вы не сможете пойти к Отцу Моему небесному» (Ин. 16:7). Мы знаем из христианской догматики, что Христос умер и воскрес благодаря Своей безгрешности и открыл путь для всех остальных. И я думаю, что египетский царь также предполагал, что он в обряде хеб-седа умирал и воскресал и для себя самого, и для своих подданных.


4. Царь как Бог и человек

Вот очень распространенное речение, которое встречается в трех пирамидах: Тети, Пепи, Меренра.

«Я омыл себя вместе с Ра в озере тростников. Гор отрет плоть твою, о Меренра. Тот отрет стопы твои. О Шу, воздвигни Меренра этого, о Нут, дай руку свою Меренра» (РТ 323 §519).

Р.Фолкнер представил это речение как беседу умершего со своим жрецом («Я омыл себя вместе с Ра в озере тростников» — это говорит царь. «Гор отрет плоть твою»… — это говорит священник). Если допустить, что это действительно беседа, то это очень может быть хеб-сед.

Здесь очень важно, что омовение царя совершается вместе с Ра. Конечно же, речь идет об омовении от греха. Это то самое баптизо (βαπτίζω),⁵ которое есть и в христианстве.

В 508 речении тоже говорится об омовении: «Сатис очищает меня водой из четырех кувшинов Элефантины» (Pyr. 1116).
hs_dh (647x620, 531Kb)
Сцена омовения Рамсеса II Гором и Тотом. Карнак. Храм Хонсу.

Исключительно интересно в этом смысле оправдание царя, стремление царя быть оправданным для других людей. Прочитаем 517-е речение Текстов пирамид, параграфы 1188-1189. Здесь мы встречаем нового героя, некоего перевозчика, напоминающего нам греческого Харона, который переплывает реку смерти и ведет людей в страну умерших.

«О ты, перевозящий праведников, не имеющих ладьи, как перевозчик (ма хаф) Полей Тростников, я признан праведником на небе и на земле. Я признан праведным на этом острове Земли, на который я плыл и которого достиг, который меж бедер Нут.⁶ Я тот карлик, танцующий «танец Бога», который развлекает Бога пред великим престолом Его. Это то, что ты слышал в домах, что было слышно повсюду на улицах, в тот день, когда ты был призван слушать повеления» (Pyr. 1188-1189).

«Я тот карлик, танцующий танец Бога»… — совершенно таинственная фраза, но, я думаю, наполненная смыслом. Здесь царь себя принижает, изображая себя карликом, исполняющим развлекающий танец. Такие карлики находились при многих царских дворах.
_________________________________
[5] βαπτίζω
1) погружать, окунать
2) (путем погружения в воду) крестить, med. креститься NT.

[6] Nwt — персонификация неба. Перевозчик перевозит праведников в небесные тростниковые поля (iȝrw). «Остров земли», которого достигла ладья, — это лоно Нут, из которого рождаются звезды, поэтому «меж бедер Нут».


«Это то, что ты слышал в домах, что было слышно повсюду на улицах»… — речь идет, конечно, о суде. Мы можем заблуждаться, но смысл, в целом, понятен: человек, и, в частности, царь, готов смириться, готов быть не великим Богом, а карликом, развлекающим Бога, слугой Бога. Но он праведен. Его перевозят потому, что эта ладья перевозит праведных. Он был «признан праведником на небе и на земле». И это он говорит сам о себе. И он оправдан в тот день, когда был призван слушать повеления. Мы понимаем, о каких повелениях идет речь:

«Иди, о тебе возвещено Осирису. Отныне хлеб твой — Око Гора, отныне пиво твое — Око Гора» (BD,125, 45-46).

Это оправдательный приговор. Царь, в данном случае, утверждает свою праведность. Он оправдан (mȝˁ-ḫrw). И поэтому он может подать руку и может вести других.

Образ человека, в котором нет греха, который был явлен во Христе, не был свойственен сознанию египтян. Египтяне нигде не говорили при живом царе, что в нем нет греха, поэтому очищение и необходимо. И египтяне понимали, что царь, который носит титул Бога, фактически, как и любой человек, не соответствует этому высокому званию. И вся задача спасения — это соединение божественности и фактического положения. Это с трудом понимается многими учеными.

Даже такой крупнейший религиовед, как Мирча Элиаде, писал в первом томе своей «Истории религиозных идей»:

«Большинство священных формул усиленно повторяет, что фараон — сын Атума (Ра), рожденный Великим Богом до творения мира, и что он не может умереть. Но иные тексты уверяют царя, что его тело не познает тления. Здесь налицо две различных религиозных идеологии, которые еще не вполне соединились в одно целое. (…) Особое достоинство, обретенное благодаря некоторым тайным знаниям… безусловно восходит к незапамятным временам, к эпохе додинастики, к культурам неолита. В египетской царской идеологии аллюзии этих посвящений скорее всего являются ненужными пережитками, ибо как Сын Божий и воплощенный Бог, фараон не имел нужды в обрядах посвящения, чтобы обрести праведность для восхождения на небо» (M. Eliade. A History of Religious Ideas).

Вот это характерная распространенная ошибка — что если царь был сыном Божьим и воплощенным Богом, то он не нуждается в очищении. Каждый христианин, хотя и является сыном Божьим (вспомним обращение «Отче наш») тоже имеет нужду в очищении. Даже Иисус Христос, желая «исполнить всякую правду» [Мф.3:15], принимает очищение от руки Иоанна Предтечи, и тогда Ему отверзаются небеса. Царь же имел нужду в том, чтобы очистить свою плоть, и именно очищая свою плоть, побеждая себя и в этой жизни, и в ритуальной смерти во время хеб-седа, он спасал своих подданных.

Тот же Мирча Элиаде сокращает этот круг спасаемых. Он говорит: «И хотя только он мог обладать солнечным бессмертием, фараон был окружен некоторым числом своих подданных, главным образом, членами своей семьи и царедворцами… Теми, кого хоронили неподалеку от царских погребений» (M. Eliade. A History of Religious Ideas. Vol. 1. Р. 96). Т.е. вроде бы он их как-то спасал, но на самом деле мы знаем, что спасал он далеко не только их, и далеко не только он спасал. Он был лишь одним из средств спасения. Грешник не спасется даже благодаря царю, праведник, видимо, спасется, независимо от царя, но средний человек нуждался в царской помощи. Он нуждался в этом спасении.

То же самое касается представления о царе как о великом Боге и, одновременно, о человеке. Любой царь всегда говорил о том, кто его реальные родители. Даже когда Хатшепсут утверждала, что ее Отцом является Амон, речь шла о том, что этот Амон вселился в ее реального отца — царя Тутмоса. Он был в нем. Это и пыталась показать Хатшепсут (или ее художники, которые по ее заказу делали заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри) изобразительными средствами. Т.е. земные родители царя были известны. Но понятно, что у Атума-Ра нет никаких родителей. И царь, как вечный Бог, тоже не имеет родителей.


5. Хеб-сед и победа над смертью

Посмотрим на поразительное во многих отношениях 438 речение Текстов пирамид. Оно сохранилось в гробницах Пепи I и Неферкара:

«Охо, охо! Для тебя воскликну я громким голосом: «О Отец мой!», ибо не имеешь ты отцов среди людей, и не имеешь матерей человеческих. — Отец твой — Великий Дикий Бык, Мать Твоя — Дева (Хенут). Живи жизнью, ибо ты не умрешь смертью, как живет Гор, первенствующий в собрании Хема (Летополис)» (Pyr. §809).

Здесь очень важно, что у царя нет земных отцов и земных матерей (хотя все знают, что они есть). Но его Отцом является Великий Дикий Бык. Великий Дикий Бык — это может быть Осирис, а может быть и Ра. И здесь наконец-то объясняется тайна хеб-седа — почему это «праздник хвоста». Во время хеб-седа к одеждам царя подвязывался бычий хвост. Если Отец твой — Великий Дикий Бык, то, понятно, у тебя должен быть бычий хвост. Это был символ того, что ты — не земное существо, ты — сын Ра, ты — сын Осириса. И, соответственно, поэтому ты можешь пройти через смерть и вернуться к жизни. И, проходя через смерть, помочь подданным, уже умершим, достичь спасения, достичь Осириса. Неслучайно очень важную роль в празднике хеб-седа играл Открыватель путей (Wp-wȝw.t, Вепуат), бог-шакал в свите Гора.

hs_rn (398x373, 84Kb)
Хеб-седный бег Хатшепсут (XVIII дин.) с быком.
Карнак. Красное святилище, южная стена.

Еще одним очень важным элементом хеб-седа было воздвижение столпа Джед. Столп Джед лежал на земле. И задача царя была — поднять его. В ритуале принимали участие царь и священнослужители — это, видимо, была довольно массивная форма. И они поднимали столп Джед, лежащий на земле, при всеобщем ликовании народа. А что такое столп Джед? Это позвоночный столб Осириса. Т.е. Осирис повержен, и Осирис воскрес. И Осирис — это царь. Хеб-сед — это воскресение царя.

Хеб-сед часто праздновался 1-го Тиби, когда кончалось время разлива Нила и начинались сельскохозяйственные работы. Праздник соединялся с новолунием. Т.е. здесь присутствуют важнейшие элементы начала жизни: сельскохозяйственные работы, посев (а Осирис — это зерно, он прорастает, как зерно), новолуние — начинает расти луна, а луна связана и с земледельческим циклом: она, как считали в древности, производит рост растений. В Евангелии есть замечательные слова, что человек приходит и ночью, и днем, и не видит, как развивается в земле зерно, а оно растет (Мк. 4:26-28). Но, в любом случае, и новолуние, и сельскохозяйственные работы — это образы начала жизни, образы возрождения. Значит, хеб-сед — это не праздник смерти, не праздник, подменяющий цареубийство некой символической формой. Хеб-сед — это праздник возрождения, это проводы царя в мир Осириса, превращение царя (живого царя!) в Осириса. Т.е. Гор становился Осирисом, а потом снова возвращался к жизни.

Мы не знаем до конца, почему египтяне считали, что иногда, когда царь долго правит, это нужно. Но, скорее всего, он должен пройти через смерть, чтобы возродить своих подданных, которые, видимо, без этого не могли ожидать полного возрождения.

И, наконец, изображения хеб-седа. Как я уже говорил, из 53 египетских царей, упоминавших о своих хеб-седах, в действительности их праздновали 13 царей. Т.е. тогда, когда изображали хеб-сед, он совершался в абсолютном мире. Не надо было совершать весь полный земной ритуал, достаточно было его изобразить, наверное, что-то прочитать, наверное, что-то сделать, но полного, массового празднования хеб-седа каждый раз не было. А он при этом совершался.

Нам известно, например, что второй царь V династии Сахура не совершал реального хеб-седа, а в его заупокойном храме хеб-сед изображен. У Джосера (III династия, 2778-2723) совмещены хеб-седное и настоящее погребения. Возможно, последний хеб-сед царя — это его реальная смерть. Т.е., может быть, он собирался совершить хеб-сед, но умер, и сама его смерть — это хеб-сед. Это тоже шествие в инобытие. Его возвращения в мир живых не было, но это неважно, важно то, что он вывел своих умерших в инобытие.

Запомним, что хеб-сед и кенотаф изображают не столько ритуальную смерть, сколько ритуальное воскресение и победу над смертью. Поэтому гробница пуста. Это очень напоминает пасхальное торжество. Мы не столько празднуем смерть Христа, — мы скорбим, конечно, о ней, но мы празднуем Его воскресение. Гробница пуста. Вы помните, как во время пасхального крестного хода происходит выход процессии из храма, а потом двери затворяются, и священник стучит в двери храма, как в гробницу. Двери отворяются, но Христос уже воскрес, гробница пуста — какой она и предстала Петру и Иоанну, которые туда прибежали после воскресения Христа (Ин. 20:1-9).

И эти кенотафы хеб-седа, эти пустые гробницы (в лучшем случае, со статуей) — это знак победы над смертью. Не знак смерти, или, если угодно, промежуточной смерти, ритуальной смерти, а знак победы над смертью.

Мы знаем, что хеб-сед мог праздноваться раз в 30 лет, но иногда он праздновался, — по крайней мере, символически, — каждые три года. По-разному могло быть. И очень характерно, что на Розеттском камне (как вы помните, Розеттский камень — это греко-египетская билингва, сейчас он хранится в Британском музее) Птолемей Эпифан (204-180 до н.э.) наименован владыкой хеб-седов. Т.е. он владеет этим вхождением в смерть и выходом в жизнь, что было важнейшим аспектом царственности.


6. Значимость нравственного достоинства царя

В Апокалипсисе Иисус именуется Свидетелем верным, Первенцем из мертвых и Владыкой царей земных (Откр. 1:5). Почему? Почему именно царей земных, а не купцов земных, не генералов земных? Не жрецов земных, не священников? А именно потому, что царь был образом спасающего Владыки. Христос был Первообразом, с точки зрения христиан, и поэтому Христос в себе осуществил истинную царственность, поэтому он и есть Царь царей земных. Он в себе осуществил то, чем символически должен был являться царь. Царь на Переднем Востоке — это тот, кто помогает в спасении. И Христа именуют тем, кто соделал христиан царями (Откр. 1:6). Т.е. каждый христианин, в этом смысле, царь. Он не только спасается сам, не только спасается с помощью Христа, но он имеет силу спасать других.

В Евангелии Христос, прежде чем выйти на общественное служение, испытывается (Мф. 5:1-11). И испытания продолжаются и потом. Последнее испытание — уже на Голгофе, после распятия — испытание смертью. До последней минуты он происходит испытание.

Тот же принцип мы видим и с испытанием египетских царей. Мы не знаем до конца, как подданные фараона мистически переживали его несоответствие божественному идеалу. Вот, например, что написано у Диодора:

«В последний из 72-х дней подготовки царя к погребению (72 дня мумифицируется тело царя) все его подданные собираются у входа в гробницу, где стоит ковчег. Каждый может высказать жалобу на царя. Жрецы же превозносят его благие поступки. Простой люд может выразить свое одобрение или неодобрение, если царь вел неподобающий образ жизни, и цари могли быть лишены общественного погребения (каким-то отзвуком этого являются речения Ипувера: «Смотрите, свершаются дела, которых никогда не было доселе — царь захвачен голыдьбой. Смотрите, погребенный Сокол [выброшен]… Скрывавшая его гробница пуста. Смотрите, страна лишена царственности кучкой людей, презирающих обычаи» (Речение Ипувера, P.Leiden). В результате цари стали творить справедливость из-за страха получить подобное неодобрение, страха за свое тело и боязни вечного поношения» (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 1,72).

Т.е. «после нас хоть потоп» египетский царь сказать не мог, в отличие от Людовика XV и людей его круга. Это была личная трагедия царя, если народ его после смерти осудит.


7. Тайна власти

42-е речение Книги Мертвых, посвященное каким-то посмертным действиям умершего, названо очень интересно: «Изречение о том, как избежать резни (šȝt) в Гераклеополе». Что это за резня? В этом 42-м речении писец и генерал Нахт (он жил около 1350-1300 до н.э.) дает образ идеального царя. Папирус с этим речением хранится в Британском музее.

Это сложное речение. Во-первых, Нахт — не царь. Но он говорит о себе как о царе. Это не узурпация и не бахвальство. Там, в инобытии, любой воскресший — царь. Вы помните слова апостола Петра о том, что все христиане — царственное священство (1 Петр. 2:9). Все — цари и священники (ср. с Откр. 1:6).

Он при жизни был генералом, был писцом, был вельможей при царе. Но он помнил о задаче своей царственности. Задача царственности заключается в том, что каждый ответственен за свои дела, и каждый так или иначе спасает других людей. В идеале, в пределе это делает царь, египетский фараон, а для христиан — Христос, но в какой-то степени своими поступками, словами, действиями делает каждый.

И вот что мы читаем в 42-м речении Книги Мертвых из папируса Нахта:

«Я Гор, предводительствующий мириадами людей. Моё огненное дыхание на лицах тех, чьи сердца подвигнулись против меня. Я правлю с высоты престола моего. Я шествую по пути, который я открыл. Я избавлен от всякого зла. Я — золотой бабуин пред Мемфисом, в три пальмы и еще в два пальца высотой, у которого нет ни рук, ни ног. Если здрав я, то и золотой бабуин пред Мемфисом — здрав». (BD 42)

Что такое золотой бабуин? Мы знаем, что бабуины — это те, кто первыми приветствовали Ра. Это собакообразная обезьяна, и вроде бы бабуины действительно первыми начинают орать, вопить и радоваться первым отсветам восходящего солнца. И египтяне, которые замечали каждую мелочь, обратили внимание на то, что бабуин — это особый поклонник Солнца, особый поклонник Ра. Золотой — потому что это золото солнца. И он гигантский. И у него нет ни рук, ни ног. Может быть, это само Солнце? Может быть, тот, кто радуется Солнцу, и само Солнце — это одно? И Нахт говорит, что «если я здрав, то и он здрав». Т.е. между Нахтом, царем и Солнцем оказывается некая связь.

hs_dr (700x288, 86Kb)
Бабуины приветствуют Ра. Изображение из погребальной камеры Рамсеса IX (XX дин.). Долина царей.

На пеленах мумии Тутмоса III (XVIII династия), сохранилась надпись:

«Мои члены — боги. Я всецело — Бог. Нет ни единого члена у меня без бога. Божественны вхождения мои, божественны исхождения мои. Явили себя боги как члены тела моего». (Каир CG40001)

Вспомним 17-е речение Книги Мертвых о том, что боги Эннеады — части тела Ра. А в Лейденском гимне говорится, что «Эннеада (Девятерица богов) объединена в членах твоих. Облик твой — бог каждый, соединенный в плоти Твоей» и «пальцы его — Восьмерица богов» (Urk.V, Abs 1-4;3-8; 140). И, наконец, можно вспомнить 539-е речение Текстов пирамид, Гимн небесного восхождения, где все члены умершего отождествляются с Богом. Т.е. говорится о всецелой божественности царя.

Конечно, каждый по смерти — Бог. Каждый — Осирис. Но царь — Бог по преимуществу, он выполняет эту свою божественную функцию для всех. В большей степени, чем другие. А почему в большей степени? По причине власти. И тут мы, наконец, открываем тайну власти. Власть — это не только возможность командовать другими, власть — это возможность помогать другим в спасении. Помогать другим, в том числе, и утверждением Правды.


8. Утверждение Правды

Но быть Богом очень трудно. Потому что главное мерило божественности — это Правда, Истина (Mȝˁt). Она судит человека на суде. И именно потому, что обычный, заурядный человек чувствует, что он не всегда соответствует Правде, он воздвигает царя как того, кто должен соответствовать. Зачем еще нужен царь, если он не соответствует Правде? Именно поэтому Диодор пишет, что люди собираются и говорят, соответствовал Правде царь или не соответствовал. И тут уже никакая пропаганда не поможет. Потому что Правда — объективная вещь. Официальные лица или жрецы могут восхвалять царя, но простые люди лучше знают каков царь на самом деле.

hs_wm (700x297, 104Kb)
Суд Осириса. За спиной Осириса стоит Маат с пером в диадеме и анхом в правой руке. Папирус Нахта.

Царю каждый день подносили Маат, как знак того, что он должен творить Правду. И неслучайно обращение к царю: «Твоя речь — это святилище Маат». Царь может быть плохим полководцем — это не страшно, он назначит генералов. Царь может быть плохим специалистом по экономике — это не страшно, будет визирь, который разберется в экономике государства. Но функцию хранения Правды царь не может передать никому. Каждый должен хранить Правду, но для всего Египта Правду хранит царь. Именно поэтому с царем закон — потому что закон стоит на принципе хранения Правды.

Хатшепсут говорит: «Я творила сияющую Маат, которою любит он (Ра). Знаю, что он живет ею. Это — хлеб мой, я вкушаю от его сияния, я — подобие членов его, я — одно с ним. Он зачал меня дабы утвердить силу свою в этой земле. Атум в Хепри свершает это, то, что Ра свершил при творении». Это надпись в Спеос Артемидос (Σπέος Ἀρτέμιδος) в Бени Хасан.

Вспомним Христа, когда он после беседы с самарянкой у колодца говорит ученикам, принесшим ему еду: «у меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин. 4:32). Он говорит о духовной пище, об Истине, которую он несёт. Вот это и есть главная царская добродетель — говорить Правду, являть Правду, утверждать Правду. Если надо, даже силой утверждать Правду и силой уничтожать ложь. Для этого царю дан меч, только для этого.

В «Притчах Соломоновых» говорится: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Притч. 20:8). Т.е. суд — это важнейшая функция. Что такое суд? Это отделение Правды от неправды. Поэтому там, где происходит фальсификация суда, там, где Правда выдается за неправду, а неправда за Правду — там всякая власть полностью лишена внутренней силы.

Вспомним, как у пророка Исайи говорится о будущем Мессии. Это знаменитая 11-я глава — текст, который поддержал бы любой египтянин. Но только египтянин отнес бы его к своему царю, да и то, наверное, вздохнул бы и сказал: «Да, таким должен быть царь, но увы, увы». А, может быть, не решился бы сказать, но подумал бы. Вспомним этот текст:

«И почиет на нем (на Мессии) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл его — правда, и препоясанием бедр его — истина». (Ис. 11:2-5)

Сравните с египетской формулой: «я устами своими испепеляю ложь». У Исайи то же самое: «духом уст своих убьет нечестивого». И в гробнице Рехмира говорится: «и се его величество это тот, кто знает все, что произошло. Нет ничего, о чем бы он не ведал. Он — Тхот во всём. Нет ни единого слова, которое бы не вывел он (наружу)» (Rekhmire VII, 11, 8). Т.е. он знает все, он знает Правду.
_________________________________
[7] Другой вариант перевода: «нет дела, которого бы он не завершил».


«Царь Меренра превознесен и могущественен над всеми богами. Все свершается в соответствии с повелениями, которые изрекает его суть (Ка)». Если Рехмира — это Новое царство, то это слова из автобиографии вельможи Уни (VI династия), записанной в его абидосском кенотафе.

Итак, мы видим принцип Правды и могущества. Как пишет Фрэнкфорт, «египтяне приписывали изобилие или голод качествам своих царей — не в современном смысле — их умению управления, но их способности быть связующим звеном между божественным и человеческим, и превращения взаимосвязи обоих в источник радости и чуда» (H. Frankfort. Kingship and the Gods. P. 58).

Т.е. благое и злое на земле — это результат благочестия царя. Если царь благочестив, страна процветает. «Если царь нечестив, страна пребывает в бедности и нищете, потому что разорвана связь между небом и землей, между верхней и нижней страной, и иссяк из-за этого источник радости и чуда», — как пишет, вспоминая один англиканский псалом, Фрэнкфорт.

Стереотипом является то, что, подобно Богу, подобно Амону, царь постоянно бодрствует. Он постоянно старается это благо, Маат, утвердить в Египте. В гимне Амону говорится: «Спят все, а ты не спишь, промысляя благое для тварей Своих». И вот указ Хоремхеба (ок. 1330 до н.э.): «Его величество, бодрствуя круглые сутки, ищет благое для Египта, исследуя дела» (Указ Хоремхеба. ХИДВ. I, с.100). И еще из того же указа: «Маат возвратилась после того, как страна воссоединилась (ẖnm)» (Urk IV. 2140 ff.). «Страна воссоединилась» — это не воссоединение частей египетского государства, или, по крайней мере, не только воссоединение частей египетского государства, а это воссоединение Неба и Земли. Маат пребывает на Небе, а надо, чтобы она пребывала и на Земле. И это тоже великая задача царя.

Мы встречаем в заупокойных текстах огромное количество имен или обращений, утверждающих, что Бог — это Ка (Суть) царя. Но в гробницах частных лиц мы встречаем такие фразы: «Мой Ка (т.е. моя Суть) принадлежит царю». «Моя Суть происходит от царя». «Царь творит мою Суть». «Царь — это моя Суть». Фрэнкфорт говорит, что египтяне передавали свое понимание посреднической роли царя посредством идеи Ка (H. Frankfort. Kingship and the Gods. P. 78). Ра был Сутью царя, царь же был Сутью подданного, но это, естественно, означает, что Ра является Сутью подданного. Та же самая формула известна и христианам: Иисус — Сын Божий, мы через таинства — часть Иисуса, значит, мы — сыны Божьи. Та же самая модель.

Помните 271-е речение Текстов Пирамид (Pyr. 388-389), где утверждается, что царь спасается за свои дела? Властитель ответственен за все бесчинства и грехи в его стране. А страна — за грехи царя. Мы это впервые встречаем в Египте в «Поучении Мерикара», где царь Ахтой говорит о том, что он разорял кладбища (или при нём разорялись кладбища), и это ударило по нему, это была величайшая беда для царя. Т.е. любое преступление, любой грех, который совершается в стране — это беда для царя. Царь, даже если он лично благочестив, если он не ворует, не убивает, если он допускает, что в стране совершаются бесчинства, преступления, то он не хранит Маат. Он не царского звания, он не исполняет своего дела. Царь тот, кто исполняет свое дело до конца.

Но, разумеется, еще страшней преступления самого царя. Если царь творит недостойные поступки — убийство, разврат, какие-то религиозные непотребства, как многие иудейские цари творили, совершая богослужения Таммузу, Астарте и иным богам Ханаана, то гибнет все царство. В исторических книгах Ветхого Завета постоянно говорится о том, что царь делал что-то не так, и из-за этого развращалась вся земля. Вот, например, во Второй книге летописей говорится: «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2 Пар. 28:19). Царь несет на себе бремя народа, а народ несет на себе бремя царского греха.

В Текстах пирамид есть указание на это. В 217-м речении говорится: «Унас этот утверждает сердца, он имеет власть над сердцами. Тот, кому он желает жить — живет, кому он желает смерти — умирает» (Pyr. §157). Вот в этом великая сила царя. Есть специальные исследования о явлениях божественной мощи (bȝw — множественное от Ба) царя. Царь может творить жизнь и смерть, но праведный царь творит это для утверждения Маат. А неправедный — для чего-то другого, неважно для чего, и все разрушает этим.

Об Аменхотепе написано: «как Ра, когда он проходит по небосклону, повергает Апопа, так [и царь] уничтожает неправду (исефет) во всем, когда он появляется, подобным Атуму» (Urk VII,27).

Хорнунг, один из самых глубоких и проницательных египтологов в области богословия, говорил: «Для человечества Маат одновременно и дар и обязанность, которую надо исполнять. Исполнение этой обязанности — средоточие исторической функции царя, как преемника Бога-творца, обязанного действовать в космической драме» (E. Hornung. MDAIK 15).

Т.е. царь, преемник Бога-Творца, восстанавливает и созидает творение хранением или восстановлением Маат. Надо сказать, что слово хекат (ḥḳȝt, «власть») впервые меняется на слово несуит (nswjt, «священная царская власть, особая власть, власть, которая есть именно у царя») в Поучении Мерикара.

И еще надо сказать, что к тем царям, которые правили достойно, относились с величайшим почтением, и им молились. Египтяне отлично знали своих праведных царей. Часто перечисление царей идет в правильном порядке правлений, начиная с Менеса, объединителя страны. На красивом рельефе из храма в Абидосе, воздвигнутом Сети I, изображены Сети I и его сын, будущий Рамсес II, приносящие жертвы 74-м предшествующим царям и самим себе.

О том, почему приносят жертвы самим себе — это большой разговор. Но, если сказать одной фразой, то они приносят жертвы своему Ка, своей истинной Сути. Чтобы не отличаться от нее, чтобы быть соответствующими своей Сути. Есть изображение Тутмоса III, приносящего жертвы 61-му царю в храме Амона-Ра в Карнаке. Это Луврская стела.

В гробнице вельможи Рамсеса II Тенроя содержится список из 57-ми царей в верном порядке, и им молится владелец гробницы. Т.е. былые цари, ушедшие цари, как хранители Маат при жизни, помогают живым людям Египта в сохранении Маат и помогают умершим, жившим в соответствии с Маат, победить на суде. Так что задача царя — спасать людей для Вечности. Но не всех, а только тех, которые действительно жаждут спасения и жаждут жить в соответствии с Маат.

Наглядно 361-е речение Текстов пирамид: «Нун представляет Тети Атуму, Широкорукий представляет Тети Шу, дабы были отверсты врата небесные для Тети, затворенные для тех, кто не имеет имени. Возьми Тети за руку его, веди Тети в небо, дабы не умер он на земле среди людей» (Pyr. §604).

Кто же не имеет имени? Среди кого Тети не должен умереть? Среди тех, кто при царе, созидающем Маат, не желает следовать Маат.


_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХЕБ-СЕД | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»