• Авторизация


ЗЕВС ЛАБРАНДСКИЙ 01-03-2017 16:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С.В. Петров
ЗЕВС ВОИТЕЛЬ



Лабранды — античный город в Карии, исторической области в Малой Азии. Древнейшие археологические находки обнаруженные на территории города — остатки керамики, относятся к середине VII века до н.э. Самое раннее, обнаруженное архитектурное сооружение датируется VI веком до н.э. По всей видимости, это фрагменты храма, располагавшегося здесь до постройки в IV веке до н.э. храма Зевса Лабрандского.

В 540-е годы до н.э. после того, как персидский царь Кир II Великий захватив город Сарды и пленив церя Креза, подчинил себе соседнее Лидийское царство, земли Карии попадают под власть Империи Ахеменидов.

Во время правления Дария I, наместник соседнего Милета, Аристагор, опасаясь лишения власти за неудачную попытку овладеть островом Наксос, решает поднять восстание против центральной власти в Персии. Ему удается добиться поддержки у малоазийских греческих городов, в результате чего восстание распространилось на Эолию, Карию, Ликию и, даже, Кипр. В 497 году до н.э. недалеко от Лабранд произошла битва между мятежниками и персидскими силами, под руководством военачальника Давриса, зятя Дария I. Это восстание не увенчалось успехом и власть персов в Малой Азии была восстановлена.

«Жестокая битва персов с карийцами произошла у реки Марсия и длилась долго; наконец персы одолели своей численностью. Персов пало 2000, а карийцев 10000. Беглецы с поля битвы были вынуждены укрыться в Лабраинды, в святилище Зевса Стратия,¹ в огромной священной платановой роще (карийцы же, насколько известно, единственный народ, который приносит жертвы Зевсу Стратию)
(Геродот. История. Книга V. Терпсихора, 119)

____________________________
[1] Στράτιος 3 воинствующий, воинственный (эпитет Зевса Her., Арея Plut. и Афины Luc.)


В 385 году до н.э. царь Артаксеркс II назначил сатрапом Карии местного правителя Гекатомна, который стал основателем династии Гекатомнидов, состоящей из его детей. Именно при Гекатомнидах, последовательно правивших до прихода Александра Македонского в 334 году до н.э., в Лабрандах было построено большинство дошедших до нас строений.

Гекатомн и его дети, главным образом, Мавсол (для погребения которого был сооружен знаменитый галикарнасский мавзолей, одно из семи чудес света) и Идрей, уделяли огромное внимание Лабрандам. От Миласа до святилища была проложена священная дорога, фрагменты которой сохранились до наших дней. По всей видимости, представители правящей династии одновременно являлись и верховными жрецами святилища и право это было пожизненным и передавалось по наследству.

После большого пожара в IV веке святилище начинает приходить в упадок.

Кроме, упомянутого выше Геродотом, Святилища Зевса Стратия, в Лабрандах поклонялись также Зевсу Осого, в не совсем свойственном для Зевса проявлении.

«У миласийцев есть два святилища Зевса: одно — так называемого Зевса Осого; другое — Зевса Лабрандинского. Первое находится в городе, а Лабранды — селение вдали от города, на горе, вблизи прохода из Алабанд в Миласы. В Лабрандах есть древний храм и деревянная статуя Зевса Стратия, почитаемая окрестными жителями и миласийцами. От святилища до города идет мощеная дорога длиной почти что 60 стадий, называемая священной; по ней движутся священные праздничные процессии. Жреческие должности всегда пожизненно занимают знатнейшие граждане. Эти храмы принадлежат собственно городу, третий же храм — Зевса Карийского — является общим святилищем всех карийцев; в нем имеют долю как братья лидийцы и мисийцы. Рассказывают, что в древности Миласы были простым селением, родиной и местопребыванием карийских царей из рода Гекатомна. Город ближе всего к морю у Фиска, который является якорной стоянкой для миласийцев.»
(Страбон. География, Книга XIV. II:23)

Феофраст, в сочинении «О водах», так же упоминает храм Зевса-Владыки (Ζηνοποσειδῶν) в Карии.² Ζηνοποσειδῶν — это греческое имя божества, который в Карии почитался под именем Осого (греч. Ὀσόγω, Ὀσογῶα). Самые ранние упоминания об этом божестве в письменных источниках относятся к IV веку до н.э. В надписях Зевс Осого появляется не ранее 200г. до н.э. Сохранились монеты с изображением этого божества; его атрибуты — трезубец, краб, орел. На связь Зевса Осого с морской стихией указывает Павсаний.

«Чтобы преградить людям вход в этот храм, они не устроили никакого заграждения перед входом, но протянули только шерстяную нить, может быть, считая, что для тех, которые тогда чтили богов и имели страх божий, будет достаточно и этого, а может быть потому, что в этой нити была какая-либо особая сила. По-видимому, и Эпит, сын Гиппофоя, не перескочил через эту нить и не подлез под нее, но, перерезав ее, вошел в святилище; тотчас же после такого нечестивого поступка он немедленно ослеп, так как волна воды ударила ему в глаза, и вскоре же его постигла кончина.

Есть старинное сказание, что морская вода появляется в этом святилище. Нечто подобное рассказывают и афиняне относительно морской воды на Акрополе, и из карийцев те, которые занимают Миласы, рассказывают нечто такое же относительно храма своего бога, которого на своем местном языке они называют Осогоа (Ὀσογῶα)

(Павсаний. Описание Эллады VIII. 10:3-4)

____________________________
[2] Ζηνοποσειδῶν (Ζηνο-ποσειδῶν), dor. Ζᾱνοποτειδάν ὁ Зевс Владыка.
Ζήν, Ζηνός — формы написания имени Зевса; этимология имени Ποσειδῶν подробно разобрана в статье Невунс, Нептун, Посейдон.


Не совсем понятно, почитались ли Зевс Осого и Зевс Стратий как два разных божества или как единый бог в двух ипостасях. На некоторых монетах отличительные символы Осого и Стратия — соответственно, трезубец и лабрис — совмещались.
______________________________________________________________
b_mzl_m (700x345, 55Kb)Мавсол II (Μαύσσωλλος, 377-353 до н.э.). Миласа, Кария.
Тетрадрахма (AR 14.72g).
Av: Зевс Осого с орлом и трезубцем;
Rv: Зевс Лабрандский с двойным топором и скипетром; MA

______________________________________________________________
z_mss (700x329, 52Kb)Септимий Север (193-211). Миласа, Кария.
Æ 25mm (5.93g).
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; ΑΥ Κ Λ CΕΠT CΕΥΗΡΟC
Rv: внутри лаврового венка: лабрис, трезубец, ниже — краб; MYΛACЄΩN

______________________________________________________________
Clip (700x347, 44Kb)Фиатира (Θυάτειρα), Лидия.
Æ 15mm (2.59g), I в. н.э.
Av: бородатая голова Геракла;
Rv: лабрис, отнятый Гераклом у амазонки Ипполиты; ΘYATЄIPHΩN

______________________________________________________________
zl_ml2 (700x364, 41Kb)Евром (Εὔρωμος), Кария.
Æ 17mm (3.00g), I в. до н.э.
Av: Зевс Лабрандский в тоге, с лабрисом и копьем;
Rv: лабрис; EYPΩMEΩN

______________________________________________________________
zl_da (700x352, 100Kb)Клазомены (Κλαζομεναί), Иония.
Тетрадрахма (AR 32mm, 16.79g), ок. 170-151 до н.э.
Av: голова Зевса в лавровом венке;
Rv: амазонка Ипполита в тунике, с копьем и лабрисом; ΔIOΣ ΣΩTHPOΣ EΠIΦANOYΣ / KΛAZO

______________________________________________________________

Слово «лабрис» впервые упоминается Плутархом в «Греческих вопросах».

«Почему в руке у Зевса Лабрадейского в Карии не скипетр и не перун, а боевой топор?

Дело в том, что Геракл, сразив Ипполиту,³ захватил среди прочего ее вооружения боевой топор и подарил его Омфале.⁴ После Омфалы лидийские цари носили и почитали его наряду с другими священными предметами, унаследованными от предшественников. Так было до Кандавла. Кандавл же, ни во что его не ставя, передал топор одному из товарищей; а когда Гигес отложился от Кандавла и пошел на него войной, из Миласы в помощь Гигесу пришел с войском Арселис, убил и Кандавла, и его товарища, и топор с остальной добычей привез в Карию. И здесь, посвящая статую Зевсу, он вложил ему в руку боевой топор и назвал этого Зевса Лабрадейским, потому что боевой топор у лидийцев называется «лабрисом».»

(Плутарх. Моралии. Греческие вопросы 45)

____________________________
[3] Ἱππολύτη ἡ Ипполита, царица амазонок, жена Тесея Luc., Plut.
[4] Ὀμφάλη ἡ Омфала, дочь лидийского царя Иардана, жена царя Тмола; после его смерти — царица Лидии Plut.


По мнению современных исследователей, культ Зевса в Карии гораздо древнее, нежели это представлялось Плутарху. Лабрис был широко распространен в культуре догреческой минойской цивилизации. При раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы, выше человеческого роста.sa (435x700, 74Kb)

Зевс Лабрандский на Крите также был весьма почитаем. Главным местопребыванием Зевса Лабрандского считается лабиринт; Минотавр — обитатель лабиринта — одна из ипостасей Зевса Критского. Причем, вполне вероятно, что культ Зевса Лабрандского в Карию попал, именно, с Крита, вместе с переселенцами.

«Из множества рассказов о карийцах общепринятым считается тот, согласно которому карийцы были подвластны Миносу (они назывались тогда лелегами) и жили на островах; затем, переселившись на материк, завладели большой частью побережья и внутренней области страны, отняв ее у прежних владельцев, главным образом у лелегов и пеласгов.»
(Страбон, XIV 2:27)

У слова «лабиринт» нет однозначной этимологии, дежурная трактовка игнорирует его созвучие со словом «лабрис» и производит слово лабиринт (λαβύρινθος) от λαύρα («улица», «проход») и ἐντός («внутри»).

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и версия о происхождении слова «лабиринт» именно и непосредственно от «лабриса» — главного священного предмета критского культа — так же весьма популярна:

…«дворец-святилище, Дом Двойного топора — символа священного обряда, который там совершался. Греческое название его — Лабиринт — образовано от слова лидийского происхождения лабрис. Само слово Лабиринт (λαβύρινθος) имеет в своем составе характерный суффикс -νθ, широко засвидетельствованный для топонимов микенской эпохи (типа Коринф, Тиринф и т.п.). Лингвисты склонны относить его к догреческому («эгейскому») субстрату.»
(Борухович В.Г. Зевс Минойский)

Несмотря на то, что ученые до конца не определились на предмет этимологической близости слов «лабрис» и «лабиринт», все же можно обратить внимание на вполне подходящую семантику слова λάβρος и по отношению к быку (обитателю лабиринта), и по отношению к Громовержцу, обладателю топора.

λάβρυς (-υος) ἡ секира, топор Plut. (слово карийско-лидийского происхождения)Doppelaxt (330x414, 19Kb)
λάβρος
1) резкий, бешеный, порывистый (οὖρος Hom.; πνεῦμα Aesch.);
2) бурный, стремительный (κῦμα, ποταμός Hom.);
3) сильный, обильный (ὄμβρος Her.; καπνός Pind.);
4) бушующий (πόντος, πῦρ Eur.);
5) дикий, свирепый (ὄμμα Eur.);
6) дерзкий, злой (στόμα Soph.);
7) неистовый, мятежный (στρατός Pind.);
8) огромный, громадный (λίθος Pind.; μάχαιρα Eur.);
9) страстный, неукротимый (ἐπιθυμία Arst.; ἔρως Anth.);
10) жадный, прожорливый (δράκοντος γένος Eur.);
11) неумеренный, безмерный.


Хотя, исходя из того, что культовые лабрисы на Крите были довольно длинные, не исключено, что этимология лабриса связана именно с длинной рукоятью (λαβή).⁵ Длинное древко связывает лабрис и с римским штандартом — лабарумом (labarum).
____________________________
[5] λαβή ἡ ручка, рукоять, эфес.



ЗЕВС ХРИСАОРЕЙ

Еще об одном интересном эпитете Зевса, почитавшегося в Карии, сообщает Страбон в «Географии».

«Что касается Стратоникеи, то это поселение македонян; и цари также украсили ее роскошными сооружениями. В области стратоникейцев есть два святилища: знаменитое святилище Гекаты в Лагинах (Λάγινα), привлекающее толпы народа на ежегодные празднества; поблизости от города находится храм Зевса Хрисаорея — общее святилище всех карийцев, куда они собираются для жертвоприношений и совещаний об общих делах.» (Страбон. География XIV, 2:25)

Поскольку Страбон говорит о «святилище всех карийцев», речь идет все о том же Зевсе Воителе. Эпитет Хрисаорей (Χρυσάορος), упомянутый Страбоном, носили и другие греческие боги, он означает «носящий оружие сверкающее золотом».⁶ Арес был вооружен «золотым мечом», Афина — «золотым копьем», Аполлон и Артемида были обладателями «золотого лука и стрелами», эллинистический Зевс обладал перуном, источником молний, который так же блистал золотом. Отличительными атрибутами общекарийского Зевса были топор и копье, видимо они и сияли золотом в руках Зевса Хрисаорея (Διός Χρυσαορέως). На древнегреческих вазах изображения обоюдоострого топора, в руках Зевса-громовержца, нередко сопровождаются зигзагообразными линиями молний, что максимально сближает назначение этих двух зевсовых атрибутов — перуна и лабриса.
____________________________
[6] χρυσάορος (χρυσ-άορος) 2 с золотым мечом или оружием (Ἀπόλλων Hom., HH., Pind.; Δημήτηρ HH.; Ἄρτεμις Her.)


______________________________________________________________
h_mhr (500x236, 31Kb)Стратоникея (Στρατονίκεια), Кария.
Магистрат Зопир (Ζώπυρος).
Драхма (AR 18mm, 3.69g), конец I в. до н.э.
Av: голова Гекаты в лавровом венке, над головой полумесяц; ZΩПYPOΣ
Rv: Зевс, со скипетром, верхом на коне; ΣTPA

______________________________________________________________

В римскую эпоху, на монетах Стратоникеи, Зевс изображался верхом на коне, со скипетром в руке. Неизвестно, существовала ли подобная культовая статуя Зевса в Стратоникее в I-III веках, или подобный чекан — это дань римской традиции. Но гораздо больший интерес вызывают монеты, выпущенные в честь принятия Гетой титула цезарь, на которых Зевс Лабрандский предстает в архаическом образе (хотя и с отличающими его атрибутами — копьем и лабрисом). Является ли этот образ реальным отображением архаической иконографии — также неизвестно. Самые ранние артефакты с изображением карийского Зевса относятся к IV веку до н.э., т.е. времени правления гекатомнидов. И иконография его оставалась неизменной на протяжении нескольких веков — Зевс изображался опирающимся на одну ногу в своем движении, он облачен в длинный хитон и гиматий, образующий на животе крупные горизонтальные складки; правая рука, держащая топор слегка приподнята, и как будто древком топора опирается на плечо.

Архаический (или архаизированный) образ Зевса (на монетах Геты) выполнен в строгом соответствии древним канонам: статуя задрапирована, симметрична, стоящая фронтально с разведенными в стороны руками; на голове — модиус.

_______________________________
z_ml (482x233, 32Kb)
Гета (как цезарь 198-209). Миласа, Кария. Æ 39mm (30.79g).
Av: бюст Геты; ПО CЄΠTIMIOC ΓЄTAC
Rv: в тетрастильном храме архаическая культовая статуя Зевса Лабрандского, в виде мумии с модиусом на голове, в руках держит копье и лабрис; MYΛACЄΩN

_______________________________
z_mg (700x343, 45Kb)
Гета (как цезарь 198-209). Миласа, Кария. Æ 37mm (34.04g).
Av: бюст Геты; ПО CЄΠTIMIOC ΓЄTAC KAI
Rv: в тетрастильном храме архаическая культовая статуя Зевса Лабрандского, в виде мумии с модиусом на голове, в руках держит копье и лабрис; MYΛACЄΩN

_______________________________
z_mgl (500x250, 29Kb)
Гета (как цезарь 198-209). Миласа, Кария. Æ 35mm (26.68g).
Av: бюст Геты; ПО CЄΠTIMIOC ΓЄTAC KAI
Rv: в тетрастильном храме архаическая культовая статуя Зевса Лабрандского, в виде мумии с модиусом на голове, в руках держит копье и лабрис; MYΛACЄΩN

_______________________________
zl_w (700x327, 100Kb)
Адриан (117-138). Миласа, Кария. Тридрахма (AR 30mm, 10.96g), ок. 128/9г.
Av: бюст Адриана; HADRIANVS AVGVSTVS P P
Rv: Зевс Лабрандский с двойным топором и копьем; COS III

_______________________________
zl_mmh (405x199, 23Kb)
Адриан (117-138). Миласа, Кария. Тридрахма (AR 30mm, 10.49g), ок. 128/9г.
Av: бюст Адриана; HADRIANVS AVGVSTVS P P
Rv: Зевс Лабрандский с двойным топором и копьем; COS III

_______________________________
Clip (400x190, 18Kb)
Миласа (Μύλασα), Кария. Тетрадрахма (AR 25mm, 13.46g), ок. 250-200 до н.э. Магистрат Иреней (Ειρηναίος).
Av: Зевс Лабрандский с двойным топором и скипетром;
Rv: Зевс Осого с орлом и трезубцем; MYΛAΣEΩN / EIPHNAIOΣ

_______________________________
b_mzl_od (700x331, 45Kb)
Миласа (Μύλασα), Кария. Дидрахма (AR 6.69g), III в. до н.э. Магистрат Диодор.
Av: Зевс Лабрандский с двойным топором и скипетром;
Rv: Зевс Осого с орлом и трезубцем; MYΛAΣEΩN / ΔIOΔΩPOΣ

_______________________________
b_mzl_l (700x350, 62Kb)
Гекатомн (Ἑκατόμνος), сатрап Карии в 392-377 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 24mm, 14.78g).
Av: Зевс Лабрандский с двойным топором и копьем;
Rv: лев; EKATOMNΩ

_______________________________
Clip (400x200, 21Kb)
Пиксодар (Πιξώδαρoς), сатрап Карии в 340-334 до н.э. Миласа (Μύλασα), Кария. Дидрахма (AR 6.71g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандский с двойным топором и скипетром; ПIΞΩΔAPOY

_______________________________
b_mzl_i (588x286, 42Kb)
Идрей (Ἱδριεύς), сын Гекатомна, сатрап Карии в 351-344 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 24mm, 14.72g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандский с двойным топором и копьем; IΔPIEΩΣ

_______________________________
_Clip (394x224, 24Kb)
Мавсол II (Μαύσσωλλος, 377-353 до н.э.). Кария, Малая Азия. Дидрахма (AR 7.01g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандский стоит со скипетром в левой руке и двойным топором в правой; MAΥΣΣΩΛΛ[OY]

_______________________________
 b_mzl (700x353, 50Kb)
Мавсол (Μαύσωλος), старший сын Гекатомна, сатрап Карии в 377-353 до н.э. Миласа (Μύλασα), Кария.
Тетрадрахма (AR 23mm, 15.28g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандский с двойным топором и копьем; MAYΣΣΩΛΛO

_______________________________
Clip (400x195, 22Kb)
Тенедос, Мизия. Тетрадрахма (AR 32mm, 16.27g), ок. 100-70 до н.э.
Av: двуликий образ Зевса и Геры;
Rv: внутри лаврового венка — двойной топор, ниже виноградная гроздь и шапки Диоскуров; TENEΔIΩN

_______________________________
zl_ml3 (700x357, 51Kb)
Нерон (как цезарь, 50-54). Фиатира, Лидия. Æ 17mm, ок. 50-54гг.
Av: бюст Нерона; NЄPΩN KΛAYΔI KAICAP CЄBA
Rv: двойной топор; ΘYATЄIPHNΩN

_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
vissarion 02-03-2017-11:59 удалить
_______________________________
ЕГИПЕТСКИЙ СЛЕД

zlc (378x700, 30Kb)Clip (640x541, 68Kb)
1. Культовая статуэтка Зевса Лабрандского, в виде мумии с модиусом на голове, раньше в руках были скипетр и лабрис. Бронза, 10.5см. Музей изящных искусств (Museum of Fine Arts), Бостон.
2. Архаический образ Зевса в виде мумии и его непременный атрибут орел.
Килик из коллекции Кампана, ок. 560 до н.э. Париж. Лувр.


Налицо копирование египетской традиции в иконографии мумифицированного Осириса (Птаха, Сокара).

Clip (438x321, 41Kb)
_______________________________
РОЖДЕНИЕ АФИНЫ

Миф о рождении Афины из головы Зевса имеет ярко выраженный удивительный характер. Детали мифа таковы: мойры предсказали Зевсу, что Метида (первая супруга Зевса) родит ему сына, который лишит его власти. Чтобы избежать этого, Зевс проглотил беременную Метиду, но через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Дабы облегчить мучения, Гефест ударил Зевса топором по голове, и из рассечённого черепа вышла Афина в полном военном облачении.

Но дело в том, что слово κορυφή («голова») имеет и другое толкование – «вершина горы». Поэтому, можно предположить, что, в изначальном варианте, Афина вышла не из головы Зевса, а, в виде статуи, была вынесена из [главного] храма Зевса, расположенного на вершине горы. Причём, скорее всего, после разрушения храма от землетрясения или извержения вулкана, ведь Гефест, (согласно мифу) раскроивший голову Зевсу, – бог огня и кузнечного дела. Кузницей Гефеста, чаще всего, называют вулкан Этна, на Сицилии, но есть и другие варианты мифа. Имя Гефеста (Ἥφαιστος) соотносится не только со значением «огонь», но и «извержение» (ἄφεσις). Причём, «огонь» имеет однозначно подземное происхождение, и к «извержению» имеет отношение также непосредственное.
________________________
Ἥφαιστος, дор. Ἅφαιστος, эол. Ἄφαιστος (ᾱ) ὁ 1) Гефест; 2) перен. пламя, огонь;
Ἅφαιστος, (ᾱ) дор. и Ἄφαιστος эол. ὁ = Ἥφαιστος;
ἄφεσιςизвержение.


Практически на всех вазовых росписях, изображающих рождение Афины, Гефест изображен с лабрисом. Конечно не факт, что для греков (в отличие от минойцев) двойной топор имел какое-то особое сакральное значение. Возможно, для бронзовых орудий, двойное лезвие имело чисто утилитарный характер, ибо топор быстро затуплялся в процессе использования. Но, возможно, здесь имеют место всё же отголоски минойской культуры, где лабрис являлся священным атрибутом минойской Великой богини. По сообщениям Аполлодора и Павсания, Афина появилась в Греции после посещения Крита.

z_mal (499x349, 33Kb) z_mal (500x367, 43Kb)

4. Рождение Афины из головы Зевса. В руках Зевса – Перун; Афина со щитом и копьём, но без шлема (возможно, просто не хватило места); справа – Гефест с лабрисом в руке. Чернофигурная керамика, VI-V вв. до н.э.
5. Рождение Афины из головы Зевса. Афина в аттическом шлеме, с копьём; левое плечо и руку защищает эгида в виде накидки-оплечья из шкуры. Слева стоит Гефест с лабрисом в руке. Краснофигурная керамика, V в. до н.э.

_______________________________
Абап 02-03-2017-21:35 удалить
Лабрис у Зевса не от Тешуба, нет?
vissarion 02-03-2017-23:44 удалить
Ответ на комментарий Абап # По последним данным разведки, лабрис имеет крито-микенские корни. На Крите накопали много ритуальных двойных топоров, относимых к догреческой культуре. Поскольку (по словам Страбона) карийцы перебрались в Анатолию с Крита, то велики шансы, что и лабрисы в Малую Азию завезли они же.

Кстати по поводу этимологии лабриса. Несмотря на свидетельство Плутарха о негреческом происхождении слова, можно (умозрительно) доказать и обратное. Одно из производных от слова λαβή (рукоять) – λαβρώνιον (кубок). Кубок – это чаша на «ножке» (которую [ножку] можно рассматривать как «ручку», т.е. рукоять). Отчего же этот алгоритм не применить к слову «лабрис». У слова Ἄρης (имя бога войны Ареса) есть, помимо прочего, значение «меч». Под словом «меч» (как было выше показано) может иметься в виду «оружие» вообще (т.е. в том числе и топор). Соединяя λαβή + ἄρης получаем искомый результат. Акцентирование на «рукояти» (λαβή) можно списать на то, что наиболее древние (крито-микенские) лабрисы были с длинной рукоятью (выше человеческого роста).
Абап 03-03-2017-20:29 удалить
Ответ на комментарий vissarion # Ну, то, что рукоять у лабриса должна была быть будь здоров какой - понятно. Такая дура с двумя лезвиями обязана просто была быть двуручной. Соответственно, и размер - с бердыш времён царя Иоанна Васильевича. Только тогда следующий вопрос - против кого такой кувалдой махали? Кавалерия тогда ещё не очень использовалась. Колесницу ей не остановишь. Единственный вариант - против плотного строя пехотинцев, ощетинившегося копьями. Типа, древки рубить...

/добавляет в голос ехидства/

А, пардон муа, двуглавый орёл - он тоже не хеттского происхождения, а крито-микенского?
vissarion 04-03-2017-00:06 удалить
Ответ на комментарий Абап # Критские топоры иначе как ритуальными не называют. Золотые топоры изначально не предусматривались как орудие для жертвоприношений, и уж тем более как оружие. Сама форма топора не практичная. Её (форму лабриса) сопоставляют с фазами луны (микенские топоры имеют серповидные лезвия). И вообще, на микенских фресках лабрисы носят жрицы Великой богини. Кстати, на кносских геммах она (богиня) изображается в виде женщины, у ног которой распростерты два льва.

Понятно, что и два льва – это перекличка с египетским акером, и образ критской богини со змеями в руках повторяют иконографию Кадеш. Тем не менее, Кадеш стоит на льве – статическая схематическая иконография – видимо, календарное событие в зодиакальном льве (возможно, связанное с половодьем Нила). Но на Крите львиная символика теряет актуальность, и львы сопровождают Критскую богиню, просто так, без особой цели. Нельзя исключать, что образ Кибелы, сопровождаемой львами, родом, также, как и лабрис, – с Крита. Предположение, конечно, чисто умозрительное, ибо заимствование всяких удачных новшеств – это процесс с двусторонним движением.

Двуглавый орёл тоже, естественно, египетских корней. Но в Египте двуглавый Гор (Гарахути, Гор обоих горизонтов, запада и востока) не нашёл своего развития; доводили двуглавый образ до ума уже за пределами Египта, но точно не на Крите. Не будем, в конце концов, у несчастных хеттов последнее отымать. ))) Чай не звери какие… ))
Абап 04-03-2017-22:57 удалить
Ответ на комментарий vissarion # Она архипрактичная, друг мой! Если, разумеется, знать куда её применить...

Дарю тему для дисера. "Утилитарное назначение двусторонних секир крито-микенского периода".

Ключевое слово здесь - Крит. Крит - это остров. Часть суши, со всех сторон, окружённая водой. Далее аксиома, что островная цивилизация для своего не то, что процветания, а банального существования обязана иметь сильный флот. А флот обязан иметь средства нападения и защиты...

Так, вот, абсолютно неприменимый на суше лабрис - это военно-морское оружие. Он (и его непонятная Вам рукоять в рост человека и выше) нужен для того, чтобы рубить снасти, канаты, мачты и реи на кораблях противника! Латины, когда много веков спустя столкнулись с падуанскими венетами, которые были "сильны флотом", изобрели нечто подобное - мечи, примотанные к жердинам.

Римская импровизация имела неоспоримый плюс - бОльшую величину режуще-рубящей кромки. Но это же было и минусом - сила удара не концентрировалась в одной точке, как у лабриса, а распределялась по всему лезвию меча.

Кроме того, Т-образная форма лабриса позволяла использовать его, как абордажный крюк. Очень удобно: сначала рубящий удар по такелажу, а потом это же орудие обрушиваем вниз, цепляем за борт вражеское судно, притягиваем его борт в борт и вперёд!

Не знаю размеров лабрисских мегарукояток, но могу чисто теоретически их высчитать: они должны быть длиннее весла классической моноремы в погружённом состоянии. Прямоугольный треугольник: 1-й катет - высота борта вражеского корабля, 2-й катет - лабрис в аватаре абордажный крюк, гипотенуза - весло, погружённое в воду. Дальше: а-квадрат плюс б-квадрат равно ц-квадрат...

А все эти ваши ритуальные вариации - это деградировавшие военно-прикладные лабрисы, которыми крито-микенские мореманы валили быков с целью умилостивить морских богов перед дальним походом.
vissarion 05-03-2017-00:18 удалить
Ответ на комментарий Абап # «Мне бы шашку да коня, да на линию огня»… (с)

Не знаю как обстояло дело с кораблестроением и морскими баталиями в минойскую эпоху. Поэтому оставлю такую экстраполяцию без комментариев. Хай буде и такая версия.
Абап 05-03-2017-10:33 удалить
Ответ на комментарий vissarion # Такая версия - ИМХО - на несколько порядков вменяемее версии про форму топора, зависящую от фазы Луны...
vissarion 05-03-2017-14:06 удалить
Ответ на комментарий Абап # На Крите минойцы почитали богиню, имя которой не сохранилось. Богиню вполне могли отождествлять с луной, поэтому лабрис, как луническая хоругвь — версия вполне себе вменяемая. Да и жречество было исключительно женское. Плохо понимаю, зачем жрицам таскать военно-морские алебарды во время храмовых служб. Даже если принять вашу версию «каргокульта», и критские жрицы забыли что за штуки они носят в качестве храмовых святынь, значит прототип лабриса еще более древний. Насколько древний? Эдак можно и в каменный век упереться.

Опять же практичность обоюдоострой алебарды Вами явно преувеличена. Лишний металл, лишний вес, сомнительное удобство. Если бы у орудия с двусторонним лезвием были преимущества, оно бы не вышло из употребления.

И опять же повторюсь, Вы экстраполируете средневековые баталии на времена, когда люди неизвестно на каких корытах плавали.

XL (1280x720, 79Kb)
Морская пехота в горах Минесоты? Или суровый эстонский спецназ в полном составе? Не иначе рекламный буклет: А ты готов к отражению российской угрозы? Или просто пацаны типа прикалываются для демо-альбома? ))
Абап 05-03-2017-15:39 удалить
Ответ на комментарий vissarion # Потомки крито-минойцев готовятся к закланию агнца на Пурим. В руках у главной жрицы лабрис с помощью которого она определяет фазу Луны...

Киргуду!

Спецназ. Только не эстонский, а шведский. Не хотите в шведское министерство обороны запрос сделать как они фазы Луны по топору определяют?


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗЕВС ЛАБРАНДСКИЙ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»