• Авторизация


КРЫЛЬЯ НА ГОЛОВЕ ГОРГОНЫ 24-08-2016 20:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С.В. Петров
ГОРГОНЕЙОН

О мифах, в которых повествуется удивительная история превращения прекрасных дев горгон в чудовищ с чешуйчатым телом и змеиной гривой вместо волос, я уже останавливался в теме Медуза Горгона, Иштар и др. Поэтому, чтобы не повторяться, сразу перейду к теме необычной иконографии Горгоны с крыльями на голове. Непонятно откуда пошла эта иконография. Еще менее понятно — что делают эти крылья на голове Медузы, каково их предназначение.

whe (494x500, 97Kb)whr (321x259, 27Kb)mgi_mg (226x227, 19Kb)
wht (565x565, 139Kb)whs (671x669, 111Kb)wh (407x408, 54Kb)

Иногда создается впечатление, что они держатся на шнурках, завязанных на шее. Хотя есть изображения, на которых хорошо видно, что это не подвязки, а змеиные хвосты; тела этих змей поднимаются, чтобы снова сплестись на макушке. Причем змей всего две, а прическа Медузы представляет из себя, скорее, стрижку не очень длинных волос. Нужно отметить, что две переплетенные змеи — это все та же египетская традиция, что нашла развитие в кадуцее, принятом греками (а позднее и римлянами) на вооружение. Имена этих змей — Уаджит и Нехбет. Эта тема также подробно ранее разбиралась.

Но отмотаем немного в прошлое и сравним как себе представляли Горгону греки в VI-V в. до н.э.

p_wpma2 (581x347, 66Kb)p_wpma3 (330x326, 31Kb)p_wpma (425x386, 54Kb)
p_wpga (562x293, 62Kb)p_wpm (521x255, 25Kb)

Умножение змей в прическе Медузы можно наблюдать на самых ранних дошедших до нас греческих артефактах (VI-V в. до н.э.). Что уж говорить о римской школе изобразительного искусства? Уже греки мало что понимали в сакральных символах воспринятых ими в Египте, и особенно с ними не церемонились. Ничтоже сумняшеся они брали священные для египтян темы храмовой живописи и развивали их в лубочном стиле, на ходу придумывая мифологические сюжетные линии.

Собственно, греков тоже можно понять, они для египтян были чужаками и варварами. Ксенофобия в Египте была делом обыденным. И поскольку египтяне не посвящали греков в таинства своей священной религии, тем просто ничего не оставалось как обходиться своими силами, то бишь умом и сообразительностью, сдабривая их своей безграничной и неуемной фантазией.

gw_ca (400x327, 22Kb)gw_cb (699x692, 104Kb)Clip (544x490, 67Kb)

Та же Медуза Горгона, иконографически, — это список с египетского Беса. Поэтому не удивительно, что, на ранних стадиях формирования образа Медузы, у художников были проблемы с гендерной идентификацией персонажа, ибо немало артефактов, где Горгона изображена с роскошной бородой.

И Бес, и Медуза несли охранительную функцию, их изображения использовались в качестве амулетов и оберегов. Что характерно, спутать половую принадлежность Беса — практически нереально (лысина, борода). Иногда складывается впечатление, что греки нарочно искажали египетские первоисточники, вырабатывая свою собственную культурную идентичность и самобытность.

b_mbs (700x334, 52Kb)b_mb5 (700x346, 50Kb)
1. Эбус (Ἔβυσoς), Иберия. Гемидрахма (AR 2.49g), III в. до н.э. Av: Бес держит в правой руке булаву, в левой — змею; на голове — корона из перьев. Rv: бык, идущий в лево.
2. Киликия, Малая Азия. Обол (AR 8mm, 0.78g), 400-350 до н.э. Av: женская голова; Rv: голова Беса с высунутым языком, на голове — модиус.


mge2 (700x360, 64Kb)mge3 (700x332, 59Kb)
3. Популония, Этрурия. Дидрахма (AR 26mm, 11.48g), ок. IV в. до н.э. Av: бегущая крылатая Медуза Горгона со змеями в руках. Rv: обратная сторона щита.
4. Популония, Этрурия. Дидрахма (AR 28mm, 10.90g), ок. IV в. до н.э. Av: бегущая крылатая Медуза Горгона со змеями в руках. Rv: обратная сторона щита.


Главным завоеванием греческой самобытности является антропоморфизация греческих богов. Редким исключением из «доживших» до римского времени териоморфных персонажей является Агатодемон, Гликон, в образе змея, Германубис с головой собаки и та же Медуза со звериным оскалом.

Тем более наглядной выглядит метаморфоза в облике Медузы произошедшая с ней в римскую эпоху. Переходя к заявленной теме, отмечаем очевидные особенности в обновленном образе Медузы римской школы изобразительного искусства: мы больше не видим высунутого языка и клыков, зато на ее голове появляется новая деталь — крылья.

Конечно, можно предположить простой вариант появления крыльев на голове: изначально их изображали за головой (и за плечами), ведь Медуза была крылата. Т.е. просто обман зрения. Но, для полноты картины, попробуем поискать и другие варианты объяснений.Clip (430x429, 48Kb)

Чтобы ответить на вопрос: что делают крылья на голове у Горгоны? — имеет смысл задаться другим (но смежным) вопросом: а нет ли еще мифологических персонажей, которые тоже носят на голове крылья? И вот она удача — есть такой персонаж, его даже не нужно долго искать, это Персей. Тот самый Персей, который и отсек Медузе ее крылатую голову. Вернее тогда она (голова) еще не была крылатой. В греческом сюжете она была клыкастой и страшно отвратительной, с вечно свисающим из пасти языком. Размноженные священные уреи (вокруг головы Медузы) постепенно становились элементом ее прически. И, наконец, количество перешло в качество, обесформившийся клубок уреев (превратившись в гриву шипящих змей) заменил собой прическу Горгоны.

В «римский» период трансформации образа Горгоны, нужно отметить радикальное смягчение черт ее лица. Собственно, изменение иконографии Медузы (в сторону «очеловечивания») совпало с появлением крыльев на ее голове. Случайно ли это?

В греческой мифологии прослеживается тенденция, когда герои или боги, расправившись с противником, снимают с него шкуру, и используют эту шкуру в качестве накидки. Более всего в этом преуспела Афина. В теме Эгида упоминаются разные варианты ее (накидки) происхождения. Аполлон сдирает шкуру с сатира Марсия, после того как тот дерзнул вступить с ним в соревнование в мусическом искусстве и, естественно, проиграл. Шкура козлоногого сатира, которую Аполлон носит вместо плаща, точно также по определению является эгидой (αἰγίδος, дословно «козья шкура»). В чеканке монет часто использовалось изображение Геракла, голова которого покрыта шкурой Немейского льва. Юнона Соспита изображалась в козьей шкуре, причем капюшон на голове представлял из себя выделанную козью голову с рогами. История умалчивает о том, чью шкуру носит Юнона Соспита. Но, поскольку шкура козья, то ей также применимо название «эгида». Между Юноной Соспитой и Афиной вообще подозрительно много общего. Вполне вероятно, что Юнона — это отпочковавшийся дубликат Афины, ушедший в свободное плавание.

lg_us4a (490x246, 33Kb)Clip (700x341, 60Kb)
5. Коммод (177-192). Рим. Аурей (AV 7.26g), 177г. Av: бюст Коммода в лавровом венке; L AVREL COMMODVS AVG GERM SARM. Rv: Юнона Соспита в накидке из козлиной шкуры, со щитом и поднятым копьём; ниже гений в образе змея; IVNONI SISPITAE TR P II IMP II COS P P
6. Митилини, Лесбос. Гекта (EL 10mm, 2.56g), 521-478 до н.э. Av: голова Горгоны. Rv: голова Геракла в головном уборе из шкуры Немейского льва.


В продолжение этого ряда, Персей также имел все основания водрузить себе на голову шкуру поверженного врага, т.е. Медузы. В таком случае, мы должны были бы наблюдать на голове героя отличительные особенности поверженного им противника — крылья и змеиные головы. Ну так мы это и видим: абсолютно мужественное лицо героя с короткими волосами, под подбородком зашнурован узел удерживающий на голове трофей, в виде крылатой шкуры Горгоны с развевающимися головами змей.

p_cs (700x335, 54Kb)p_cs2 (700x350, 51Kb)
7. Кассуций Сабула (L. Cossutius C. f. Sabula). Римская республика. Денарий (AR 18mm, 4.05g), 72 до н.э. Av: голова Персея, украшенная крыльями; SABVLA. Rv: Беллерофонт скачущий на пегасе; L COSSVTI C F / X
8. Кассуций Сабула (L. Cossutius C. f. Sabula). Римская республика. Денарий (AR 20mm, 4.01g), 72 до н.э. Av: голова Персея, украшенная крыльями; SABVLA. Rv: Беллерофонт скачущий на пегасе; L COSSVTI C F / X

p_whs (700x354, 51Kb)d_mpd (522x257, 38Kb)
9. Селевк I Никатор (312-281 до н.э.). Государство Селевкидов. Æ 19mm (7.38g), 285-281 до н.э. Av: голова Персея, украшенная крыльями. Rv: бык, приготовившийся к атаке; BAΣIΛEΩΣ ΣEΛEYKOY
10. Митридат VI (120-111 до н.э.). Амис, Понт. Æ 18mm (4.18g). Av: бюст Персея, голову которого украшают крылья. Rv: Рог изобилия между шапками Диоскуров, украшенных звездами; AMIΣOY

mg_mr (700x311, 51Kb)p_ass (700x350, 53Kb)
11. Родос, Кария. Дидрахма (AR 23mm, 4.70g), ок. 205-200 до н.э. Критский чекан, магистрат Горгос (Гοργός). Av: голова Персея, украшенная крыльями; справа надчекан — крылатый бюст Ники. Rv: роза с бутоном; слева восьмиконечная звезда; ΓOPΓOΣ / PO
12. Септимий Север (193-211). Рим. Аурей (AV 20mm). Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; SEVERVS PIVS AVG. Rv: голова Персея, украшенная крыльями; PROVIDENTIA

p_whc3 (398x191, 24Kb)mg_cm (700x347, 60Kb)
13. Септимий Север (193-211). Рим. Денарий (AR 3.52g), ок. 207/8г. Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; SEVERVS PIVS AVG. Rv: голова Персея, украшенная крыльями; PROVIDENTIA
14. Каракалла (Marcus Aurelius Severus Antoninus Pius Augustus, 198-217). Рим. Денарий (AR 3.47g), ок. 211г. Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; ANTONINVS PIVS AVG. Rv: голова Персея, украшенная крыльями; PONTIF TR P XI COS III


Надо полагать, попытки других художников повторить понравившийся образ наталкивались на сложностиp_wpwg (325x464, 30Kb) с пониманием: а что, собственно, они копируют? Наличие змей в прическе сбивало с толку. Раскрученный бренд со змеями вместо волос принадлежал Медузе, поэтому, неверно понятый образ мужественного Персея, начал смягчаться, приходя к женскому соответствию.

На некоторых фресках Персей изображен держащим в руке голову Медузы, которая как две капли воды похожа на его собственную голову. Что называется, нарочно не придумаешь.

Здесь нужно отметить, что образ крылатой головы Горгоны, до римлян, все же существовал. В V в. до н.э. в Карии (Малая Азия) чеканились монеты, на которых голову Горгоны окружают четыре крыла, расположенные в виде свастики.

Какой смысл вкладывали карийцы в этот образ — не суть важно (по крайней мере, в контексте данной статьи), но наличие подобного стандарта могло также добавить свою долю путаницы и неразберихи в дело становления нового образа Горгоны, или точнее горгонейона (т.е. ее отсеченной головы).

mgs (400x203, 20Kb)_mgc (700x347, 47Kb)
15. Кария (Καρία), Малая Азия. Драхма (AR 15mm, 3.97g), V в. до н.э. Av: голова Горгоны в окружении четырех крыльев. Rv: четырехкрылая сирена в квадратном поле.
16. Кария, Малая Азия. AR 10mm (1.34g), V в. до н.э. Av: голова Горгоны, окруженная четырьмя крыльями в виде свастики. Rv: бегущая Медуза Горгона в квадратном поле.


С другой стороны, следует обратить внимание, что на керамике VI в. до н.э. (как это видно на иллюстрации выше), в сцене противоборства Персея и Горгоны, Персей тоже уже изображался с крыльями на голове, вернее на шлеме, но это немного другая история. Кроме Персея крылья на шлеме носил еще один известный персонаж — Гермес, который, имея крылатые сандалии, легко перемещался по воздуху. Гермес подарил Персею харпу (ἅρπη, кривой нож) и направил его к старухам Граям, у которых тот получил такие же крылатые сандалии (чтобы ему было легче противостоять крылатой Медузе) и шапку-невидимку (чтобы скрыться от сестер Медузы, когда дело будет сделано). Не исключено, что были варианты мифа, где крылатые сандалии и крылатый шлем Персею достались непосредственно от Гермеса. Либо художник позволил себе некоторую свободу творчества. По крайней мере, для шапки-невидимки крылья не являются необходимым элементом. А с учетом того, что другое название для шапки-невидимки — «шапка Аида»,¹ то крылья для нее и вовсе не в тему.
_______________________________
[1] Ἄϊδος κυνέην — шлем Аида, т.е. шапка-невидимка Hom., Plat., Arph.

Ἅδης или Ἅιδης (-ου), эп. Ἀΐδης (-αο) или (-εω) (gen. тж. Ἄϊδος) и Ἀϊδωνεύς (-ῆος), дор. Ἀΐδας (-α) ὁ Гадес, Аид (сын Кроноса и Реи);
ἀϊδής (ἀ-ϊδής) — невидимый Hes.
κυνέη атт. κῠνῆ ἡ (sc. δορά)
1) шлем (кожаный, иногда металлический) Hom., Her.
2) меховая или кожаная шапка Hom.


Clip (668x339, 56Kb)p_fhp (690x306, 45Kb)
17. Кизик, Мизия. Гекта (EL 10mm, 2.65g), ок. 480-410 до н.э. Av: коленопреклоненный Персей в крылатой кирбасии и накидке; в левой руке — голова Горгоны, в правой — харпа; ниже — тунец. Rv: квадрат, разделенный на четыре части.
18. Кизик, Мизия. Статер (EL 21mm, 16.16g), ок. 550-500 до н.э. Av: голова Персея в шлеме с крыльями. Rv: квадратное поле, разделенное на четыре части.


В любом случае крылья на шлеме — символ стремительности (быстрокрылости). Совсем другое дело, когда крылья у Персея (или, как в римское время, у Медузы), как будто, вырастают прямо из головы. Налицо попытка художника механически копировать сюжет, плохо понимая с чем он имеет дело. Впрочем, художника всякий может обидеть. На эту ситуацию можно посмотреть и с иной стороны, раз новый образ оказался востребованным — значит, как гласит народная мудрость, нет худа без добра.

p_bg (700x356, 60Kb)
Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini, 1500-1571), флорентийский ювелир, скульптор, художник, музыкант. Медальер Фриц Нусс (Fritz Nuss), Германия. Медаль Æ 121mm, 649.65g, 12h. 1972г.
Av: голова Бенвенуто Челлини; BENVENUTO CELLINI 1500-1571. Rv: Персей, работы Бенвенуто Челлини, держит в левой руке отсеченную голову Горгоны, в правой руке — харпу.



_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
vissarion 26-08-2016-16:12 удалить
_______________________________
_mgi_mms (700x351, 47Kb)
Вульчи, Этрурия. Диобол (AR 10mm, 1.13g), ок. V-IV в. до н.э.
Av: горгонейон; Rv: скарабей.

_______________________________
p_whn2 (700x328, 59Kb)
Родос, Кария. Дидрахма (AR 21mm, 3.70g), ок. 205-200 до н.э. Критский чекан, магистрат Горгос.
Av: голова Персея, с накинутой на голову эгидой, и подвязанной на шее; справа надчекан – крылатый бюст Ники.
Rv: роза с бутоном; слева восьмиконечная звезда; ΓOPΓOΣ / PO

_______________________________
gw_h (700x349, 54Kb)
Каракалла (198-217). Рим. Аурей (AV 7.28g), ок. 207г.
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; ANTONINVS PIVS AVG
Rv: голова Персея, украшенная крыльями; PROVIDENTIA

_______________________________
p_whc2 (700x341, 54Kb)
Каракалла (198-217). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.17g), ок. 207/8г.
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; ANTONINVS PIVS AVG
Rv: голова Персея, украшенная крыльями; PROVIDENTIA

_______________________________
p_whp (700x321, 45Kb)
Парион, Мизия. Æ 23mm (7.28g), II-I в. до н.э.
Av: голова Персея, с накинутой на голову эгидой, и подвязанной на шее;
Rv: внутри лаврового венка, орёл с расправленными крыльями; ПАРIАNΩN

_______________________________
p_whz (700x360, 44Kb)
Афины (Ἀθῆναι), Аттика. Æ 8.78g, ок. 42-39 до н.э.
Аv: голова Персея, с накинутой на голову эгидой, и подвязанной на шее;
Rv: Афина с копьём в правой руке, через левую перекинута эгида; AΘE

_______________________________
p_whs2 (537x275, 42Kb)
Селевк I Никатор (312-281 до н.э.). Антиохия, Государство Селевкидов.
Æ 20mm (7.06g), 285-281 до н.э.
Av: голова Персея с эгидой накинутой на голову;
Rv: бык, приготовившийся к атаке; BAΣIΛEΩΣ ΣEΛEYKY / Ξ

_______________________________
p_whdp4 (700x332, 44Kb)
Прусий II Кинег (Προυσίας ὁ Κυνηγός, 183-149 до н.э.). Вифинское царство. Æ 17mm (3.96g).
Av: голова Прусия II в образе Персея, украшенная тенией и крыльями;
Rv: Геракл с львиной шкурой в левой руке, в правой руке держит булаву; BAΣIΛEΩΣ ПРOYΣIOY

_______________________________
p_whdp3 (700x342, 43Kb)
Прусий II Кинег (183-149 до н.э.). Вифинское царство. Æ 12mm (3.64g).
Av: голова Прусия II в образе Персея, украшенная тенией и крыльями;
Rv: Геракл с львиной шкурой в левой руке, в правой руке держит булаву; BAΣIΛEΩΣ ПРOYΣIOY

_______________________________
p_whdp2 (700x311, 52Kb)
Прусий II Кинег (183-149 до н.э.). Вифинское царство. Тетрадрахма (AR 33mm, 16.75g).
Av: голова Прусия II в образе Персея, украшенная тенией и крыльями;
Rv: Зевс Стратий со скипетром в левой руке, в правой руке держит лавровый венок над именем царя; слева орёл, держащий в когтях пучок молний; BAΣIΛEΩΣ ПРOYΣIOY

_______________________________
p_whdp (700x340, 51Kb)
Прусий II Кинег (183-149 до н.э.). Вифинское царство. Тетрадрахма (AR 36mm, 16.70g).
Av: голова Прусия II в образе Персея, украшенная тенией и крыльями;
Rv: Зевс Стратий со скипетром в левой руке, в правой руке держит лавровый венок над именем царя; слева орёл, держащий в когтях пучок молний; BAΣIΛEΩΣ ПРOYΣIOY

_______________________________
_p_whda (700x340, 52Kb)
Антиох Гиеракс (Aντίoχoς Ιέραξ; ок. 242-227 до н. э.), правитель части государства Селевкидов в Малой Азии (Киликия). Монетный двор: Александрия Троадская.
Тетрадрахма (AR 29mm, 17.02g), ок. 235-227 до н.э.
Av: голова Антиоха I в образе Персея, украшенная тенией и крыльями;
Rv: Аполлон Пифийский сидит на омфале, в правой руке держит стрелу, левой придерживает лук; в обрезе – пасущийся конь; ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ

_______________________________
p_fh (700x359, 57Kb)
Филипп V (221-179 до н.э.). Македония.
Тетрадрахма (AR 32mm, 16.53g), ок. 184-179 до н.э. Магистрат Зоил.
Av: голова Филиппа в крылатом шлеме, в образе Персея; на правом плече – харпа; аверс выполнен в виде македонского щита;
Rv: палица Геракла внутри дубового венка; BAΣIΛEΩΣ ФIΛIППOY

_______________________________
vissarion 08-09-2018-15:42 удалить
_______________________________

whx (700x606, 53Kb) whv (433x700, 26Kb)
1. Ручка бронзового кратера (сосуд для смешивания вина с водой), ок. 500 до н.э. Западная Греция. Витую ручку украшает фигура Горгоны с двумя змеями, вместо нижней половины тела.
2. Бюст Афины. Голову Афины украшает эгида, сделанная из головы Горгоны (без крыльев и без змей). 1600-1800гг.

_______________________________
vissarion 01-05-2022-18:37 удалить
_______________________________
gw_kn (700x348, 114Kb)
Франция, Париж. Серебряный жетон служащего страховой компании Дю Солей (AR 36mm, 19.90g), 1829г. Гравер Гамель (Hamel).
Av: голова Медузы Горгоны в лучах славы; над головой — лунный серп, вниз от головы — молнии; [сигнатура: F. HAMEL. PARIS].
Rv: дубовый венок; COMPAGNIE DU SOLEIL / ASSURANCES CONTRE L'INCENDIE / 16 DECEMBRE 1829

Compagnie du Soleil. Assurances contre l'incendie — Компания Дю Солей. Страхование от пожара.

_______________________________
gw_kna (700x348, 116Kb)
Франция, Париж. Серебряный жетон служащего страховой компании Дю Солей (AR 37mm, 21.00g), 1850-1880г.
Av: голова Медузы Горгоны в лучах славы.
Rv: дубовый венок; COMPAGNIE DU SOLEIL / ASSURANCES CONTRE L'INCENDIE / 16 DECEMBRE 1829

_______________________________
_gw_knb (700x345, 106Kb)
Франция, Париж. Жетон служащего страховой компании Дю Солей (AR 37mm, 21.80g), 1880г.
Av: голова Медузы Горгоны в лучах славы.
Rv: дубовый венок; COMPAGNIE DU SOLEIL / ASSURANCES CONTRE L'INCENDIE / 16 DECEMBRE 1829

_______________________________

Название компании Дю Солей означает «солнце». Не совсем понятна логика людей выбравших образ Горгоны в качестве логотипа компании. Ну, то есть выбор горгонейона в качестве защитного знака не выглядит нелогичным. Но изображение головы Горгоны однозначно ассоциируется с названием компании, и это легко заранее просчитывалось, тем более что горгонейон окружает сияние. Однако Горгона — это не солярный персонаж. Три сестры горгоны иногда рассматривались как лунные фазы. Причем отсеченная голова Медузы соответствовала новолунию. В этом плане, выходит, что персонификацией компании выступает персонаж, являющийся полной противоположностью ее солярному названию. Попытку нивелировать это несоответствие мы наблюдаем на жетонах с эмблемой компании. Сначала горгонейон теряет крылья, затем пропадают и змеи, завязанные узлом, с помощью которых крылья крепились на голове. Из былого соответствия, остался только женский образ с развевающимися волосами, но со временем сгладились и эти нюансы. Сегодня считается, что на эмблеме компании Дю Солей изображен образ солнца.
_______________________________
gw_knc (700x344, 120Kb)
Франция, Париж. Медаль страховой компании Дю Солей (AR 50mm, 64.41g), 1960г. Гравер Роже Барон (Roger Bertrand Baron).
Av: логотип компании Дю Солей; COMPAGNIES DU SOLEIL ASSURANCES; [сигнатура: R.B. Baron].
Rv: лавровый венок; JEAN MARMIESSE 1936-1960

_______________________________
vissarion 18-12-2023-22:31 удалить
_______________________________

После такой метаморфозы, произошедшей с образом Медузы, необходимо было каким-то образом объяснить причины случившегося. И неудивительно, что причины эти впервые появляются у авторов творивших в римскую эпоху античности.

«Другие сообщают, что Горгона была обезглавлена ради Афины: она, говорят, хотела состязаться с Афиной в красоте».
(Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Кн. 2. 46)

_______________________________________…«И задал
Некто, один из вельмож, вопрос: из сестер [горгон] почему же
Волосы только одной перемешаны змеями были?
Гость [Персей] же в ответ: «Раз ты вопросил о достойном рассказа,
Дела причину тебе изложу. Красотою блистая,
Многих она женихов завидным была упованьем.
В ней же всего остального стократ прекраснее были
Волосы
. Знал я людей, утверждавших, что видели сами.
Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы
Царь зыбей. И Юпитера дщерь отвернулась, эгидой
Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны.
Ныне, чтоб ужасом тем устрашать врагов оробевших,
Ею же созданных змей на груди своей носит богиня».

(Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 770)

Попытка Овидия «навести тень на плетень» получилась очень слабой. Концы с концами у него никак не вяжутся. Во-первых, не только Медуза, — все три сестры были страшны ликом и змеевласы.

«А рядом — три горгоны змеекудрые,
Крылатые их сестры, людям страшные».

(Эсхил. Прометей прикованный. 788)

Во-вторых, о соитии Медузы и Посейдона (царя зыбей морских) поведал еще Гесиод, только произошло это не в храме Минервы (Афины), а в чистом поле.

«Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных».

(Гесиод. Теогония. 277)

А поскольку Медуза (после обезглавливания) разродилась крылатым конем Пегасом, то Посейдон, во время соития, видимо, был в образе жеребца. Подобная история произошла и между Посейдоном и Деметрой. Пытаясь избежать преследований бога морей, Деметра обернулась кобылицей, и пыталась затеряться в табуне. Но Посейдон обернулся конем и овладел Деметрой, после чего та родила коня Ариона (Ἀρείων).

И, главное, в-третьих, в римскую эпоху изменился образ горгонейона, т.е. отрубленной головы Медузы. Когда Медуза, со слов Овидия, уже была превращена Афиной в чудовище. Т.е. Овидий своим объяснением не объяснил ничего. Ну, ладно. Хотя бы попытался.
_______________________________
vissarion 22-06-2025-18:42 удалить
_______________________________

medousa (700x691, 202Kb)Персей обезглавливает спящую Медузу Горгону. Краснофигурная вазопись, ок. 450-440гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Персей изображен в плаще, крылатой шапке и крылатых сапогах. У него нет, отполированного до зеркального блеска, щита и нет заплечной сумки, в которую он положит отсеченную голову Горгоны. Щит ему не нужен, ибо нет противоборства с парящей в воздухе Медузой. Горгона изображена в виде прекрасной крылатой женщины, спящей, положив голову на сложенные руки. Она не обладает какими-либо чудовищными чертами, типичными для искусства эпохи VI-V в. до н.э. Слева стоит Афина, покровительствующая Персею. Она в шлеме, с копьем, на ее плечах — накидка-эгида, края которой оторочены завитками, слабо напоминающими змей.
_______________________________


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КРЫЛЬЯ НА ГОЛОВЕ ГОРГОНЫ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»