• Авторизация


ГЕНИИ РЕК 08-01-2016 18:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


АПИС

Священный бык Апис (егип. Ḥpj) в Мемфисе считался воплощением бога Птаха, творца богов и людей, и символом плодородия. Согласно Манефону, культ Аписа был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе.

Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным культом был культ Осириса, которому Апис был также посвящен. Бык, обладавший набором определенных качеств, содержался при храме, и почитался как живое воплощение Осириса (который сам носил эпитет «бык дуата», т.е. «бык преисподней»). Плутарх утверждал, что Апис является одухотворенным образом Осириса. В то же время для народа он был, по словам Страбона, самим богом, идентичным Осирису.

Точно так же, как и Осирис, Апис пребывал в самом близком соотношении с Нилом. Из многочисленных примет, которые должен был иметь Апис (Элиан насчитывает их 29, это черный цвет быка, с белым треугольником на лбу, с пятном в виде сокола на спине, нарост в виде скарабея под языком, и т.д.), одна — это обнаружение жрецами нового Аписа (после смерти прежнего быка) должно было приходиться на начало половодья, после долгого сезона засухи.

С разливом Нила связан и один из главных праздников года посвященных Апису. Поскольку наполнение пересохшего Нила обильными водами отождествлялось с воскрешением Осириса, то и Апис (как воплощение Осириса) также имел непосредственное отношение к половодью. Ему приносились обильные дары, дабы воды было достаточно для богатых урожаев, но не слишком много, чтобы от наводнения не было ущерба.

Древнейшие изображения Аписа относятся к началу III тысячелетия до н.э. Очень много скульптур и картин, посвященных Апису и дошедших до нас, относятся к птолемеевской эпохе (IV-I вв. до н.э.). В эллинистическую эпоху культ Аписа проник и на территорию Греции, как об этом свидетельствуют находки из Халкиды и Приены. Но широкого распространения он не получил. Несколько крупных и мелких скульптурных изображений Аписа было найдено и в Риме, куда, в свое время, египетские культы тоже проникали.


ХАПИ

Хапи (егип. Ḥˁpj) — бог Нила и покровитель урожая в египетской мифологии. Хапи олицетворял ежегодный разлив (ḥˁpj) великого Нила, богатого плодородным илом, позволявшим египтянам выращивать хорошие урожаи зерновых культур по берегам этой реки. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Хапи был так же известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Хапи изображали как полноватого мужчину в набедренной повязке, с отвислой грудью и большим животом.

Во время ежегодных разливов, Нил затоплял земли и насыщал их плодородным илом, поэтому Хапи был противоположностью безжизненных пустынь и символизировал плодородные земли. Большая грудь и живот, которыми обладал Хапи, в представлении египтян, символизировали изобилие и плодородие Нила. Его кожа, которую рисовали на одних фресках синего, а на других зеленого цвета символизировала речную воду, которая бывает голубой или зеленоватой в зависимости от сезона.

Clip (639x362, 46Kb)

В эллинистический период Египта, Хапи был замещен Нилом (Νείλος) — греческим богом реки. Продолжая египетскую традицию, греки и римляне также считали бога реки первоисточником и хранителем всей жизни в Египте. Гомер, Геродот и другие ученые мужи не отделяли Египет, как страну, от реки, на берегах которой и концентрировалась, в основном, жизнь, и поэтому называли реку тем же именем — Египет (Αἴγυπτος). Название же реки Нил этимологизируется от обильных наносов ила во время ежегодных разливов.¹

«Лишь у Египта очнулась [Ио], мне сродного, что называют
Нилом сооттичи, ибо из года в год постоянно
Он разливается, будто вступая со влажной землею
В брак, и наносит на пашни новый ил плодородный

(Нонн. Деяния Диониса III, 280)
________________________
[1] Νείλος ~ νεός + ἰλύς
Νεῖλος ὁ Нил, река в Египте Hes., Her.
νεός (-οῦ) ἡ (sc. γῆ) целина, новина или паровое поле Xen.
νειός ἡ поле под паром, новина, тж. пашня Hom., Hes.
ἰλύς (-ύος) ἡ ил, грязь, тина, осадок (τὰ στόματα ἰλὺν πολλέν λαμβάνοντα Plut. — сильно занесенное илом устье реки);
εἰλύς (-ύος) =ἰλύς adj. илистый, покрытый илистыми наносами (Αἴγυπτος Her.).


Изображали Нила антропоморфно, в венке из тростника, с Рогом изобилия, в окружении шестнадцати детей (которые, якобы, символизируют оптимальное число локтей, на которое должен подняться уровень воды в Ниле во время половодья). Таким он выглядит на копии эллинистической статуи II в. до н.э., найденной в XVIII в. во время раскопок в Риме, и хранящейся в Ватиканских музеях (несколько таких римских копий, но меньшего размера, находятся в других собраниях, в том числе в Национальном музее в Праге). Из произведений европейских скульпторов, наиболее известен Нил на «Фонтане четырех рек» Бернини (1648-1651), расположенном посреди Навонской площади в Риме.


ТИБЕРИН

Тиберин (лат. Tiberinus) — в римской мифологии гений реки Тибр, самый почитаемый из римских речных богов. Согласно римским преданиям, которые содержатся у Варрона, Ливия, Вергилия, легендарный царь Тиберин Сильвий, девятый в списке царей Альба-Лонги, утонул в реке Альбула (Albula), после чего река была переименована в Тибр (лат. Tiberis, ее нынешнее итальянское название Tevere). В Риме Тиберину был посвящен храм на Тибрском острове, где его почитали под именем Отца Тибра (Pater Tiberinus).

gr_gt (700x432, 38Kb)

Согласно Вергилию, Тиберин оказывал помощь Энею в его путешествии, подсказав ему двигаться в Лаций, и дав много других ценных советов. Фиванская прорицательница Манто после своего переселения в Италию родила от Тиберия сына Окна.²

Согласно другим легендам, Тиберий нашел Ромула и Рема и отдал их волчице, потерявшей своих волчат, которая вскормила близнецов. После этого он спас мать братьев весталку Рею Сильвию, приговоренную к казни за нарушение обряда безбрачия, и женился на ней.

В период ранней Римской Республики культ Тиберия продолжал существовать в виде праздника Волтурналий, посвященных Волтурну (Volturnus — «бушующие воды»). Из статуй Тиберина наиболее известны две: одна датируется I в. н.э. и была некогда установлена (вместе со статуей бога Нила) перед храмом Исиды и Сераписа на Марсовом поле (нынешняя Навонская площадь в Риме — «Пьяцца-Навона»). Еще одна пара колоссальных статуй Тиберина и Нила с XVII в. украшает фонтан перед Капитолийским дворцом, резиденцией римского сената.
________________________
[2] Ὄκνος ὁ Окн, сын Тиберия и Манто. В переводе с греческого, ὄκνος означает «медлительность, нерешительность, вялость». После смерти Окн был приговорен Аидом к вечному, бессмысленному труду в царстве мертвых, старик плел соломенный канат, пожираемый с другого конца ослом. Окн символизирует бесконечную работу, и подвергся он такому наказанию за то, что никак не хотел умирать.



АХЕЛОЙ

Ахелой (Ἀχελῷος) — бог одноименной реки в Акарнании; по Гесиоду, сын Океана и Тефии; по Алкею, сын Океана и Геи; по Гекатею, сын Гелиоса и Геи. Отец сирен, Гипподаманта и Ореста. Согласно мифам, Ахелой сватался к Деянире (Δηάνειρα), дочери царя Энея (Οἰνεύς), но в лице Геракла встретил соперника также добивавшегося Деяниры.

«Еще в Плевроне у отца Ойнеяgr_h (659x409, 63Kb)
Я испытала ужас сватовства,
Как ни одна этόлянка. Меня
Сам Ахелой присватал, бог речной.
Просил отца, являясь в трех обличьях:
Тельцом вбегал он, змеем приползал
Чешуйчатым, показывался мужем
Быкоголовым. С бороды косматой
Текли обильно струи ключевые.»

(Софокл «Трахинянки» 6-14, монолог Деяниры)

В единоборстве с Гераклом за обладание прекрасной царевной, Ахелой из великана превратился в gr_mfk (700x308, 51Kb)змея, а когда и это не помогло — в быка с могучими рогами. Во время сражения с Ахелоем-быком Геракл отломил ему один рог, который превратился в Рог изобилия (в других вариациях, Геракл вернул Ахелою обломаный рог взамен на Рог изобилия).

Здесь на лицо явное смешение более древних (заимствованных у египтян) традиций изображать гения реки в виде быка и позднюю антропоморфную иконографию с неотъемлемым атрибутом — Рогом изобилия. Кроме того, если вспомнить еще одного гения реки Нил — Агатодемона, которого изображали и антропоморфно, и в образе змея, и в виде змея с человеческой (Сераписа) головой, то мы увидим, что гений реки Ахелой вобрал в себя все образы речных богов разных религиозных школ Египта.gr_gne (445x482, 40Kb)

«Через фейсоэйскую землю протекают речки, впадающие в Алфей: Милаон, Нус, Ахелой, Келадон и Налиф. Есть еще две реки, носящие одинаковое имя с аркадским Ахелоем, но более известен тот Ахелой, который протекает через Акарнанию и Этолию и впадает в море против Эхиднейских островов. Гомер в Илиаде (XXI, 194; XXIV, 614) называет Ахелоя царем всех рек…» (Павсаний. Описание Эллады. Аркадия. XXXVIII:7)

«Царем всех рек» Гомер называет Ахелоя, видимо, потому, что тот повлиял на иконографию остальных речных богов. Причем, очевидно, что Ахелой не является «законодателем мод», но мифы, в которых гений реки принимает образы быка, змеи и человека, связаны именно с ним.

На ранних греческих монетах речные боги встречаются сначала в виде быка с человеческим лицом, либо антропоморфно (как правило, в образе юношей), но с бычьими рогами.

«Пеплос ткала [Гармония]³ и на ткани узорчатой изображала
Праначальную землю посередине, вокруг же
Небо округлое выткала в звездах разнообразных,
Билися о прибрежье снизу волны морские,
Реки по ткани струились в облике туров рогатых,
Но с человеческим ликом
, сверкали смарагдом потоки».

(Нонн. Деяния Диониса XLI, 294)
________________________
[3] Ἁρμονία, ион. Ἁρμονίη ἡ Гармония, богиня миропорядка (дочь Арея и Афродиты, жена Кадма, мать Ино, Семелы) HH., Hes., Pind., Plut.
В Ионии бык с лицом человека чеканился с VIII-VII в. до н.э. В чекане сицилийского города Гелы протома человекоголового быка, изображающего божество реки Геласа, появляется около 495 до н.э. Позднеклассического быка Ахелоя можно видеть на реверсе дидрахмы Неаполя конца 4-го века до н.э. Эллинистический вариант Ахелоя, молодого и безбородого (а, может, просто бритого, мода на бритье пошла от Александра Македонского), размещен на аверсе статера Акарнанийской Федерации конца III века до н.э.

Позднее речные боги стали изображаться в виде возлежащих бородатых мужей с венками на голове, с Рогом изобилия и сосудом, из которого вытекала (брала свое начало) река. Если река была небольшая, гения изображали безбородыми. Источники, ручьи и притоки больших рек охраняли нимфы, в образе прекрасных дев.

__________________________________
gr_mf (700x352, 45Kb)
Фокея (Φώκαια), Иония. Гекта (EL 2.59g), ок. 625-522 до н.э.
Av: голова гения одноименной реки Герма (Ἕρμος) в образе быка с человеческой головой; справа — тюлень; Rv: квадратное поле.

__________________________________
gr_mfi (608x321, 58Kb)
Фокея (Φώκαια), Иония. Гекта (EL 2.65g), ок. 521-478 до н.э.
Av: голова гения одноименной реки Герма (Ἕρμος) в образе быка с человеческой головой;
Rv: квадратное поле разделенное на четыре части.

__________________________________
gr_maa (700x349, 47Kb)
Левкада (Λευκάς, -άδος), Акарнания (Ακαρνανία, западное побережье Пелопоннеса). Магистрат Ликург.
Статер (AR 25mm, 10.07g), ок. 250-200 до н.э.
Av: голова Ахелоя (Αχελώος), гения одноименной реки в образе быка с человеческой головой; [ΛYKOYPΓOΣ] (слева);
Rv: Аполлон на троне, в правой руке держит лук; AKAPNANΩN

__________________________________
gr_maa3 (700x354, 75Kb)
Тирион (Θύριον, Θύρρειον), Акарнания (Ακαρνανία). Магистрат Менандр. Статер (AR 26mm, 9.71g), ок. 168-160 до н.э.
Av: голова Ахелоя, гения одноименной реки в образе быка с человеческой головой; MENANΔPOΣ
Rv: Аполлон на троне, в правой руке держит лук; ΘYPPHΩN

__________________________________
gr_mgp (700x329, 58Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Дидрахма (AR 20mm, 8.67g), ок. 490-480 до н.э.
Av: всадник во фригийском шлеме с занесенным копьем в руке;
Rv: протома быка Геласа, гения одноименной реки; ГEΛAΣ

__________________________________
gr_mgb (700x343, 74Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Тетрадрахма (AR 25mm, 17.38g), ок. 480-470 до н.э.
Av: бородатый возница правит бигой, запряженной парой лошадей; выше — крылатая Ника;
Rv: протома быка Геласа, гения одноименной реки; ГEΛAΣ

__________________________________
gr_mgb2 (700x349, 55Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Тетрадрахма (AR 23mm, 17.26g), ок. 420-415 до н.э.
Av: возница правит бигой, запряженной парой лошадей; выше — крылатая Ника с лавровым венком в руках;
Rv: протома быка Геласа, гения одноименной реки; ГEΛAΣ (retrograde).

__________________________________
gr_mgq (700x338, 58Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Тетрадрахма (AR 26mm, 16.97g), ок. 415-405 до н.э.
Av: возница правит квадригой; выше — орел; внизу — колос; ГEΛΩIΩN
Rv: протома быка Геласа, гения одноименной реки; выше — зерно; ГEΛAΣ (retrograde)

__________________________________
gr_mgbc (700x353, 58Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Тетрадрахма (AR 27mm, 17.77g), ок. 465-450 до н.э.
Av: возница правит бигой, запряженной парой лошадей, огибая ионическую колонну, отмечающую поворот беговой дорожки ипподрома (серия монет, выпущенная в честь победы на Олимпийских Играх); в обрезе — колос;
Rv: протома быка Геласа, гения одноименной реки; ГEΛAΣ

__________________________________
gr_mg (700x338, 53Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Дидрахма (AR 20mm, 7.97g), ок. 490-480 до н.э.
Av: всадник с занесенным копьем в руке;
Rv: протома быка Геласа, гения одноименной реки (Γέλας); ГEΛA

__________________________________
gr_mgs (700x362, 48Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Тетрадрахма (AR 16.88g), ок. 440-430 до н.э.
Av: возница правит квадригой; выше — крылатая Ника с лавровым венком в руках; ГEΛOION (retrograde).
Rv: Ника надевает лавровый венок на голову Геласа Сосиполиса (Σοσίπολις — оберегающий город), гения одноименной реки и города; ΣOΣIПOΛIΣ (retrograde).

__________________________________
gr_ml (590x293, 34Kb)
Лаус (Laus, греч. Λᾶος), Лукания. Статер (AR Nomos 17mm, 8.06g), ок. 490-470 до н.э.
Av: гений реки Лаос в образе быка с человеческой головой стоит влево, голова повернута назад; ΛAΣ (retrograde).
Rv: речной бог Лаос в образе быка с человеческой головой стоит вправо; ΛAΣ (retrograde).

__________________________________
gr_mn1 (700x366, 47Kb)
Неаполь (Νεόπολις), Кампания. Дидрахма (AR 7.42g), ок. 400-380 до н.э.
Av: голова покровительницы города Партенопы в диадеме;
Rv: гений реки Ахелой в образе быка с человеческой головой; NEOΠOΛITHΣ

__________________________________
gr_mn (700x336, 52Kb)
Неаполь (Νεόπολις), Кампания. AR 19mm (7.21g), ок. 275-250 до н.э.
Av: голова покровительницы города Партенопы в диадеме; справа трофей;
Rv: гений реки Ахелой в образе быка с человеческой головой, над ним крылатая Ника несущая лавровый венок; IΣ / NEOΠOΛITΩN


• Неаполь был основан греческими поселенцами в VIII веке до н.э. под названием Партенопея (Παρθενόπεια), по имени мифологической сирены Партенопы. Партенопа (Παρθενόπη), по местному поверью, была дочерью Ахелоя. Не пережив, что Одесей, услышавший волшебное пение сирен, избежал смерти, Партенопа вместе со своими сестрами сиренами бросилась в море с высокого обрыва. Близ места, где море выбросило ее тело на берег, была основана Партенопея, а Партенопа стала покровительницей города.
__________________________________
gr_mh (700x340, 54Kb)
Гирия (Ὑρία), Кампания. AR 19mm (7.65g), ок. 405-400 до н.э.
Av: голова Афины в аттическом шлеме, украшенном изображением совы;
Rv: бык с человеческой головой; YPINA[ΙΩΝ] (retrograde)

__________________________________
gr_mc (500x245, 29Kb)
Калы (Cales), Кампания. Æ 21mm (7.33g), ок. 265-240 до н.э.
Av: голова Аполлона в лавровом венке, справа петух; CALENO
Rv: бык с человеческой головой, над ним — лира; Δ (внизу).


• Калы (Cales, ныне Calvi) — город в северной Кампании, к северо-востоку от Неаполя. Земли там славились плодородием, а глина — пригодностью для гончарного дела. [Страбон. V.237; Полибий. III.91; Вергилий. «Энеида». VII.728; Тацит. IV.27; VI. 15.]
__________________________________
gr_ma (700x337, 59Kb)
Катана (Κατάνη), Сицилия. Тетрадрахма (AR 26mm, 17.31g), ок. 461-450 до н.э.
Av: крылатая Ника с венком в руке; KATANE
Rv: речной бог Аменан (Amenanus, греч. Ἀμένας) в образе быка с человеческой головой, над ним — лавровая ветвь, внизу — рыба.

__________________________________
gr_mal (371x195, 21Kb)
Алонтион (Ἀλόντιον), Сицилия. Æ 19mm (6.34g), ок. 241-210 до н.э.
Av: голова во фригийском шлеме;
Rv: речной бог в образе быка с человеческой головой, извергающий изо рта воду; в обрезе — краб; AΛONTINΩN

__________________________________
gr_mt (700x359, 52Kb)
Тавромения (Tauromenion), Сицилия. Дилитра (Æ 14.51g), ок. 338-336 до н.э.
Av: голова Аполлона Архагета (Ἀρχηγέτης, родоначальник) в лавровом венке; APXAΓETAΣ
Rv: бык с человеческой головой; слева виноградная гроздь; TAYPOMENITAN

__________________________________
gr_mp (700x356, 56Kb)
Панорм (финик. название города — Сус), Сицилия. Литра (Æ 24mm, 11.77g), ок. 336-330 до н.э.
Av: голова Геры Лакинии в высокой стефаноме (στεφάνωμα), украшенной узором;
Rv: бык с человеческой головой, над ним — голова Гелиоса, окруженная лучами.

__________________________________
gr_mas (700x385, 60Kb)
Гелон (тиран Сиракуз в 485-478 до н.э.). Сиракузы, Сицилия. Тетрадрахма (AR 23mm, 16.99g).
Av: бородатая голова речного бога одноименной реки Алфея с бычьими рогами и ушами;
Rv: в квадратном поле — два ячменных зерна; ΣYRA


• Алфей (Αλφειός) — главная река Пелопоннеса, протекающая через Аркадию и Элиду и впадающая в Ионическое море. Главные притоки Алфея: слева — Карнион, Ахелой, Диагон; справа — Гелиссон, Бренфеат, Ладон, Ериманф, Кладей (у Олимпии).

Алфей берет начало в горах Парнов близ Филаки и течет в направлении к северу до окрестностей Тегеи. Отсюда он ныне, принимая название Сарандапотамо, поворачивает на северо-восток и исчезает в катабофрах (подземной расселине). Прежде же он направлялся на северо-запад, у гор Βόρειον исчезал под землей, появлялся снова близ Асеи, опять скрывался в катабофрах и, наконец, вторично появлялся у южного входа на равнину Мегалополя, близ Пег: до города Герайи он направлялся к северо-западу, отсюда к западу и, миновав Олимпию, впадал в Ионическое море, образуя границу между Трифилией и Элидой.

Частое скрывание реки под землей дало содержание мифу о преследовании Алфеем нимфы Аретусы. Алфей, обуреваемый страстью, гонится за нимфой и по земле и под земле й. Аретуса взмолилась к Артемиде, и та превратила ее в подземную реку, благодаря чему Аретуса пересекает Ионическое море и выходит на поверхность на острове Ортигия (в гавани Сиракуз) и превращается там в источник. Но Алфей превратившись в реку, ныряет в море и, вынырнув у Ортигии, настигает Аретусу и сливается с ней в любовной страсти.

«То, что Алфей, протекая через море, там сливает свои воды с водою источника, этому я не могу не верить, зная, что этот факт подтверждает и бог в Дельфах. Он, посылая коринфянина Архия вывести колонию в землю сиракузян, между прочим, сказал в стихах следующее:

«Остров некий лежит, Ортигия, в море широком,
Против страны Тринакрийской, где устье Алфея сливает
Воды свои с прекрасно текущим ручьем Аретузы».

Именно потому, что с Аретузой сливаются воды Алфея, я убежден, и создалась легенда о любви этой реки.
(…)
То же самое, что с Алфеем, происходит и с другой рекой в Ионии: ее истоки находятся на горе Микале, затем она, пройдя через море, лежащее между двумя странами, вновь появляется на свет около Бранхид у пристани, называемой Панормом. И это так на самом деле.»

(Павсаний «Описание Элиды»)
__________________________________
gr_msa (700x350, 56Kb)
Агафокл (317-289 до н.э.). Сиракузы, Сицилия. Тетрадрахма (AR 25mm, 17.01g), ок. 310-305 до н.э.
Av: голова Аретусы (Ἀρέθουσα), украшенная венком из тростника; вокруг головы — три дельфина; ΦΙ
Rv: возница правит квадригой; выше — трискелион; ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ / AI

__________________________________
g_ay (700x342, 52Kb)
Неаполь (Νεόπολις), Кампания. AR 19mm (7.23g), ок. 300-275 до н.э.
Av: голова Артемиды Алфейской в диадеме; APTEMI
Rv: гений реки Ахелой в образе быка с человеческой головой, над ним крылатая Ника несущая лавровый венок; NEOΠOΛITΩN / ΘE

__________________________________
• В другом варианте этого сказания вместо Аретусы выступает аркадская Артемида (см. монету выше), которую Алфей преследует или до Летрин в Элиде, где Артемида делает себя неузнаваемой, обмазавшись илом, или до Ортигии. В обоих этих местах находились храмы Артемиды Алфейской (Ἀλφειαία).

Кстати, по поводу преследования Алфеем нимфы и на земле и под землей… Поскольку сложно представить каким образом бык Алфей мог преследовать Аретусу под землей, логично предположить, что Алфей, как и Ахелой, был склонен к перевоплощениям, и под землей преследовал нимфу в образе змея (подобно тому, что изображен на нижеследующих монетах).
__________________________________
gr_msa_a (700x356, 58Kb)
Катана (Κατάνη), Сицилия. Тетрадрахма (AR 26mm, 17.07g), ок. 460-450 до н.э.
Av: крылатая Ника с тенией (taenia) в руке; KATANAION
Rv: речной бог Алфей в трех ипостасях: в образе быка с человеческой головой, вверху — антропоморфно, внизу — в виде водяной змеи (ὓδρᾱ, гидра).

__________________________________
gr_msaa (700x330, 48Kb)
Сиракузы, Сицилия. Тетрадрахма (AR 24mm, 17.29g), ок. 460-440 до н.э.
Av: голова Аретусы, украшенная ниткой жемчуга; вокруг головы — четыре дельфина; ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ.
Rv: возница правит бигой; выше — крылатая Ника с лавровым венком в руках; в обрезе — водяная змея (ὓδρᾱ, гидра).


• Изначально город Сиракузы располагался лишь на небольшом острове Ортигия, и лишь позднее распространился на северо-запад, заняв полуостров, выступающий в море. Остров Ортигия, лежащий ниже уровня остальных частей города, представлял собой укрепленный пункт и служил акрополем. Знаменитый источник Аретуса, о котором и повествует вышеизложенное предание, пересох после землетрясения 1170г. н.э.
__________________________________
gr_mb (700x349, 42Kb)
Ольвия (Ὀλβία), Скифия. Æ 25mm (10.14g), ок. 330-250 до н.э.
Av: голова гения одноименной реки (ныне Днепр) Борисфена с бычьими рогами;
Rv: топор и горит с луком внутри; ΟΛΒΙΟ

__________________________________
gr_map (700x345, 49Kb)
Пиакос (Пιακός), Сицилия. Гемилитрон (Æ 18mm, 5.79g), 420-400 до н.э.
Av: рогатая голова гения реки в лавровом венке; ПIAKIN[ΩN]
Rv: охотничья собака вцепилась в горло антилопы; слева желудь, справа дубовый лист.

__________________________________
gr_mgg2 (570x289, 49Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Æ 17mm (3.17g), ок. 420-405 до н.э.
Av: голова Геласа, гения одноименной реки, в антропоморфном образе с бычьими рогами; ΓΕΛΑΣ
Rv: гений реки Гелас в образе быка, над ним — оливковая ветвь.

__________________________________
gr_mgg (700x359, 42Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Æ 16mm (3.48g), ок. 420-405 до н.э.
Av: голова Геласа, гения одноименной реки, в антропоморфном образе с всклокоченными волосами и бычьими рогами; слева — зерно;
Rv: гений реки Гелас в образе быка; вверху — оливковый листок; ΓΕΛΑΣ

__________________________________
gr_mgg_w (598x295, 45Kb)
Гела (Γέλα), Сицилия. Дидрахма (AR 20mm, 8.19g), ок. 420 до н.э.
Av: внутри оливкового венка голова гения реки Геласа с бычьими рогами;
Rv: воин на коне во фригийском шлеме, поражающий копьем гоплита.

__________________________________
gr_man (700x336, 57Kb)
Катана (Κατάνη), Сицилия. Драхма (AR 19mm; 4.20g), ок. 410 до н.э.
Av: рогатая голова речного бога Аменана в диадеме, вокруг — две рыбы и рак; AMENANOΣ;
Rv: возница правит квадригой; выше — крылатая Ника с лавровым венком в руках.

__________________________________
_gr_mhk (573x282, 40Kb)
Камарина (Καμάρινα), Сицилия. Дидрахма (AR 8.24g), ок. 415-405 до н.э.
Av: рогатая голова Гиппариса (Ἵππαρις), гения одноименной реки, протекающей близ города Камарины; KAMAPINAIO
Rv: Камарина, нимфа одноименного болота, через которое протекала река Гиппарис, и покровительница одноименного города, сидящая на лебеде.

__________________________________
gr_mhks (700x346, 46Kb)
Камарина (Καμάρινα), Сицилия. Дидрахма (AR 8.57g), ок. 415-405 до н.э.
Av: рогатая голова Гиппариса (Ἵππαρις), гения одноименной реки, протекающей близ города Камарины; справа и слева — рыбы;
Rv: Камарина, нимфа одноименного болота, через которое протекала река Гиппарис, и покровительница одноименного города, сидящая на лебеде; справа и внизу — рыбы; KAMAPINA

__________________________________
gr_mhks (594x300, 53Kb)
Камарина (Καμάρινα), Сицилия. Дидрахма (AR 8.14g), ок. 415-405 до н.э.
Av: рогатая голова Гиппариса (Ἵππαρις), гения одноименной реки, протекающей близ города Камарины; справа и слева — рыбы, по краям — орнамент в виде волн;
Rv: Камарина, нимфа одноименного болота, через которое протекала река Гиппарис, и покровительница одноименного города, сидящая на лебеде; справа и внизу — рыбы; KAMAPINA

__________________________________
_gr_mts (700x360, 45Kb)
Камарина, Сицилия. Гемилитра (AR 0.37g), ок. 410 до н.э.
Av: рогатая голова речного бога Аменана (Amenanus, греч. Ἀμένας);
Rv: афластон (ἄφλαστον), по краям — шесть точек; KAMA (retrograde).

__________________________________
gr_mga (700x354, 46Kb)
Акрагант (Ἀκράγας), Сицилия. Гемилитрон (Æ 26mm, 17.84g), ок. 400-380 до н.э.
Av: рогатая голова гения одноименной реки и города Акраганта в диадеме; ΑΚΡΑΓΑΣ
Rv: орел на колонне, слева — краб.

__________________________________
gr_msh (700x349, 57Kb)
Селинунт (Σελινούντος), Сицилия. Дидрахма (AR 8.19g), ок. 450-440 до н.э.
Av: Геракл укрощает Минойского быка; ΣΕΛΙΝΟΙΤΟΝ
Rv: рогатый бог одноименной реки Гипсас совершает возлияние из патеры на алтарь, вокруг которого обвивается змей; в левой руке держит лавровую ветвь; в поле справа цапля, над ней лист сельдерея (σέλινον); ΗΥΨΑΣ


• Тип аверса с Гераклом, покоряющим минойского быка, Ллойд (Albert Hugh Lloyd) считал косвенным указанием на то, что Селинунт прежде назывался Гераклея Минойская (Ἡράκλεια Μινῴα). Согласно Геродоту, Гераклея Минойская — это «древнегреческая колония на юго-западе Сицилии, основанная жителями Селинунта и называвшаяся Миноя». В этой связи любопытен факт, что в Элиде (северо-запад Пелопоннеса) есть река с тем же названием (Селинунт), которая является одним из притоков Алфея. Не отсюда ли родом были греческие колонисты, обосновавшиеся на Сицилии и перенесшие родные названия на новую родину? Павсаний, описывая Элиду, упоминает реку Минию (Μινυήιος), которая созвучна Миное (Μινῴα), якобы, прежнему названию сицилийского Селинунта: «относительно реки Анигра все аркадяне согласны в том, что в древности она называлась Минией».
__________________________________
gr_mss (700x356, 67Kb)
Селинунт (Σελινούντος), Сицилия. Тетрадрахма (AR 17.34g), ок. 450 до н.э.
Av: Артемида правит квадригой, рядом в колеснице Аполлон целится из лука; ΣΕΛΙΝΟΝΤΙΟΣ (retrograde).
Rv: рогатый бог реки Селин (Σελινοΰς, приток Алфея) совершает возлияние перед алтарем; рядом с алтарем — петух; справа на постаменте — бык, над ним — лист сельдерея (σέλινον), от которого, якобы, и происходит название места и реки; ΣΕΛΙΝΟΣ

__________________________________
gr_mm (700x343, 48Kb)
Нерон (54-68). Смирна, Иония. Æ 20mm (3.79g), ок. 68г. Магистрат Тиберий Клавдий Иероним (Tiberius Claudius Hieronymus).
Av: крылатая Немезида; ЄПI TI KΛAYΔIO IЄPΩNYMOY
Rv: гений одноименной реки Мелес (Μέλης) лежит, опираясь локтем на сосуд, из которого льется вода; на голове — венок, в правой руке — тростник; CTPATI KΛAСΩC ANΔPOY / CMYP

__________________________________
gr_mgro (500x247, 29Kb)
Каракалла (198-217). Сердика, Фракия. Æ 27mm (15.79g).
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; AYT K M AYP ANTΩNINOC
Rv: гений одноименной реки Искос (Οἰσκός, Oeskus, ныне река Искыр, София, Болгария); на голове — венок, в правой руке — пучек колосьев, в левой держит ветвь, локтем опирается на сосуд, из которого льется вода; OYΛПIAC CEPΔIKHC

__________________________________
_gr_mgrs (700x336, 43Kb)
Макрин (217-218). Никея, Вифиния. Æ 28mm (12.56g).
Av: бюст Макрина в лавровом венке; AYT K M OΠEΛ CEOYH MAKPEINOC AYГ
Rv: гений одноименной реки Сангарий (Σαγγάριος, Σάγαρις); на голове — венок, сидит опираясь локтем на сосуд, из которого льется вода; в правой руке держит тростник, в левой — ветвь; NIKAIEΩN / CAГAPIC

__________________________________
gr_tib (591x290, 36Kb)
Антонин Пий (138-161). Рим. Сестерций.
Av: бюст Антонина Пия в лавровом венке; ANTONINVS AVG PIVS P P TR P COS III
Rv: гений одноименной реки Тибр (лат. Tiberis) сидит опираясь локтем на сосуд, из которого льется вода; в левой руке — тростник, правая лежит на проре корабля; TIBERIS S C

__________________________________
gr_mge (700x335, 59Kb)
Гордиан III (238-244). Кади, Фригия. Æ 37mm (23.06g). Магистрат Марк Юлий Деметрий Омиан (Marcus Julius Demetrius Oumianus).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT K M ANTΩNION ΓOPΔIANON
Rv: гений одноименной реки Герм (Ἕρμος); на голове — венок, в правой руке — тростник, в левой держит Рог изобилия, локтем опирается на сосуд, из которого льется вода; ЄΠI M I ΔHMHTPIOV OYM APX A / ЄPMOC / KAΔOHNΩN

__________________________________
gr_mgn (700x332, 55Kb)
Адриан (117-138). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.14g), ок. 134-138г.
Av: бюст Адриана; HADRIANVS AVG COS III P P
Rv: гений реки Нил с Рогом изобилия в левой руке, правой рукой опирается на сосуд, из которого льется вода; слева — гиппопотам; NILVS

__________________________________
gr_mh_ap (700x323, 60Kb)
Антонин Пий (138-161). Филиппополис, Фракия. Æ 32mm (19.61g). Магистрат Гаргилий Антик (Gargilius Anticus).
Av: бюст Антонина Пия в лавровом венке; AYT AI AΔPIA ANTΩNEINOC
Rv: гений одноименной реки Гебр (Ἕβρος;); на голове — венок, сидит опираясь локтем на сосуд, из которого льется вода; в правой руке — фруктовая ветвь; HГE ГAPГIΛ ANTIKOY (ἡγεμόνος Γαργίλιου Ἄντικου) / ФIΛIППOПOΛEITΩN

__________________________________
gr_mgrg (700x349, 66Kb)
Септимий Север (193-211). Тавия (Ταουία), Галатия. Æ 27mm (12.48g).
Av: бюст Септимя Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄП CЄYHPOC
Rv: гений одноименной реки Галис (Ἅλυς, Ἅλυος); на голове — венок, сидит опираясь локтем на сосуд, из которого льется вода; в левой руке — ветвь, правая лежит на проре галеры; CЄTP TAOYIANΩN / AΛYC

__________________________________
g_bw (479x238, 28Kb)
Адриан (117-138). Рим. Сестерций (Æ 26.54g), ок. 134-138гг.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; HADRIANVS AVG COS III P P
Rv: гений реки Нил, в окружении детей, возлежит на берегу реки, опираясь локтем на сфинкса; держит Рог изобилия в левой руке и ветку тростника — в правой; рядом лежит крокодил; один ребенок обхватил Рог изобилия, другой сидит у него на колене, еще один едет верхом на гипопотаме, и один стоит слева, рядом со сфинксом; S C

__________________________________
gr_m_n (700x350, 52Kb)
Наполеон I Бонапарт (в должности командующего Итальянской армией, 1796-1799). Медаль (AR 33mm, 16.58g) в честь покорения Нижнего Египта, 1798г. Парижский монетный двор; Медальеры Брене (Nicholas Guy Antoine Brenet) и Денон (Denon, mint director).
Av: гений реки Нил, в окружении детей, лежит, опираясь локтем на Сфинкса; в левой руке держит Рог изобилия; CONQUETE DE LA BASSE EGYPTE / AN VII
Rv: пирамиды Гизы; DENNON DIR. G. DU / MUSEE C. D. ARTS / BRENET

__________________________________
gr_m_l (700x349, 58Kb)
Людовик XVIII (1815-1824). Франция. Медаль (Æ 50.87mm, 39.79g). Медальеры Эндрю и Деполи (Jean-Bertrand Andrieu & Alexis Joseph Depaulis).
Av: бюст Людовика XVIII; LVDOVICVS XVIII FRANC ET NAV REX / [ANDRIEU F. (сигнатура внизу бюста) / DE PUYMAURIN DIREXIT].
Rv: гений реки Дордонь лежит, опираясь локтем о сосуд, из которого выливается вода, в левой руке держит корабельный руль; позади — мост через реку Дордонь; IVNGENDIS COMMERCIIS / DORDONIAE PONS IMPOSITVS AD LIBVRNVM / M.DCCC.XX / [сигнатура DEPAULIS F.]


• В 1820 году был предпринят проект устройства судоходства по реке Иль (приток реки Дордонь) от Перигё до Либурна. В 20 километрах от Перигё были построены три шлюза и обводный канал длиной 1300 метров, а к 1830 году ввели в эксплуатацию большой мост через этот канал.
__________________________________
gr_m_lp (700x349, 53Kb)
Людовик XIV (1643-1715). Медаль (Æ 41mm, 35.68g) в честь захвата Трино и Понтестуры (1643г.). Медальер Може (Jean Mauger); Париж, Франция, 1643г.
Av: бюст пятилетнего Людовика XIV, нового короля Франции и Наварры (с 14 мая 1643г.); LUDOVICUS XIIII. REX CHRISTIANISSIMUS / [сигнатура: J.MAVGER F.].
Rv: гений реки По (лат. Padus) сидит, опираясь о сосуд, из которого выливается вода, в правой руке держит корабельный руль; PADUS LIBER / TRINO ET PONTE STURÆ CAPTIS / M.DC.XLIII / [сигнатура на сосуде: PADUS]

__________________________________
gr_m (700x347, 52Kb)
Наполеон I Бонапарт (1804-1814). Франция. Позолоченная медаль (40mm, 40.01g) в память о Тильзитском мире 1807-го года. Медаль работы Эндрю, Дроза и Денона (Andrieu and Droz, engravers; Denon, mint director). Дата чеканки после 1900г.
Av: бюсты императоров в лавровых венках: Наполеона I (Франция) и Александра I (Россия) и короля Вильгельма III (Пруссия); NAPOLEON / ALEXANDER I. / F.GUILLAUME III. / ANDRIEU F. DENON DIR
Rv: гений одноименной реки Неман держит здание в правой руке, левой опираясь на сосуд, из которого льется вода; слева — дерево; NIEMEN / PAIX DE TILSIT / M.DCCC.VII (1807г.)


• 25 июня 1807 года — дата начала переговоров. Армия Наполеона находилась на одном берегу Немана, русская армия и остатки прусской стояли на другом берегу. Наполеон и Александр встретились на плоту, поставленном посредине реки, и около часу беседовали с глазу на глаз в крытом павильоне. Этот павильон и держит в руке гений реки Неман, изображенный на медали.
__________________________________
gr_m_t (700x343, 58Kb)
Григорий XVI (папа Римский 1831-1846). Медаль (AR 43mm, 32.75g) мастера Гирометти (Giuseppe Girometti), 1837г.
Av: бюст Григория XVI; GREGORIVS XVI PONT MAX A VII / [сигнатура: G.GIROMETTI].
Rv: гений реки Тибр с корабельным рулем в правой руке и Рогом изобилия в левой; локтем опирается на урну, из которой вытекает вода; слева волчица с младенцами Ромулом и Ремом; MVSEVM GREGORIANVM EX MON ETRVSCIS / M.DCCC.XXXVII (1837г.)


• Памятная медаль в честь открытия Музея этрусского искусства в Ватикане в 1837 году, основанного по приказу Григория XVI, и названного в честь создателя Григорианским (The Gregorian Museum of Etruscan Art). Основой для его создания послужили находки, обнаруженные при археологических раскопках (с 1828 года) античных поселений в южной Этрурии.
__________________________________
gr_m2 (700x346, 54Kb)
Наполеон I Бонапарт (1804-1814). Франция. Медаль (AR 40.5mm, 38.78g) в честь взятия Неаполя в 1806г., во время революционных войн, и низложения неаполитанских Бурбонов (бежавших в Сицилию). Медаль работы Дроза, Брене и Денона (Droz and Brenet, engravers; Denon, mint director).
Av: бюст императора в лавровом венке; NAPOLEON EMP ET ROI / DENON DIREXT M.DCCC.VI
Rv: гений реки Ахелой в образе быка с человеческой головой, над ним крылатая Ника несущая лавровый венок; под быком — голова Кастора в пилосе; CONQUÊTE DE NAPLES / M.DCCC.VI (1806г.) / BRENET F. / DENON D.

__________________________________
gr_m3 (700x349, 54Kb)
Каролина Бонапарт (королева-консорт Неаполя и Сицилии в 1808-1815). Медаль (AR 23mm, 7.04g) работы Брене (Brenet), XIX в.
Av: бюст Каролины Бонапарт в образе Партенопы (Παρθενόπη), покровительницы города Неаполь; BAΣIΛIΣΣA KAPOΛINH
Rv: гений реки Ахелой в образе человекоголового быка, над ним летящая Ника с лавровым венком; NEOΠOΛITΩN


__________________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Абап 08-01-2016-20:46 удалить
>>>Хапи изображали как полноватого мужчину в набедренной повязке, с отвислой грудью и большим животом<<<
С закрытым лицом... поскольку египтяне не знали, где находится исток Нила.

>>>Геракл отломил ему один рог, который превратился в Рог изобилия<<<
Простите, а разве Рог изобилия - это не рог козы Амалтеи?
vissarion 09-01-2016-11:34 удалить
Ответ на комментарий Абап # 1. # С закрытым лицом... поскольку египтяне не знали, где находится исток Нила. #

В каком смысле «с закрытым лицом»? Что-то я не видел ни одного изображения Хапи с закрытым лицом.

По поводу истоков Нила, жители дельты могли иметь об этом смутное представление, а для жителей верховьев Нила вряд ли это было какой-то загадкой.

2. Да, рог Амалфеи – это Рог изобилия. Но дело в том, что греческие мифы весьма инвариантны. Это позднее их зафиксировали на бумаге, а до той поры, сколько сказителей – столько и вариантов мифов, как говорится, кто во что горазд. К тому же, со временем изменяется иконография мифических персонажей. Сама Амалфея предстаёт то в образе козы, то в образе прекрасной богини. Ничто не вечно в этом мире, всё течёт, всё меняется. А потом учёные мужи пытаются совместить несовместимое (иногда у них это даже получается).

По Псевдо-Аполлодору: Ахелой получил свой рог обратно, отдав за него рог Амалфеи.
По Овидию: Геракл подарил рог Гесперидам или нимфам, а те наполнили его яблоками и назвали Рогом изобилия.
По Страбону, рог Ахелоя и был рогом Амалфеи:
«Некоторые писатели добавляют к мифу, что рог, который Геракл отломал у Ахелоя и отдал Энею в качестве свадебного подарка, был рогом Амалфеи.» (Страбон «География» X2:19)

Последний вариант (в изложении Страбона) самый мудрёный. Я подозреваю здесь некорректный перевод: возможно, имелось в виду «отнял», а не «отломал». Либо, если Страбон имеет в виду версию Овидия, то нужно говорить не о роге Амалфеи а о заковыченном «Роге изобилия» (в переносном смысле), изготовленном нимфами из рога быка Ахелоя, посредством наполнения его экзотическими фруктами.
vissarion 25-11-2016-15:48 удалить
_______________________________
[278x309]Кусарикку, месопотамская скульптура (лизардит), ок. 2150-2100 до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Изображения Кусарикку известны с самых ранних (конец Урука) эпох шумеро-аккадской цивилизации. Его изображали с антропоморфной верхней частью туловища, и бычьей нижней частью, либо в виде быка с человеческой головой (иногда с крыльями).

Изначально Кусарикку считался одним из демонов, рожденных богиней-драконом Тиамат, и после побежденных богом Мардуком. Позднее почитался в качестве божества, охраняющего жилище (вход в жилище) от злых демонов и людей. Это его качество, видимо, было ретранслировано из шумерских мифов, где Кусарикку держал врата рассвета открытыми для бога солнца Шамаша и поддерживал солнечный диск, во время его утреннего восхождения.
_______________________________
vissarion 27-05-2018-19:22 удалить
_______________________________
Ниже монолог Диониса в адрес речного бога Гидаспа. У Нонна Гидасп является отцом Дериадея, вождя индов, противостоящих Дионису.

Если же зыбью защитной снова оденет надежно
Индов, убийц ненасытных и отпрыска Дериадея,
Приняв облик рогатый и грозный бога речного,
Смело ступайте по водам надменнейшего потока,
И топчите ногами ложе влаги иссохшей,
По сыпучему праху пройдите русла Гидаспа,¹
Конское пусть копыто изроет гальку и глину!
Если и правда владыка грозный воинственных индов
От Фаэтонта² небесного род ведет именитый,
Коль Фаэтонт огненосный вступит со мною в сраженье,
Для рогоносного сына дочери давши поддержку,
То против брата Кронида пойду я снова на битву,
Влагой морскою обильной пламя его одолею!

(Нонн. Деяния Диониса XXVII, 178-190)
_______________________
[1] Ὑδάσπης (-ου) ὁ Гидасп, сев. приток Инда в Пенджабе (Пятиречье) Plut.

[2] Фаэтонт — здесь эпитет Гелиоса:

Фаэтонт, восходящий из вод круговых Океана,
В почву тучную края влагу с волос отряхает…


φαέθων (-οντος) part. и adj. сияющий, блистающий, лучезарный (ἠέλιος Hom.).

_______________________________


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГЕНИИ РЕК | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»