• Авторизация


БААЛ 15-12-2015 21:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Баал (общесемит. b’l; др.-евр. בעל или באל‎ — Бел, Балу, Ваал — букв. когнаты «хозяин или господин») — является эпитетом «господь», «владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре,b_sb (364x700, 27Kb) почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего.

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это b_ab (242x698, 20Kb)время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. Например, упомянутый в египетской повести XI в. до н.э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.

В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет «Силач» и «Бык», был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы) или просто Баал, Бел. Эпитет «Баал» имели и другие финикийские боги, покровительствующие разным областям жизни. Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена — богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве и в Иудее.

Почитался Баал и в финикийском Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X веке до н.э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.). Император Гелиогабал (Элагабал) перенес его культ в Рим.


БААЛ-ХАММОН

В Карфаген культ Баал-Хаммона был привезен новой волной переселенцев из Тира в VII-VI веках до н.э. Бетели с его именем встречаются с VI века до н.э., вскоре появляются изображения бога в типичномb_tb (287x518, 31Kb) переднеазиатском стиле — мощного бородатого старца в длинной, часто плиссированной одежде, восседающего на троне, обычно украшенном керубами. На голове Баала — высокая коническая тиара с пелериной, либо корона из перьев, правую руку он поднимает в благословляющем жесте, в левой держит посох с навершием в виде шишки сосны, либо одного или трех хлебных колосьев. Рядом с головой часто помещается крылатый солнечный диск (Фаравахар), как на египетских барельефах (символ Гора Бехдетского).

Приблизительно с середины V века до н.э. Баал-Хаммон начинает почитаться вместе с Танит, полное имя которой «Таннит перед Баалом», составив с ней божественную пару. В других финикийских колониях (на Мальте, Мотии и в Сардинии) это добавление засвидетельствовано позже — в IV веке до н.э.

Атрибуты свидетельствуют о Баал-Хаммоне как о божестве плодородия и солярном божестве; сосновая шишка — символ бессмертия и мужской плодовитости. На гемме VII-VI века до н.э. трон бога стоит на ладье, плывущей по водам подземного океана, на что указывают стебли растений, растущие вниз, следовательно, он может рассматриваться как владыка небесного, земного и поземного мира.

Греки отождествляли его с Кроносом, образ которого в «Теогонии» Гесиода очень похож на хуррито-хеттского Кумарби, отождествлявшегося семитами с богом плодородия Дагоном, тот же, в свою очередь, почитался в Сирии и Ливане как Баал-Хамон, а в эллинистическое время как Кронос.

В римское время Баал-Хаммон отождествлялся с Сатурном, который в италийской мифологии был божеством плодородия; в римских надписях, посвященных Баал-Хаммону, он именуется senex («старец»),¹ frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков») и genitor («родитель»). Изображение бога было отчеканено на денарии Клодия Альбина, боровшегося за императорскую власть в 193-197 годах и происходившего из Гадрумета, где в эпоху Августа чеканились монеты с изображением Баал-Хаммона.

Как и Танит, Баал-Хаммону приносились человеческие жертвы, предпочтительно дети. У греков карфагенские обычаи вызывали отвращение, и Плутарх сообщает, что тиран Гелон, разгромивший карфагенян в битве при Гимере, специально вписал в мирный договор условие, запрещавшее им впредь приносить своих детей в жертву Кроносу.

Одно из крупнейших жертвоприношений было совершено в 310 до н.э., когда Карфаген был осажден Агафоклом. Свои неудачи пунийцы объясняли отходом от старинного благочестия и тем, что вместо собственных детей уже довольно долгое время богу приносили чужих — купленных и тайно выращенных. Чтобы умилостивить гнев божества в жертву принесли 200 детей из благородных семей, и еще 300 человек принесли себя в жертву добровольно [Диодор. XX:14, 4].
_______________________________
[1] …он именуется senex («старец»), frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков»)… (Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура) — эпитет Баала-Хаммона «старец», в сочетании с другим эпитетом «бог злаков» — удивительно перекликается с такими же эпитетами египетского Осириса, о чем свидетельствуют Фрезер и Элиаде Мирча:

…«египетские жнецы, следуя древнему обычаю, бьют себя в грудь и громко причитают над первым срезанным снопом, обращаясь с мольбой к Исиде. Моление это принимает форму траурного песнопения, которому греки дали название μανέρως. Такого же рода жалобные напевы исполнялись жнецами в Финикии и в других областях Западной Азии. Эти скорбные мелодии были предназначены, видимо, для оплакивания бога зерна, находящего смерть под серпами жнецов. Умерщвляемым божеством египтян был Осирис. Название погребальной песни — Манерос — является, по всей вероятности, производным от греческих слов «Вернись домой!» — слов, которые часто встречаются в причитаниях по мертвому богу.
(…)
Представление о смерти духа зерна во время жатвы нашло свое прямое отражение в обычае, соблюдаемом арабским населением Моаба. Когда жатва близится к завершению и остается убрать зерно на маленьком участке поля, владелец поля берет в руки сноп пшеницы. Затем вырывают яму в виде могилы и, как на обычных похоронах, вертикально ставят в нее два камня: один — в изголовье, а другой — в ноги. После этого сноп погружают на дно могилы и шейх произносит слова: «Старик мертв». Затем сноп засыпают землей, повторяя молитву: «Да ниспошлет нам Аллах пшеницу покойного».»

(Фрезер. Золотая ветвь)

«В Египте XX века ритуальные снопы обвязываются точно так же, как на древних памятниках, которые в свою очередь воспроизводят обычай, унаследованный от доисторических времен. В Аравии Петрее последний сноп закапывается в землю под именем «Старика», т.е. под тем же именем, которое он носил в Египте фараонов.» («История веры и религиозных идей» Элиаде Мирча)



БААЛ-ТАРС

Баал-Тарс («Владыка Тарса») — бог Персидской империи, топонимически привязанный к городу Тарсу, в Киликии. На иконографию Баал-Тарса серьезно повлияла эллинистическая традиция.

На протяжении IV-I веков до н.э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались, по большей части, в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие религию и обычаи, активно насаждая их вокруг себя.

Через отождествление местных богов с греческими, происходил мягкий процесс их синкретизации (Зевс-Аммон, Зевс-Баал, и др.). Если раньше образ Баала имел откровенно египетское влияние (кеглеобразная корона хеджет, набедренная повязка, сама стилистика в целом), то образ Зевса-Баала имеет уже греческие каноны верховного божества: трон (на котором Зевс обычно восседает), борода, длинный греческий хитон (или гиматий), скипетр, орел.

Началом эллинистической экспансии принято считать создание империи Александра Македонского, ее распад и образование эллинистических государств (336-280 до н.э.). Тем более удивительно наблюдать откровенно греческую иконографию Баал-Тарса на монетах отчеканенных Фарнабазом II, персидским военачальником и сатрапом Фригии и Киликии в 380-375 до н.э. С VI в. до н.э. Киликия входила в состав персидского царства Ахеменидов, и только в 333 до н.э. завоевана Александром Македонским. И тем не менее, даже на закате Ахеменидской империи образ Баал-Тарса весьма далек от персидского, что говорит о серьезном влиянии греческой культуры на Анатолию, и во времена персидского владычества и, конечно же, в доахеменидскую эпоху.

Точно такая же иконография Баал-Тарса отражена на монетах отчеканенных и другими правителями Киликии, например, Датамом, военачальником и сатрапом персидской провинции Каппадокия (граничащей с Киликией) в 385-362 до н.э. Датам был карийцем по рождению. Его отец был сатрапом Киликии и фаворитом персидского царя Артаксеркса II. Датам, будучи одним из телохранителей царя, отличился в войне Артаксеркса против кадусиев, и был назначен на должность сатрапа вместо отца, павшего в этой войне.

_______________________________
b_ba (699x348, 57Kb)
Датам (Tarkumuwa), сатрап Каппадокии и Киликии в 385-362 до н.э. Тарс, Киликия. Статер (AR 10.51g), ок. 375 до н.э.
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр, на навершии которого сидит орел, в левой руке — гроздь винограда и пшеничный колос; за ним — фимиатерион, сосуд для курения благовоний; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: сатрап Таркумува (Датам) в персидской одежде сидит на троне со стрелой в руке; справа — лук, выше — крылатый солнечный диск (Фаравахар); TRKMW (на арамейском языке).

_______________________________
b_bb (699x348, 65Kb)
Датам (Tarkumuwa), сатрап Каппадокии и Киликии в 385-362 до н.э. Тарс, Киликия.
Статер (AR 23mm, 10.30g), ок. 370 до н.э.
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр, на навершии которого сидит орел; в левой руке — гроздь винограда и пшеничный колос; за ним — фимиатерион, сосуд для курения благовоний; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: слева бог Ану с поднятой рукой, справа сатрап Таркумува (Датам), между ними — курительница для благовоний; TRKMW (на арамейском языке).

_______________________________
b_bc (698x330, 58Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия. Статер (AR 10.72g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; на голове — венок, в правой руке — гроздь винограда, пшеничный колос и орел, в левой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, терзающий на быка; MZDY (на арамейском языке).

_______________________________
b_bd (698x341, 55Kb)
Фарнабаз II, персидский военачальник и сатрап Фригии и Киликии ок. 380-375 до н.э. Тарс, Киликия.
Статер (AR 10.75g), ок. 370 до н.э.
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: голова Ареса в аттическом шлеме; FRNBZW / HLK (на арамейском языке).

_______________________________
b_be (700x342, 53Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Статер (AR 25mm, 10.77g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — гроздь винограда и пшеничный колос, в левой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; внизу — анкх; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, терзающий оленя; MZDY (на арамейском языке).

_______________________________
b_bf (699x346, 64Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Статер (AR 23mm, 10.51g).
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр на котором сидит орел; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, над ним — символ солнца, ниже — серп луны; MZDY (на арамейском языке).

_______________________________
b_bg (698x343, 59Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Статер (AR 23mm, 10.81g).
Av: Баал-Тарс в хитоне и с венком на голове, восседающий на троне, в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; слева фимиатерион, сосуд для курения благовоний, на котором сидит орел; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, идущий влево.

_______________________________
b_bh (500x267, 39Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап провинции Киликия при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Мириандр, Киликия. Статер (AR 23mm, 10.33g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, слева — двойной топор (лабрис); B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев; MZDY (на арамейском языке).

_______________________________
b_bi (700x335, 58Kb)
Балакр, сатрап Киликии в 333-324 до н.э. (после ее присоединения к Македонскому царству). Тарс, Киликия.
Статер (AR 10.90g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, слева — пшеничный колос; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев терзающий быка, вверху — булава и "B", внизу — два ряда крепостных стен.

_______________________________
b_bj (698x334, 59Kb)
Балакр, сатрап Киликии в 333-324 до н.э. (после ее присоединения к Македонскому царству). Солы, Киликия.
Статер (AR 10.94g).
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, слева — гроздь винограда и пшеничный колос; Σ
Rv: бюст Афины в аттическом шлеме с трехчастным гребнем.

_______________________________
b_bk (699x340, 52Kb)
Персия, Империя Александра Великого. Тетрадрахма (AR 25mm, 17.06g), 328-311 до н.э.
Av: Зевс в хитоне, восседающий на троне, в правой руке — скипетр; M
Rv: лев, идущий влево; Г

_______________________________
Clip (400x196, 21Kb)
Александр III Великий (336-323 до н.э.). Тарс, Киликия, Македонское царство.
Тетрадрахма (AR 25mm, 17.21g), ок. 333-327 до н.э.
Av: Александр в образе Геракла;
Rv: Зевс Этофор, восседающий на троне с орлом и скипетром; слева богиня Ника и кадуцей; BAΣIΛEΩΣ AΛEΞANΔΡOΥ

_______________________________
b_mza (700x342, 55Kb)
Александр III Великий (336-323 до н.э.). Миласа, Кария, Македонское царство.
Тетрадрахма (AR 25mm, 17.24g), ок. 333-327 до н.э.
Av: Александр в образе Геракла в львиной шкуре;
Rv: Зевс Этофор, восседающий на троне с орлом и скипетром, слева — лабарум; ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ

_______________________________
Clip (700x327, 57Kb)
Александр III Великий (336-323 до н.э.). Мемфис, Македонское царство.
Тетрадрахма (AR 26mm, 17.04g), ок. 332-323 до н.э.
Av: Александр в образе Геракла в львиной шкуре;
Rv: Зевс Этофор, восседающий на троне с орлом и скипетром; слева голова барана в короне Амона шути; ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ

_______________________________

С закатом Ахеменидской империи, восстанавливается эллинистическое культурно-религиозное влияние на анатолийские провинции. И Баалы бывших персидских сатрапий обретают, видимо, прежнее имя «Зевс».² Большой популярностью в провинциях Македонского царства пользовался образ Зевса Этофора (Ἀετοφόρος, «держащий орла»), на руке которого сидит орел (священная птица Зевса и его атрибут).
_______________________________
[2] На сколько можно судить по чеканке монет, малоазийские Баалы даже во времена Персидской империи никак не отличимы от греческой иконографии Зевса.


Христианский писатель Евсевий в своих трудах отмечал, что финикийцы боялись произносить имена богов, поэтому называли их «Эл» — бог, «Баал» — владыка, «Адон» — господь. Запрет на произношение священного имени бога финикийцы переняли у египтян, и традиция эта (как мы видим) была также воспринята и другими народами.

Любопытно, что недалеко от Киликии, в Лабранде (Кария), при династии Гекатомна, который был назначен сатрапом Карии в 385 году до н.э. Артаксерксом II, было построено (на месте более древнего) знаменитое святилище Зевса Лабрандейского (Λαβρανδεύς). При раскопках была найдена посвятительная надпись Идрея (351-344 до н.э.), второго из трех сыновей царя Гекатомна: «Идрей, сын Гекатомна из Миласа посвящает андрон Зевсу Лабрандейскому» (IΔPIEYΣ EKATOMNΩ MYΛAΣEYΣ ANEΘHKE TON ANΔPΩNA ΔII ΛAMBPAYNΔΩI). Отличительной особенностью Зевса Лабрандейского является наличие у него двойного топора. По словам Плутарха, собственно, из-за боевого топора Зевс и получил свой эпитет, потому что боевой топор у лидийцев называется «лабрисом».

«У миласийцев есть два святилища Зевса: одно — так называемого Зевса Осого; другое — Зевса Лабрандинского. Первое находится в городе, а Лабранды — селение вдали от города, на горе, вблизи прохода из Алабанд в Миласы. В Лабрандах есть древний храм и деревянная статуя Зевса Стратия, почитаемая окрестными жителями и миласийцами. От святилища до города идет мощеная дорога длиной почти что 60 стадий, называемая священной; по ней движутся священные праздничные процессии. Жреческие должности всегда пожизненно занимают знатнейшие граждане. Эти храмы принадлежат собственно городу, третий же храм — Зевса Карийского — является общим святилищем всех карийцев; в нем имеют долю как братья лидийцы и мисийцы.»
(Страбон. География, Книга XIV, II, 23.)

Феофраст в сочинении «О водах» тоже упоминает храм Зевса-Владыки (Ζηνοποσειδῶν) в Карии. Ζηνοποσειδῶν — греческое имя божества, почитавшегося в Карии под именем Осого (греч. Ὀσόγω, Ὀσόγωα). Самые ранние упоминания об этом божестве в письменных источниках относятся к IV в. до н.э. Сохранились монеты с изображением Зевса Осого; его атрибуты — трезубец, краб, орел. На связь Зевса Осого с морской стихией указывает Павсаний.

«У края горы находится храм Посейдона Гиппия (Покровителя коней), недалеко от стадиона Мантинеи.
(…)
Есть старинное сказание, что морская вода появляется в этом святилище. Нечто подобное рассказывают и афиняне относительно морской воды на Акрополе, и из карийцев те, которые занимают Миласы, рассказывают нечто такое же относительно храма своего бога, которого на своем местном языке они называют Осогоа (Ὀσογῶα). У афинян море у гавани Фалера отстоит от города приблизительно на 20 стадиев; равным образом и у жителей Милас пристань находится стадиях в 80 от города. А ведь Мантинея находится еще дальше от моря, и то, что морская вода появляется у них на столь далеком расстоянии, совершенно явно указывает на божье соизволение.»

(Павсаний VIII. 10.4)

_______________________________
b_ca (700x353, 50Kb)
Мавсол (Μαύσωλος), старший сын Гекатомна, сатрап Карии в 377-353 до н.э. Миласа (Μύλασα), Кария.
Тетрадрахма (AR 23mm, 15.28g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандейский с двойным топором и копьем; MAYΣΣΩΛΛO

_______________________________
b_mzl_i (588x286, 39Kb)
Идрей (Ἱδριεύς), сын Гекатомна, сатрап Карии в 351-344 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 24mm, 14.72g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандейский с двойным топором и копьем; IΔPIEΩΣ

_______________________________
b_mzl_o (700x337, 46Kb)
Миласа (Μύλασα), Кария. Тетрадрахма (AR 13.46g), III в. до н.э. Магистрат Иреней (Ειρηναίος).
Av: Зевс Лабрандейский с двойным топором и скипетром;
Rv: Зевс Осого с орлом и трезубцем; MYΛAΣEΩN / EIPHNAIOΣ

_______________________________
b_mzl_l (700x350, 57Kb)
Гекатомн (Ἑκατόμνος), сатрап Карии в 385-377 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 23mm, 14.65g).
Av: Зевс Лабрандейский с двойным топором и копьем;
Rv: лев; EKATOMNΩ

_______________________________

PS
Еще несколько монет с изображением Баала на анатолийских монетах времён империи Ахеменидов:

Clip (400x183, 23Kb)
Ариарат I (Aριαραθης), сатрап Каппадокии в 350-322 до н.э. Газиура, Каппадокия. Драхма (AR 5.28g).
Av: Баал-Газур (Владыка Газиуры) в хитоне, восседающий на троне; на голове — венок, в правой руке — гроздь винограда, пшеничный колос и орел, в левой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; B'L GZYR (на арамейском языке);
Rv: крылатый грифон, терзающий оленя.

_______________________________
b_mbg (700x335, 54Kb)
Тирибаз (Τιρίβαζος, 385-380 до н.э.). Исс (Ισσός), Киликия. Статер (AR 10.48g).
Av: Баал в хитоне, держит в правой руке орла, в левой — скипетр;
Rv: безбородый Геракл держит в левой руке лук и шкуру льва, в правой — палицу.

_______________________________
b_mbf (700x346, 57Kb)
Тирибаз, сатрап Лидии в 388-380 до н.э. Статер (AR 20mm, 10.33g), 384/3 до н.э.
Av: Баал в хитоне, держит в правой руке орла, в левой — скипетр; MAP (на греческом) TRBZW (на арамейском языке);
Rv: фаравахар, сочетающий в себе крылатый солнечный диск и торс Ахура-Мазды с венком и цветком лотоса в руках (аналог Гора Бехдетского).

_______________________________

Вызывают интерес монеты с безбородым Баал-Тарсом. Чеканка монеты с Афиной на реверсе точно не определена по времени, однако на следующей монете, рядом с безбородым Баал-Тарсом, стоит имя Мазея. Видимо, выступая в образе Баал-Тарса (т.е. Владыки Тарса), Мазей подчеркивал свою власть, в качестве сатрапа, над Киликией.
_______________________________
b_ea (699x351, 60Kb)
Киликия (Uncertain). Обол (AR 0.63g), IV в. до н.э.
Av: безбородый Баал-Тарс на троне, в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, на левой — сидит орел;
Rv: голова Афины в аттическом шлеме.

_______________________________
b_eb (699x326, 50Kb)
Киликия (Uncertain). Обол (AR 0.71g), IV в. до н.э.
Av: безбородый Баал-Тарс на троне, в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, на левой — сидит орел;
Rv: голова Афины в аттическом шлеме.

_______________________________
b_ec (700x343, 57Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Обол (AR 10mm, 0.82g).
Av: Мазей (в образе Баал-Тарса) в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; слева надпись MZDY (на арамейском языке);
Rv: лев идущий влево, над ним — крылатый солнечный диск (Фаравахар).

_______________________________
b_ed (700x336, 57Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Обол (AR 10mm, 0.75g).
Av: Мазей (в образе Баал-Тарса) в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса;
Rv: лев, над ним — символ солнца, ниже — серп луны.

_______________________________
b_mbt_mlj (700x354, 57Kb)
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Обол (AR 10mm, 0.69g).
Av: Мазей (в образе Баал-Тарса), восседающий на троне; в правой руке — колос и виноградная гроздь, в левой — скипетр;
Rv: лев, терзающий оленя.

_______________________________

Несколько особняком стоят монеты чеканенные в Киликии при сатрапе Мазее (Μαζαῖος), на которых Баал изображен в двойной короне Египта. По мнению Фрэнка Ковача (Frank Kovacs), в образе Баал-Тарса изображен Артаксеркс III Ох (359-338), тронное имя которого (др.-перс. Artachšaçá), означает «Владеющий праведным царством». Любопытно, что на обороте монет этой серии, видимо, изображен Мазей (сатрап провинции) также в двойной короне пшент. Возможно, серия подобных монет была выпущена в честь второго покорения Египта в 342 до н.э.

_______________________________
b_mtс (700x345, 57Kb)
Мазей (Mazday), сатрап провинции Киликия в 361-328 до н.э. Тарс, Киликия. Статер (AR 24mm, 10.76g).
Av: Баал-Тарс на троне, в двойной короне Египта, в правой руке держит цветок лотоса, в левой руке — скипетр; B'LTRZ (на арамейском языке).
Rv: лежащий лев, над ним лук.

_______________________________
b_mtc2 (649x313, 54Kb)
Мазей (Mazday), сатрап провинции Киликия в 361-328 до н.э. Тарс, Киликия. Обол (AR 10mm, 0.74g).
Av: Баал на троне, в двойной короне Египта, в правой руке держит скипетр, в левой руке — цветок лотоса.
Rv: голова Мазея в двойной короне Египта.

_______________________________

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Абап 16-12-2015-12:09 удалить
такое СПАСИБО!

Как-то не получается у меня углубиться в изучение данного персонажа... не пускает что-то... а тут вон сколько всего интересного. Узнал, хоть, откуда еси пошла сакральная пара пшеница&виноград. Интересно, Ватикан про это в курсе http://coinsmir.ru/goods/181/5266/500-lir-1972-kh-vatikan-pshenitsa-i-vinograd

Единственное НО... что ж Вы не упомянули самый раскрученный эпитет Баала - Баал-Зебуб (Повелитель мух). Как-никак до сих пор поминаем его под именем Вельзевул...
vissarion 16-12-2015-19:44 удалить
Ответ на комментарий Абап # _______________________________
Баал Зебуб в рамки этой статьи не вписывается, это персонаж из области демонологии. А это уже совсем другая тема. По поводу Вельзевула, по принципу созвучия, из обычного домашнего божества, «хранителя очага» (от еврейского zebul — «обиталище», «жилище»), Baal Zebul (при особом желании) легко мог трансформироваться в Baal Zabal. Еврейский глагол zabal — «вывозить нечистоты» применялся в раввинистической литературе как метафора для обозначения духовной «нечистоты» — отступничества, идолопоклонства и т.п.

Т.е. был «Хозяин жилища (или храма)» — стал «повелитель скверны». Еврейский язык — пластичный, как пластилин, из него можно вылепить все, что пожелаешь, и вывести любую этимологию, главное заранее определиться: что должно получиться в итоге. Если стоит задача довести дело до абсурда — находим нужное созвучие и получаем «повелителя мух». Легко.

Кстати, еще одно интересное созвучие: Зебу (zebu) — горбатый бык. Как сообщает Wiki: «Зебу родом из Индонезии, в Африку их завезли несколько столетий назад, скорее всего для ритуальных целей». Может и так, понятие «несколько столетий» — вещь неопределенная. Вот, например, этот пресловутый «Зебу» красуется на монете Септимия Севера (II в. н.э.). Конечно, гораздо популярнее Зебу был на индо-греческих бактрийских монетах, но и на монетах отчеканенных в Малой Азии он выглядит очень натуралистично.
_______________________________
zebu (700x344, 53Kb)
Септимий Север (193-211). Тиана (Τύανα), Каппадокия.
Тетрассарий (Æ 28mm, 15.19g), 195/6 г.
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄП CЄOYHPOC ПЄP
Rv: горбатый бык (zebu); TYANЄWN / ЄTΔ

__________________________________
Clip (700x349, 54Kb)
Гордиан III (238-244). Эфес, Иония. Æ 22mm (5.84g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT K M ANT ГOPΔIANO
Rv: Апис с полумесяцем на боку и солнечным диском между рогами; ΕΦΕCΙΩΝ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΩΝ

__________________________________

По поводу символики «колоса» и «винограда».

«Среди местных богов следует упомянуть Зевса Сиргаста или Сиргастея (Ζεύς Συργάστης, Συργάστειος), почитавшегося в Тие — городе на границе Вифинии и Пафлагонии. В качестве атрибутов он имел гроздь винограда, пантеру, цисту, что указывает на покровительство плодородию и связь с Дионисом, в культе которого они играли большую роль. Первоначально, по-видимому, это был местный бог плодородия и хтонических сил, близкий фригийскому Аттису, отчего у греков он ассоциировался с Дионисом.»
<…>
«Земледельческими функциями в Понте был наделен Зевс Эпикарпий. Он был настолько популярен среди сельского населения, что в своем первозданном виде продолжал существовать и в римскую эпоху.» (С.Ю.Сапрыкин «Религия и культы Понта»)

Эпитеты Зевса как покровителя плодородию (помимо упомянутого Сапрыкиным Эпикарпия):
Зевс Карподот (Καρποδότης, «плодовитый»), Карпофор (Καρποφόρος, «приносящий урожай»), Калликарп (Καλλίκαρπος, «прекрасноплодный», от καρπός, «плод»).

Иконография Зевса Эпикарпия — это сжатый в руке пучок колосьев, либо колосьев и винограда (хлеб и вино).
__________________________________
b_mzk (447x215, 22Kb)
Септимий Север (193-211). Зела, Понт. Æ 27mm (13.81g), 205/6 г.
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY KAI Λ CЄПTI CЄOYHPOC AYГ
Rv: Зевс Эпикарпий на троне, в левой руке держит скипетр, в правой — колосья пшеницы; ZHΛITWN TOY ПON / ЄT PMB


__________________________________
Есть еще редкий вариант Зевса с Рогом изобилия. Рог изобилия — тоже символ достатка и плодородия.

z_ht (325x159, 59Kb)
Адриан (117-138). Титиополис, Киликия. Æ 28mm.
Av: голова Адриана в лавровом венке; KAICAP AΔPIANO
Rv: Зевс на троне со скипетром и Рогом изобилия, слева — орел; TITIOПOΛITWN

__________________________________
Абап 16-12-2015-21:59 удалить
Ответ на комментарий vissarion # громко щёлкнуло...

Сакральная пара пшеница и виноград...

Из пшеницы делают хлеб, из винограда делают вино.

"Примите, ядите, сие есть тело Моё за вас ломимое..."(с)

Это что же выходит??? /переходит на шёпот/ Иисус - аватар Баала???
vissarion 17-12-2015-13:56 удалить
Ответ на комментарий Абап # _______________________________
οἴνη, дор. οἴνα ἡ
1) виноградная лоза Hes.
2) вино Anth.

σῖτος ὁ (pl. τὰ σῖτα)
1) хлеб на корню, хлебные злаки (περὴ σίτου ἐκβολήν Thuc. – когда хлеб заколосился);
2) хлебные изделия, хлеб (σ. ὀπτός Her. – печеный хлеб).


Что такое аватар? Новые религии не возникают на пустом месте. Зачем «изобретать велосипед», если есть удачные наработки в других религиозных школах? То же причастие хлебом и вином – это вообще-то дионисийские наработки. Но дело в том, что в любой религиозной системе есть сакральная и внешняя сторона, первая – для посвящённых, вторая – для масс. Религиозно-озабоченные люди, увлекающиеся внешней стороной культа, иногда скатываются до дикого сектантства с разного рода оргиастическими перегибами на местах. Подобные проблемы имели и многие христианские секты, в которых от христианства оставалась только атрибутика, само же содержание больше напоминало дионисийские оргии с обильными возлияниями и сексуальными излишествами. Собственно новые религии возникают, когда вырождаются прежние культы.
_______________________________
vissarion 06-04-2016-11:58 удалить
Ответ на комментарий Абап # _______________________________
«Они совершают торжественный всенародный праздник в честь одного из богов; думаю, что они его совершают в честь Афины. Во время этого празднества они приносят жертвы Мийагру (Μυίαγρος, Мухолов), молясь ему, как герою, над жертвами и призывая Мийагра. И когда они это совершают, то мухи уже больше их не беспокоят.» (Павсаний. Описание Эллады. Аркадия, XXVI:4)

Возможно под героем Мийагром аркадцы имели в виду Геракла, его храм также имелся в Мегаполе (который описывает Павсаний):

«Храма, общего для Геракла и Гермеса, который был за стадионом, уже больше не существует, остался только один алтарь, посвященный им.» (Павсаний. Описание Эллады. Аркадия, XXXII:2)

«Прозваний Геракла (Геркулеса) было множество, вот некоторые: ἀλεξίκακος (отвращающий бедствие), μυίαγρος,¹ ἰποκτόνος, κορυοπίων (истребляющий мух, червей, саранчу), πρόμαχος (защитник и вождь в бою), καλλίνικος (славный победитель), victor, pacifer, claviger (палиценосец), laborifer (труженик), custos (страж), παλαίμων (борец), далее ἀδηφάγος, βουφάγος, φιλοπότης (много едящий и пьющий), Ὀλύμπιος, ἀρχηγέτης (родоначальник), μάντις (предсказатель, посредством игральных костей и инкубации, somnialis), Ἰδαῖος (идейский Дактил).» (В.Обнорский)
________________________________
[1] μυίαγρος (μυί-αγρος) ἡ мухолов;
μυῖα, ион. μυίη ἡ муха;
άγρος ἡ охотник.


И еще одна интересная цитата:

«Мантикл построил мессенянам и храм Геракла; вне стен города воздвигнута статуя бога, так называемого Геракла-Мантикла, подобно тому, как в Ливии он называется Аммон (Ἄμμων), а в Вавилоне — Бэл (Βῆλος); последний получил свое имя от какого-то египтянина Бэла, сына Ливии, а Аммон — от имени пастуха, воздвигнувшего [этот храм].» (Павсаний. Описание Эллады. Мессения, XXIII:5)

Попытка объяснить происхождение двойных имен Геракла-Бэла и Геракла-Аммона от имен неизвестного «пастуха» и еще менее известного некоего «египтянина» — конечно умиляет. Но не в этом суть. Хотелось бы обратить внимание на следующее. Если имя Геракла-Бэла встроить в цепочку двух других имен, как то: Геракл Мийагр (Мухолов) и Баал-Зебуб (Повелитель мух), то получится интересный смысловой ряд:
Геракл Мийагр - Геракл-Бэл - Баал-Зебуб

Естественно, все эти персонажи разнесены во времени и в пространстве, а все совпадения можно считать чисто случайными. И тем не менее… )))
_______________________________
vissarion 31-07-2016-19:58 удалить
Ответ на комментарий Абап # _______________________________
«Говорят, когда Геракл, сын Алкмены, приносил жертву в Олимпии, ему страшно надоедали мухи; сам ли он нашел это средство или кто его научил, но он принес жертву Зевсу Апомию (Ἀπόμυιος, «Отгоняющий мух») и таким образом прогнал мух за Алфей. Говорят, что по этому самому и элейцы приносят жертвы Зевсу Отвратителю мух, когда изгоняют мух из Олимпии.» (Павсаний. Описание Эллады. Элида V, 14:2)
_______________________________


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БААЛ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»