• Авторизация


ГАРПОКРАТ 13-10-2014 14:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С.В. Петров
ГАРПОКРАТ, РАЗВИТИЕ ОБРАЗА

Гарпократ (Ἁρποκράτης) — греческая транскрипция одного из египетских эпитетов бога Гора (егип. Ḥr-pȝ-ẖrd, Херу-па-херд, Горhp_b (255x700, 58Kb) младенец) — новорожденное солнце. Несмотря на иконографию Гарпократа в образе ребенка, в греческом прочтении его имени имеет место игра слов: Гарпократ (284x700, 229Kb)Ἁρποκράτης ~ ἅρπη κράτος — сокол всемогущий. Это интересно уже тем, что один из наиболее распространенных образов Гора в Египте был именно сокол.

Впервые написание имени Гарпократ встречается в надписи на пирамиде царя VI династии Меренра. В гермонтском святилище, воздвигнутом при Птолемеях, изображено его рождение и воспитание. Он олицетворял восходящее Солнце; изображался с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту — признаки детства. Греки не поняли этого символизма и расценили образ Гарпократа с пальцем у рта, как призыв хранить молчание.

Согласно греко-римской мифологии, Гарпократ склонил Венеру к любовной связи. Чтобы купить его молчание, сын Венеры Купидон подарил ему белую розу. Таким образом, роза стала символом тайны.

Старинный словарь Ллойда приводит следующее, якобы «найденное на мраморе», стихотворение, объясняющее символьное значение розы: «Роза — цветок Венеры: чтобы тайные любовные связи не разглашались, Амур посвятил этот дар матери Гарпократу. Поэтому хозяин подвешивает розу над столом с гостями, дабы сотрапезники знали, что все сказанное под розой не подлежит огласке».¹
____________________________
[1] N. Lloyd, Dictionarium historicum, geographicum, poeticum. London, 1686:

Ést rosa flós Venerís: quo dúlcia fúrta latérent
Hárpocratí matrís dóna dicávit Amór.
Índe rosám mensís hospés suspéndit amícis
Cónviv(ae) út sub eá dícta tacénda sciánt.


Роза, как древнеримская эмблема тайны, пережила тысячелетия и дожила до наших дней. И это не только масонские «розетки». Роза как знак молчания изображалась на потолке комнат, где происходили закрытые совещания, и на деревянной решетке католической исповедальни.

Впрочем, к египетскому богу Гарпократу, роза, изначально, не имела никакого отношения. Гарпократа иногда hp_c (483x700, 264Kb)изображали сидящим на распускающемся бутоне лотоса, что означало утреннее рождение солнца. Действительно, лотос закрывается с заходом солнца, и раскрывает свои лепестки утром, с первыми лучами. В Египте белый лотос олицетворял собой священную чистоту и был геральдическим символом Верхнего Египта.

Если Гор младенец, у египтян, символизировал «возрождающееся» утреннее солнце, то достигнув зенита, солнце, в образе Гора приобретало форму сокола-перепелятника — могучей, стремительной и свирепой птицы.is_d (254x455, 14Kb) Мать Гора Исида родила его, чудесным образом зачав дитя от Осириса, после того как тот был убит и расчленен своим братом Сетом. Исида собрала разбросанные части тела Осириса, кроме фаллоса, который попав в Нил, был съеден рыбами. С помощью Анубиса, Исида делает мумию Осириса, дополнив ее золотым фаллосом. Посредством колдовских чар, обратившись в соколицу, Исида опустившись на мумию, зачинает Гора. Отчего древнейшие изображения Гора в Египте имели вид сокола; позднее Гора стали изображать антропоморфно с головой сокола. В греко-римский период Египта, иконография Гора претерпевает серьезные изменения, его все чаще hp_d (681x700, 167Kb)изображают младенцем у Исиды на руках. Эта иконография позднее была заимствована христианами для изображения Богородицы с Исусом.

В связи с младенцем Гором, представляет интерес иконография младенца Геракла, держащего в руках змей, т.к. мотив довольно необычен и устойчив. Кроме того он был чрезвычайно популярен вплоть до эпохи Ренессанса. Греческая мифология повествует о том, как еще в младенчестве Геракл расправляется со змеями, посланными ревнивой Герой.

Но если обратиться к предыстории и прообразу, то становится понятна столь высокая популярность Геракла младенца со змеями в руках — речь, конечно же, о древнеегипетском младенце Горе. В Древнем Египте были популярны так называемые «циппи Гора»,hp_g (640x463, 73Kb) представлявшие собой стелы или амулеты с изображением божественного младенца, держащего в руках змей и других опасных животных. Магические тексты и заклятия на циппи говорят о назначении — египтяне их использовали в качестве защиты своих детей от смертельных укусов змей, скорпионов и других болезней. Специальная конструкция «циппи Гора» позволяла применять его и для нужд взрослых членов семьи — стелу поливали водой, а затем собирали стекавшую воду, которая после этой процедуры считалась целебной.

К слову сказать, интересное развитие египетский сокол Гор находит не только в образе Геракла, но и в hrw (700x647, 172Kb)совсем уж неожиданном образе — образе богини Геры. В «Илиаде» Гомера Зевс укоряет Геру: «Или забыла, как с неба висела? Как две навязал я на ноги наковальни?».

Казалось бы, что за буйная фантазия у слепого пиита? Объяснение простое, если иметь в виду, что своими «странностями» богиня Гера обязана солярному прообразу — Гору (егип. Ḥr[w], Херу), который обычно изображался в виде сокола. В лапах сокол несет символы Шен (šn, символ бесконечности), о назначении которых в момент написания «Илиады» уже забыли, и Гомер трактует их (руководствуясь поэтическим полетом мысли) как наковальни. Кстати символ бесконечности Шен часто изображался в виде свернутой в круг веревки, и, по большому счету, так же мог быть прообразом змей в руках Гора, а позже и Геракла.

И еще одна деталь сближающая Гарпократа с Гераклом до фактического отождествления. Несмотря на то, что Геракл, как и Гарпократ, изображался исключительно антропоморфно, но этимология его имени отсылает нас все к тому же Гору-соколу, ибо «сокол» по-гречески — γεράκι.²

Обращает на себя внимание и следующее интересное созвучие: κόρος («сын», «младенец», «юноша») и Ὧρος — греческое прочтение имени Гора (Хорос). Отметим, что все значения слова κόρος,³ в той или иной степени, отражены в иконографии Гарпократа.
____________________________
[2] Γεράκι τό 1) ястреб; 2) сокол; ex. τό γεράκι άρπαξε ένα λαγό — сокол схватил кролика.

[3] Ὧρος, Ὦρος ὁ Гор (сын Осириса и Исиды, египетский бог) Her., Plut., Luc.
κόρος, эп.-ион. κοῦρος, дор. κῶρος
1) ребенок, младенец;
2) мальчик, юноша, молодой человек; ex.: κοῦροι Ἀχαιῶν Hom. — ахейская молодежь, т.е. воины;
3) сын; ex.: Θησέως κόροι Soph. — сыновья Тесея, т.е. Ἀκάμας и Δημοφῶν.


Clip (350x700, 20Kb)Clip (185x483, 9Kb)hp_f (386x700, 84Kb)hp_j (297x700, 64Kb)hp_i (270x640, 50Kb)hp_h (266x700, 67Kb)

На последней картинке (по сравнению с предыдущими) имеет место новая сюжетная линия. Это, вроде бы, все тот же Гарпократ, все с тем же Рогом изобилия, ну разве что более возмужалый. Однако у ноги уже стоит палица Геракла, и это новый отличительный тренд, который поможет юноше Гарпократу превратиться в настоящего брутального героя и совершить все двенадцать подвигов.

Кстати, о героях. Вопрос на засыпку: что общего между крылатым Гарпократом (рис. 3), больше похожем на Эрота, и героем Гераклом (рис. 6)? Правильный ответ, как обычно, — созвучие.

ἥρως
1) вождь, военачальник, предводитель; ex. (ἥρωες Ἀχαιοί Hom.)
2) воин, боец; ex. (στίχες ἀνδρῶν ἡρώων Hom.)
3) славный муж; ex. ἥ. Δημόδοκος Hom. — знаменитый (песнопевец) Демодок
4) герой, богатырь, человек сказочной силы и доблести;
ex. (ἀντίθεοι ἥρωες Pind.; θεοὴ καὴ ἥρωες Thuc., Arst.; ἐκ ἡρώων εἰς δαίμονας ἀναφέρεσθαι Plut.)
ἥρωες ἐπώνυμοι Her. — герои-эпонимы (т.е. те, именем которых были названы филы).

ἔρως (-ωτος) ὁ тж. pl.
1) любовь, преимущ. страсть;
2) страстное желание, горячее стремление; ex. ἔρωτα σχὼν τῆς Ἑλλάδος τύραννος γενέσθαι Her. — [Павсаний], жаждущий стать властелином Эллады;
3) предмет любви, любовь; ex. (ἀπρόσικτος Pind.)
4) наслаждение, радость;

Ἔρως (-ωτος, иногда pl. Ἔρωτες) ὁ Эрот, бог любви; по Гесиоду — сын Хаоса, по орфикам и другим — первый и старейший из богов; (ex. πρώτιστος θεῶν Parmenides ap. Arst.); обычно считается сыном Афродиты; соответствует римск. Amor или Cupido; изображался красивым мальчиком с золотыми крылышками, вооруженный луком; он пронзал стрелами любви сердца людей и богов Trag. etc.

Очевидно, что «герой» (ἥρως) — это производное от египетского имени Гора — Херу (Ḥrw). Ту же ситуацию мы имеем и с Эротом. Только если ἥρως («герой») восходит к Гору Старшему (Ḥr wr), то Эрот (Ἔρως) продолжает линию младенца Гора (сына Исиды). В позднейшие времена оба Гора сливаются в одно единое целое. Понятно, что грекам нелегко было разобраться в чужой мифологии, связанной с одноименными персонажами, поэтому не удивительно, что Эрот у орфиков — «первый и старейший из богов». О древности Эрота говорит и Павсаний.

«Эрота большинство людей считает самым юным из богов и полагает, что он сын Афродиты. Но Олен из Ликии, написавший для эллинов самые древние гимны, этот Олен в своем гимне, посвященном Илитии, говорит, что матерью Эрота была Илития.⁴ После Олена были поэты Памф и Орфей: у того и у другого есть гимны, написанные в честь Эрота, чтобы ликомиды пели и их во время священных таинств. Я их читал, когда мне пришлось беседовать с дадухом.⁵ Но подробнее об этом я говорить не стану. Гесиод же или тот, кто под именем Гесиода составил «Теогонию», я знаю, написал, что вначале был Хаос, а затем явились Земля, Тартар и Эрот
(Павсаний. Описание Эллады. Беотия, XXVII:2)
____________________________
[4] Εἰλείθυια, эп.-ион. Εἰλειθυίη ἡ тж. pl. Илития (дочь Зевса и Геры, богиня родов, покровительница рожениц, впосл. отожд. с Артемидой) Hom., HH., Theocr., Luc., Anth.
[5] δᾳδοῦχος (δᾳδ-οῦχος) ὁ культ. факелоносец (жрец Деметры, несший во время Элевсинских мистерий горящий факел, как символ поисков похищенной Персефоны).

Конечно Гор (в египетской традиции) не «первый» и не «старейший», но это уже детали, греки много чего «переосмысли» на свой манер. Тем же орфикам можно припомнить и дракона времени Геракла (не путать с Гераклом, сыном Зевса). Видимо это тот самый дракон, который «обходя» все знаки зодиака, кусает себя за хвост.hp_m (500x391, 51Kb)

«Уроборос» — это древний египетский символ, олицетворявший вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Свернувшаяся в кольцо змея высечена на стенах храма Осириса в Абидосе. Рисунок с изображением «уробороса» есть и в Книге мертвых. Уроборос опирается на Акер, а в тексте поясняется, что правый лев — день вчерашний, левый — завтрашний. Внутри уробороса сидит солнечный младенец Гор.

Возвращаясь к орфическому «дракону времени Гераклу», можно предположить ассоциативный ряд созвучий, который мог сподвигнуть орфических мыслителей наделить «дракона времени» таким неожиданным именем.

οὖρος (οὐρεύς) — урей, страж, хранитель;
ἥρως — герой, богатырь, человек сказочной силы и доблести.

Созвучие не очевидное, но, по-моему, что-то в этом есть. По крайней мере все вертится вокруг одного.

«На шестом участке пути по Загробному Царству тело богаClip (273x153, 12Kb) Хепри со скарабеем на голове покоится в объятиях пятиглавого змея по имени «Многоликий», «Тот, Кто держит во рту Свой хвост». Кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка, который проявляется в каждодневном возрождении солнца, заключенного в этом кольце <…> Мистерия рождения Солнца совершается в глубинах подземного мира, погруженных в воды Нуна».

PS
Напоследок еще один образ Гарпократа, довольно редкий, ибо нетрадиционный: Гарпократ с туловищем крокодила. Чтобы понять «откуда ноги растут» — нужноhp_e (348x374, 19Kb) вспомнить персонажа египетской религии и мифологии в образе крокодила — это Себек.

У Себека было два основных культовых центра, один из них — Шедет (греч. Κροκοδειλόπολις), который располагался к юго-западу от Каира. Другой крупный центр находился в Ком Омбо (к югу от Луксора). В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что он является частью храма построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная — триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу). Помимо этих больших храмов, по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера.

В местностях, где к крокодилам относились как к священным животным, Себек отождествлялся с Амоном или солнечным богом Ра (Себек-Ра). Себек мог выступать как ипостась Хнума или Осириса. В других мифах Себек делит с Гором титул «царя Египта». В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков тела своего отца Осириса, убитого и расчлененного Сетом.

Когда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, Себек стал почитаться как бог-покровитель фараонов. Функции защитника и покровителя сохранились у Себека до Clip (231x117, 5Kb)конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов греко-римского периода.

Традиционно Себек изображался антропоморфно с головой крокодила в коронах хену, атеф или пшент, но мог изображаться и зооморфно в тех же головных уборах. В образе Себека-Ра он предстает крокодилом с солнечным диском на голове, и уреем. В образе Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола. Помимо этого Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.

Из всего этого множества образов нас, применительно к данной статье, более всего интересует образ крокодила с головой сокола, который, благодаря неутомимым в своих необузданных фантазиях грекам, трансформировался в необычную форму крокодилообразного Гарпократа. Впрочем, грекам, по большому счету, и предъявить-то нечего: взяли египетский канон и, всего лишь, отобразили его в современной иконографии. Ничего не убавили, ничего не прибавили. Ну а то, что образ Гора поменялся — так ведь все течет, все меняется…



http://andrew-vk.narod.ru/public/Herakles/Herakles.htm
___________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
vissarion 13-10-2014-15:02 удалить
_______________________________
h_aa (700x344, 390Kb)
Веспасиан (69-79). Александрия, Египет. Æ 6.53g, 72/3г.
Av: бюст Веспасиана в лавровом венке; AYT TIT ΦΛAYIO YEΣПAΣIANOY
Rv: сокол Гор в короне пшент; L E (Year 5).

_______________________________
Clip (700x338, 71Kb)
Траян (98-117). Александрия, Египет.
Обол (19mm, 3.94g), 100/1г.
Av: голова Траяна в лавровом венке; AYT KAIC NEP TPAIAN CEB ГEPM
Rv: сокол Гор в короне пшент; L Δ (Year 4).

_______________________________
Clip (500x239, 31Kb)
Антонин Пий (138-161). Сетроитский нижнеегипетский ном (Σεθροείτης), Египет.
Драхма (Æ 32mm, 18.25g), 144/5г. Александрийский монетный двор.
Av: бюст Антонина Пия в лавровом венке; AYT K T AIΛ AΔP ANTΩNЄINOC CЄB ЄYC
Rv: сокологоловый Гор в короне пшент, со скипетром в правой руке и соколом в левой; CЄΘPOЄITHC / L H (Year 8).

_______________________________
Clip (387x187, 24Kb)
Адриан (117-138). Просопитский нижнеегипетский ном (Προσωπείτης), Египет.
Обол (Æ 19mm, 5.41g), 126/7г. Александрийский монетный двор.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAI TPAI AΔPIA CEB
Rv: Гарпократ в короне хемхемет, палец правой руки у рта, в левой руке булава, на которой сидит сокол; ΠPOCW / L IA (Year 11).

_______________________________
hp_aca (700x326, 108Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет.
Драхма (Æ 35mm, 25.00g), 134/5г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CЄB
Rv: Гарпократ из Гераклеополиса, в тоге, с калафом на голове, стоит перед алтарем, поднеся палец ко рту, в левой руке держит булаву; L ЄNNЄA K Δ (девятнадцатый год правления).

ἐννεακαίδεκατος (ἐννεα-καί-δεκατος) — девятнадцатый

_______________________________
h_ab (700x324, 89Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Тетрадрахма, 120/1г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке, справа полумесяц; AYT KAI TPAI AΔPIA CEB
Rv: бюст Гарпократа в короне пшент, палец правой руки у рта, слева Рог изобилия; L E (Year 5)

_______________________________
hp_ae (500x243, 29Kb)
Коммод (177-192). Александрия, Египет.
Диобол (Æ 23mm, 11.44g), 179/80г.
Av: бюст Коммода в лавровом венке; Λ AYPHΛIOC KOMMOΔOC CEB YПAT B
Rv: бюст Гарпократа, с локоном юности, в короне пшент, палец правой руки у рта, слева рог изобилия; L K (20-й год правления Марка Аврелия).

_______________________________
hp_af (474x226, 30Kb)
Антонин Пий (138-161). Александрия, Египет.
Диобол (Æ 8.85g), 138/9г.
Av: бюст Антонина Пия; AYT K T AIΛ AΔP ANTWNЄINOC CЄB ЄYC
Rv: Гарпократ в короне хемхемет, сидящий на распускающемся цветке лотоса; палец правой руки у рта, в левой руке — скипетр, справа — звезда; ЄTOYC B (второй год правления).

_______________________________
hp_ag (489x225, 32Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет.
Драхма (Æ 23.62g), 134/5г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CЄB
Rv: Гарпократ с солнечным диском на голове, сидящий на распускающемся цветке лотоса; палец правой руки у рта, в левой руке — скипетр; L ЄNNЄA K Δ (ἐννεακαίδεκατος, девятнадцатый).

_______________________________
hp_ah (699x339, 55Kb)
Траян (98-117). Александрия, Египет.
Тетрадрахма (Æ 35mm, 18.96g), 109/10г.
Av: голова Траяна в лавровом венке; AYT TPAIAN CEB ΓEPM ∆AKIK
Rv: на постаменте Гарпократ в короне пшент, палец правой руки у рта, в левой руке Рог изобилия; верхняя часть туловища антропоморфная, нижняя — крокодилья; слева — алтарь; L IГ (Year 13).

_______________________________
hp_ai (700x337, 57Kb)
Антонин Пий (138-161). Александрия, Менелаитский ном (Μενελαέιτης νόμος), Египет.
Драхма (Æ 34mm, 25.01g), 144/5г.
Av: бюст Антонина Пия; AYT K T AIΛ AΔP ANTWNЄINOC CЄB ЄYC
Rv: Гарпократ перед алтарем в короне пшент, палец правой руки у рта, в левой руке Рог изобилия; верхняя часть туловища антропоморфная, нижняя — крокодилья; MЄNЄΛAЄITHC / L H (Year 8).

_______________________________
hp_aj (500x243, 34Kb)
Каракалла (197-217). Сердика, Фракия. Æ 19mm (4.37g).
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; ΑΥΤ Κ Μ ΑΥ ΣΕΥ ΑΝΤΩΝΕΙΝΟ
Rv: Гарпократ в короне пшент с Рогом изобилия; CEPΔΩN

_______________________________
hp_ak (500x247, 33Kb)
Пупиен (Marcus Clodius Pupienus Maximus, 238). Тарсус, Киликия.
Æ 36mm (19.27g), 238г.
Av: бюст Пупиена в короне; AYT KAIС M KΛ ΠOYΠIHNO M CEB
Rv: Гарпократ с Рогом изобилия перед алтарем; TAPCOY MHTPOПOΛЄIΩC / A M K B Γ

_______________________________
hp_al (700x349, 61Kb)
Фаустина II (Августа, 147-175). Пессинунт, Галатия. Æ 18mm.
Av: бюст Фаустины; ΦΑYСΤЄΙΝΑ ΝЄΑ СЄΒΑСΤΗ
Rv: Гарпократ в короне пшент с Рогом изобилия; ΠЄССΙΝOΥΝΤΙΩΝ

_______________________________
hp_am (500x243, 34Kb)
Коммод (177-192). Адрианополь, Фракия. Æ 21mm (5.16g).
Av: бюст Коммода в лавровом венке; AY KAI Λ AYP KOMOΔOC
Rv: Гарпократ в короне пшент с Рогом изобилия; AΔPIANOПOΛЄITΩN

_______________________________
hp_an (700x343, 67Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет.
Тетрадрахма (BI 23mm, 13.60g), 117/8г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT K TPAIANOC AΔPIAN CEB
Rv: Гарпократ в короне пшент с Рогом изобилия; L B (Year 2).

_______________________________
Clip (500x240, 27Kb)
Септимий Север (146-211). Денарий (AR 3.47g).
Av: бюст Юлии Домны, жены Септимия Севера; IVLIA AVGVSTA
Rv: Исида с младенцем Гором на руках, на голове — модиус, ногой опирается на прору (πρώρα, нос корабля), слева — корабельный руль (οἴαξ); SAECVLI FELICITAS

_______________________________
Clip (400x196, 19Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Диобол (Æ 8.62g), 131/2г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAI TPAI AΔPIA CЄB
Rv: Исида на троне кормящая младенца Гора, справа пальмовая ветвь; L IϚ (Year 16).

_______________________________
Clip (699x326, 65Kb)
Антонин Пий (138-161). Александрия, Египет.
Драхма (Æ 34mm, 20.46g), 138/9г.
Av: бюст Антонина Пия; ANTWNINO CEB EYC AYT K T AIΛ AΔP
Rv: Исида на троне кормящая младенца Гора; на спинке трона — два сокола в коронах пшент; L B

_______________________________
hp_ar (700x342, 399Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет.
Драхма (Æ (35mm, 27.45g), 133/4г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CEB
Rv: орел расправивший крылья, над ним бюсты Сераписа и Исиды, между ними Гарпократ с Рогом изобилия; L IH (Year 18).

_______________________________
Clip (400x190, 20Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет.
Драхма (Æ 22.68g), 133/4г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CEB
Rv: бюсты Исиды и Зевса-Сераписа, который держит в руке младенца Гарпократа; L IH (Year 18).

_______________________________
vissarion 25-03-2015-00:08 удалить
[167x214] [186x214] [118x255]
1. Гарпократ и Исида-Термутис. Лувр.
2. Гарпократ возлежащий на проре.
3. Гарпократ в короне хемхемет. 664-30 до н.э. Музей Метрополитен.
[111x247] [171x247]
4. Крылатый Гарпократ в короне пшент, с Рогом изобилия в левой руке; у ног сокол в короне пшент.

5. Гарпократ с дубиной Геракла. На голове – корона пшент и солнечный диск, украшенный уреем, а также локон юности. Бронза, ок. I в. н.э. Музей Метрополитен.

6. Гарпократ у алтаря, увитого [282x222] гением места. Фреска из Геркуланума.






7. Статуя Гарпократа с Рогом изобилия. Фреска из храма Исиды в Помпеях; перед статуей жрец с двумя светильниками.

[474x397]
________________________________


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГАРПОКРАТ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»