
Патера из Парабьяго.
Позолоченное серебро (AR 39cm, 350g), 2-я пол. IV в. н.э.
Милан, Городской археологический музей.
Обнаруженная в 1907г. в ходе строительных работ в Парабьяго близ Милана, патера напоминает по форме большие блюда, использовавшиеся в священных церемониях очищения перед алтарями, однако сложная композиция, посвященная триумфу Кибелы и Аттиса, на котором присутствуют боги времени, неба и природы, придает патере исключительность и особую символическую ценность.
Смысл сцены, безусловно, космологический и религиозно-философский: она является своего рода гимном вечному циклическому обновлению жизни и процветания, персонифицированным в образах Кибелы и Аттиса. Столь определенный выбор сюжета позволяет интерпретировать патеру как идеологический манифест, который полностью соответствует культурному фону второй половины IV в., когда определенные интеллектуальные круги внутри правящего класса, особенно прочно связанные с ценностями классической культуры, пытались реставрировать языческие культы, сопротивляясь враждебной им христианской культуре и политике. Эта тенденция достигла наивысшей точки при императоре Юлиане (360-363 гг. н.э.), прозванном христианскими авторами Отступником (Ἰουλιανός ὁ Ἀποστάτης).
Известный в Риме с III в. до н.э., восточный культ богини Кибелы, Великой Матери, или Идеи (Ἰδαία, по имени горы Ἴδη в Мизии и Фригии), персонификации природы и размножения, повелительницы растительного и животного мира, был официально признан в I в. н.э. при императоре Клавдии. Со второй половины II в. он приобрел большое значение. Многие его приверженцы относились к высшим классам общества, а его эзотерические, инициационные и очистительные аспекты перекликались с культом Митры.
Праздничный цикл Кибелы имел все типичные признаки весеннего праздника возрождения природы; он начинался 15 марта, в первый день года по архаическому римскому календарю, празднованием смерти и возрождения Аттиса. В Риме к первому храму на Палатине, посвященному богине, между III и IV вв. добавился еще один — на Ватиканском холме, неподалеку от могилы св. Петра, в святая святых христианства. Здесь приверженцы культа проходили инициацию-тауроболию, нечто вроде «крещения», олицетворявшую возрождение через кровь жертвенного быка.
Во второй половине IV в. среди приверженцев культа Кибелы было немало представителей сенатской аристократии, впитавшей в себя неоплатоническую философскую культуру, открыто противостоявших христианизации и близких к императорскому двору. Главным защитником культа Кибелы явился император Юлиан, автор речи «Гимн Матери богов», а в конце века его поборником выступил узурпатор Евгений. В окружении одного из этих императоров и следует искать заказчика патеры из Парабьяго.
Существование культа Кибелы в Милане подтверждается по крайней мере пятью надписями, в которых упоминаются два жреца, попечитель храма и ритуальные общества, такие как дендрофоры. Существует также средневековый рельеф с изображением процессии во славу святого образа Мадонны, названной Идеей (Ἰδαία), который был обнаружен между разрушенной церковью Санта Мария Бельтраде (откуда происходил рельеф) и Дуомо.
БОГИ ВРЕМЕН ГОДА
Оры (Ὥραι) — богини времен года, ясной погоды, урожая, юности и красоты, хранительницы небесных врат, спутницы богов, преимущественно Афродиты. В разное время насчитывалось разное число Ор, они также упоминаются под разными именами. По Гигину, их 9 (в другом списке 12). Нонн в

«Деяниях Диониса» повествует о четырех. В Афинах почитались Талло (Θαλλώ, «цветущая» богиня весны), Ауксо (Αὐξώ, «преумножающая» богиня лета) и Карпо (Καρπώ, «изобилующая плодами» богиня осени), считавшиеся спутницами Афродиты; Гесиод упоминает имена трех Ор, прислужниц Зевса: Дике (Δίκη, «справедливость»), Эвномия (Εὐνομία, «законность»), Ирена (Εἰρήνη, «мир, покой»).
В одной из поздних традиций времена года символизируются четырьмя божествами — Венерой, Церерой, Бахусом и Бореем (соответственно: весна, лето, осень, зима). С Дионисом (Бахусом) ассоциируется Осень, которая представляется в виде Вакха, в пурпурной одежде, в венце из виноградных листьев, с виноградными гроздьями в руках и с корзиной, наполненной плодами, иногда с рогом изобилия.
На рассматриваемой патере, боги, олицетворяющие времена года, вполне узнаваемы. Первым изображен Сатурн, с серпом и запасом провизии смело шагающий в зиму.

Далее Бахус (Дионис), демонстрирующий свой символ — виноградную гроздь. Здесь он представлен как бог весны, и это вполне объяснимо.
Главным праздником месяца Элафеболион (Ελαφηβολίων, соответствовал 2-ой половине марта и 1-ой половине апреля) были великие Дионисии, продолжавшиеся несколько дней. Великие Дионисии торжествовали полную победу весны над зимой, были праздником радости и свободы, когда отпускали на поруки узников, оставляли в покое должников и никого не арестовывали, для того чтобы все могли принимать участие в веселье.
Бог с ягненком на плечах — Гермес Криофор (Κριοφόρος, несущий барана). Гермес — один из древнейших богов Греции, был первоначально богом — покровителем стад, его изображали либо с ягненком в руках, либо на плечах. Впрочем, кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры. Он считался покровителем глашатаев, послов, пастухов, путников. Под его покровительством были магия и астрология и прочие науки.
За то, что друг наяд, он знает козьи нравы
И овна делает желанным для овцы,
За то, что множатся и самки и самцы
И бродят по лугам галезским, щипля травы,
Устроим пир ему, и пусть посулы славы
Из тесной хижины летят во все концы:
Бог-пастырь будет рад, что мы не гордецы
И глиняный кувшин не затаил отравы.
Почтим Гермеса! Он, я думаю, не зря
Открыто предпочел сиянью алтаря
И жертвы чистые, и руки трудовые.
Насыплем же курган — там, к межевому рву,
И кровь козлиная из волосатой выи
Пусть глину очернит и обагрит траву.
(Жозе-Мариа де Эредиа, пер. В.Портнова)
Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасен богом от чумы тем, что он пронес барана на своих плечах вокруг городских стен:
«Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой —
Гермесу, которого они называют Промахос (Πρόμαχος, воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах.»
(Павсаний. Описание Эллады. Беотия, XXII:2)
Последней изображена богиня, олицетворяющая осень. На стыке зодиакальных Девы и Весов располагается точка осеннего солнцеворота (23 сентября отмечается осеннее равноденствие). Куспит Дева-Весы (19-24 сентября) представляет собой перехлест шестого знака Зодиака — Девы с седьмым — Весами. Этот период совпадает с приходом осени в Северном полушарии. Куспит Дева-Весы изображают в виде Девы с весами в руке. С зодиакальной Девой соотносили разных богинь, на патере, вероятно, изображена Церера (Деметра) с оливковой ветвью в руке.
Еще один интересный персонаж — бог Эон (Αἰών, «время жизни», «век»), стоящий внутри зодиакального круга, который удерживает в своих руках Атлант. Эон — в древнегреческой мифологии и теокосмогонии

персонификация всей длительности времени. У Платона эон (αιών) означает вечность, в противоположность цикличному времени (χρόνος).
«Айон — бог богов безграничного времени»
(Мессала, римский предсказатель, I в. до н.э.).
Эон считался сыном бога времени Хроноса (Χρόνος). Почитался в восточных территориях Римской Империи, также многими персидскими сектами и астрологами (I-III вв.). Отождествлялся как с Зерваном, так и с Янусом, будучи так же богом входов и выходов, дверей и всякого начала.
Его называют создателем (δημιουργός) и богом богов, предтечей всего божественного ареопага. В Элевсине (Ἐλευσῖνος), в предместье Афин — центре греческих мистерий, была найдена статуя Эона с надписью: «Айон пребывает всегда неизменно; не имеет ни начала, ни конца, ни середины, который сотворил все».
В эпоху эллинизма Эон воспринимается как божество (культ младенца Эона в Александрии, Эон-Зерван в митраизме и др.). В эпоху Римской империи складывается иконография Эона: это мощный старец с головой льва, вокруг его тела обвивается змея.
Змей, обвивающий стелу на патере из Парабьяго, — это родившийся из Хаоса (в космогонии орфиков) древний дракон времени Геракл (не путать с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены). У Аполлония Родосского и Гигина дракон фигурирует под именем Офион (Ὀφίων, «змей»).
В Септуагинте словом «эон» переводится еврейское «олам» — «мир», но «мир» не в пространственном (космос), а в историческом и временном аспекте (противопоставление «века сего» — «веку грядущему» в Новом завете). В XI трактате Герметического корпуса Эон назван второй сущностью после Бога: «Бог творит Эона, Эон творит космос, космос творит время, время творит становление».
Патера из Парабьяго. Милан, Городской археологический музей.
Гермес Криофор, Istanbul Archaeological Museum.
Гермес Криофор
_______________________________