• Авторизация


МЕДУЗА ГОРГОНА, ИШТАР И ДРУГИЕ… 19-01-2014 21:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


МЕДУЗА ГОРГОНА

Μέδουσα, дор. Μέδοισα ἡ (part. praes. к μέδω) Медуза (одна из трёх сестер Горгон) Hes., Pind. etc.;
μέδωзаботиться, покровительствовать, охранять, т.е. властвовать;
Μεδέουσα ἡ [f к μεδέων] — покровительница, хранительница;
Γοργώ (-οῦς), Γοργών (-όνος) ἡ Горгона
1) согласно Гомеру, это чудовище подземного царства (Γ. βλοσυρῶπις Hom.);
2) согласно Гесиоду, это три дочери Форкия (Σθεινώ τ ́ Εὐρυάλη τε Μέδουσά τε) Hes.
γοργός 3
1) страшный, грозный; ex. γ. ἰδεῖν или ὁρᾶσθαι Xen. — грозный на вид;
2) ретивый, буйный; ex. (ἵππος Xen., Plut.).

Горгоны — дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Гомер упоминает лишь одну горгону, а Гесиод говорит о трех сестрах: Сфено (Σθενώ — «могучая»), Эвриале (Εὐρυάλη — «блуждающая вокруг») и Медузе (греч. Μέδουσα — «охранительница»). В отличие от своих старших сестер, которые были бессмертными, Медуза была смертной.Clip (226x227, 19Kb)

Согласно мифу, сестры-горгоны были прекрасными морскими девами. Но желание состязаться в красоте с Афиной закончилось для сестер плачевно. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы. Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в ужасных крылатых чудовищ, покрытых чешуей, со змеями вместо волос и огромными, торчащими изо рта, Clip (307x304, 18Kb)желтыми клыками.

В другом варианте этого мифа, Посейдон соблазнил Медузу в храме Афины. Богиня пришла в ярость, и превратила Медузу в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами, при взгляде в которые всякий каменел от ужаса.

По одной из версий, Горгону убил Персей, посланный царем Полидектом. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету он посетил вещих старух — сестер Грай (Γραῖαι — дословно «старухи», три вещие дочери Форкия и Кето, седовласые от рождения, с одним зубом и одним глазом на троих). У Грай Персей добыл крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. ВооружившисьClip (414x245, 23Kb) щитом Афины и острым кривым ножом — подарком Гермеса, Персей прибыл к горгонам. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, он смог отрубить голову Медузе, смотря в отражение на отполированном медном щите — ведь взгляд Медузы обращал все живое в камень. От разгневанных сестер Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в заплечную сумку.

Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое. Это были так называемые Ливийские змеи: аспид, амфисбена, аммодит и василиск. А из крови, пролившейся в океан, появились кораллы.
Clip (250x355, 34Kb)
И в отрубленном состоянии взгляд головы Горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Персей превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас.

По другой версии, Медуза Горгона рождена Геей (Γαῖα, «Земля») и, во время гигантомахии, убита самой Афиной, отсюда один из эпитетов Афины —whx (700x606, 53Kb) «Горгоноубийца» (Γοργοφόνα).¹ Эта история отражена у Еврипида в «Ионе»² и у Гигина в «Астрономии».

Однако еще Гомер в Илиаде описывает щит Зевса с головой Горгоны (Γοργείη κεφαλή), приводящий в страх и смятение своих врагов. По наследству щит Зевса достался Афине, которая, сняв эгиду со щита, помещает ее себе на грудь.³

Считается, что мифы о Медузе Горгоне имеют связь с культом скифской змееногой богини Табити, которую, по свидетельству Геродота, скифы чтили «выше всех прочих божеств». В эллинизированной версии «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.

Clip (474x243, 24Kb)mgi_mgap (700x347, 60Kb)
1. Неаполис, Македония. Статер (AR 8.94g), ок. 500-480 до н.э. Av: голова Медузы Горгоны; Rv: квадрат поделенный на четыре части.
2. Аполлония Понтийская, Фракия. Драхма (AR 14mm, 3.28g), IV в. до н.э. Av: горгонейон со змеями в виде уреев вокруг головы Медузы Горгоны; Rv: якорь, А слева, рак справа.

mgi_mgs (400x200, 21Kb)mge (700x340, 59Kb)
3. Камарина, Сицилия. Тетрас (Æ 18mm, 4.12g), 420-405 до н.э. Av: голова Горгоны; Rv: сова, держащая в лапе ящерицу; KАМА
4. Популония, Этрурия. 10 скруплов (AR 11.50g), ок. 300-217 до н.э. Av: крылатая Медуза Горгона; Rv: обратная сторона щита.

Clip (700x341, 60Kb)Clip (400x191, 16Kb)
5. Митилини, Лесбос. Гекта (EL 10mm, 2.56g), 521-478 до н.э. Av: голова Горгоны; Rv: голова Геракла в головном уборе из шкуры Немейского льва.
6. Сиракузы, Сицилия. Дилитра (AV 1.77g), ок. 406 до н.э. Av: голова Афины; ΣYPAKOΣIΩN; Rv: эгида с головой Горгоны.


В искусстве голову Горгоны было принято изображать на доспехах Афины, на ее груди, на плече (на доспехе-оплечье, Clip (208x283, 16Kb)защищающем плечо), либо на щите богини. Лик Медузы украшал также эгиду в виде плаща-накидки, которую носили Зевс, Аполлон и всё та же Афина.Clip (300x321, 25Kb)

В гомеровские времена Медуза Горгона была самым распространенным сюжетом. Горгона изображалась повсюду: на монетах, чашах, над входом в дом, на стенах зданий, у домашних очагов. Подобные изображения (Γοργόνειον) использовались в качестве талисмана или оберега.

Эта традиция существовала и в Древней Руси. В славянских легендах это дева Горгония с волосами в виде змей. В славянских апокрифах упоминается «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения. Впрочем, под Горгонием, скорее всего, подразумевался Цербер, который, как и горгона Медуза, имел гриву в виде сотни шипящих змей.
___________________________
[1] Γοργοφόνα (Γοργο-φόνα) ἡ горгоноубийца, т.е. Афина Eur.

[2] Креуса
Слыхал ли ты о бое Землеродных?
Старик
Как на богов гиганты в Флегре шли…
Креуса
Там родила Земля Горгоны ужас.
Старик
Чтобы богам пришлося потрудней.
Креуса
Да, но и с ней покончила Паллада.
Старик
А чем же вид Горгоны так страшил?
Креуса
Вся грудь ее ехиднами клубилась.
Старик
Не эту ли я сказку и слыхал?
Креуса
Покров змеи украсил грудь Паллады.
Старик
Еще его Эгидою зовут…
(Еврипид «Ион» 987-996)

[3] Тою порою Афина, в чертоге отца Эгиоха,
Тонкий покров разрешила, струей на помост он скатился,
Пышноузорный, который сама, сотворив, украшала;
Вместо ж его облачася броней громоносного Зевса,
Бранным доспехом она ополчалася к брани плачевной.
Бросила около пéрсей эгид, бахромою косматый,
Страшный очам, поразительным Ужасом весь окруженный:
Там и Раздор, и Могучесть, и, трепет бегущих, Погоня,
Там и глава Горгоны, чудовища страшного образ,
Страшная, грозная, знаменье бога всесильного Зевса!

(Гомер. Илиада V, 733-742)



ЗМЕЕВИКИ

Изображение головы Медузы Горгоны украшало гарнитурные войсковые пряжки VI-VII вв., изредка находимые на юге Восточной Европы, или воинские позднеримские и ранневизантийские панцири, являясь оберегом.

Не исключено, что этому оберегу, массово используемому армией христианской Византии, обязаны своим происхождением каменные амулеты-змеевики. Это односторонние круглые и овальные предметы, в основном, из оникса, со «змеиным гнездом», либо с заклинательной формулой «hystera» (от греч. Ὑστέρα) на обороте. Часто только с заклинанием (без изображений).
Clip (310x226, 25Kb)Clip (315x193, 14Kb)

На одном из греческих каменных амулетов-змеевиков известно изображение святого на одной стороне, ставшей при этом лицевой, а на реверсе — «змеиное гнездо» и формула с именем Ὑστέρα.

Сегодня нельзя сказать, какой изначальный смысл имело изображение головы соClip (517x297, 28Kb) змеями. Достаточно констатировать, что около Х_века этот, несомненно, магический образ появился в пространстве византийской культуры в готовом виде, не неся на себе следов развития.

Постоянное присутствие на амулетах «Ὑστέρα-формулы» заставляет признать наличие связи между изображением и содержанием этого заклятья. Обычай передачи заклинания начальными словами, очевидно, предполагал, что этот текст был известен в среде, для которой предназначались такие змеевики.

Нетрадиционная для Византии круглая форма этих подвесок, не вызывающее отвращения изображение змей, солярный характер композиции, встречающиеся астральные знаки, а также сведения по Clip_2 (440x229, 26Kb)истории хождения отдельных памятников указывают на Малую Азию как на родину таких изделий. В Византии эти амулеты видоизменяются: на одной стороне появляется извод святого всадника, поражающего женовидного демона.

Большое количество ониксовых ранневизантийских амулетов (IV-VII_вв.) с Горгоной, и соответствующей формулой обращения к Ὑστέρα (как на амулетах-змеевиках X-XII_вв.) синхронны времени создания и распространения «Александрии» и апокрифических рассказов о вознесении Александра Великого на небеса, что приравнивало умершего в молодости царя к ветхозаветным праведникам в глазах образованных христиан.

Термин Ὑστέρα, встречаемый на филактериях-змеевиках, с греческого переводят, как «матка», «роженица», и это закономерно, когда речь идет об амулетах этого типа, атрибутированных женщине. В этом плане, симптоматично наличие на змеевиках именно Богородицы Горгоэпикоос (Γοργοεπήκοος, Скропомощница) — извода Спилеотиссы — из афинского храма, в котором имелся придел св. Элевтерии — родовспомогательницы.

Ни один археологический предмет не возбуждал в научной литературе так много толков, как знаменитая черниговская гривна — золотой змеевик, найденный под Черниговом на реке Белоус в 1821г. Вскоре после находки змеевик попал в Эрмитаж, и в изучение и расшифровку этого предмета включились представители разных профессий — профессора университетов, литераторы, журналисты, палеографы, представители духовенства, вплоть до петербургской знати. Несмотря на славянскую надпись на змеевике, его долго не желали признать древнерусским произведением, а лишь только греческим. Было высказано предположение, что под упомянутым на змеевике Василием нужно понимать Василия Македонского, а под изображением архангела Михаила — императора Михаила III, сына Феофила.
Clip (602x339, 50Kb)
Медальон «змеевик» Владимира Мономаха. Av: изображение архангела Михаила, вокруг него
молитва на греческом: «Свят, свят, свят господь Саваоф, исполнены небо и земля славы твоей».
Rv: змееподобный женский персонаж с «Ὑστέρα-заклинанием» по внешнему краю на греческом языке,
по внутреннему кругу — молитва: «Господи помоги рабу твоему Василию. Аминь».

И.И._Срезневский датирует черниговскую гривну по эпиграфическим признакам XI_в. и пишет, что «имя Василия напоминает о князе Владимире; место нахождения заставляет думать о Владимире Мономахе, бывшем черниговским князем до 1095г.; начерк букв — XI в.».

Первым, кто предложил более или менее достоверную расшифровку надписи, был профессор Дерптского университета Крузе. Он решил сопоставить надпись на черниговской гривне с каменными змеевиками, хранившимися в Готе, и другими змеевиками, известными в тому времени. Надписи на них читались более четко и без пропусков. Крузе удалось определить, что это заклинательная надпись Ὑστέρα, которая передавалась на змеевиках в разных вариантах. Смысл этого заклинания должен быть следующий:

«Черная родильница очернила себя злом (или лучше яростию), пресмыкалась в прахе, как змея, и шипела, как дракон, и рычала, как лев, и была в ужасе, как ягненок, [когда победил ее архангел Михаил]».

Благодаря работам М.И. Соколова выяснилось, что «греческая заклинательная формула, сопутствующая змеевидной композиции, была известна также в славянской версии и… усвоение на Руси рассматриваемых амулетов сопровождалось восприятием связанного с ними византийского мифологического мотива».

На золотой гривне князя Владимира Мономаха выбито заклинание, употребление коих строжайше запрещено церковью. Заклинается (запрещается) некий злой дух. На черниговской гривне, как и на множестве других змеевиков, злой дух поименован Ὑστέρα. По мнению Иммануила Великовского это Астарта (иуд. Ашторет, ассир. Иштар) — верховное божество древних семитоязычников.

«1. Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость (Σοφία) взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды.
2. Я также собрал их сочинения, в которых они внушают разрушить дела Истеры; Истерою же называют Творца неба и земли; и так же, как Карпократ, говорят, что люди не могут спастись, если не пройдут чрез все роды дел.
И при всяком грехе и постыдном поступке присутствует ангел, и действующий осмеливается приписывать свою дерзость и нечистоту ангелу, и каково бы ни было действие, совершать во имя ангела и так говорить: «О ангел! я злоупотребляю твое дело; о сила! я совершаю твое действие».
И совершенное знание, по их словам, состоит в том, чтобы предаваться безбоязненно таким делам, которые непозволительно и называть». (Ириней Лионский. Против ересей. I, 31, 1-2.)

«Отечественные исследователи ересей переводят имя собственное Ὑστέρα так: Ириней говорит, что согласно текстам, которые ему доступны, они учили о том, что этот мир — творение Мировой Матки (Hystera), который должен быть разрушен. Это понял Иуда и осуществил таинство предательства, которое ведет к разрушению всего земного и плотского». (Введенский Е.С.)

«Вместе с тем текстуально сходные заговоры в славянской письменности известны. Греческое слово ὑστέρα («матка») в них обычно переводится на славянский как «дъна» (слово, в старинных лечебниках обозначающее матку). Как и «истера» в греческой версии, славянское слово «дъна» имело широкий круг значений, в том числе болезнь и вызывающий ее демон. В русской рукописи XV в. читаем: «Дна (…) акы молниину подобству подобящися скорость имеет и во все входит и горе, и долу, и в жилы, и в члены, и в кости». В Ипатьевской летописи встречается выражение «дна есть подступила», где «дна» обозначает «смерть», «конец».»
(Николаева Т.В., Чернецов А.В. Древнерусские амулеты-змеевики)


ИШТАР, АСТАРТА И ДРУГИЕ…

У восточных семитов слово «астар» означало богиня. У западных семитов имя Астарта было именем собственным определенной богини, а у южных — именем бога. Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом восточно-семитской богини Эсдар (Иштар) множества шумерских и хурритских богинь. У хеттов и хуритов культ получил распространение с 2000 гг. до н.э. Созвучие имени осталось в хеттском Аштарта, Ашерту. У динамичных скифов корень имени можно увидеть в Айст. В Сирии получает распространение имя Атаргатис (Atargatis), где Астарта сливается с Анат. На арамейском корень звучит Атарате, на армянском Астхик, на персидском Анахит, на староарабском Аттар. На севере Европы богиня известна под именами Ostare, Ostara, Eastre, Eostre. Истер (Easter) — богиня весны у кельтов. В азербайджанском языке есть термины «Bahar İstəri» (Весенний Истер, 21-22-го марта) и «Payız İstəri» (Осенний Истер, 23-го сентября).

X.Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом — также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар — одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот, называя богиню «чужеземной Афродитой».

Иштар (араб. عشتار‎‎ Иштар; перс. ایشتار‎ Истар; ивр. עשתרת‎ Ашторет; др.-греч. Ἀστάρτη; также имена богинь отождествляемых с Иштар: Кадеш, Анунит, Нана, Инанна) — богиня плодородия и плотской любви, войны и распри.
Clip (400x305, 29Kb)На развитие образа богов большое влияние имеет созвучие со словами, не имеющими изначально отношения к этим богам. Например, имя Иштар может иметь следующее написание: «Иша торат» — «Женщина владычица» (западно-семитскую Астарту называют «Ашторет»). Вероятнее всего, здесь причина искажения имени заимствованной богини.

Как богиня любви и плодородия Иштар соответствует Афродите. И в то же время, Иштар, сравнима и с Артемидой «Artesh muth» — «Разрывание на куски + рушить» (сравн. с греч. ἀρταμέω «разрубать на части», «растерзывать»). В этой ипостаси Иштар — это разрывающая львица, богиня воительница. «Иша тар» — «женщина + рыскал по местности (метался)». Если учесть, что архаичный образ Артемиды — это разрывающая медведица, то и здесь наблюдается аналогия. Черты богини Иштар свойственны и Богине Деве-воительнице Афине.

Совершенно очевидно, что греческое Ὑστέρα (матка), как и «истерия» происходит от грозной богини Аккада и Шумера — Иштар, которая несокрушима в битве из-за охватывающей ее ярости. И вместе с тем, Иштар является и богиней материнства («Иш тара» — «Зачинательница человека»).

В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», иi_mml (482x700, 24Kb) являлась дочерью бога небес Анну. На территории Финикии Астарта почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имен, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как богини матери.

Астарта у финикийцев была связана с Луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения ее мужа (Солнца), побежденного принцем тьмы, и опустившегося в Аид через семь врат, к которому она спустилась на распростертых крыльях, чтобы воскресить Таммуза и вывести его из преисподни. Астарта оплакивает потерю своего супруга Таммуза, аналогично, как и Исида, оплакивала своего супруга и брата Осириса, предательски убитого Сетом, и воскрешенного ею при помощи колдовских чар.

На арамейском «женщина» — «иста», что отсылает нас к египетской богине любви, материнства и плодородия Исиде (егип. Ἰst, «Исет» — трон). Имя Исиды Ἰst (в позднейший период Ȝst, «Асет»),⁴ вероятно, и является этимологическим корнем к слову «астар» — богиня. Также немало египетских заимствований и в иконографии Иштар.
___________________________
[4] Не исключено, что в египетской грамматике буква i имела неоднозначную транскрипцию как, например, в английском языке, где i в открытом слоге читается как [ai]. То же самое имя Исиды по-английски звучит как «Айсис» (Isis), потому как первая i находится в условно открытом слоге, а вторая i — в закрытом. Подобное правило в египетском языке могло бы объяснить транскрипцию имен других египетских богов: Амон (Ἰmn), Анубис (Ἰnpw), Атон (Ἰtn), Атум (Ἰtm).


Clip (369x565, 35Kb)Clip (380x501, 51Kb)Clip (351x573, 82Kb)

Кадеш — имя сирийской богини плодородия, одной из очень распространенных форм Астарты. Изображалась стоящей на льве, с цветами лотоса в одной руке и змеей — в другой. В позднее время культ Кадеш получил большое распространение и в Египте. Будучи отожествлена с Хатхор, богиня Кадеш составила триаду с Решефом (Решпу, егип. ršр — «огонь») богом молнии и грозы, и сыном Мином, богом плодородия.

Лев, на котором стоит Иштар — также древний египетский символ.

Акер (егип. ȝkr) — одно из древнейших божеств Египта, бог земли и покровитель умерших в египетской мифологии. Львиный бог Акер был стражем горизонта, охраняющим врата входа солнца в подземный мир на западе, и врата через которые солнце выходило из Дуата на востоке. Два аспекта Акера изображались двумя львами, сидящими спиной друг к другу (иногда именуемыми sf и dwȝw, т.е. «Сеф» и «Дуау» — «вчера» и «завтра»), с солнечным диском между ними. Этот иконографический образ, называется Рути (rwty, «два льва»).

Акер выступает в качестве покровителя «духов земли» — змей. В повседневной жизни древних египтян Акер выполнял функцию защитника и оберега. Например, древние верили, что Акер защищает от змеиного укуса. Но вернемся к Астарте.

Астарта держит в руках крестообразный жезл и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окруженной звездами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта отождествлялась с Венерой, «Утренней звездой». Вернее, с учетом, что Венера была и Вечерней звездой, богиня рассматривалась как «вечерняя и утренняя путеводительница».

Укрепленная в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. «Глаз своей богини-матери» нельзя было утратить в морском странствии. Эта традиция также была перенята у египтян, которые устанавливали на носу ладьи изображение богинь, носящих эпитет «солнечное око».

У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста ansata (анкх).

Вавилоняне также связывали Иштар с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит — «Светоносная», «Светозарная».

Арамейские тексты из Верхнего Египта Астарту именуют Анат. До монотеистической реформы, она выступает в роли супруги Яхве, ее культ существовал до VI века до н.э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия).

В XIII-XII веках до н.э. происходит миграция народов на Ближнем Востоке. Бел-Мардук становится главой пантеона богов. Правители Вавилона ставят цель перед жрецами получить новый космогонический свод «Энума Элиш», где обработанные старые мифы звучат по-иному. В этот период происходит низвержение женских богинь и их общее уменьшение роли с монополизацией власти бога Мардука. В вавилонской мифологии женские божества полностью обезличиваются. Они становятся придатками своих божественных мужей.

В период становления иудейского монотеизма ведется борьба с пантеоном старых богов. Акт прямой антропоморфизации накладывал грубый отпечаток на форму культа Астарты (Иштар), что впоследствии привело к низвержению образа богини к чисто физиологической роли. В результате божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро-аккадских городах, а позднее в ханаанских, повлёк за собой храмовую проституцию. Образ богини, дающей жизнь и любовь, трансформируется в образ покровительницы плотских утех. Как следствие, царь Иошияху разрушает алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном, и запрещает культовые действа.

Тем более удивительно повсеместное распространение в Европе змеевиков с текстами-заклятьями к богине Астарте (Ὑστέρα), вплоть до позднего средневековья. По поводу же метаморфозы богини Астарты в змеевидную форму, вполне вероятно, что корни этого превращенияClip (228x297, 28Kb) уходят в эллинистический период Египта, когда отождествлялись и синкретизировались боги разных культов. Подобная метаморфоза произошла, к примеру, с Исидой, когда ее отождествили с богиней-змеей Рененутет.

В египетской религии Рененутет (егип. rnnt, rnnwtt; греч. θερμουθις, Термутис, от θέρος, «урожай» и μούθ, «мать») — богиня плодородия, хранительница собранного урожая, мать бога зерна Непри. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах.

Позже, когда богине-змее поклонялись по всей протяженности Нижнего Египта, Рененутет все чаще путают с другой богиней-змеей — Уаджит, богиней покровительницей Нижнего Египта, которая изображалась в виде Clip (173x324, 16Kb)кобры. В конце концов Рененутет отождествилась с Уаджит в качестве альтернативной формы.Clip (161x240, 10Kb)

Рененутет (rn-nwtt) означает «дающая имя». Но имя Рененутет можно прочесть и иначе, как rnn-wtt, в связи с чем, смысл меняется на значение «кормящая змея». Как кормящая змея Рененутет изображалась, в частности в изобразительном искусстве, в образе женщины с головой кобры. Этот второй смысл понятия лег в основу рассмотрения ее как источника питания, как богини урожая; ее называли «Богиней житниц», «Богиней плодородных полей».

Поэтому неудивительно отождествление Рененутет с другой богиней плодородия — Исидой, которая, как и Рененутет, тоже была кормящей матерью. Отсюда и обобщенный змеиный образ Исиды (Ἰst), который легко мог повлиять на отождествляемых с ней богинь соседних народов, рассматриваемых в рамках этой статьи под объединенным именем «Истера» (Ὑστέρα).


_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
vissarion 03-09-2014-19:43 удалить
_______________________________
На многих артефактах Горгона часто изображается в необычной позе.

Clip (361x351, 34Kb)Clip (353x360, 32Kb)
Clip (273x237, 15Kb)mg_a3e5t (600x538, 31Kb)

Стойка совершенно неестественная, а стало быть заимствованная. Вопрос: откуда? Ниже приведены монеты, имевшие хождение в 150-146 до н.э. на острове Мелита, и других соседних островах между Сицилией и Африкой.
_______________________________
Clip (400x200, 24Kb)
Мелита (о. Мальта). Æ 26mm (11.42g), ок. 150 до н.э.
Av: Голова Исиды в короне Хемхемет (тройная корона Атеф), слева колос; ΜΕΛΙΤΑΙΩΝ
Rv: стоящий на колене Осирис держит атрибуты королевской власти (посох и плеть).

_______________________________
Clip (381x187, 20Kb)
Мелита (о. Мальта). Æ 25mm (10.82g), ок. 150 до н.э.
Av: Голова Исиды в короне Хемхемет, слева колос; ΜΕΛΙΤΑΙΩΝ
Rv: стоящий на колене Осирис держит атрибуты королевской власти (посох и плеть).

_______________________________

В египетской иероглифике было несколько иероглифов в виде сидящегоClip (119x167, 4Kb) человека, например: henu — означающий восхваление бога.

В такой позе изображались и боги, приветствующие восход солнца, или в сцене празднования омоложения ба царя в гробнице Рамзеса I. Иероглиф встречается и в надписях над головами фигур, которые, по сути, являются тем же самым иероглифом, изображенным крупно.
Clip (314x298, 29Kb)Clip (453x318, 44Kb)
Другой пример — иероглиф heh (хех)Clip (180x196, 5Kb) — олицетворение вечности.

В подобной позе изображен Анубис на суде Осириса при взвешивании души усопшего. В данном случае взвешивание, надо понимать, прошло успешно и душе покойного гарантировано вечное блаженство в полях Иару.
Clip (200x200, 10Kb)
Две пары крыльев за спиной у Осириса на монетах — это эллинистическая модификация. Каноническое иероглифическое написание имени Осирис имело следующий вид: is (трон) + ir (глаз) + детерминатив (коленопреклоненный человек).

Был у египтян еще один интересный персонаж, который обычно изображался (как и Горгона) с высунутым языком, это бог Бес. Так же как и горгонейон он имел защитные функции, а его изображение использовалось в качестве амулета. Да и по комплекции он весьма близок Горгоне. Да и завитушки в бороде у него очень похожи на змеевидные завитушки в прическе Горгоны.
Clip (627x558, 105Kb)Clip (600x465, 61Kb)

И еще один камешек на весы в пользу того, что египетский Бес, как никто, подходит на роль прообраза Медузы Горгоны. Вот позднее изображение Беса Пантеоса.

Clip (456x700, 34Kb)Clip (438x551, 55Kb)

Он также четырехкрыл, как и Медуза. Помимо обилия уреев на короне, его лицо окаймляют головы животных (олицетворяющих богов отождествляемых с Бесом). Уреи также выходят из его колен и ступней. Кроме того, у Беса была супруга Бесит, изображавшаяся с львиными ушами и хвостом. Т.е. у греков было достаточно "базового материала", чтобы дать волю своим мифотворческим фантазиям.

Ниже на чернофигурном килике изображен персонаж, которого идентифицируют как Медузу Горгону. Действительно, иконографически очень похоже на Горгону, если бы не один нюанс: девушка явно бородата.

gw_ca (400x327, 22Kb) gw_cb (699x692, 104Kb)

Рядом еще один горгонейон «львиного типа». Вьющиеся «змеевидные локоны», клыки и высунутый язык не оставляют сомнения, что это Горгона. И, вместе с тем, все та же борода.
_______________________________
vissarion 10-09-2014-21:52 удалить
_______________________________
Clip (513x253, 33Kb)
Неаполис, Македония. Гемидрахма (AR 1.92g), 424-350 до н.э.
Av: голова Медузы Горгоны;
Rv: голова Артемиды; NEOП

_______________________________
Clip (400x200, 20Kb)
Дионис I (405-367 до н.э). Сиракузы, Сицилия. Дидрахма (AV 8mm, 0.65g), ок. 405 до н.э.
Av: голова Афины в шлеме; ΣYPA (retrograde);
Rv: эгида с головой Горгоны.

_______________________________
mg_mn (400x197, 16Kb)
Неаполис, Македония. Статер (AR 9.75g), 500-480 до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: квадратное поле поделённое на четыре части.

_______________________________
Clip (392x197, 19Kb)
Афины, Аттика. Тетрадрахма (AR 16.98g), ок. 515 до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: голова и передние лапы льва в квадратном поле.

_______________________________
Clip (571x275, 48Kb)
Аполлония Понтийская, Фракия. Драхма (AR 13mm, 2.84g), 450-400 до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: якорь, слева А, справа рак.

_______________________________
Clip (383x192, 22Kb)
Парион, Мизия. Гемидрахма (AR 14mm, 2.48g), IV в. до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: бык стоит влево, повернув голову назад; ПАPI

_______________________________
Clip (393x203, 22Kb)
Аспендос, Памфилия. Обол (AR 1,05g), ок. 450 до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: голова Аполлона в квадратном поле, справа лавровая ветвь.

_______________________________
Clip (460x217, 24Kb)
Кебрен, Троя. Гемидрахма (AR 12mm, 1.8g), ок. 460 до н.э.
Av: голова барана;
Rv: горгонейон в квадратном поле.

_______________________________
Clip (400x188, 20Kb)
Абидос, Tроя. Обол (AR 11mm, 0.69g), ок. 480-450 до н.э.
Av: орел стоит влево, на спине канфар; ABY
Rv: горгонейон в квадратном поле.

_______________________________
Clip (380x188, 20Kb)
Левкас, Акарнания. Тригемиобол (AR 0.64g), ок. 430-400 до н.э.
Av: Пегас летящий в лево; Λ
Rv: голова Горгоны.

_______________________________
Clip (460x231, 30Kb)
Clip (400x200, 14Kb)
Ольвия, Сарматия. Æ 68mm, IV в. до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: летящий орел, держащий в когтях дельфина; APIX

_______________________________
Clip (379x178, 20Kb)
Маронея, Фракия. Обол (AR 10mm, 0.77g), 398-385 до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: виноградная гроздь в квадратном поле; MAPΩ

_______________________________
Clip (400x195, 26Kb)
Мотия, Сицилия. Литра (AR 13mm, 0.69g), 415-397 до н.э.
Av: голова Горгоны;
Rv: пальма.

_______________________________
Clip (394x197, 22Kb)
Фракия. Драхма (AR 3.41g), ок. 500 до н.э.
Av: сфинкс сидящий влево, с поднятой правой лапой;
Rv: горгонейон в квадратном поле.

_______________________________
mgs (400x203, 20Kb)
Кария (Καρία), Малая Азия. Драхма (AR 15mm, 3.97g), V в. до н.э.
Av: голова Горгоны в окружении четырех крыльев в виде свастики;
Rv: четырёхкрылая сирена в квадратном поле.

_______________________________
mgc (700x341, 100Kb)
Кария (Καρία), Малая Азия. Драхма (AR 3.78g), ок. 430 до н.э.
Av: голова Горгоны в окружении четырех крыльев в виде свастики;
Rv: четырёхкрылая сирена в квадратном поле.

_______________________________
_mgc (700x347, 47Kb)
Кария, Малая Азия. AR 10mm (1.34g), V в. до н.э.
Av: голова Горгоны, окруженная четырьмя крыльями в виде свастики;
Rv: бегущая Медуза Горгона в квадратном поле.

_______________________________
Clip (400x198, 21Kb)
Филипп III Арридей (ок. 358-317 до н.э.). Æ 16mm (4.30g).
Av: голова Горгоны на македонском щите;
Rv: македонский шлем, слева кадуцей; BA

_______________________________
Clip (400x199, 19Kb)
Митридат VI (85-65 до н.э.). Амис, Понт. Æ 22mm (6.80g).
Аv: эгида с горгонейоном;
Rv: Ника с пальмовой ветвью; AMIΣOY

_______________________________
Clip (400x201, 24Kb)
Clip (394x199, 21Kb)
Митридат VI (85-65 до н.э.). Комана, Понт. Æ 21mm.
Аv: эгида с горгонейоном;
Rv: Ника с пальмовой ветвью; KOMANΩN

_______________________________
Clip (500x246, 34Kb)
Галлиен (253-268). Иконий, Ликаония. Æ 23mm (4.99g).
Аv: бюст Галлиена в лучевой короне; IMP C P LIC GALLIENVS P F A
Rv: Персей с харпой в левой руке и головой Медузы Горгоны в правой; ICONIEN COLO / S R

_______________________________
mgi_mgv (400x198, 22Kb)
Римская республика. Денарий (AR 3.97g), 47 до н.э.
Монетарий Луций Плавций Планк (L. Plautius Plancus).
Av: голова Горгоны; L PLAVTIVS
Rv: Виктория с пальмовой ветвью, в окружении четырех коней; PLANCVS

_______________________________
vissarion 17-09-2014-18:09 удалить
_______________________________
Clip (500x246, 30Kb)
Панорм, Сицилия. Æ 23mm (9.34g), ок. 254 до н.э.
Av: голова Марса (Ареса) в шлеме; ПАNOPMITAN
Rv: голова Горгоны, помещенная в центр трискелиса (τρισκελής, «трехногий»).

_______________________________
Clip (500x243, 32Kb)
Консулы Луций Корнелий Лентул Крус и Гай Клавдий Марцелл. Римская республика.
Денарий (AR 20mm, 3.93g), 49 до н.э. Сицилия.
Av: голова Горгоны, помещенная в центр трискелиса;
Rv: Зевс с пучком молний в правой руке, на левой руке сидит орёл, ниже — харпа; LENT MAR COS (Lentulus, Marcellus consules).

_______________________________
Изначально трискелис являлся солнечным символом и отображал движение солнца в его трех основных стадиях (восход, зенит и закат), однако впоследствии в этом значении был оттеснен свастикой и крестом.

Позднее трискелис становится не только символом «бега времени», но и общим символом всей Сицилии. Самое раннее, дошедшее до нас, название Сицилии — Тринакрия (Τρινακρία), что в переводе означает «трехвершинная» (Страбон, VI, 2, 1). То есть, трискелис становится и образом троичности и знаком силы и власти над всей Сицилией. Не случайно сиракузский тиран Агафокл, принявший в 305г. до н.э. титул царя сицилийцев, помещает на своих монетах трискелис.

В италийской традиции, остров Сицилия считался местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Поэтому неудивительно, что часто на монетах в центр трискелиса помещалась голова Горгоны.
_______________________________


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МЕДУЗА ГОРГОНА, ИШТАР И ДРУГИЕ… | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»