• Авторизация


КАДУЦЕЙ 05-09-2012 20:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С.В. Петров
ЖЕЗЛ, УВИТЫЙ ЗМЕЯМИ


Кадуцей (лат. caduceus), керикион (др.-греч. κηρύκειον), скипетр (греч. σκῆπτρον) — это жезл Гермеса (Меркурия), вестника (ἄγγελος), посланца богов. С его помощью Гермес открывает врата подземного царства (отсюда эпитет Гермеса — «Привратник», Πυληδόκος) и вводит туда души умерших.

…«я, единственный из богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводником покойников и присутствовать на подземном суде. <…> мало того, что я бываю в палестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи, — устраивать дела мертвецов — это тоже моя обязанность.» (Лукиан. Разговоры богов. Гермес и Майя)

ἑρμαγέλη (ἑρμ-αγέλη) ἡ стадо Гермеса, т.е. сонм усопших или привидений Anth.

Название жезла caduceus римляне, судя по всему, заимствовали у греков:

καδδῦσαι эп. part. aor. pl. f к καταδύω (= καταδύνω);
καταδύνω (κατα-δύνω) вторгаться, углубляться, забираться, проникать, входить.
Clip (700x417, 84Kb)
Кроме того, корень καδ- вообще соотносится с потусторонним миром:

κᾶδος = κῆδος
κῆδος, дор. Pind. κᾶδος (-εος) τό
1) скорбь, горе, печаль ex. (πολύστονον Hom.);
2) тревога, забота;
3) (преимущ. pl.) погребальный обряд, похороны;
κήδειοςпогребальный, похоронный, траурный.

На латыни слово cado (корневое для словообразования «caduceus») означает «падать, умирать». Заход за горизонт небесных светил описывается производным от cado: sol cadens («заходящее солнце»). Умершие души спускающиеся в Аид также проходят «каденцию», т.е. сошествие, переход из мира живых в мир мертвых.

cado, cecidī, casūrus, ere
1) падать, сваливаться, выпадать, (об атмосферных осадках) падать, идти;
2) (о небесных светилах) заходить (cadentia sidera V; Arcturus cadens H): sol cadens V заходящее солнце, тж. запад;
3) падать, погибать;
9) падать, понижаться (pretium cadit L); уменьшаться, убывать, слабеть (vires cadunt Lcr): c. animo C etc. падать духом;
13) оканчиваться;
14) быть закалываемым, приноситься в жертву (ovis cadit deo O);
cadūcus, -a, -um [cado]
1) близкий (склонный) к падению (vitis C; frons, flos O);
2) обреченный на смерть (juvenis V);
3) преходящий, тленный, бренный, ничтожный (res humanae, corpus C; felicitas QC; spes O); недолговечный (fama O);
4) поэт. падающий, упавший (folia O); низвергающийся (aqua O; fulmen H);
5) павший (bello V);
6) юр. оставшийся без наследника, выморочный, бесхозяйный (hereditas C; possessio Just);
7) мед. падучий: morbus c. Ap эпилепсия.
cadus, ī m (греч.)
1) большой глиняный (редко металлический) кувшин конической формы, преим. для вина Pl, V, O, но тж. для масла, меда и пр. M, PM etc.;
2) погребальная урна (ossa cado texisse aeno V).

Посредством своего волшебного жезла Гермес не только проникает в царство мертвых, с его же помощью он извлекает души из тел усопших, которые затем и провожает в мир теней.

«Эрмий [Ἑρμῆς] тем временем, бог килленийский, мужей умерщвленных,
Души из трупов бесчувственных вызвал; имея в руке своей
Жезл золотой [ἔχε δὲ ῥάβδον μετὰ χερσὶν καλὴν χρυσείην]».¹

(Гомер. Одиссея XXIV, 1-3)
___________________________
[1] χρυσοῦν ῥάβδον — золотой магический жезл Гермеса, увитый белыми лентами, а впоследствии змеями. Hom.

ῥάβδος ἡ палка, трость, посох (ῥάβδῳ κρούειν Xen.);
ῥαβδίον τό палочка, жезл Babr.

Этимология жезла ῥαβδίον (ῥάβδος), возможно, имеет отношение к слову ῥόπτρον (булава, палица), которое в свою очередь, вероятно, происходит от ῥοπή (вес, значение, важность). По крайней мере происхождение скипетра от булавы — достаточно распространенная версия. Хотя у Гомера встречаем и такое написание «золотого жезла»:

χρυσόρραπις (χρῡσό-ρρᾰπις), -ῐδος adj. с золотым жезлом (Ἑρμῆς Hom., HH.);
ῥαπίς (-ίδος) ἡ розга, прут.

Этимология греческого названия жезла — скипетр (σκῆπτρον) — отсылает нас к пастушьему посоху.

σκίπων, σκήπων, σκηπίωνпосох, палка, жезл Anth., Polyb.;
σκήπτω — 1) опираться; 2) бросать, метать, пускать; 3) насылать (σκήψασθαι κότον τινί Aesch. — обрушить свой гнев на кого-л.);
σκηπτός ὁ 1) молния, гроза; 2) ураган, вихрь, смерч (χθονὸς τυφὼς ἀείρας σκηπτόν Soph.);
σκηπάνιον (ᾰ) τό жезл, скипетр Hom., Anth.
σκῆπτρον, дор. σκᾰπτον, поздн. Anth. σκᾶπτρον τό посох, жезл, скипетр (τὸ σ. Διός Soph.); перен., тж. pl. царская власть.

Гермес был родовым богом Кериков. Керики (Κήρυκες) — жреческий аттический род в Афинах. Керик (Κήρυξ, «глашатай») считался первым глашатаем Элевсинских мистерий, от которого пошел род глашатаев. В обязанности глашатаев (κήρυκες или ιεροκήρυκες) входило провозглашение священного перемирия (ἐκεχειρία) во время праздников, приглашение присутствующих к благоговейному молчанию (εὐφημία) при начале священнодействия, произнесение молитв от лица присутствующих при священнодействии и т.п.

По преданию, Керик был сыном бога Гермеса и смертной женщины Герсы (по другой версии — Пандросы). От Гермеса же, как гласит легенда, Керик и получил жезл глашатаев. В свою очередь, роду Кериков жезл обязан своим греческим названием — керикион (греч. κηρύκειον).

Хотя, мимоходом, можно также обратить внимание на подозрительное созвучие слова κηρύκειον с одной стороны, со словом κήρ («смерть, гибель»), а с другой стороны со словом κῆρ (κέαρ, «душа»). Сочетание, например, слова κῆρ с ἷξις («прохождение») или ἵκω («овладевать») дает интересное наполнение: κῆρ + ἷξις — «прохождение души»; κῆρ + ἵκω — «овладевать душой». Подобную семантику (и возможную этимологию) мы рассмотрели выше для слова кадуцей.

Если же возвращаться к мифологическому происхождению жезла, нужно отметить, что изначально это был пастуший посох (σκῆπτρον). Гермес выменял его у Аполлона, взамен подарив тому лиру из черепахового панциря (χέλυς). Посох имел свойство прекращать споры и мирить врагов. Когда Гермес поместил его между двумя борющимися змеями, те тотчас перестали кусаться и немедленно обвили его в мире между собой. Этот миф объясняет наличие кадуцея в руках посланников как знак мира и защиты, он является их главным атрибутом, и ручательством их неприкосновенности.

Римляне Гермеса отождествляли со своим Меркурием, хотя имя Mercurius, вероятно, заимствовано римлянами из греческого языка (Μερκούριους), и изначально обозначало подростковый, юношеский возраст божества.

μεῖραξ (-ᾰκος) ὁ отрок, юноша, подросток, но преимущ. ἡ девочка (лет 14-15) Arph., Luc.
κορος, эп.-ион. κοῦρος, дор. κῶρος
1) ребенок, младенец; 2) мальчик, юноша, молодой человек; 3) сын;
κουρήϊος — юношеский.

Первая часть слова Μερκούριους (μεῖραξ) указывает на подростковый возраст, вторая (κοῦρος) — на пол подростка. Дополнительно созвучия со словом μέρος (и производными от него) повлияли на специализацию бога-подростка. Значения корня μερ- («часть», «доля») предполагают аллюзию на предмет торговых дел, а также дел незаконного характера («воровская доля»).

μέρος (-εος) τό часть, доля;
μερίς ἡ 1) пай, доля, участие; 2) сторона; 3) слой, круг, класс; 4) политическая группа, партия; 5) поддержка, помощь;
μέρμερος — ловкий, хитрый; ex.: μέρμερον χρῆμα Plut. — хитрая тварь (о лисе).

Созвучие слова κουρήϊος (юный) со словом κύριος (повелитель, попечитель), в итоге закрепило и окончательно оформило функционал Меркурия как «покровителя торговцев». То же значение имя Меркурий имеет и в латинском прочтении («охраняющий товар»).

merx (арх. mers), mercis f товар (merces mutare V вести меновую торговлю);
curo, -avi, -atum, -are [cura] заботиться, иметь попечение, печься, интересоваться, не оставлять без внимания.

Официально Меркурий был принят в число италийских богов в конце V в. до н.э., после трехлетнего голода, когда, одновременно с введением культа Меркурия, были введены культы Сатурна, подателя хлеба, и Цереры. Храм в честь Меркурия был освящен в майские иды 495г. до н.э.; тогда же был упорядочен хлебный вопрос (annona) и учреждено сословие купцов, именовавшихся mercatores или mercuriales.

«В майские иды купцы приносили Меркурию и матери его Мае жертвы, стараясь умилостивить божество хитрости и обмана, которыми сопровождалась всякая торговая сделка. Недалеко от Капенских ворот (Porta Capena) был источник, посвященный богу, откуда купцы в этот день черпали воду, погружали в нее лавровую ветвь и кропили себе голову и товары, с соответствующими молитвами, как бы смывая с себя и товаров вину содеянного обмана».

Таким образом, созвучие, наделившее Гермеса (выступающего под именем Меркурий) новыми смыслами, дало импульс к развитию его образа в совершенно ином направлении (по сравнению сКадуцей (225x237, 18Kb) изначальным). Теперь Меркурий стал позиционироваться в роли покровителя путешествующим купцам и прочим торговым людям, а также ворам и мошенникам. После такой метаморфозы кадуцей в руках Меркурия потерял всякий смысл и являлся лишь отличительным атрибутом божества.

Сходные с кадуцеем символы были распространены и у других древних народов. В месопотамской традиции сплетенные змеи считались воплощением бога-целителя (возможно, отсюда происходит библейский образ медного змия, исцеляющего змеиные укусы). Две змеи были символом плодородия в малоазийской традиции.

Помимо Гермеса, кадуцей является атрибутом египетского Анубиса, от которого, судя по всему, и был заимствован, после отождествления этих Гермес (240x314, 29Kb)богов в единое синкретическое божество с говорящим именем Германубис (Ἑρμανοῦβις). Также его изображение встречается в руках финикийского Ваала и иногда у Изиды и Иштар. Кадуцей может иметь форму шара, увенчанного рогами, — это финикийский солярный символ.Gugo_Grociya_1600 (240x337, 29Kb)

В средневековых астрономических атласах, кадуцей нередко находится в руках зодиакальной Девы. Впрочем, это очевидно объясняется тем, что управителем Девы является Меркурий.

Кадуцей схож с другим жезлом — посохом бога медицины и врачевания Асклепия (Ἀσκληπιός, «вскрывающий»). Но жезл Асклепия изображался с одной змеей, в отличие от жезла Гермеса и римского Меркурия (Virga horrida, лат. «ужасный жезл»), сопровождающих души умерших в царство Аида.

Посох Асклепия — распространенный медицинский символ. По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шел, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея и Асклепий убил ее. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью стал воскрешать мертвых. Здесь возникает законный вопрос: если умершая змея была оживлена, то почему жезл обвивает только одна змея? И которая это змея из двух, та что воскресла или та, что ее оживила?

Кадуцей отчасти перекликается и с жезлом Диониса — тирсом (др.-греч. θύρσος). Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество критского, либо восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно (конец второго тысячелетия до н.э.), и с большим трудом кд (248x174, 13Kb)утвердившееся там. В Риме Дионис почитался под именем Вакха. Вакх изображался юношей, с венком из листьев и гроздей винограда на голове, с жезлом, увитым плющом, виноградными листьями и увенчанным шишкой пинии или сосновой шишкой (θύρσος κωνοφόρος), которая называлась еще «сердцем Вакха». Иногда тирс украшали, связанными в узел, лентами.

С другой стороны, известны изображения Диониса, на которых его голову украшает змеиная корона. Манипулирование змеями составляло часть ритуалов в честь Бахуса, и таким образом змеи стали атрибутом его свиты — сатиров. Побеги плюща и змеи не были символамиКадуцей (333x386, 18Kb) взаимозаменяемыми, однако общие корни тирса и кадуцея очевидны. Опять же, Плутарх упоминает тирс, увитый змеями (ὄφεις περιελιττόμενοι τοῖς θύρσοις Plut.). Равно как и изображение кадуцея, увенчанного шишкой и обвитого двумя змеями, — явление весьма распространенное. Валерий Флакк, в описании вакхических мистерий, упоминает змеиную траву офиану (от ὄφις — змея), обвивающую тирс:

«Вакх погружает в пенистый сок, увитый плющом и змеиной травой офианой, тирс».

Впрочем, символизм змей актуален там, где змеи имеют повсеместное распространение. Например в Египте, особенно в болотистой дельте Нила. В Греции же символизм обвивающих жезл змей, легко мог быть ретранслирован на растения, которые, подобно змеям, поднимаются вверх, обвивая деревья.

«Эта [бассарида] змею на дуб забрасывает, и вкруг древа
Аспид чешуйчатый вьется вдруг плющом густолистным,
Гибким стеблем прильнувши к коре ствола векового,
Сим плющом, что как змеи кольцами вьется и гнется!»

(Нонн. Деяния Диониса XLV, 306)

Змеиные атрибуты иногда связывают с зимней ипостасью Диониса. В орфическом воззрении, основанном на древнейшем слиянии териоморфических культов, между змеей и быком устанавливается Тирс (287x424, 41Kb)мистическая связь: бык — солнечная, змей — хтоническая ипостась Диониса. Дионис выступает как бык в мире живых и как змей — в подземном царстве. Или, проще говоря, бык — летняя ипостась Диониса, змей — зимняя. Отсюда, в молениях к Дионису было выражение: «бык породил змею и змея породила быка».

В более поздней италийской традиции, Дионису (Бахусу) отводится только четверть года, когда времена года стали символизироваться четырьмя божествами — Венерой, Церерой, Бахусом и Бореем. В этой традиции Дионис олицетворял осеннее солнце, управляя зодиакальными Весами, Скорпионом и Стрельцом.

Жезл тирс ассоциируется преимущественно с Дионисом (Вакхом), но иногда встречается также в Египте и в Малой Азии. Плющ, обвивающий тирс, также воплощал жизненную силу растений и был атрибутом воскресающих богов. В греческой мифологии плющ посвящен Дионису, который коронован плющом, а его чаша является «чашей плюща». Его тирс обвит плющом, а одной из его эмблем является столб, обросший плющом. С плющом связаны многочисленные эпитеты Диониса: κισσοχαίτης, κισσοκόμης — «с локонами вьющимися, как плющ» или «с увитыми плющом волосами», κισσοφόρος — «плющеносный». В афинском деме Ахарны (Ἀχαρναί) почитался Дионис-Плющ (Κισσός). А в Мегаре почитался Дионис «Густолиственный».

«Они (жители Ахарны) называют Афину «Конной» и Диониса «Поющим»; того же бога они называют «Плющом» (Κισσός), говоря, что тут впервые появился плющ как растение».
(Павсаний. Описание Эллады. Аттика, XXXI:3)

«Полиэд построил храм Дионису и воздвиг деревянное изображение, которое в мое время все было закрыто [одеждой], кроме лица; оно одно только и было видно. Рядом с ним стоит Сатир, творение Праксителя, из паросского мрамора. Это изображение Диониса они называют «Отеческим» (Πατρός); другого же Диониса, которого они называют «Густолиственным» (Дасилием, Δασυλλίος), по их рассказам, посвятил Эвхенор, сын Койрана, внук Полиэда.»
(Павсаний. Описание Эллады. Аттика, XLIII:5)

У египтян плющ — растение Осириса. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» пишет: «эллины посвящают Дионису плющ, а у египтян, по слухам, он называется хеносирис (χενόσιρις), и это имя, как говорят,Clip (300x456, 44Kb) означает "побег Осириса"». В семитской мифологии плющ посвящен фригийскому Аттису и означает бессмертие.

Одним из объяснений наличия шишки в виде навершия на тирсе служит то, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу (κωνῖτις πίσσα) — считалось, что этот коктейль усиливает сексуальные ощущения. Впрочем, сосновая шишка (κῶνος) вообще считалась символом жизни и плодовитости, и являлась также атрибутом и эмблемой Сабазия, Астарты в Вавилоне и Артемиды в Памфилии, а также Митры. Сосна (πεύκη; иногда ель, ἐλάτη) считалась также деревом Зевса (в римской мифологии Юпитера), Кибелы и Аттиса Фригийского. Когда в Египте развился культ Сераписа, сосна стала и его эмблемой.

Этимология слова «тирс» (θύρσος, θύρσα) неясна. Диодор Сицилийский («Историческая библиотека»), повествуя об индийском походе Диониса, отмечает, что за ним следовала толпа менад, которые были вооружены копьями, имевшими вид тирсов. Вячеслав Иванов также отмечает фактическое тождество между копьем и тирсом:

«Охотничье копье, увитое плющом или хвоей, есть тирс. <…> это священное орудие, оружие и как-бы чудотворная хоругвь вакхов, этот жезл ветвь-копье-светоч, сообщающий тирсоносцу Дионисово вдохновение и силу неодолимую»… (Вячеслав Иванов «Дионис и прадионисийство»)

В этом плане, слову тирс имеется прекрасное созвучие:

θήρατρον τό орудие охоты Xen., Plut.;
θήρα, ион. θήρη ἡ охота, звероловство;
θήρης охотник; ex.: θῆρες ξιφήρεις Eur. — вооруженные мечами (Ὀρέστης καὴ Πυλάδης).
___________________________
η (τὸ ἦτα) «эта», 7-я буква др.-греч. алфавита, с середины II в. н.э. стала произноситься как [ί], соответственно новое название буквы — «ита».

Можно также рассмотреть некоторое созвучие со словом θύρα («дверь», т.е. граница между внутренним и внешним).

θύρα ион. θύρη ἡ (дор. acc. pl. θύρᾰς, эол. acc. pl. θύραις) — дверь, вход;
θῠρωρός эп. θῠραωρός (θῠρα-ωρός) ὁ и ἡ — привратник, страж [дословно, охраняющий врата].

Дионис не был, как Гермес, проводником (ἡγεμόνιος) душ в Аид, но эта функция жезла (помогающего пересекать границы миров) могла быть и утрачена в процессе самостоятельного развития тирса.

Здесь уместно вспомнить эпитет Диониса «Меланайгис» (Μελάναιγις, «носящий черную эгиду [козью шкуру]») — эпитет темного Диониса, связанного с духами мертвых. Согласно мифу, рожденному в Элевтерах (Ἐλευθεραί, горная деревушка на границе Аттики и Беотии), культ Диониса Меланайгиса был основан дочерьми Элевтера.

«Дочери Элевтера, увидев призрак Диониса в черной козьей шкуре (φάσμα τοῦ Διονύσου ἔχον μελάνην αἰγίδα), отнеслись к нему с презрением; тогда разгневанный бог наслал на них безумие. После этого Элевтер получил оракул, согласно которому для исцеления от безумия нужно было почитать Диониса Меланайгиса (Μελαναιγίδος Διόνυσος)». (Suidae Lexicon. S.v.)

Еще больше конкретики несет в себе эпитет Хтоний (χθόνιος, подземный), который носил не только Гермес, но и Дионис. Причем, «Хтоний» — эпитет весьма древний, видимо, доставшийся Дионису по наследству от более ранних («прадионисийских») культов, в силу его отождествления с Аидом, Зевсом Хтонием и рядом других менее значимых локальных богов. В.И. Иванов, опираясь на орфическую традицию, недвусмысленно повествует о Дионисе Загрее, как о «владыке отшедших»:

«Орфический синтез жизни и смерти как другой жизни, связанной с первой возвратом душ на лицо земли (палингенесией), укрепляя соответствующее представление о Дионисе, как о вожде по пути вниз и по пути вверх, естественно пользуется Загреем как готовым в народном сознании оргиастическим аспектом Диониса подземного, но дает ему своеобразное оптимистическое и эвфемистическое истолкование: «Неправо люди, в неведении о дарах смерти, мнят, что лют Загрей: это — владыка отшедших, Дионис отрадный. Под страшным ликом того, кто увлекает души в подземный мрак, таится лик благостный; тот, кого боятся, как смертоносного губителя, сам — страдающий бог».»
(Вячеслав Иванов «Дионис и прадионисийство»)

Не исключено также, что слово тирс (θύρσος) этимологически связано с торжественной процессией в честь Диониса — θίασος («тиас»).

θίασος — торжественное шествие в честь божества, преимущ. Вакха;
θιασάρχης (θιᾰσ-άρχης) — тиасарх, предводитель вакхической толпы Luc.

Возвращаясь к хтонической этимологии тирса, можно вспомнить другое его название — нартек (νάρθηξ).

νάρθηξ
1) бот. нартек, ферула (Ferula communis L., растение из семейства зонтичных, сердцевина которого медленно тлеет, т.е. долго хранит огонь; отсюда миф о том, что похищенную у Зевса искру Прометей принес людям в стебле нартека) Hes., Aesch., etc.
2) культ. нартековый жезл (вакхантов); ex.: νάρθηκες ἱεροί Eur.; ναρθεκοφόροι «нартеконосцы»;
3) нартековый прут, палка, дубинка Xen.

«Спутники Диониса на таких шествиях несли его атрибут — тирс из стебля ферулы (скипетр, украшенный плющом и виноградными листьями, увенчанный шишкой пинии) как символ мужского созидающего начала, вдохновения и ораторского искусства».
(Л.Г. Бязров)
«Другие же думают, что поговорка велит забывать, что говорят и как ведут себя твои сотоварищи за винной чашей: потому-то отеческие заветы и посвящают Дионису забвение и ферулу».
(Застольные беседы. Плутарх)

Так вот, в связи с выше предложенным предположением об изначальной хтонической этимологии тирса, можно рассмотреть ту же этимологию и для нартека:

νέρτεροςподземный, ex.: οἱ νέρτεροι θεοί Soph. боги подземного царства;
νερτεροδρόμος (νερτερο-δρόμος) ὁ гонец из подземного царства Luc.
νάρκηоцепенение, онемение или паралич Plat., Arst., Plut.

«наркисс (νάρκισσος, нарцисс) притупляет нервы и вызывает тяжелое оцепенение (νάρκη); поэтому Софокл назвал его «древним увенчанием великих богов», то есть богов подземных (νέρτεροι)».
(Застольные беседы. Плутарх)

Кроме того слово νάρκα (νάρκη, оцепенение) заставляет вернуться к цитате из Плутарха о том, что «Дионису посвящают забвение и ферулу». Если это сопоставить с тем, что Гермес своим жезлом «смыкает глаза людей и погружает их в сон», то и здесь между жезлами Гермеса и Диониса возникает любопытное пересечение.

…«ошибочно называли древние Диониса сыном Забвения (Λήθη) — скорее он отец забвения (Λύσιος)».² (Плутарх «Застольные беседы»)
___________________________
[2] Обыгрывается созвучие двух слов.
Λήθη (Лета, богиня забвения) и Мнея (Μνεία, память) играли роль в Дионисийских мистериях в Эфесе. (Ancient Greek Inscriptions in the British Museum. Oxford, 1874-1916. V. III, 600)
λήθη, дор. λάθᾱ (λᾱ) ἡ забывание, забвение; ex.: λήθην τινὸς ποιεῖσθαι Her. — давать забвение;
Λύσιοςотгоняющий заботы, дающий забвение, эпитет Диониса. Plut.;
λύσις — освобождение, избавление.

И все же рассмотрим «классический» кадуцей, увитый двумя змеями. В том или ином виде кадуцей Кадуцей (400x479, 63Kb)присутствовал у митраистов и орфеистов,Кадуцей (206x352, 15Kb) и герметиков, позднее, алхимиков. Но где корни этого символа?

Кадуцей можно встретить в виде двух змей, обвившихся вокруг жезла, на египетских монументах. Считается, что этот символ греческие поэты и мифотворцы заимствовали у египтян, а у греков кадуцей, в свою очередь, якобы переняли римляне.

Любопытно, что греки уже в первых веках нашей эры (а позднее и римляне), в качестве символа и атрибута Гермеса, наряду сkd_l (140x258, 18Kb) керикионом, часто изображали петуха. Впрочем, петух, как известно, великий предвестник утра и Солнца, т.е. тот же глашатай (κήρυκες).

В оккультизме петух считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки».

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 года золотой петух появился на гербе французских врачей.

Использование кадуцея, в эпоху Возрождения, в качестве общемедицинской эмблемы списывают на смешение символики жезла Гермеса и посоха Асклепия. Но скорее всего, корни такого использования кадуцея надо искать в истории развития алхимии.

На ранней стадии алхимии Гермес был ее покровителем. Алхимики на сосудах с препаратами обычно ставили печать с изображением Гермеса, отсюда термин «герметичность». Под влиянием греческих ученых, и главным образом Аристотеля, алхимия на Востоке развилась в систему примерно к III веку, затем она, значительно обогащенная, распространилась из арабского мира через Испанию по всей Европе. Согласно мнению врача и ботаника Альберта Великого (XIII в.), телесное исцеление с помощью медицинских средств являлось «очищением». Он сравнивал этот процесс с очисткой простых металлов, которые алхимики пытались превратить в драгоценные.kd_m (565x567, 47Kb)

В XVI-XVIII века химия, фармация и медицина были очень тесно связаны, поэтому атрибут Гермеса кадуцей мог стать медико-фармацевтической эмблемой. В античном же мире посох Асклепия и жезл Гермеса несли в себе совершенно разный смысл, и только в XVI веке стали общемедицинскими символами.

Канадский историк медицины Ф.Гаррисон указывает, что впервые использовал kd_n (181x351, 20Kb)кадуцей как медицинский символ Иоганн Фробен, один из крупнейших издателей книг по медицине в XVI веке, в Германии. В качестве своего издательского знака он в 1516г. взял руку, державшую жезл, увенчанный голубем и обвитый двумя змеями.

Одним из первых использовал жезл Гермеса в качестве медицинской эмблемы личный врач короля Англии Генриха VIII сэр Уильям Баттс в 1520г. В 1556г. в Англии, использовать кадуцей, в качестве медицинской эмблемы, предложил президент Королевской коллегии врачей Лондона Д.Кайз, который ввел серебряный жезл президента, увенчанный этой эмблемой.

В XVII-XVIII веках многие врачи брали в качестве медицинской эмблемы кадуцей в той или иной модификации. С 60-х годов XIX века жезл Гермеса стал официальной эмблемой службы общественного здравоохранения США. Используется он как символ медицины и в некоторых других странах. Например, в 1970г. исполнилось 100 лет со дня основания медицинской школы Цейлона, гербом которой с самого начала является жезл Гермеса.

Впрочем жезл, как медицинский символ, — это достаточно позднее поветрие. С ранних времен жезл (или посох) являлся в первую очередь эмблемой власти и одним из знаков царского достоинства. Кадуцей (370x229, 30Kb)Он венчается несколькими характерными способами: скипетр римского консула — орлом; английских королей — шаром и крестом, или голубем; французских королей — геральдической лилией (fleur-de-lys).

Типологически предшественниками скипетра были пастуший посох и ритуальные дубины (булавы), символы плодородия, созидательных сил и власти. Античные греки, римляне и германцы в своих обрядах и на церемониях пользовались короткими жезлами-скипетрами, властители же династии Каролингов ввели в обиход длинные скипетры. Пастушеский посох (изогнутый на верхнем конце крюком) — атрибут множества богов (например, всех Добрых Пастырей) и святых, постепенно трансформировался в пастырский (например, епископский) посох. В Египте жезл Хекет (ḥḳt, «крюк») и кнут (nḫḫw) — «посох волопаса» и «бич пастуха» — олицетворяли верховную власть и владычество.

Также в Египте был весьма распространен удлиненный скипетр Уас (wȝs), раздвоенный внизу и с навершием в виде головы священного животного Сета. Уас являлся символом не только могущества, но заключал в себе целебные силы. В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья. До Среднего царства, умершему давали с собой в могилу деревянный скипетр Уас, чтобы тот мог применять его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух скипетров Уас, которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо».

Другой тип удлиненного скипетра — Уадж (wȝḏ) — имел вид жезла в виде стебля папируса и символизировал вечную молодость. Жезлы богов выставлялись на всех торжествах и их несли воkd_q (316x332, 38Kb) время процессий. Во время военных походов царей, взятый с собой жезл Амона должен обеспечить его владельцу защиту бога. Скипетр Уас означал неумолимый (и неукротимый) божественный гнев, уничтожающий врагов Египта, символ могущества фараонов. Один из эпитетов Гора — это «господин жезла, прокладывающий себе путь». Из Нового царства известны многие изображения, на которых жрецы и фараоны держат в своих руках жезлы богов. Таким образом, скипетры-жезлы являются не только атрибутами, но и свидетельствами их божественной власти.

В Древнем Египте, Фараоны считали источником своей царской власти и непобедимости в войнах покровительство богинь-защитниц Нижнего и Верхнего Египта — Уаджит (Уто) и кд (373x147, 30Kb)Нехбет (Нехебт), соответственно. Уаджит изображалась в виде кобры (иногда, обвивающей папирусный стебель), хотя более распространенный символ Уаджит — это налобный урей. Нехбет, в египетской мифологии — богиня хранительница царского рода; образ Нехбет — коршун — восходит кkd_s (326x400, 38Kb) древнейшему символу неба — распростертые крылья. Иногда коршуна заменяют второй змеей. Два змея (урея), обвивающие солнечный диск, в таком случае изображают Нехбет и Уто, как символ объединения Верхнего (tȝ-šmˁw, «Земля лилии») и Нижнего Египта (tȝ-mḥw, «Земля папируса») в единое государство.

«При V династии солнце изображается не только с двумя крыльями, но и с двумя уреями, как бы соскальзывающими с диска. (…) при XII династии солнечные уреи получают венцы Обеих Земель [Верхнего и Нижнего Египта]. (…) Неудивительно поэтому, что при Тхутмосе I знак солнца с двумя уреями используется как идеограмма для написания титула фараонов: nj-swt-bjt «царь Верхнего и Нижнего Египта». Крылья, правда, в этом случае не изображаются, но они и не нужны. Необходимая двойственность отражена уреями». («Два царя — два солнца» О.Д. Берлев)

В «Памятнике мемфисской теологии», когда описывается передача Хору власти над обеими землями Египта, повествуется следующее:

«Тогда обвились вокруг чела его две владычицы. Он — Хор, тот, кто является как царь Верхнего и Нижнего Египта, тот, кто объединил Обе земли в номе [Белая] Стена (т.е. в Мемфисе), месте, где Обе земли были объединены».

На левой картинке можно видеть богинь Уто и Нехбет, держащих жезлы уадж (wȝḏ, папирус), обвитые змеями в коронах Верхнего и Нижнего Египта. На правой картинке оба этих жезла находятся в руке бога Тота.
Уто & Нехбет (500x312, 57Kb)kd_u (525x426, 50Kb)
Таким образом, резонно предположить, что в более поздний (греко-римский) период оба жезла богинь, Kom el Shoqafa (320x180, 12Kb)увитые змеями, были совмещены в один, который обвивали две змеи, олицетворяющие Уто и Нехбет. Что, судя по всему, и было сделано. Тем более, что в характеристике обеих богинь не было никаких противоречий, поKom el Shoqafa (332x648, 36Kb) сути, они идентичны. И Уаджит, и Нехбет являются покровительницами власти фараона, обе несут в себе охранительную функцию, обе являются дочерьми бога Ра и носят титул «Око Ра».

В начале XX века, близ Александрии были обнаружены катакомбы Ком Аль-Шукафа (Kom el Shoqafa), датируемые I-II веком н.э. В этом трехъярусном некрополе расположены гробницы египетской аристократии. Вся настенная резьба и украшение саркофагов оформлены в смешанном стиле, который включает в себя элементы египетской и греко-римской традиций. Погребальный зал расположен на втором уровне Ком эль Шукафы. Вход в зал традиционно украшают змеи в двойной египетской короне, держащие одновременно и кадуцей, и жезл тирс. Что-то мне подсказывает, что это все те же богини охранительницы Уаджит и Нехбет, но уже с жезлами, kd_x (203x364, 18Kb)соответствующими традиции нового времени. Над головами змей размещен дополнительный охранный символ — эгида (щит с головой Горгоны).

В V-IV веках до н.э. в древнем Риме и Центральной Италии в качестве денег использовалсяClip (478x495, 74Kb) литой кусок бронзы определенного качества и веса, обозначенный штампом, который назывался Aes signatum («имеющий знак»). На одной из таких монет изображен интересный симбиоз кадуцея и тирса. Он имеет вид жезла с двумя змеями, как кадуцей, но при этом его украшают длинные развивающиеся ленты, связанные в узел в виде банта.

Еще один египетский символ, который можно рассмотреть как предтечу жезла Тирс, это Узел Изиды. Он широко использовался как амулет, и представляет из себя несколько видоизмененный Анкх, у которого вместо перекладины — петли банта, опущенные вниз. Узел Изиды, означает бессмертие, чтоkd_z (356x483, 36Kb) прекрасно коррелирует со значением Анкха, символа вечной жизни. Верхняя петля Узла Изиды (которая, по одной из версий, является символом солнца) могла впоследствии трансформироваться в навершие Тирса, украшенное лентами, связанными в виде банта.

Однако существует и еще один интересный символ в виде банта-узла. Примером чему может служить алебастровая ваза из гробницы Тутанхамона, выставленная в Каирском музее. Петли узла, на этом экспонате, сплетены из символов Верхнего и Нижнего Египта — лотоса и папируса. Сверху на петлях находятся уреи в коронах Верхнего и Нижнего Египта — богини Нехбет и Уто. По краям — две фигуры Хапи, крепко стягивающие узел.

Лигатура в виде связки стеблей лотоса и папируса «Сема-Тауи» (егип. smȝ-tȝwy) означает «объединение двух земель» (Верхнего и Нижнего Египта), часто служит украшением трона Осириса, изображалась на боковых стенках трона египетских фараонов. Таким образом, символ Сема-Тауи также вполне мог повлиять на эволюцию Тирса.


ЧАША УВИТАЯ ЗМЕЕЙ

И напоследок, в развитие темы Уаджит и Нехбет можно вспомнить еще один интересный символ, не только доживший до наших дней, но и применяемый сегодня как символ здравоохранения. Это змея, обвивающая чашу.

kd_za (149x45, 2Kb)Иероглиф nb («neb») используется в значении «господин», либо в женской форме nbt — «госпожа».

kd_zb (149x45, 2Kb)Похожий иероглиф, обозначающий каменный плоский сосуд (šs, «shes» или ḥb, «heb»), иногда взаимозаменяемо использовался с иероглифом корзины. Иероглиф алебастровой чаши (ḥb) отличается от иероглифа корзины (nbt) наличием ромба посредине.kd_zd (526x417, 57Kb)

Значение nbt («госпожа») фигурирует в изображениях коршуна (богиня Нехбет) и урея (Уаджит), символизирующих Верхний и Нижний Египет. При этом богини располагаются стоящими над иероглифом nb. С другой стороны, нужно заметить, что слово nbt («nebet») — «госпожа», в египетском языке, имело омоним (nbt) в значении «корзина». Поэтому, нередко можно встретить изображение Нехбет и Уто, стоящими на хорошо рельефно прорисованной корзине, что позволяло опускать женское окончание (-t), потому как в слове «корзина» (nbt) женское окончание уже подразумевается. Со временем, видимо, эта форма изображения богинь на рельефах вошла в обиход, и корзины перестали прорисовываться, т.е. стали более походить на чашу. Очевидно, такой популярный символ как изображение кобры над иероглифом nbt, в значении «госпожа Уаджит», в греческий период не мог не найти своего развития и переиначивания на свой лад вездесущими греками. Преображение Уто, богини охранительницы Нижнего Египта, происходило поэтапно и было растянуто во времени. Древнегреческиеkd_zf (443x591, 133Kb) усилия в этом начинании были продолжены в Средние века и закреплены в Новейшей истории. Окончательным kd_ze (137x137, 3Kb)же результатом сей метаморфозы является медицинский символ «змея, обвивающая чашу». Попробуем восстановить процесс этого перевоплощения.

Греки отождествляли Уаджит с Афродитой. Атрибутом Афродиты являлась золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость. Интересное развитие сюжета. Интереса здесь добавляет и то, что имя Афродиты является производным от Уаджит. Этимология имени подробно изложена в статье Афродита.

Однако следует заметить, что медицинскую эмблему связывают не с Афродитой, а с совершенно другой богиней — дочерью Асклепия — Гигиеей. Но нас это не должно смущать.

«Важнейшей фигурой среди божественных детей Асклепия является егоkd_zg (296x540, 31Kb) старшая дочь Гигиея — богиня здоровья. Место зарождения культа Гигиеи считают Титанис (около Сикиона), затем Пелопоннес, где она всегда была богиней-попечительницей здоровья людей. В Афинах она олицетворяла чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим вместе с культом бога Асклепия (Эскулапа).

Основные атрибуты Гигиеи — чаша и змея — первоначально изображались отдельно, затем они были соединены; так появилась одна из наиболее широко распространенных общемедицинских эмблем. К сожалению, значение символа чаши, в отличие от других атрибутов богов исцеления, пока еще изучено недостаточно.»

Греческое написание имени Гигиея — Ὑγιεία (первая буква в имени — ипсилон — читается с придыханием — «Хигиея»). Однако, нужно заметить, что буква ипсилон (Υυ) имеет не однозначное прочтение, в зависимости от обстоятельств, читается и как [i], и как [u].³ При обычном переходе согласной γ («г») в «дж», имя Ὑγιεία с легкостью превращается в Уджиею, что мало чем отличается от Уаджит. Это лишний раз показывает заимствование греками египетской богини, только у греков Уаджит разбивается на две ипостаси: богиня любви Афродита и богиня здоровья Гигиея. И, заметим, более древний символ Уаджит — змея (связанная с Гигиеей) — возобладал.
___________________________
[3] Буква ипсилон () в древнегреческом языке классической эпохи (V-IV вв. до н.э.) обозначала как долгий, так и краткий гласный звук — огубленное [ί]. Подобный звук есть в современном немецком языке и обозначается латинской буквой u с умлаутом — ü. В русском языке огубленного [ί] нет, и в практике преподавания древнегреческого языка в русскоязычной аудитории букву ипсилон читают примерно так, как читают по-русски букву ю кириллицы.
λύρα [лю́ра] — лира;
В аттическом диалекте древнегреческого языка буква ипсилон в начале слова всегда сопровождается густым придыханием.kd_zh (328x325, 24Kb)
ὕμνος [хю́мнос] — гимн, песня.


Справедливости ради, нужно отметить, что Нехбет в наши дни тоже не забыта. И иногда встречаются варианты, когда Нехбет, в образе змеи обвивает чашу вместе с Уаджит, как, например, на знаке различия Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

Нарукавный знак — тканевая нашивка в форме круга темно-синего цвета с кантом красного цвета. В центре знака — изображение малой эмблемы (серебряная чаша Гиппократа с серебряным вензелевым изображением имени Павла I, обвитая двумя серебряными змеями, и серебряный факел за ней) на фоне красного прямого равноконечного креста, обрамленногоkd_zi (536x700, 69Kb) лентами орденов Ленина и Красного Знамени. Под эмблемой — два перекрещенных меча серебристого цвета.
Этот знак продолжает традицию военно-медицинской символики царской России. В России эмблема, под названием «Гиппократова чаша», стала основным медицинским символом в XVIII в. На знаке изображался герб Российской империи — двуглавый орел в короне со скипетром и державой. Герб обвит дубовой и лавровой ветвями. Под ним внизу на месте переплетения ветвей расположены позолоченные чаша и, спускающиеся к ней по веткам, kd_zj (271x241, 22Kb)две змеи.

«Борьба съ чумою» — еще один интересный знак для должностных лиц за борьбу с чумой, темно-бронзовыйkd_zk (475x592, 19Kb) для санитаров и нижних чинов и посеребренный для врачей. Утвержден 21 июня 1897г. В народе прослыл «медицинским Георгием», ибо награждались им люди, реально рисковавшие жизнью.

Герб поселка Вольгинский Владимирской области. На нем лазоревая чаша увита двумя золотыми змеями. Поселение при этом достаточно молодое: оно было организовано в 1973 году неподалеку от Покровского завода биопрепаратов для производства средств защиты сельскохозяйственных животных от болезней.

Именно фармацевтический профиль Покровского завода и подчеркивается в гербе поселения. А синий цвет чаши указывает на ветеринарную направленность научных изысканий и производства препаратов.


_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
vissarion 26-07-2014-14:17 удалить
_______________________________

«Хор, торжествующее лунное око, победившее Сетха, таким образом, защищен и вооружен двумя огненными змеями-богинями, союз которых отражен в переплетении геральдических растений Верхнего и Нижнего Египта — лилии и папируса, растущих у «двойных врат» дома Птаха в Мемфисе.»
(Солкин В.В. Мемфис: ступени к спасению)

1. Из отчета Шампольона, том 4.Clip (205x217, 14Kb)
Фрагмент прорисовки из храма в Дендере.

Уаджит в красной короне дешрет (dšrt) Нижнего Египта и Нехбет в короне Верхнего Египта хеджет (ḥḏt), с посохами, увитыми змеями в соответствующих коронах.

Clip (287x423, 18Kb)





2. Уаджит и Нехбет, в виде уреев, охраняющие божество в образе кобры.

_______________________


Clip (460x614, 79Kb)








3. На фронтоне заупокойной стелы из Александрии (II-III вв. н.э.) с крылатого солнечного диска свисают уреи (Нехбет и Уаджит) в коронах Верхнего и Нижнего Египта. Они же, продублированные за спиной Нефтиды и Исиды, обвивают скипетр-папирус уадж.

_______________________

k_tsun2 (424x700, 68Kb)
4. Сети I (1290-1279 до н.э.) принимает от богини Мут два скипетра-папируса уадж, увитые уреями Нехбет (в короне хеджет) и Уаджит (в короне дешрет). Сцена из внутреннего зала гипостиля (восточная стена) в храме Амона-Ра, в Фивах (греч. Διόσπολις μεγάλη).

___________________________________

k_un12 (700x535, 80Kb) k_un13 (572x576, 56Kb)
5. В руках принцессы, в образе богини Мут два скипетра-папируса уадж, увитые уреями Уаджит и Нехбет, соответственно, в красной и белой коронах. Фрагмент и прорисовка сцены поклонения Осирису из Дома Вечности Парахерунемефа, сына Рамзеса III. Фивы.


_______________________________
vissarion 23-08-2014-23:12 удалить
_______________________________
Clip (400x211, 21Kb)
Кизик, Мизия. Статер (EL 16.02g), ок. 460-400 до н.э.
Av: Гермес с амфорой и кадуцеем, ниже тунец;
Rv: квадратное поле разделенное на четыре части.

_______________________________
Clip (400x202, 24Kb)
Феней (Φενεός), Аркадия. Диобол (AR 1.87g), V в. до н.э.
Av: Гермес, в петасе и крылатых сандалиях, несет в левой руке овна, в правой – кадуцей;
Rv: кадуцей; IΔ

_______________________________
Clip (393x194, 24Kb)
Кария. Статер (AR 11.70g), ок. 480-460 до н.э.
Av: крылатый Гермес, справа кадуцей;
Rv: в квадратном поле лев с повёрнутой назад головой, выше кадуцей.

_______________________________
Clip (400x194, 25Kb)
Галлиен (260-268). Тир, Финикия. Æ 30mm (14.20g).
Av: бюст Галлиена в лучевой короне; IMP C P LIC GALLIENVS AVG (Imperator Caesar Publius Licinius Gallienus Augustus).
Rv: Тот-Гермес с папирусом в правой руке и кадуцеем в левой, слева – звезда и ибис, справа – пальма; COL TYRO MET (Colonia Tyrus Metropolis).

_______________________________
Clip (400x195, 22Kb)
Траян (98-117). Гермополь Магна, Египет. Драхма, 109/10 г.
Av: голова Траяна в лавровом венке; AYT TPAIAN CЄB ГЄPM ΔAKIK
Rv: Тот-Гермес в короне хену, с кадуцеем в левой руке; ЄPMOПOΛITHC / L IГ (Year 13).

_______________________________
Clip (394x198, 21Kb)
Коммод (Marcus Aurelius Commodus Antoninus Augustus, 180-192). Александрия, Египет.
Тетрадрахма (BI 24mm, 12.87g), 187/8г.
Av: голова Коммода в лавровом венке; M A KOM ANTW CEB EYCEB
Rv: Гермес с калафом на голове, в правой руке – кадуцей, в левой – пальмовая ветвь, у ног – собака; L KH (Year 28).

_______________________________
Clip (486x241, 31Kb)
Гай Мамилий Лиметан (Gaius Mamilius Limetanus). Рим.
Денарий серрат (AR 19mm, 3.87g), 82 до н.э.
Av: бюст Меркурия в крылатом петасе, за спиной – кадуцей;
Rv: Уллис (предок Мамилии, основательницы фамилии) с посохом, справа собака; C MAMIL LIMETAN

_______________________________
Clip (400x189, 18Kb)
Феней (Φενεός), Аркадия. Обол (AR 0.87g), ок. 370-340 до н.э.
Av: Гермес с петасом за плечами;
Rv: овен, над ним кадуцей; ФЕ

_______________________________
Clip (400x204, 23Kb)
Марк Аврелий (Marcus Aurelius Antoninus; 161-180). Рим. Денарий (AR 18mm).
Av: бюст Марка Аврелия в лавровом венке; M ANTONINVS AVG TR P XXVIII
Rv: Меркурий с патерой в правой руке и кадуцеем в левой; RELIG AVG IMP VII COS III

_______________________________
Clip (388x181, 21Kb)
Нумериан (Marcus Aurelius Numerius Numerianus, 283-284). Рим.
Антониниан (AR 19mm, 3.51g).
Av: бюст Нумериана в короне; IMP NVMERIANVS AVG
Rv: Меркурий с кошельком в правой руке и кадуцеем в левой; PIETAS AVG G / KAΔ

_______________________________
Clip (400x186, 17Kb)
Александр Север (Marcus Aurelius Severus Alexandrus, 222-235). Деульт, Фракия. Æ 23mm (8.30g).
Av: бюст Александра в лавровом венке; IMP C M AVR SEV ALEXAND AVG
Rv: Меркурий с кошельком в правой руке и кадуцеем в левой; COL FL PAC DEVLT

_______________________________
Clip (400x184, 20Kb)
Геренний Этруск (Quintus Herennius Etruscus Messius Decius, 250-251). AR 21mm (3.24g).
Av: бюст Геренния в короне; Q HER ETR MES DECIVS NOB C
Rv: Меркурий с кошельком в правой руке и кадуцеем в левой; PIETAS AVG G

_______________________________
Clip (400x190, 20Kb)
Клодий Альбин (Decimus Clodius Septimius Albinus, 193-195). Рим. Аурей (AV 7.21g), 194/5г.
Av: бюст императора; D CLOD SEPT ALBIN CAES
Rv: Меркурий с кадуцеем в правой руке и трезубцем в левой; SAECVLO FRVGIFERO COS II

_______________________________
Clip (400x196, 22Kb)
Антиной, фаворит и постоянный спутник римского императора Адриана. Медальон Æ 37mm (30.17g). Падуя. Медальер Джованни Кавино (1500-1570).
Av: бюст Антиноя; OCTIΛIOC MAPKЄΛΛOC O IЄPЄYC TOY ANTINOOY
Rv: Меркурий, с кадуцеем в левой руке, удерживает крылатого Пегаса; TOIC AXAIOIC ANЄΘHKЄ

_______________________________
k_mp (700x327, 45Kb)
Римская республика. М. Плеторий Цестиан (M. Plaetorius M.f. Cestianus).
Денарий (AR 19mm, 3.65g), 69 до н.э.
Av: бюст Персефоны, волосы убраны в платок, голову украшают коробочки мака; слева заячий посох (λαγωβόλον).
Rv: крылатый кадуцей; M PLAETORI / CEST EX S C

_______________________________
Clip (400x198, 19Kb)
Тион (Τίον), Вифиния. Æ 11.43g, 134г.
Av: бюст Антиноя, фаворита Адриана; ANTINOOC ΗΡΩC
Rv: крылатый кадуцей; ΤΙΑΝΩΝ

_______________________________
Clip (400x200, 18Kb)
Друз (сын Тиберия, как цезарь; 19-23). Рим. Сестерций (Æ 34mm, 25.34g), 22/3г.
Av: два скрещенных Рога изобилия с головами юношей и крылатым кадуцеем между ними;
Rv: S C / DRVSVS CAESAR TI AVG F DIVI AVG N PONT TR POT II

_______________________________
Clip (400x202, 22Kb)
Веспасиан (69-79). Денарий (AR 18mm, 3.47g), ок. 74г.
Av: бюст Веспасиана в лавровом венке; IMP CAESAR VESPASIANVS AVG
Rv: крылатый кадуцей; PON MAX TR P COS V

_______________________________
Clip (390x188, 16Kb)
Апулия, Венузия. Æ 14mm (2.82g), 210-200 до н.э.
Av: бюст Меркурия в крылатом петасе;
Rv: крылатый сапог, слева кадуцей; S VE

_______________________________
Clip (400x198, 21Kb)
Филиппополис, Фракия. Æ 14mm (2.00g), II в.
Av: бюст Меркурия в крылатом петасе;
Rv: крылатый кадуцей; ΦIΛIΠOΠOΛ

_______________________________
Clip (500x252, 35Kb)
Кв. Сициний (Q. Sicinius). Рим. AR 18mm (3.81g), 49 до н.э.
Аv: голова богини Фортуны; FORT[una] P[opuli] R[omani] (Фортуна римского народа).
Rv: кадуцей и пальмовая ветвь, над ними венок; Q.SICINIVS III VIR

_______________________________
Clip (500x240, 32Kb)
Кв. Цецилий Метелла Пий Сципион и П. Лициний Красс Юниан. Утика.
Денарий (AR 18mm, 3.83g), 47/6 до н.э.
Аv: львиноголовая египетская богиня Сехмет, которая держит анх в правой руке; G[enius] T[utelaris] A[fricae] (гений, защищающий Африку), (справа) Q[uintus] METEL[lus] PIVS (Кв. Метелл Пий), (слева) SCIPIO IMP[erator] (Сципион император).
Rv: Виктория с крылатым кадуцеем в правой руке и маленьким круглым щитом в левой; P[ublius] CRASSVS IVN[ianus] LEG[atus] PRO PR[aetore].

_______________________________
Clip (500x226, 30Kb)
Юлий Цезарь. Рим. Денарий (AR 19mm, 3.12g), 44 до н.э. Монетарий Луций Эмилий Бука (Lucius Aemilius Buca).
Аv: голова Цезаря, увенчанная лавровым венком; CAESAR DICT[ator] PERPETVO (Цезарь – вечный диктатор).
Rv: перекрещенные фасции и крылатый кадуцей, (снизу) топор, (слева) рукопожатие; (вверху) сфера; L.BVCA

_______________________________
Clip (700x327, 44Kb)
Д. Юний Брут (Decimus Iunius Brutus Albinus). Рим.
Денарий (AR 18mm, 3.69g), 48 до н.э.
Аv: голова богини Пиетас (Благочестие); PIETAS
Rv: рукопожатие, сжимающее крылатый кадуцей; ALBINVS BRVTI F (Альбин сын Брута).

_______________________________
k_m13 (700x347, 47Kb)
Постум (260-269). Триер. Антониниан (AR 20mm, 4.40g), 266г.
Av: бюст Постума в лучевой короне; IMP C POSTVMVS P F AVG
Rv: крылатый кадуцей; SAECVLO FRVGIFERO (Saeculum Frugiferum, «плодоносящий век»).

_______________________________
Clip (700x323, 46Kb)
Деметрий I Аникет. Бактрия. Æ 28mm, ок. 200-180 до н.э.
Аv: голова индийского слона, на шее колокольчик;
Rv: кадуцей; BAΣIΛEΩΣ DHMHTPIOY

_______________________________
Clip (400x201, 22Kb)
Феней, Аркадия. Статер (AR 24mm, 11.97g), ок. 360-350 до н.э.
Av: голова Деметры в венке из колосьев;
Rv: Гермес, несущий в левой руке Аркаса, в правой руке кадуцей; ФЕΝЕΩΝ

_______________________________
Clip (700x338, 109Kb)
Софит (315-294 до н.э.). Бактрия.
Статер (AV 19mm, 8.58g), ок. 315-305 до н.э.
Av: голова Софита в шлеме, украшенном оливковой ветвью;
Rv: кадуцей; ΣΩФYTOY

_______________________________
vissarion 23-08-2014-23:14 удалить
_______________________________
Clip (583x282, 43Kb)
Теос, Иония. Тетрадрахма (AR 16.87g), 155-145 до н.э.
Av: голова Диониса в венке из плюща;
Rv: тирс, вокруг венок из плюща; ΤΩΝ ΠΕΡΙ ΤΩΝ ΔΙΟΝΥΣΟΝ ΤΕΧΝΙΤΩΝ

_______________________________
Clip (700x329, 41Kb)
Горгиппия, Понт. Тетрахалк (Æ 6.85g), 90-80 до н.э.
Av: голова Диониса в лавровом венке;
Rv: треножник, к которому прислонен тирс с лентами; ΓΟΡΓΙΠΠΕΩΝ

_______________________________
Clip (700x356, 55Kb)
Пантикапей, Понт. Тетрахалк (Æ 19mm, 6.65g), 90-80 до н.э.
Av: голова Диониса в лавровом венке;
Rv: треножник, к которому прислонен тирс с лентами; ΠΑΝΤΙΚΑΠΑΙΤΩΝ

_______________________________
Clip (372x186, 24Kb)
Фанагория, Понт. Драхма (AR 15mm, 3.61g), 90-80 до н.э.
Av: голова Диониса в венке;
Rv: тирс; ФАΝАГОРΙΤΩΝ

_______________________________
Clip (400x193, 20Kb)
Митридат VI (120-63 до н.э.) Амис, Понт. Æ 21mm (7.94g), ок. 85-65 до н.э.
Av: голова Диониса в венке из плюща;
Rv: циста (cista mystica) накрытая шкурой леопарда, к ней прислонен тирс; AMIΣOY

_______________________________
Clip (400x196, 22Kb)
Наксос, Киклады. Дидрахма (AR 23mm, 7.86g), 200-180 до н.э.
Av: голова Диониса в венке из плюща;
Rv: кубок и тирс; ΝΑΞΙ[ON] ЕПΙФ[ANHΣ]

_______________________________
Clip (400x201, 22Kb)
Наксос, Сицилия. Тетрадрахма (AR 16.94g), ок. 415 до н.э.
Av: голова Диониса украшенная диадемой с орнаментом в виде плюща;
Rv: хвостатый Силен с тирсом в левой руке и канфаром в правой, слева – плющ; NAΞION

_______________________________
Clip (395x199, 27Kb)
Наксос, Сицилия. Дидрахма (AR 8.57g), 430-415 до н.э.
Av: голова Аполлона в лавровом венке, слева лист лавра; NAΞIΩN
Rv: Силен с тирсом в левой руке и кубком – в правой; слева – герма, справа – плющ.

_______________________________
d_mhp (700x319, 42Kb)
Гераклея Понтийская, Вифиния. Дидрахма (AR 9.71g), 305-281 до н.э.
Av: голова Геракла в львиной шкуре;
Rv: Дионис на троне с канфаром и тирсом; HPAKΛEΩTAN

_______________________________
Clip (400x193, 20Kb)
Менда (Μένδη), Македония. Тетрадрахма (AR 26mm, 17.15g), ок. 450-430 до н.э.
Av: Дионис, едущий на осле, в левой руке держит тирс, в правой – кубок вина;
Rv: виноградная лоза в квадратном поле; МЕNΔAION

_______________________________
Clip (384x186, 21Kb)
Менда (Μένδη), Македония. Тетрадрахма (AR 17.29g), ок. 460-423 до н.э.
Av: Дионис, едущий на осле, в левой руке держит тирс, в правой – кубок вина;
Rv: виноградная лоза в квадратном поле; МЕNΔAION

_______________________________
Clip (393x198, 25Kb)
Нагидос, Киликия. Статер (AR 24mm, 10.65g), 374-356 до н.э.
Av: Афродита, сидящая на троне, с патерой в руке, перед жертвенником, справа – Эрот, с венком.
Rv: Дионис держит в правой руке виноградную гроздь, в левой – тирс; ΝΑΓΙΔΕΩΝ

_______________________________
Clip (400x201, 23Kb)
Гета (209-211). Никополь, Мезия. Æ 18.29g.
Av: бюст Геты; Λ СEПTIMI ГETAC KAIСAР
Rv: Дионис с канфаром в правой руке и тирсом в левой; YП A AYP ГAΛΛ NEIKOПOΛI / ПРОСIС

_______________________________
k_mt16 (700x345, 46Kb)
Адриан (117-138). Сарды (Σάρδεις), Лидия. Медальон (Æ 34mm, 21.10g), 131г. Монетарий П. Корнелий Корнут (P. Cornelius Cornutus, strategos).
Av: бюст Антиноя, фаворита Адриана; ANTINOOC HPΩC ЄΠIΦANHC
Rv: Дионис с накидкой из шкуры на плечах, в левой руке держит тирс, в правой – канфар, у ног – пантера; CTP Π KOPNH KOPNOTOY CAPΔIANΩN

_______________________________
Clip (372x191, 23Kb)
Митридат VI Евпатор (120-63 до н.э.). Пантикапей, Понт.
Драхма (AR 15mm, 3.62g), ок. 100-90 до н.э.
Av: голова Диониса в венке;
Rv: бегущая лань, слева – тирс; ΠΑΝΤΙΚΑΠΑΙΤΩΝ

_______________________________
Clip (700x347, 53Kb)
Митридат VI Евпатор (120-63 до н.э.). Горгиппия, Понт.
Обол (Æ 30mm, 19.15g), ок. 90-80 до н.э.
Av: голова Мена (Μήν) в, орнаментированной звёздами, фригийской шапке и лавровом венке; над головой полумесяц и звезда;
Rv: Дионис с тирсом, слева пантера; ΓΟΡΓΙΠΠΕΩΝ

_______________________________
Clip (700x351, 63Kb)
Г. Вибий Вар. Римская республика. Денарий (AR 3.78g), 42 до н.э.
Av: голова Диониса в плющевом венке;
Rv: пантера в прыжке перед алтарем; выше – тирс; C VIBIVS VARVS

_______________________________
Clip (400x202, 20Kb)
Филадельфия (Φιλαδέλφεια), Лидия. Æ 15mm (4.90g), II в. до н.э. Монетарий Гермиппос.
Av: бюст Диониса в плющевом венке; ФIΛAΔEΛФEOY
Rv: пантера держащая тирс; APXIEPEYΣ EPMIППОΣ

_______________________________
Clip (400x201, 24Kb)
Сибрит (Σίβρυτος), Крит. Статер (AR 10.98g), ок. 300 до н.э.
Av: Дионис скачущий на пантере, в левой руке – тирс;
Rv: Гермес надевающий сандалии, слева – кадуцей; ΣΙΒΡYΤΙΩΝ

_______________________________
Clip (400x201, 21Kb)
Абдера (Ἄβδηρα), Фракия. Статер (AR 12.91g), ок. 410-385 до н.э.
Av: крылатый грифон;
Rv: Дионис, едущий на пантере, в левой руке держит тирс, в правой – кубок вина; EΠ APIΣTAΓOPEΩ[N]

_______________________________
vissarion 24-02-2022-09:11 удалить
_______________________________
k_lr (700x351, 102Kb)
Франция. Медицинский жетон «Фармацевтическое общество Парижа, 1796г.» (AR 30mm, 11.91g), 1820-1914г. Гравер Альбер Дезире Барре (Albert Désiré Barre).
Av: голова Салюс-Гигиеи в диадеме с Оком Ра,¹ слева — змея, пьющая из чаши, справа — цветок мака; HYGIA SALUS / [сигнатура: BARRE F.].
Rv: петух (символ Франции, le coq gaulois) на колонне, которую обвивает змея; рядом колба для дистилляции и ваза с целебными травами; SOCIETAS PHARMACEUTICA PARISIENSIS / MDCCXCVI

[1] Помимо солнечного диска в диадеме, всем хорошо известна иконография египетских богов и фараонов с уреем на лбу. Имя кобры-урея — Уаджит, а её дежурный эпитет «Око Ра». Символьный образ Ока-урея — не случаен, здесь имеет место игра слов:

iart — кобра;
irt — глаз (око).

_______________________________
k_lu (700x351, 118Kb)
Франция, Париж. Жетон «Медицинское общество 1-го округа Парижа, основанное в 1845 г.» (AR 28mm, 9.52g). Гравер Данцелль (Joseph Dantzell).
Av: змея обвивающая кубок; [сигнатура: DANTZELL].
Rv: SOCIÉTÉ MÉDICALE DU 1ER ARRONDISSEMENT DE PARIS FONDÉE EN 1845

_______________________________
k_lt (700x347, 108Kb)
Франция, Реймс (департамент Марна). Медицинский жетон «Здравоохранение» (AR 30mm, 12.84g), 1830-1848г. Гравер Каке (Armand Auguste Caqué).
Av: змея обвивающая короткий деревянный жезл и кубок; VILLE DE RHEIMS / (MARNE), [сигнатура: CAQUÉ F].
Rv: лавровый венок; SALUBRITÉ PUBLIQUE / 1837

_______________________________
k_lv (700x346, 91Kb)
Франция, Бургундия (департамент Йонна). Жетон «Медицинское общество департамента Йонна, основанное в 1844г.» (Æ 30mm, 9.52g). Медальер Массонне (Francis Massonnet).
Av: змея обвивающая кубок, в обрамлении лавровой и дубовой ветвей; [сигнатура: MASSONNET EDIT].
Rv: венок; SOCIÉTÉ MEDICALE DE L’YONNE FONDÉE EN 1844

_______________________________
k_lva (700x349, 112Kb)
Бельгия, Шарлеруа. Памятная медаль Королевского Фармацевтического общества округа Шарлеруа (Æ 50mm, 45.48g), 1881г. Гравер Шарль Вюрден (Charles Wurden).
Av: змея, обвивающая кубок, рядом аппарат для дистилляции и лекарственные травы; UNION PHARMACEUTIQUE DE L’ARRONDISSEMENT JUDICIAIRE DE CHARLEROI / [сигнатура: C. WURDEN].
Rv: лев с мечем держит малый герб Бельгии (черный щит с золотым львом, увенчаный короной); FONDÉE LE XX AOÛT MDCCCXLVI / MANIFESTATION DES 24 AVRIL ET 25 MAI / SOUVENIR / DÉSIRÉ ALEXANDRE VAN BASTELAER PRÉSIDENT / 1881

_______________________________
k_lwa (700x350, 89Kb)
Профессор Филиппо Уччелли (Filippo Uccelli), хирург. Италия. Бронзовая медаль (Æ 52mm, 65.62g), 1832г. Медальер Фабрис (Antonio Fabris).
Av: бюст Филиппо Уччелли; FILIPPO UCCELLI / [сигнатура: A. FABRIS D'UDINE F.].
Rv: змея обвивающая кубок; GL' ITALIANI ALLA VIRTU E AL MERITO / AN M DCCC XXXII

_______________________________
k_lw (700x343, 109Kb)
Франция, Париж. Медицинский жетон «Ксавье Биша» (Æ 28mm), 1807г. Гравер Андре Галль (André Galle).
Av: голова Ксавье Биша; XAVIER BICHAT / [сигнатура: GALLE F.].
Rv: змея, обвивающая посох Асклепия; SOCIETE MEDICALE D'EMULATION DE PARIS / MDCCCVII.

Ксавье Биша (Marie François Xavier Bichat, 1771-1802) — французский хирург, физиолог.

_______________________________
k_ls (700x347, 116Kb)
Людовик XVIII (король Франции, 1814-1824). Медицинская позолоченная бронзовая медаль (45mm, 47.40g), 1817г. Париж. Медальер Никола-Пьер Тиолье (Nicolas-Pierre Tiolier).
Av: бюст Этьена Лантуа (Étienne Lanthois); ETIENNE LANTHOIS BIENFAITEUR DE L'HUMANITÉ / [сигнатура: N. P. TIOLIER. F.].
Rv: змея, обвивающая посох Асклепия, пьет из чаши на алтаре; в поле — оливковая ветвь и лавровый венок; HYGIE ET LA RECONNAISSANCE L'ONT DÉCERNÉE / OFFERTE PAR F. J. BELANGER/ 7BRE M.D.CCC.XVII

Этьен Лантуа (родился в 1767 году) был врачом и специалистом по болезням легких, автором книги по туберкулезу (la phtisie pulmonaire).

_______________________________
k_lz (700x339, 90Kb)
Австралийский медицинский токен «Мази и таблетки Холлоуэя» (пенни Æ 34mm, 14.50g). Королевский монетный двор, Лондон. Гравер Мур (J. Moore).
Av: голова профессора Холлоуэя; PROFESSOR HOLLOWAY / LONDON / [сигнатура: J. MOORE].
Rv: Гигиея кормящая змею из чаши; HOLLOWAY'S PILLS AND OINTMENT / 1858 / [сигнатура: J.M.].

Медицинские токены использовались для оплаты товаров в аптеке. «Частная валюта» позволяла приобретать товар на льготных условиях, что очень нравилось покупателям. Токены послужили хорошей рекламой Холлоуэю (Thomas Holloway), его товар пользовался широким спросом. В 1857г. Холлоуэй продал медные токены номиналом в полпенни и пенни в Новую Зеландию, где они были в официальном денежном обращении около 20 лет. Некоторое время токены Холлоуэя использовались в качестве денежных знаков в Австралии и Канаде.

_______________________________
k_lx (700x346, 110Kb)
Германия. Памятная бронзовая медаль «Доктор Иоханн Вендт, профессор Вроцлавского университета» (Æ 48mm, 68.90g), 1828г. Гравер Генрих Губе (Heinrich Gube).
Av: голова Иоханна Вендта; DOCT. IOH. WENDT K. PR. GEH. MEDICINAL RATH U. PROFESSOR ORDINAR / 26 OKTB. 1828
Rv: внутри дубового венка, Гигиея кормит змею из чаши.

Иоханн Вендт (Johann Wendt, 1777-1845) — немецкий врач, академический преподаватель, профессор Вроцлавского университета в 1823-1824 годах. Медаль приурочена ко дню рожденья профессора (26 октября), на его 51-летие.

_______________________________


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАДУЦЕЙ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»