• Авторизация


АНТИЧНАЯ МОЗАИКА 31-03-2012 00:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


d_mda (425x425, 58Kb)
Дионис в плющевом венке и шкуре леопарда.
Мозаика из Дафны (предместье города Антиохии Оронтской), ок. 325-350 г.
Музей Род-Айлендской школы дизайна, Нью-Йорк (Rhode Island School of Design Museum).

________________________


Clip (571x443, 110Kb)
Орел терзающий змею.
Большой дворец мозаики (Great Palace Mosaic Museum), Стамбул.

Сюжет заимствован из египетской мифологии о противостоянии Гора, в образе сокола, и Сета, в образе змея.

«Много раз Гор вызывал злодея Сета на смертный бой и из всех поединков выходил победителем. Поверженный Сет обращался в бегство, прятался, залечивал раны — и снова принимал вызов, и снова дрался. И опять сын Исиды сокрушал своего врага.

Но убить Сета Гор так и не смог. Всякий раз злому красногривому богу удавалось в последний момент спастись. Даже когда Гор, схватив Сета за уши, замахивался мечом, чтоб снести злодею голову, Сет то превращался в змея и уползал под камень, то, обернувшись крокодилом или гиппопотамом, нырял в воду и прятался на дне реки».
________________________


Clip (700x667, 168Kb)
Дионис верхом на пантере.
Напольная мозаика, ок. 120-80 гг. до н.э. Делос, Дом масок.

________________________


Clip (700x627, 142Kb)
Дионис. Напольная мозаика триклиния «Дома Диониса». II в. н.э.
Брешиа, Музей Санта-Джулия.

Т.н. «Дом Диониса», названный по сюжету мозаичного панно в триклинии, является частью комплекса «Домусы монастырского сада» (Le Domus dell’Ortaglia) — остатков двух домусов конца I-IV вв. н.э., обнаруженных в ходе раскопок в садах (orti) монастыря Санта-Джулия.
________________________


Clip (420x375, 42Kb)
Орфей, играющий на лире. Северная Африка, III в.

Одетый во фракийскую одежду, Орфей играет на лире, сидя на камне под деревом, на котором поет соловей. Найдено в Тунисе в 1940-х гг.
________________________


Clip (689x700, 143Kb)
Академия Платона. Мозаика из Помпей. Начало I в. до н.э.
Неаполь, Национальный археологический музей.

Многие мозаики этого периода имеют прекрасную рамку с декоративным украшением из листьев, фруктов и комических масок. Тема, выбранная для этой мозаики — это группа философов, изображенных в обычных одеждах греческих ораторов и философов классического периода. Вторая и третья фигуры слева, как предполагается, изображают соответственно Лисия и Платона. На заднем плане — вид афинского акрополя. Элементы, окружающие философов, священные ворота с вазами, дерево и вотивная колонна — типичны для мифологического пейзажа.
________________________


m52 (700x482, 220Kb)
Битва Александра с Дарием.
Фрагмент мозаики, найденной в Доме Фавна, в Помпеях.
Неаполь, Национальный археологический музей.

________________________


Clip (632x700, 127Kb)
Бой петухов между персонификациями победы и поражения.
Мозаика из Помпей (Дом Лабиринта, VI 11, 10, кубикула). Неаполь, Национальный археологический музей.

________________________


m056 (700x402, 213Kb)
Бой петухов. Мозаика из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.

________________________


m_md (700x690, 127Kb)
Бродячие музыканты.
Вверху подпись: Диоскурид Самосский. Мозаика из Помпей (т.н. вилла Цицерона). 150-125 гг. до н.э.
Неаполь, Национальный археологический музей.

________________________


m027 (686x700, 252Kb)
Морская фауна. Мозаика из Помпей (Дом Л. Элия Магна, VIII 2, 16).
Неаполь, Национальный археологический музей.

________________________


m034 (700x691, 290Kb)
Хормейстер и актеры. 69-79 гг. н.э.
Неаполь, Национальный археологический музей.

Тема этой знаменитой мозаики — репетиция актеров перед сатирической пьесой, представление, которое традиционно завершало греческую театральную трилогию в классические времена. Действие изображается внутри портика с ионийскими колоннами, украшенными oscilla, гирляндами и лентами, а фриз украшен вазами и гермами. Сидящий справа и одетый в такую же накидку (ἱμάτιον, гиматий), что и статуи аттических драматургов IV в. до н.э., — руководитель хора, а также, возможно, автор комедии. Он смотрит двух актеров, полуодетых в костюмы из козлиной шкуры, упражняющихся танцевальным шагам под музыку авлоса, которую играет музыкант в маске и в роскошном костюме с венком на голове. Справа помощник помогает другому актеру надеть костюм Силена. Вокруг разбросаны маски трагических и сатирических пьес. Воспроизводя в мозаике оригинальную картину, датируемую концом IV или началом III в. до н.э., римский мозаист, работавший в эпоху Флавиев, совершенно неправильно создал иллюзию пространства, при помощи пилястр по бокам на переднем плане и колонн на заднем. Здесь представлен ранний второй стиль, подобный найденному в македонских расписанных гробницах.
________________________


d_ip (700x586, 814Kb)
Дионис сражается с обитателями Индии.
Мозаика из Дома Диониса, III в. Пафос, Кипр.

«У индийцев не было ни городов, ни храмов, сооруженных для поклонения богам; одевались они в шкуры диких животных, которых им удавалось убить, питались (мягким) лубом деревьев: эти деревья на языке индийцев называются «тала» (tāla, род пальмы Borassus flabellifer), и плоды растут у них, как у финиковых пальм, на вершинах, как клубни. Питались они и сырым мясом диких животных, которых им удавалось ловить, пока в землю индийцев не пришел Дионис. Когда Дионис пришел сюда и победил индийцев, он построил им города и для этих городов издал законы; он дал индийцам, как и эллинам, вино и научил засевать землю, дав им семена. (…) Дионис впервые впряг быков в плуг, превратил большинство индийцев из кочевников в земледельцев и вооружил их военным оружием. Дионис научил их поклоняться богам, как другим, так особенно себе, играя на кимвалах и тимпанах, и научил их сатировской пляске, которую греки называют кордаком (κόρδαξ). Он научил их носить длинные волосы в честь бога и украшать их повязками и умащаться благовонными мазями.» (Арриан. Индия VII)
________________________


m016 (696x700, 562Kb)
Бой гладиаторов. Напольная мозаика одной из вилл. Ок. 250 г.
Ненниг-на-Мозеле (Германия), Римская вилла.

________________________


Clip (491x700, 101Kb)Clip (452x700, 99Kb)Clip (565x700, 118Kb)
Дионис, Акме и Икарий. Фрагменты мозаики из Дома Диониса.
Пафос, Археологический парк. II в. н.э.

Согласно одним античным авторам, Икарий (Ἰκάριος) был царем Афин, но согласно другим — садовником, и именно таковым он, видимо, и изображен на данной мозаике. Икарий предложил гостеприимство Дионису, когда последний посещал Афины, и взамен бог научил его выращивать виноград и получать из его плодов вино, познакомив таким образом человечество с виноградарством. Однако Дионис предупредил Икария, чтобы тот как следует прятал вино, иначе его и его семью постигнет беда. К несчастью, Икарий не внял совету бога и, возвращаясь домой после первого сбора винограда, предложил немного своего драгоценного напитка нескольким пастухам, случайно проходившим мимо. Пастухи опьянели и, считая себя отравленными, напали на Икария и убили его. Таков был печальный конец первого человека, приготовившего вино, и эта история, вероятно, была нарочно, из-за своей морали, избрана для украшения данной части портика.

Слева бог вина, Дионис, сидит на скамье, держа виноградную кисть. Кажется, что он предлагает ее нимфе Акме (Ἀκμή), сидящей напротив него и пьющей вино из кубка. Обе фигуры увенчаны виноградными листьями и ягодами. Акме не является известным персонажем греческой мифологии, но ее идентификация удостоверяется надписью над ее головой. По-гречески это имя означает кульминацию или завершение (обычно века), и трудно не счесть ее присутствие здесь символическим. Если это так, то она должна обозначать душевное состояние, вызванное надлежащим и умеренным употреблением вина. Действительно, кажется, что Икарий указывает на нее в довольно многозначительной манере.
________________________


Clip (700x342, 67Kb)
Аполлон и Дафна. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в. н.э.

Панель иллюстрирует миф об Аполлоне и Дафне, один из самых известных и любимых мифов античности. Нимфа Дафна, дочь бога реки Пенея, поклялась вечно хранить целомудрие. Однако Аполлон влюбился в нее, и, не сумев склонить ее к согласию на свои просьбы, попытался взять ее силой.

«Так же дева и бог, — тот страстью, та страхом гонимы.
Все же преследователь, крылами любви подвигаем,
В беге быстрей»…

(Овидий. «Метаморфозы», кн. I)

В этой безумной погоне они достигли вод Пенея, и когда Аполлон уже готов был схватить свою жертву, Дафна взмолилась к отцу о помощи. Неожиданно ее ноги приросли к земле, тело покрылось корой, а руки и волосы превратились в ветви и листья. Она превратилась в лавровое дерево (δάφνη), растение, которое в греческом языке до сих пор носит ее имя, Дафна (Δάφνη).

Аполлон сохранил любовь к Дафне даже после ее превращения. Поэтому он избрал лавр своим священным деревом, а его гирлянды с тех пор делались из листьев лавра. Также он решил, что, подобно тому, как его голова вечно молода, так и дерево будет вечно зеленым и никогда не лишится листвы.

На мозаике мы видим момент, когда Дафна прирастает к земле, ее ноги превращаются в дерево. Она стоит рядом со своим отцом Пенеем, представленным как речное божество. Справа Аполлон, с луком в руке, изумленно указывает на превращение.
________________________


Clip (700x449, 113Kb)
Аполлон и Марсий. Дом Эона. Кипр. Пафос, Археологический парк. IV в. н.э.

Панель иллюстрирует финальный момент хорошо известного музыкального состязания между сатиром Марсием, искусным флейтистом, и Аполлоном, богом искусств, покровителем Муз. После безуспешной попытки выиграть состязание Марсий был приговорен Аполлоном к смерти за то, что осмелился бросить богу вызов. Аполлон сидит на камне, облаченный в великолепное одеяние кифареда (κιθαροιδός — музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте, родственном лире), его голова окружена сиянием и украшена венком из лавровых листьев, дополненным нитью бело-красных бус. Он опирается на свой любимый инструмент, лиру, а его правая рука, указывающая на Марсия, держит золотой плектр, которым перебирали струны. Его сопровождает женщина, идентифицированная в надписи как Плана, которую можно истолковать как персонификацию «заблудшей души» Марсия, которого гордыня побудила разгневать бога.

Два скифа, одетых во фригийские шапки и короткие туники, исполняют приговор. Они ведут Марсия, покрытого шкурой пантеры, к дереву, где с него будет заживо содрана кожа. Сатир, пораженный ужасом и горем, умоляюще смотрит на Аполлона. Олимп, его юный ученик, заклинает бога о милосердии. Двойная флейта Марсия лежит на земле, у ног Аполлона. Сцена полна экспрессии, мастер сумел дифференцировать психологические состояния участников. Лицо бога, надменное и суровое, контрастирует с лицами самоуверенных палачей.
________________________


Clip (700x602, 144Kb)Clip (700x655, 106Kb)
Фрагменты мозаики с Четырьмя Временами года.
Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в. н.э.

Голову Весны украшает венок из цветов с красными бутонами, готовыми вот-вот распуститься. Осень изображена с серпом и увенчана колосьями, скорее всего это Кора (Κόρη, «дева»). Голова Коры (Персефоны) в венке из колосьев встречается на многих монетах, например на монетах Сиракуз в сопровождении надписи «KOPAΣ». Колосья обычный атрибут зодиакальной Девы.
________________________


Clip (700x622, 141Kb)Clip (694x619, 176Kb)
Фрагменты мозаики с Четырьмя Временами года. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в. н.э.

Зима представлена в образе седого, бородатого мужчины. Рядом с его головой находится перевернутый сосуд, из которого льется вода. Поскольку управителем Водолея является Сатурн, то, вероятно, Сатурн и олицетворяет Зиму на этой мозаике. Венок у Лета украшен не только цветами, но и плодами.
________________________


Clip (700x641, 116Kb)
Центральный фрагмент мозаики с Четырьмя Временами года.
Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в. н.э.

Центральный бюст не имеет ни атрибутов, ни каких-либо специфических отличительных признаков. Возможно, это Эон (Αἰών), или персонификация какого-то понятия, например, гения года. Также это может быть и Аполлон — центральная фигура годового цикла.

Сидел перед ним, пурпурной окутан одеждой,
Феб [Аполлон] на престоле своем, сиявшем игрою смарагдов.
С правой и левой руки там Дни стояли, за ними
Месяцы, Годы, Века и Часы в расстояниях равных;
И молодая Весна, венком цветущим венчана;
Голое Лето за ней в повязке из спелых колосьев;
Тут же стояла, грязна от раздавленных гроздьев, и Осень;
И ледяная Зима с взлохмаченным волосом белым.

(Овидий. «Метаморфозы» II, 23-30)
________________________


m_rma (675x700, 137Kb)
Центральный фрагмент напольной мозаики из римской виллы,
недалеко от древнего города Антиохии (на юге Турции).

________________________


Clip (699x674, 148Kb)
Напольная мозаика с головой Медузы Горгоны. Пирей. II в. н.э.
Афины, Национальный археологический музей.

________________________


Clip (700x622, 148Kb)
Ганимед и орел. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в. н.э.

Панель представляет эпизод, когда Зевс в образе орла уносит юного Ганимеда. Ганимед, пастух из Илиона (Трои) считался прекраснейшим из смертных. Даже Зевс не мог противостоять его очарованию. Однажды, после того, как Геба, кравчая богов, упала и разлила нектар, Зевс воспользовался случаем и, обратившись в орла, поднял Ганимеда на Олимп, чтобы сделать его новым кравчим богов. Там он «доныне его виночерпий и, хоть Юнона мрачна, подает Вседержителю нектар» (Овидий, Метаморфозы, Книга X).
________________________


Clip (700x481, 119Kb)
Детство Диониса. Дом Эона. Пафос, Археологический парк. IV в.

Сцена изображает момент, когда младенца Диониса, сидящего на коленях у Гермеса, собираются передать Трофею, его будущему учителю, и нимфам горы Нисы. Три из них готовят ему ванну, а сама Ниса и нянька Анатрофа сидят рядом. Дионис обнажен. Его волосы украшены золотой повязкой и венком из зеленых листьев, а голова окружена серебряно-голубоватым нимбом. Гермес представлен сидящим в величавой позе, подобно императору на троне, до лодыжек укрытым пурпурно-красной мантией. Крылышки на его лбу и ногах облегчают идентификацию, которая затем подтверждается надписью, указывающей его имя. Все остальные фигуры также определяются по именам, написанным греческими буквами.

Молодого бога сопровождают три персонификации: Теогония, рождение богов; Нектар и Амброзия, божественная пища, дающая бессмертие. Нимфы в длинных цветных платьях носят на головах зеленые венки, что усиливает дионисийскую атмосферу сцены. Две из них украшены ожерельем или браслетами на запястье или предплечье. Ниса, старшая из них, кроме венка носит широкую золотую диадему. Учитель Трофей одет в короткую тунику и штаны, и имеет острые уши силена; на его лысеющей голове венок из зеленых листьев с желтовато-красными цветами. Все участники сцены, кроме одной нимфы, внимательно смотрят на Диониса.

На первый взгляд можно сказать, что эта сцена — одно из многих изображений Гермеса, который по приказу Зевса спасает младенца Диониса после безвременной смерти его матери Семелы и передает его нимфам. Такие сцены встречаются в греческой вазовой живописи в V в. до н.э. и далее, на всевозможных памятниках греческого и римского, так же, как и этрусского и коптского искусства.
________________________


Clip (700x375, 72Kb)
Нептун и Амимона. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в.

Следующая панель не имеет пояснительных надписей, но истолковать ее не слишком трудно. Она иллюстрирует миф о Нептуне и Амимоне, существующий во многих вариантах. В общих чертах история такова: чтобы отомстить Гере за потерю Арголиды (область в Греции), Нептун высушил все реки и источники в этой области. Данай отправил пятьдесят своих дочерей, одной из которых была Амимона, на поиски воды, посоветовав им сделать все возможное для успокоения гнева бога. В ходе поисков Амимона увидела оленя и прицелилась в него из лука. Но она промахнулась, и стрела упала рядом со спящим сатиром, который проснулся и попытался ее похитить. Неожиданно появился Нептун и прогнал сатира своим трезубцем. Бог воды сразу же был очарован Амимоной, а она, помня о словах отца, с радостью отдалась ему. В благодарность бог открыл ей источник Лерны, положив этим конец страшной засухе.

Мозаика иллюстрирует момент, когда Нептун, избавившись от сатира, приближается к Амимоне с трезубцем в руке. Над двумя фигурами парит Купидон с факелом в правой руке и прямоугольным зонтиком — в левой; зонтик он протягивает к Амимоне. Внизу на переднем плане металлический кувшин напоминает нам о первоначальной цели странствий Амимоны.
________________________


Clip (700x453, 126Kb)
Нереиды. Дом Эона. Пафос, Археологический парк. IV в.

Панель иллюстрирует состязание в красоте между Кассиопеей и нереидами, дочерями водного бога Нерея. Морская сцена изображает трех самых красивых из пятидесяти дочерей Нерея: Фетиду, Дориду и Галатею. Прекрасные и изящные в развевающихся на ветру платьях, но рассерженные и недовольные результатами состязания, они удаляются на спине дружественного морского кентавра Битоса, персонификации морских глубин, и молодого тритона Понта, персонификации поверхности моря. Изо лба Битоса растут крабьи клешни, а Понт держит в руке руль. Нереид сопровождает печальный Эрот верхом на быке. Сверху смотрят Зевс и Афина, протянутыми руками приветствуя Кассиопею. Изображения именно этой истории чрезвычайно редки. На сегодняшний день известны лишь две похожие, но не идентичные картины, обе — на мозаиках из Сирии. Ни одна из них не превосходит пафосский экземпляр.
________________________


Clip (700x348, 60Kb)
Пирам и Фисба. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в.

Панель изображает историю Пирама и Фисбы, увековеченную Овидием («Метаморфозы», книга IV) и более знакомую современным читателям по переработке Шекспира в пьесе «Сон в летнюю ночь». В общих чертах эта история также очень похожа на еще одну пьесу Шекспира, «Ромео и Джульетта». По словам Овидия, «он [Пирам] всех был юношей краше, предпочтена и она всем девам была на Востоке». Они жили в Вавилонии и были соседями. Они нежно любили друг друга, но хранили свою любовь в тайне, потому что происходили из враждебных семей. Более того, они привыкли беседовать через щель в стене, разделявшей их дома. Однажды, когда «наступила заря и огни отстранила ночные, солнце росу на траве лучами уже осушило, в месте обычном сошлись». Посетовав на свою печальную судьбу, они решили встретиться ночью, за городскими воротами. Договорились встретиться под шелковицей, растущей возле источника за гробницей Нина.

Фисба, скрыв лицо под покрывалом, прибыла на место первой и села ждать своего возлюбленного под шелковицей, покрытой белыми плодами. Вдруг утолить жажду в источнике явилась львица, только что с охоты, с обагренными кровью клыками. Испуганная Фисба бросилась в ближайшую пещеру, но на бегу потеряла покрывало, которое львица схватила и растерзала окровавленными клыками.

Приблизившись к месту встречи, Пирам заметил звериные следы, и его худшие опасения подтвердились, когда он увидел окровавленную вуаль. Считая Фисбу мертвой и не в силах вынести горя, Пирам достал меч и вонзил его себе в бок. Затем, последним усилием, он вытащил меч из раны. У него хлынула кровь, которая обрызгала плод дерева, придав ему темно-пурпурный цвет.

Тем временем Фисба, оправившись от испуга, вышла из своего убежища и оказалась перед телом Пирама. В ужасе и отчаянии она схватила его меч и бросилась на него. Перед смертью она молила о том, чтобы их тела были похоронены в одной гробнице, и о том, чтобы дерево, под которым разыгралась трагедия, приносило плоды темного и скорбного оттенка в память об их несчастной любви. И действительно, сообщает нам Овидий, прах двух влюбленных покоится вместе, в одной урне, а ягоды шелковицы с тех пор всегда, созревая, приобретают темно-пурпурный цвет.

На этой мозаике мы видим именно тот момент, когда Фисба, охваченная ужасом, стремится укрыться от дикого зверя. Напротив нее находится не возлюбленный Фисбы, а фигура речного бога, над которой написано имя Пирам. Он изображен в характерной для речного божества позе: полулежа рядом с перевернутым кувшином, из которого обильно льется вода. Его голова увенчана водорослями, а в левой руке он держит тростник. В вытянутой правой руке он держит рог изобилия, символ благодетельного влияния реки на сельское хозяйство. Т.е. здесь мы являемся свидетелями ошибки мастера мозаики, который вместо возлюбленного Фисбы изобразил другого Пирама, реку в Киликии, в Малой Азии (упомянутую Страбоном, Strabo, XII. 2. 4).
________________________


Clip (700x408, 107Kb)
Федра и Ипполит. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк. II в.

Одна из важнейших мозаик в доме представляет трагическую историю Федры и Ипполита, упомянутую несколькими античными авторами и увековеченную Еврипидом. Убив Минотавра с помощью Ариадны, Тесей покинул Крит вместе с ней и ее сестрой Федрой. Оставив Ариадну, Тесей женился на амазонке Антиопе, которая родила ему сына, названного Ипполитом. После смерти Антиопы Тесей женился на Федре. Измученная тайной любовью к пасынку, Федра наконец уступила своей страсти и, во время отсутствия мужа, отправила Ипполиту письмо, в котором призналась в своей греховной любви. Ипполит получил письмо на охоте и пришел в ужас от прочитанного. По возвращении Тесея Федра, возмущенная безответностью своей любви и страшащаяся возможных действий Ипполита, предъявила ему обвинение, которого сама заслуживала. Разгневанный этим, Тесей проклял сына и обратился к своему отцу Нептуну с мольбой покарать его. Ипполит покинул город, и когда он ехал вдоль моря, дикий бык, посланный богом, напал на него из воды, испугав его коней. Он упал с колесницы и разбился о скалы. После незаслуженной гибели Ипполита истина обнаружилась, и Федра, сраженная раскаянием, покончила с собой.

Сцена, изображенная на этой мозаике, иллюстрирует не действие, а тихое напряжение, предшествующее началу трагедии. Слева в нерешительной позе стоит Ипполит с собакой. Он выглядит почти смущенным после прочтения послания Федры, заключенного в диптихе, который он держит правой рукой. Изображенная рядом с ним Федра сидит на троне и ожидает результата своего поступка. Боль, причиняемую ей страстью, иллюстрирует Купидон, летящий вправо и склоняющий горящий факел к ее сердцу.

Когда пол был найден, он находился в довольно непрочном состоянии, и его пришлось поднять и переложить на более твердом основании. В ходе этой работы было сделано чрезвычайно важное открытие. Было обнаружено, что строители дома, чтобы выровнять поверхность, на которой выкладывалась мозаика, заполнили углубления в породе мусором. Он состоял в основном из золы и других остатков, доставленных из сгоревшего здания архива Нового Пафоса. К счастью, в золе оказалось множество глиняных отпечатков, т.е. оттисков печатей в мокрой глине, приложенных к документам, некогда хранившимся в архиве. Около 11 000 таких оттисков было обнаружено под мозаикой, и, среди прочего, они включали большое количество портретов царей из династии Птолемеев и римских императоров и изображений богов.
________________________


Iunius (700x689, 129Kb)
Июнь. Смальта. III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Мальчик, над головой которого латинская надпись IVNIVS, олицетворял для римлян месяц июнь. Натюрморт прославляет щедрое плодородие лета и богатые дары моря. Часть большой композиции — своеобразного календаря с аллегорическим изображением всех месяцев, земли, солнца и луны.

Распределив времена, основатель города Рима
Установил отмечать дважды пять месяцев в год…
Марсу был посвящен первый месяц, второй же — Венере,
Рода начало она, он — зачинатель его.
Третий был дан старикам, четвертый — юношам месяц,
Каждый из всех остальных знаменовало число…

(Овидий. «Фасты»)
________________________


Clip (700x608, 118Kb)
Римская копия времени Адриана с работы пергамского мастера Соса II в. до н.э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.

Мозаика, именем которой назван зал, была обнаружена в 1737г. в центре пола комнаты на вилле Адриана в Тиволи. Изображены четыре голубя, сидящие на краю бронзовой вазы и один голубь пьет из нее; под ручкой изображена рельефная фигура в подпирающей позе атланта. Рама украшена астрагалом, напоминающим архитектурные мотивы. Однако, мозаика не целиком; кромка, украшенная гирляндой, бывшая в составе коллекции Альбани, была подарена Фридриху Саксонскому и сейчас выставлена в дрезденском Августеуме (Augusteum). Речь идет о расписном квадрате (эмблеме), составленном из маленьких разноцветных тессер, мраморных и стеклянных, помещенных в центре зала Адриана. Этот тип изображений, исполнявшийся в римское время для богатых заказчиков, отличался от остальной части мозаичного пола, определяя его стоимость. Эмблема является копией работы мозаиста Соса, работавшего в Пергаме во II в. до н.э. Есть и другие копии, отличающиеся между собой в деталях, из которых одна находится в доме Фавна в Помпеях, но эта мозаика с виллы Адриана (II в. н.э.) — самая близкая к оригинальному эскизу; мастер, со знанием дела, создал поразительно живописный эффект.


Античное искусство
_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АНТИЧНАЯ МОЗАИКА | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»