Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:
Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.
Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).
Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:
Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.
Упражнение 4. Ребенок выполняет ''перекрестные'' движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.
Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.
Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):
Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ''Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.
Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ''Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.''
Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.
Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.
XX / XX / XX /
…. “ …. “ …. “ ….
О ! + О ! + О ! +
Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.
[300x240] |
«Найди лишнюю фигуру.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:
Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ''Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.''
Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ''Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?''
Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам '' Времена года'', '' Части суток''. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.
Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме '' Вчера – сегодня – завтра''.
Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:
Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.
2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; '' кулак на столе'' поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.
После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ''включению в работу'' помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).
Так, традиционное упражнение ''Окошко'' (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).
Поза ''Трубочка'' (напоминает артикуляцию звука [у]) – пальцы сближены ''в щепотку'', но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).
[300x178] |
«Ручные позы звуков [а] и [у].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Поза ''Хоботок'' (губы как при звуке [о]) – аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).
Поза ''Заборчик'' (звук [и]) – ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).
[300x178] |
«Ручные позы звуков [о] и [и].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].
Поза для звука [ы] – аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).
Поза для звука [э] – округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).
[300x166] |
«Ручные позы звуков [ы] и [э].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Двойные звуки букв ''е'', ''ё'', ''ю'', ''я'', также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.
''е'' = [j]+[э] – сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)
[300x166] |
«Ручная поза звука [j].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
''ё'' = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);
''ю'' = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);
''я'' = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).
При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.
Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (''окошко''), подчеркивает контрастность (''заборчик - трубочка'', ''трубочка - хоботок'').
Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.
Детям предлагаются следующие упражнения:
Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:
А – И
А – У
И – О
А – И – О
У – А – И
И – О – Ы
У – А – И – О
Э – У – А – И и т.д.
Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:
- на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);
- громко (тише, совсем тихо);
- чередуя громкость в пределах одного ряда;
- со сменой высоты голоса;
- быстро (либо медленно).
Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:
логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А – АА, АА –А, ААА, ААА
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв (''Кто больше?'');
Уровень слова
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ''Работа логопеда с дошкольниками'''. Автор предлагает следующие упражнения:
Упражнения на различение длинных и коротких слов:
Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе – длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа
Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).
Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.
Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:
Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ''Идем по лесенке''. Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке – остановка.
Упражнение6. Вариант игры '''Идем по лесенке''. Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП – ДЫМ, ГУСЬ – КОТ , ДУШ – ЛОСЬ – МЫШЬ.
Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:
Упражнения на повторение с выделением ударного слога.
Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня - воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.
Упражнение 9. Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок - заМОК).
Упражнения с перестановкой слогов.
Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ –ЛЫ - ЛЫЖИ, КИ-РА - РАКИ).
Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ – КУБИКИ, СА-ГИ-ПО - САПОГИ).
Упражнение на оценку нормативности.
Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).
Упражнения на переход к слитному произнесению.
Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА - КАПУСТА).
Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- - ВЕДРО, КУХ- - КУХНЯ).
Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. – ДЕ! ДЕРЕВО).
Упражнение16. Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО - ! – БОК – ЛО! КОЛОБОК) .
Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА – БИНЕТ, КА – ЛИНА, КА - РЕТА).
Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.
После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.
Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:
Игра “Поезд”
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут
А круглые колесики все тук, да тук, да тук.
(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).
Игра “Гуси”
Гуси – гуси!
Га-га-га!
Пить хотите?
Да-да-да!
Гуси – гуси, вот вода!
Га –га –га ! Га- га –га !
Так бегите все сюда!
(Дети бегут к водящему)
Игра “Лиса и гуси”
Гуси, гуси, я вас съем!
Подожди, лиса, не кушай!
Нашу песенку послушай:
Га –га –га! Га- га –га!
Надоело слушать вас!
Всех я съем сейчас!
(''Гуси'' разбегаются, ''лиса'' ловит).
Все вышеприведенные упражнения направлены на то, чтобы максимально приблизить уровень произношения детьми слов к норме.