Писатель Уильям Теккерей известен современникам благодаря сатирическому роману «Ярмарка тщеславия», однако в его библиографии множество ценных произведений, от «Книги снобов» до сказки «Роза и кольцо». За 52 года жизни Теккерей создал десятки романов и повестей, обличающих общество и власть, и запомнился миру как «остроязычный» художник слова.
Уильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте, колониальной Британской Индии. Мальчик — единственный ребенок в семье Ричмонда Теккерея и Энн Бехер, которому недоставало родительской любви. Отец умер в 1815 году от лихорадки, и год спустя мать отправила сына в Англию. Ребенок болезненно переживал разлуку: судя по портрету Уильяма и Энн, написанному Джорджем Чиннери в 1813 году, между ними была тесная семейная связь.
В 1817 году женщина вышла замуж за первую любовь Генри Кармайкла-Смита. 3 года спустя пара переехала в Англию. Сын увидел родное лицо после длительного расставания, но ненадолго: его отправили в закрытую школу Чартерхаус в Лондоне. Здесь мальчик подружился с Джоном Личем, будущим карикатуристом.
В последний год обучения Уильям заболел, и поступление в Тринити-колледж Кембриджа пришлось отложить до февраля 1829 года. Молодого человека не интересовали точные науки, он публиковал сатирические статьи в университетских журналах «The Snob» и «The Gownsman». Так и не сумев приспособиться к учебе, Теккерей ушел из Кембриджа в 1830-м, отправившись в Париж и Веймар, где состоялось знакомство с Гёте.
Двадцатилетний Теккерей Портрет Дэниела Маклиза. Ок. 1840.
В 21 год молодой человек получил наследство от отца. Часть денег Уильям проиграл в карты, другую вложил в убыточные газеты «The National Standard» и «The Constitutional», в которых планировал публиковаться. Крах двух индийских банков, где лежали остатки наследства, превратил Теккерея в бедняка.
В 1836 он встретился с Диккенсом.
С этого времени Теккерей под разными псевдонимами начал сотрудничать с журналами Англии. Под псевдонимом Теофиль Вагстаф он выпустил томик «Флора и Зефир», представлявший из себя серию карикатур на Марию Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка издания пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.
Англичанин зарабатывал на хлеб рисованием карикатур, которые позже украшали страницы его сочинений, одновременно публиковался в журнале «Fraser's Magazine». В этом издании вышло первое значимое произведение писателя «Катерина».
На создание «Катерины» Теккерея подтолкнула биография Джека Шеппарда, английского вора и мошенника начала XVIII века, написанная Уильямом Гаррисоном Эйнсвортом. У романиста вышло почти льстивое описание опасного преступника, и Теккерей решил изобразить мир криминала таким, каким он был — безобразным.
Главной героиней повести стала Катерина Хейз, последняя англичанка, заживо сожженная на костре. Причиной столь сурового наказания стало убийство мужа. Несмотря на намерение писателя очернить преступников, Катерина вызывает сострадание, как и двое ее любовников, пособников убийства.
[показать]
Получившееся произведение не понравилось Теккерею, поэтому при его жизни «Катерина» увидела свет однажды: с мая 1839-го по февраль 1840-го повесть выходила на страницах «Fraser's Magazine» под псевдонимом Айки Соломонс, эсквайр, младший.
В 1844 году в том же журнале вышел второй роман «Карьера Барри Линдона», позже переизданный под названием «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим». В центре повествования — дворянин-аферист из Ирландии, который старается разбогатеть и войти в общество английских аристократов.
В 1975 году роман экранизирован Стенли Кубриком . «Барри Линдон» стал одним из лучших фильмов режиссера: он удостоился четырех наград премии «Оскар».
В конце 1840-х годов имя Уильяма Теккерея обсуждалось благодаря 53 коротким саркастичным заметкам, которые в 1848-м вышли в формате сборника и получили название «Книга снобов».
Но мировую известность писателю принес роман «Ярмарка тщеславия». Согласно цитате самого англичанина, это произведение вознесло его «на вершину творческого древа».
События романа разворачиваются на фоне наполеоновских войн. Несмотря на угрозу разрушения привычного государственного строя, герои произведения переживают только за свою жизнь и блага: чины, титулы, материальное благополучие.
[показать]
Уильям Теккерей. Ярмарка Тщеславия. Лондон. Январь 1847 — июль 1848
Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» «романом без героя», однако в центре повествования оказываются воспитанницы пансиона мисс Пинкертон, Эмилии Седли и Ребекки Шарп. Первая девушка из обеспеченной семьи, чиста помыслами и миловидна, но не наделена особым умом, а ее подруга — безродная дочь художника и танцовщицы, которая готова идти по головам ради места под солнцем.
По ходу произведения писатель словно сравнивает двух героинь: кто живет лучше, у кого больше денег — и кто при этом счастлив. Каждое достижение девушек — успешный брак, крупное наследство, рождение ребенка – Теккерей жестко высмеивает. Он представляет общество как ярмарку, на которой все покупается и продается: ценности, любовь, уважение.
Уильям Теккерей
После выхода романа в свет писателя обвинили в изображении общества в излишне темных красках, на что Теккерей отвечал, что видит людей «отвратительно глупыми и эгоистичными». Однако, обличая аристократов и помещиков, чиновников и дипломатов, англичанин не преследовал цели их унизить. Напротив — хотел заставить общество раскрыть глаза на собственное невежество и высокомерие.
«Ярмарка тщеславия» — самое популярное произведение Теккерея. В настоящий момент снято более 20 экранизаций: немые и звуковые фильмы, радиопостановки, телесериалы. Самое «свежее» видеопрочтение романа — 7-серийный сериал 2018 г.
Достигнув писательского триумфа, англичанин не бросил писать. В 1850 году свет увидел роман «Пенденнис» (иное название «История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага»). Главный герой — Артур Пенденнис, деревенский парень, который отправляется в Лондон, чтобы найти место в жизни и обществе. Литературные критики отметили, что персонажи из этого романа унаследовали характеры героев «Ярмарки тщеславия».
2 года спустя Теккерей выпустил «Историю Генри Эсмонда» — роман, который писатель считал лучшим в библиографии. Тем не менее, английская писательница Джордж Элиот назвала произведение «самой неудобной книгой, которую вы можете себе представить». Такую рецензию современница Теккерея дала потому, что на протяжении романа Генри Эсмонд добивается расположения юной девушки, а завершается повествование женитьбой на ее матери. В 1859 году история получила продолжение в романе «Виргинцы».
20 июля 1836 года Уильям Теккерей взял в жены Изабеллу Гетин Шоу. В семье родились трое детей: Энн Изабелла (1837-1919), Джейн (1839, умерла в возрасте 8 месяцев) и Гарриет Мэриен (1840-1875).
Рождение третьей дочери Гарриет обернулось трагическим событием в личной жизни писателя: у супруги началась послеродовая депрессия. В сентябре 1840 года Теккерей, желая помочь Изабелле преодолеть сложный период, отправился с ней в Ирландию. Во время переправы женщина выпрыгнула из окна туалета в открытое море, но ее спасли.
В ноябре 1840-го психическое состояние жены писателя ухудшилось, понадобился профессиональный уход. 5 последующих лет женщина провела в психиатрических клиниках Парижа, затем за ней наблюдали сиделки. Она так и не вылечилась, но пережила мужа на 30 лет, умерев в 1894 году.
Даже когда Изабеллу настиг недуг, Теккерей оставался верен супруге в юридическом смысле.
Самой известной дочерью Уильяма является Энн Изабелла — яркая представительница поздней викторианской литературы. А младший ребенок писателя, Гарриет, вышла замуж за английского историка сэра Лесли Стивена. У пары родилась дочь Лаура, которая унаследовала психическое расстройство от бабушки Изабеллы Гетин Шоу.
Здоровье Уильяма Теккерея начало ухудшаться в начале 1850-х годов, его мучило недержание. Помимо этого, писатель чувствовал, что утратил вдохновение. Из-за этого он начал злоупотреблять едой и питьем, прослыв «величайшей литературной обжорой». Любимой приправой англичанина был красный перец, частое употребление которого разрушало пищеварительную систему.
23 декабря 1863 года, вернувшись домой после ужина, писатель перенес инсульт. На следующее утро, 24 декабря, Теккерея обнаружили мертвым.
Смерть 52-летнего англичанина стала неожиданностью. Похороны в Кенсингтонских садах посетили более 7 тыс. человек. Тело писателя покоится на Кенсальском зеленом кладбище, а в Вестминстерском аббатстве установлен мемориальный бюст Теккерея, вылепленный французским скульптором Карло Марокетти.
Цитаты
Мужество не выходит из моды никогда.
Добрый юмор – один из наилучших элементов одежды, которую можно носить в обществе.
Женщина часто наряжает осла во всю пышность и блеск своего воображения, восхищаясь его тугоумием как мужественной простотой, преклоняясь перед его себялюбием как перед мужественной гордостью, усматривая в его глупости величественную важность.
Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чём не сомневаясь, — именно с помощью этих качеств тупость управляет миром.
Какая любовь и преданность может сравниться с любовью и
преданностью сиделок с хорошим жалованьем.
24smi.org›Писатели›Уильям Теккерей
Теккерей : «Я был поражен теми замечаниями, которые делали некоторые из моих героев. Казалось, будто какая-то тайная сила двигала моим пером. Лицо делает или говорит что-нибудь, и я спрашиваю, как оно дошло до этого…». Это, конечно, искусство, и к тому же высшая степень искусства: это искусство Шекспира. Потому-то романы Теккерея так и интересны, несмотря на недостаток в них интриги, цельности и полной объективности. Его лица часто являются без видимой цели и исчезают без достаточной причины, но мы им все-таки всегда рады….
Фотопортрет Уильяма Теккерея
Из рисунков Теккерея к своим произведениям. Ярмарка тщеславия
Подзаголовок «Ярмарки тщеславия» — «Роман без героя». Замысел писателя — показать негероическую личность, нарисовать современные нравы верхних слоев среднего класса. Однако «романист знает все», — утверждал Теккерей в «Ярмарке тщеславия». В романе показаны события десятилетнего промежутка времени — 10—20-х годов XIX в. Картина общества того времени символически названа «ярмаркой тщеславия», и это объясняется в начальной главе романа: «Здесь увидят зрелища самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в легком жанре, — и в
се это обставлено подходящими декорациями и щедро иллюминировано свечами за счет самого автора».
События в романе происходят в разных городах Европы, в этих событиях участвует множество действующих лиц, относящихся к самым различным слоям общества. Создается впечатление, что время в романе значительно длиннее отведенного десятилетия. Мы знаем о жизни главных и второстепенных героев все, читатель посвящен во все их семейные тайны.
Поражает удивительная естественность и компактность композиции, удачное переключение с одной сцены на другую, с одного действующего лица на другое. Как на большой ярмарке, здесь все продается и покупается — люди обогащаются и разоряются, заключают браки и умирают, гибнут надежды и рождаются новые
[показать]иллюзии, возникают глубокие чувства и рассеиваются заблуждения.
Следуя традициям просветительского романа, Теккерей в качестве режиссера гигантского спектакля, разыгрываемого на ярмарке, выбирает кукольника. Кукольник — это всезнающий автор XVIII в., он создает сценарий и руководит действием своих артистов. Его выход открывает и закрывает действие романа, обрамляет заключенные в нем события. Но одновременно с кукольником есть автор другого века, путешествующий вместе со своими героями по улицам шумного Лондона, следующий за героинями в Брюссель, автор-повествователь и рассказчик — умный, наблюдательный, проницательный и объективный, который не забывает ни одной детали, помогающей восстановить истину. Этот всезнающий романист дает характеристики своим героям, дабы развеять неправильные представления о них, сложившиеся у читателя.
Эссеистическая манера раннего Теккерея уступает место мудрому созерцательному опытному романисту, который делится с читателем своими горькими наблюдениями над современным обществом. Название романа, само его содержание навеяны Теккерею «Путем паломника» Д. Беньяна. Однако изменилось и значение слова «тщеславие», освободившись от христианского морализаторского смысла и приобретя характер социальной болезни. В этом смысле в романе ощущается более тесная связь с «Книгой снобов», чем с «Путем паломника». Тщеславие в мире героев Беньяна осуждается как человеческий порок. В мире героев Теккерея тщеславие — норма человеческого поведения. Она необходима, чтобы выглядеть респектабельным. Культ респектабельности тесно связан со снобизмом, так как определяет социальный статус, а следовательно, и человеческое поведение. Честный купец лондонского Сити Осборн процветает, в то время как отец Эмилии Седли разоряется, поэтому женитьба Осборна-младшего на дочери разорившегося коммерсанта нежелательна.
В романе две сюжетные линии. Одна из них связана с судьбой Эмилии Седли, другая — с судьбой Бекки Шарп. На какое-то время их жизни пересекаются, потом расходятся, чтобы вновь сойтись. Сначала Эмилия производит впечатление положительной героини. Она приветлива, добра, заботится о своей подруге, желая компенсировать тот недостаток домашнего тепла и уюта, которого та лишена, оставшись сиротой. Но тот факт, что она забывает о родителях, полностью лишает Эмилию репутации «голубой героини». Даже после смерти мужа она не замечает благородных поступков влюбленного в нее Доббина.
Бекки — полная противоположность Эмилии. Она сразу поражает своей хищнической цепкой хваткой, честолюбием, ловким и изворотливым умом. Она обаятельна и приветлива, но ее глаза и обворожительная улыбка могут обмануть неопытного человека. Теккерей дает блестящую характеристику своей героине, ибо основным двигателем сюжета является именно Бекки, а не Эмилия. После смерти отца она плачет не от горя, а от сознания, что осталась нищей. «Если раньше ее нельзя было назвать лицемеркой, то теперь одиночество научило ее притворяться». Бекки постоянно ощущает свое одиночество, ведь ей в одиночку приходится бороться за свое счастье. Вот почему она надевает маску лицемерия и носит ее до конца своих дней, даже когда станет всеми уважаемой почтенной дамой и будет заниматься благотворительностью. Бекки коварна, лжива, лицемерна, но все ее качества обусловлены ее положением в обществе, которое относится к ней враждебно и неприветливо. Она цинично высказывается о банкротстве Осборнов и с улыбкой сообщает своему мужу, что Эмилия «это переживет». Бекки стала архетипом для многих литературных образцов, начиная от леди Юстес (роман Троллопа «Бриллианты Юстесов») до героинь И. Во, а также М. Спарк.
Теккерею было близко XVIII столетие. Вот и теперь, повествуя о судьбах двух героинь, он имеет перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Теккерей заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски воссозданном фоне социально-исторической действительности первой трети XIX в.
Судьба каждого человека неотделима от истории, от судьбы нации. Этот основной структурообразующий элемент романа «Ярмарка тщеславия» не просто проходит через две сюжетные линии, он подчиняет себе различные пласты повествовательных линий. Характер этих повествовательных линий различен, он окрашен то в лирические, даже сентиментальные тона, то в иронические и даже резко сатирические. При этом автор сохраняет принцип двуплановости действия, не забывая упомянуть о судьбе Бекки и Эмилии: «...разве не жестоко, что столкновение великих империй не может свершиться, не отразившись самым губительным образом на судьбе безобидной маленькой восемнадцатилетней девушки, воркующей или вышивающей кисейные воротнички у себя на Расселсквер? О нежный простенький цветочек! Неужели грозный рев военной бури настигнет тебя здесь, хоть ты и приютился под защитою Холборна? Да, Наполеон делает свою последнюю ставку, и счастье бедной маленькой Эми Седли каким-то образом вовлечено в общую игру». Триумф Наполеона в романе влечет за собой разорение и крах семьи Седли, битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. А для Бекки крупная финансовая удача (спекуляция лошадьми) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.
Повествовательная линия в этом романе Теккерея играет очень большую роль и несет смысловую нагрузку. Поскольку перед нами разыгрывается кукольная комедия, не всегда действующие лица могут быть понятны зрителю, их поступки и действия нуждаются в пояснении серьезного и всезнающего кукольника-режиссера. После семейной сцены, участниками которой явились Бекки, лорд Стайн и Родон Кроули, автор не без сочувствия своей героине замечает: «Столько лжи и выдумки, столько эгоизма, изворотливости ума — и такое банкротство!» После смерти матери Эмилия стала нежной и любящей дочерью по отношению к своему больному отцу. Оценки влюбленного в нее Доббина и автора здесь как бы совмещаются: «"Она входит в комнату тихо, словно солнечный луч", — думал об Эмилии Доббин. Кто не видел на лицах женщин нежного ангельского света любви и сострадания, когда они сидят у колыбели ребенка или хлопочут у постели больного!» — продолжает автор.
Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. Перед нами разные семьи, разные социальные среды — семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничья среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия из Сити, частные пансионы и учебные заведения. Лондон и Брюссель, гостиная Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкая опера. К концу книги панорама жизни героев расширяется и как бы заставляет героев обратить внимание на собственные судьбы, что-то изменить в них. Так происходит с Эмилией и Доббином, которые наконец обретают счастье после того, как Эмилия узнала от Бекки о неверности горячо любимого ею мужа и рассталась со своим жестоким и неверным идолом.
Обрамляющая композиция (аллегорический символ ярмарочного представления) подчеркивает значительность и типичность происходящего в жизни, где над всем царит ярмарка тщеславия: «Ах, кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено».
Концовка «Ярмарки тщеславия» подчеркивает единство и целостность композиции, глубину и значительность авторского замысла, умение Теккерея реализовывать творческие возможности живописца и писателя. Рейнская земля, например, описана глазами живописца, а сцены паники в Брюсселе и быстрый калейдоскоп событий в финале романа созданы пером графика, унаследовавшего традиции Хогарта.
Жанровые, батальные, семейные сцены создают удивительное впечатление совершенства мастерства писателя, поставившего перед собой задачу воспроизвести жизнь с точки зрения умного и наблюдательного романиста XVIII в., сатирика и реалиста, рассказчика и режиссера кукольного представления, сочинителя кукольных и человеческих судеб.