• Авторизация


СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА / Финифть: история промысла 28-12-2019 09:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lora-46 Оригинальное сообщение

СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА / Финифть: история промысла

 

[показать]

Финифть

«смешиваю»

изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке,

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

 

https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/sokolov.net-upload-41520ce03501af84041c478a1f324bea/medialibrary/blog/jewelry-masterpieces/finifts/hist1.jpg

 

Ценилась финифть наравне с золотом и серебром.

У народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки и изысканные предметы интерьера.  В Академии художеств появился класс по финифти.

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке.


 

 

Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.

На Русь финифть пришла из Византии в X веке,

где ее называли «огненным письмом».

Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг.

Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.

 

https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/sokolov.net-upload-41520ce03501af84041c478a1f324bea/medialibrary/blog/jewelry-masterpieces/finifts/hist4.jpg

 

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. С тех пор процесс состоял из трех этапов:

сначала мастер готовил белую эмалевую основу,

затем наносил рисунок

и вставлял изделие в оправу.

Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, серебро или золото.

Затем ей придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка.

Заготовку отправляли в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.

В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал огнеупорными красками из стекловидного порошка миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок. Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета.

 

https://ic.pics.livejournal.com/ochendaje/37471284/324918/324918_900.jpg

Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.

https://cs9.pikabu.ru/post_img/big/2017/03/18/4/1489816293140249309.jpg

 

Ростовская финифть

Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет — если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться.

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/77ebe1eebbf07e7288352258a65c4a42.jpg

Чаша. Конец XVII века. Сольвычегодск. финифть

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки. Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура.

[показать]

 

Усольская финифть

 

Единственный недостаток изделия — хрупкость.

Крупные украшения нуждались в бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Драгоценные камни могли поцарапать эмалевый слой, поэтому финифть хранили отдельно от других украшений.https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/3112ea557ef7235ea331631b1fb504a4.jpg

 

Усольская финифть

 

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали: на декоративных предметах мастера изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. А на ювелирных изделиях — цветочные орнаменты.

[показать]

 

Чаша серебряная, позолоченная, украшена расписной эмалью.
Сольвычегодск, кон. XVII века.

Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память.

Финифть изготавливали в мастерских Киева и Москвы, но как массовый промысел она распространилась на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем ремесло пришло в Вологду.

[показать]

Чаша. Сольвычегодск. XVII в.

 

Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей. Но главным узнаваемым мотивом вологодской и усольской финифти стал узор «тюльпан», его наносили тонкими кисточками и небольшими штрихами.

[показать]

 

Чаша, Сольвычегодск, конец ХVII в.

В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов.

[показать]

 

Ростовская фитнифть

 

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников. Изначально они использовали большую палитру ярких красок: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, писали также розовыми, охристыми и лиловыми оттенками.

 

Однако в середине XVIII века массовое производство украшений привело к тому, что сложные многоцветные эмали уступили место двуцветным (синим, зеленым), и в целом в промысле вологодской финифти наметился спад.

Ростовская финифть

 

https://s3.nat-geo.ru/images/2019/4/10/76fcab53589d4696ac9916d813019da5.max-2000x1000.jpg

 

Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок.

https://s3.nat-geo.ru/images/2019/4/10/367c6fde3642453e9f6baffc957a66cd.max-2000x1000.jpg

Ростов издавна славился своими иконописцами, первые мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы.

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских и русских мастеров: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. К концу века преобладала светская тематика изделий, среди состоятельных горожан стали популярны портреты на заказ, выполненные в технике финифти.

https://b1.culture.ru/c/444862.jpg

К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом.  Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти.В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа.

В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись.

ооооооооооооо

 

По-прежнему был велик спрос на копии картин,

Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается.

В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова.

Многие из мастериц происходят из династий эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия. Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.

https://s3.nat-geo.ru/images/2019/4/11/42a2b3fcf7a64d71b509a4e341a9a85f.width-630.jpg

 


easter_egg12_by_kmygraphic-d7dmcid (130x130, 80Kb)

https://nat-geo.ru/special/russia-travel/rostovskaya-finift-eto-vsye-tsvetochki/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА / Финифть: история промысла | Надежда_Скарбовская - Дневник Надежда_Скарбовская | Лента друзей Надежда_Скарбовская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»