
Головные уборы - один из наиболее колоритных элементов истории, культуры, хранители самых древних и уникальных традиций племен, народов, стран и цивилизаций. Попадая в ту или иную страну порой создается впечатление, что попал в иную реальность. И виной всему необычные наряды, многие из которых разительно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть.

монгольская народность ордес

племя Ангами-наги

народность индии койя
Недаром по головному убору различают друг друга племена Китая и Вьетнама, а некоторые народы мира даже своими именами обязаны традиционной шапке. Жители Центральной Азии нередко нашивают на шапку все свое богатство, так что, видимо, правы французы, придумавшие знаменитую пословицу: "Хорошей шляпе - цены нет".

Традиционные головные уборы женщин Монголии

традиционный тюрбан сикха

головной убор, называемый куафф Бретань.
Фотографии с выставки "Дело в шляпе", в которой были представлены лучшие экспонаты одной из крупнейших в России коллекций традиционных головных уборов, собранной известным лингвистом, этнографом и путешественником Кириллом Бабаевым. Конечно, все эти головные уборы смотрелись бы гораздо лучше хотя бы на манекенах, но все равно увидеть такие редкие шляпы интересно.

Аде-илеке
Огромная корона с подкладкой из тонкой воловьей кожи, вся сплошь отделанная бисером и украшенная бисерными же фигурами людей и птиц - вот что такое знаменитая аде-илеке (или ориша) нигерийского народа йоруба. Традиционно их надевают вожди, ведущие свой род от легендарного короля Ододуа, который объединил всех йоруба. Во время церемоний оришу возлагает на голову вождя его помощница из местных жриц, а сверху корону обкладывают целебными травами для защиты от болезней. Вуаль, сделанная из множества бисерных подвесок, спадающих на лицо, переносит внимание с личности вождя на корону, реальное средоточие власти. А королевская птица окин венчает конструкцию.

Ак-калпак
С калпаком или колпаком знакомы еще древнерусские летописи: уже в Средние века этот головной убор с высокой, суживающейся кверху, иногда остроконечной тульей считался атрибутом высокого социального положения у тюркских кочевников, бытовавших в южнорусских и поволжских степях. На Руси его также называли клобуком. Сегодня калпак остается головным убором казахов, киргизов, каракалпаков и (реже) узбеков Центральной Азии: его основным материалом является войлок, более дорогие праздничные разновидности подкладываются бархатом. Киргизская разновидность калпака обязательно имеет черную подкладку, образующую отворот, и черный же вышитый узор по тулье. А вот название "ак-калпак" переводится просто как "белый калпак".

Баррете верде
Этот крестьянский колпак дал название знаменитому на всю Португалию празднику в городе Алкошете, проходящему всю вторую неделю августа. Здесь пьют вино, гарцуют на лошадях и устраивают шумные корриды, где настоящие мужчины в зеленых колпаках соревнуются в ловкости. Он является традиционным убором для долины реки Тежу в северной части страны и обычно с гордостью противопоставляется шляпе - убору городского населения Португалии. Баррете вяжется, как чулок, из свободной шерсти, имеет широкий отворот красного цвета и обязательный зеленый помпон. На побережье Португалии, чуть севернее, распространен схожий убор черного цвета - баррете прето.

Бедуинский шлем
Этот вид головного убора типа шлема с подвесками и нашитой позади материей широко распространен среди кочевников Центральной Азии - от Туркмении до Палестины. Племена туркоманов, туркменов, узбеков, кашкайцев и арабских бедуинов изготавливают их для невесты к свадебной церемонии (в Туркмении он называется хасаба), и, чем богаче семья, тем дороже должны быть украшения на ее шлеме: огромные камни ляписа на позатылье, серебряные монеты весом в полкило и массивный железный (а нередко серебряный) наконечник делают ношение такой "фаты" настоящим испытанием для невесты.

Бигуден
Удивительный пример того, как головной убор дал название целой области. На крайнем западе французской Бретани живут люди, костюмы и обычаи которых уже несколько веков привлекают внимание ученых и художников, но бигуден стал настоящим символом кельтской самобытности здешних жителей. Когда-то этот шнурованный чепец из белой кружевной ткани едва возвышался над головой, но в 20 веке среди бретонок началось натуральное соревнование за высоту бигудена, и уже к 1940-м годам он достигал в высоту 40 см, как и экземпляр в этой коллекции. Бигуден - сложный головной убор, состоящий из четырех элементов: черной бархатной шапочки на затылок, собственно цилиндрического чепца, его задней части, присоединяемой отдельно, и длинных кружевных лент, спускающихся иногда до самого пояса. Вот в таком уборе женщине не стыдно появиться в Стране Бигуден.

Борушка
Село Тарнога одноименного района Вологодской области, 19 век. Донце и задник из шелка, очелье из шерстяной ткани с ручной вышивкой парчовой нитью растительно-цветочного орнамента. Этот вид головного убора замужней женщины близок распространенным на Руси сборнику и повойнику - по сути, это разные названия одного и того же типа шапочки, под которую убирались женские волосы. Характерной особенностью борушки было широкое очелье и конусообразное возвышение над теменем, заложенное спереди вертикальными плотными валиками-борами. Выдающаяся вперед лобовая часть донца борушки характерна для Севера европейской России и помогала сохранить форму убора в случае, если на него сверху надевался плат. На затылке делался разрез, в которых вставлялся шнурок - с его помощью волосы можно было стянуть по размеру.

Боусани
Одно из самых тонких изделий йеменских ювелиров - боусани. Строго говоря, боусани - не головной убор, а лишь один из его элементов, налобное украшение, представляющее собой плотный жгут ткани с нашитой бахромой из сорока серебряных подвесок, скрученных в коническую форму, с бубенцами на концах. Удивительная кружевная работа почти всегда именная - на оригинальных боусани с обратной стороны стоит клеймо мастера. Даже носимое под шалью, боусани всегда выглядит ярко - хотя сегодня его можно увидеть на женщинах Йемена все реже.

Блангкон
В самом центре Республики Индонезия до сих пор существует настоящая, формально независимая монархия. Это Джокьякарта, султан которой одновременно является и наследственным губернатором своей провинции. Когда-то султан Хаменгкобувоно выступил против голландских колонизаторов, оказав помощь революционному генералу Сукарно, и в благодарность ему позволили и дальше править своей вотчиной, жить во дворце и даже содержать личную гвардию. В султанате в ходу и особые национальные костюмы, частью которых является блангкон - шапочка из аккуратно переплетенных отрезов батика, плотно облегающая голову крест-накрест. В нижней части затылка материю собирают в своеобразный узел, символизирующий престиж владельца блангкона. Именно такие шапки носят сегодня местные аристократы и рыцари охраны султанского дворца.

Бретонская шляпа
Эта интересная шляпа относится ко второй половине XIX века и произведена в мастерской города Кемпер во французской области Бретань. Она в точности характеризует отличительные особенности традиционного бретонского головного убора: черный бархат, квадратная серебряная пряжка сзади и закрепленные с ее помощью атласные шелковые ленты, элегантно свисающие на спину. Сейчас такие шляпы, пожалуй, можно увидеть лишь на городских праздниках, но еще несколько десятилетий назад и горожане, и крестьяне не появлялись на рынках без своих черных шляп.

Вайнаг
Данный вид венца (по-латышски вайнаг) относится к юго-западной части Латвии, область Курземе, районы Ница и Барта. Его особенностями являются наличия крупных стеклянных украшений, богатой вышивки, обилие стекляруса и золотого позумента. Такие головные уборы делали в Латвии еще в середине 20 века, так что традиция их изготовления не успела пресечься. Естественно, вайнаг имели право носить только незамужние девушки - замужем было строго воспрещено открывать свои волосы на публике.

Венгерский головной убор
Тихое венгерское Холлоке стало первой в мире деревней, помещенной в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: настолько бережно сохраняется здесь старый крестьянский быт. Большинство домов здесь глинобитные, а жители по сей день занимаются своими древними промыслами и ремеслами, одно из которых - изготовление своеобразных национальных костюмов. Этот головной убор состоит и трех элементов: плотной белой шапочки, облегающей голову, ленты, украшающей ее сверху, и платка удивительной угловатой формы, надеваемого на лоб и покрывающего всю голову до затылка, завершаясь цветастыми лентами.

Влахская шляпа
Влахами называет себя подгруппа цыганского происхождения, проживающая сейчас в восточной части Чехии и отчасти также Словакии и Венгрии. Их появление здесь датируется еще 12-14 веками, и с тех пор быт влахов мало изменился. Лишь с 50-х годов 20 столетия влахи были насильно лишены возможности вести кочевой образ жизни и осели на моравских землях, сохранив свои обычаи, особый диалект цыганского языка и костюм, из которого и заимствована эта высокая фетровая шляпа. Лента, облегающая основание тульи и спадающая с задней части полей, вышита вручную шелковой нитью.

Дому
Данное изделие, конечно, является прежде всего маской и используется в ритуальных целях. В ритуалах догонов, обитающих на юго-западе Республики Мали, такую маску называют "дому", она изображает молодую девушку. Как гласит табличка у экспоната, на этот головной убор наложено сильное колдунство, и надевать его на голову не рекомендуется.

Дуо
Народность тампулма (или таммариба, как они себя называют) проживает на севере Того, куда они не так давно мигрировали из районов верхней Вольты. Процветавшая здесь еще полтора века назад работорговля привела к появлению традиции строительства настоящих домов-крепостей из банко, которые тампулма строят и поныне. Спят здесь в узких ульях на крыше, а первый этаж всю ночь охраняет один из членов семьи, хотя рабами в Того давно уже не торгуют. Воинственность тампулма отражена и в плетеных из соломы женских шляпах дуо, украшенных рогами антилопы - покровителя народа.

Женский обруч
Один из самых закрытых и труднодоступных штатов Бирмы - штат Чин - населен народом, до сих пор сохраняющим во многом свою уникальную, почти первобытную культуру. Здесь еще можно встретить женщин, лица которых полностью татуированы. Каждое из полутора десятков племен чинов имеет свою вариацию костюма. Женщины племени захаунг носят на голове вот этот своеобразный обруч, связанный из твердых стеблей тростника, в который по всему периметру воткнуты стремящиеся вверх длинные иглы дикобраза. К передней части обруча прикреплен горизонтальный металлический стержень, на котором держатся многочисленные подвески из ракушек, свисающие по обеим сторонам лица. Подобный сложный головной убор, конечно, является церемониальным.

Калебас
Калебас - род тыквы, имеющий очень широкое применения по всей субэкваториальной Африке. При отсутствии металлической и пластиковой посуды его используют и вместо чашек, и вместо сосудов для воды или хранения риса. Однако лишь в Южной Эфиопии, в долине реки Омо, калебас используется в качестве прочного и легкого головного убора, предохраняющего от дождя и солнца. С помощью ножа на нем вырезан оригинальный геометрический орнамент, сбоку приделана ручка из веревок, обсаженных бисером, а трещины, образовавшиеся за долгое время использования калебаса, бережно заштопаны суровыми нитками из животных жил.

Корона правителя
Редкостный и дорогой головной убор из гималайской области Ладакх (Индия) являлся, по-видимому, церемониальным убором (короной) одного из племенных князей. Он представляет собой отрезок кожи в виде трехлучевой звезды, два луча которых сшиты между собой на затылке, а третий - наиболее длинный - охватывает голову и спускается назад. Убор расшит более чем 70 крупными камнями бирюзы и других самоцветов, серебряная пряжка в области лба выложена лазуритом. В задней части находится еще одно серебряное украшение. Участок длинного заднего "луча" расшит деревянным бисером. Вес такого убора составляет более 4 кг.

Коруна
Пинежский район Архангельской области. Картонная основа, изнутри обшивка хлопчатобумажной тканью, снаружи парчовая ткань тремя отрезами. Северный, наиболее шикарный вариант девичьей повязки, распространенной по всей Руси. В высоту коруна достигала 40 сантиметров, сзади сшивалась и выглядела расходящимся кверху усеченным конусом. Обычно она богато украшалась подвесками, однако могла надеваться и без подвесок. Другим названием для коруны является головодец.

Мадулла
Непропорционально высокая соломенная шляпа является традиционным головным убором бедуинских пастушек Хадрамаута, региона в южном Йемене. С головы до пят одетые в черное, с закрытыми лицами и прорезями для глаз, в своих остроконечных шляпах эти женщины напоминают привидения, и их боятся сами жители Хадрамаута - хадрами, не говоря уже о приезжих из центрального Йемена. Существует два вида мадаллы - остроконечный принят в долине Вади Доан, а вариант со сглаженной, еще более высокой тульей - в соседней долине реки Хадрамаут.

Мандухай-малгай
Мандухай - имя монгольской ханши 15-16 веков, оставшейся весьма популярной в памяти своего народа. Но подобные уборы носили еще в 13 веке аристократки китайской династии Юань, происходящей из Монголии. Представленный здесь головной убор назван так скорее символически и представляет собой свадебный или праздничный предмет костюма молодых женщин: он сделан из твердого картона, обшитого сверху черным бархатом, по которому пущена кайма из бисерных ниток с имитацией жемчужин посредине. Вряд ли такой простенький материал пришелся бы по душе царице, но нынешние монгольские красавицы таким фасоном вполне довольны.

Ошпу
Головной убор народности луговых марийцев, носимый только замужними женщинами, называется ошпу. Этнографы отмечают родство этого названия с именами уборов других народов Поволжья и Приуралья - хушпу чувашей, кашпу бесермян, кашмау башкир. Этот экземпляр относится к началу 19 века, однако монеты продолжали дошивать к нему и позже - на кашпу при тщательном рассмотрении оказались двугривенные и пятиалтынные от 1811 до 1916 годов. Характерными являются и круглые зеркальца, прикрепляемые к верхней части ошпу и обрамленные легким ковким металлом.

Повойник
Этот экземпляр - современного изготовления, однако сделан в строгом соответствии со стилистикой и материалами, использованными еще в 19 веке. Повойник - головной убор замужней женщины, без которого ей фактически запрещалось выходить из дома - в данном случае относится к Зарайскому району Московской области. Обе его части выполнены из алого бархата, расшиты золотой парчовой нитью и стеклярусом, к задней части прикреплен позатыльник из нескольких сшитых лент искусственного шелка. Сверху на повойник мог надеваться платок. Когда-то такие головные уборы жили по нескольку столетий: истлевшая ткань заменялась, а новые элементы нашивались заново новыми поколениями.
Продолжение следует.....
блог Сударушки
|
|

|