
Одной из самых значимых и легендарных достопримечательностей как самой Франции, так и всего мира, является роскошный дворцово-парковый ансамбль Версаль. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной века. И уже почти триста лет он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. Версаль находится в 22 км от Парижа.

История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр. Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти. Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.

Строительство дворца началось в 1661 году. Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Луи Лево
Жюль Ардуэн-Мансар
Андре Ленотр

Шарль Лебрен
История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази , чья семья владела землями с XIV века. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди.

Замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля. В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Гиацинт Риго Портрет Людовика XIV в доспехах
С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США в 1783 году. В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.
ВЕРСАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ

На площади Министров в Версале с высокого пьедестала бронзовый Людовик XIV снисходительно взирает на пришедших посмотреть его дворец.


У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка.





Королевская часовня - последняя постройка в Версале при царствовании Людовика XIV. Освящена в 1710 году, посвящена Св. Людовику, предку и святому покровителю королевской семьи. Внутри капелла состоит из двух уровней: на верхнем уровне напротив алтаря расположена трибуна, где во время мессы находился король, появлявшийся там прямо из своих личных апартаментов. Верхняя галерея предназначалась также для членов королевской семьи и важных особ двора. Нижний этаж был отведен для всех остальных придворных. Опоры нефа украшены барельефами с изображенными на них эпизодами из описания Страстей Христовых. Пол капеллы выложен узорами из нескольких пород мрамора различных оттенков.


За Мраморным двором (вымощенным мрамором) находится самая старая часть здания - дворец, построенный Людовиком 13, к которому позднее пристраивались новые флигели и крылья. Во дворце можно осмотреть парадные и частные апартаменты. Парадные апартаменты служили для приемов, аудиенций и встреч придворных.

План расположения основных внутренних апартаментов Большого Королевского дворца
1. Королевский внутренний двор; 2. Апартаменты дофина, наследника трона; 3. Комнаты "Mesdames" дочерей Людовика XV; 4. Королевская часовня; 5. Галереи 17-го столетия; 6. Королевская опера; 7. Галерея битв; 8. Салон Геркулеса (Геракла); 9. Салон Изобилия; 10. Салон Венеры; 11. Салон Дианы; 12. Салон Марса; 13. Салон Меркурия (Гермеса); 14. Салон Апполона; 15. Салон Войны; 16. Зеркальная галерея; 17. Салон Мира; 18. Спальня королевы; 19. Дворянский салон; 20. Зал для совместных обедов или Вестибюль королевы; 21. Зал стражи или Зал гвардейцев; 22. Салон "Бычий глаз" или второй вестибюль; 23. Спальня короля; 24. Кабинет королевского совета.
Здесь есть что посмотреть, но мы задержимся только в некоторых залах.


Потолки замка всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль. Сегодня об утраченном интерьере лестниц можно составить представление по гравюрам.
САЛОН МАРСА


Военный дух в декоре этого зала объясняется тем, что первоначально здесь был зал Караула. При Людовике XIV этот зал обставили великолепной серебряной мебелью, которая в 1689 году была отправлена не переплавку в целях обеспечения военных расходов Аугсбургской Лиги.

В центральной части плафона «Марс на колеснице, запряженной волками» работы Одрана, по обе стороны картина Жувене «Геркулес поддерживает Победу» и «Ужас, Страх и Кошмар, овладевающие силами Земли» кисти Рене Антуана Уасса. На стенах висят знаменитые полотна Шарля Лебрена: «Пилигримы Эммаюса» и «Семейство Дария перед Александром». В эпоху Людовика XIV этот художник выполнил убранство алькова в спальне Короля. Сбоку, один напротив другого висят портреты Людовика XIV работы Л. М. Ван Лоо и Марии Лещинской кисти К. Ван Лоо.
САЛОН МЕРКУРИЯ



В 1682 году, когда двор и правительство официально переехали в Версаль, салон Меркурия служил парадной спальней, в которой была установлена кровать с расшитыми золотом покрывалами. По вечерам в нем устраивались игры для членов королевской семьи. Игры весьма ценились в Версале, они часто велись на деньги и придворные нередко разыгрывали крупные ставки. На стенах, обитых великолепной парчой, картины мастеров, в том числе Тициана (сегодня они выставлены в Лувре).
Единственно сохранившийся предмет обстановки знаменитые напольные часы, подаренные Людовику XIV в 1706 году часовых дел мастером Антуаном Мораном.
САЛОН АПОЛЛОНА


Этот салон, в котором первоначально был тронный зал, и куда вели Большие королевские покои, отличался необыкновенным великолепием. Драпировка в нем менялась в зависимости от времени года. Зимой восемнадцать термов с корзинами на голове, вышитые золотом и серебром, перемежались с темно-красными бархатными драпировками. Летом их заменяли вышивки золотыми и серебряными нитками. Трон стоял в глубине зала на возвышении, покрытом персидским ковром золотистых тонов, балдахин крепился на крюках, три из которых можно видеть и сегодня. Вечерами здесь часто устраивались танцевальные и музыкальные спектакли. Король сам с удовольствием принимал в них участие. Плафон с изображением колесницы Аполлона произведение Шарля де Лафоса, ученика Лебрена.
САЛОН ДИАНЫ



Убранство салона посвящено богине Диане. Над камином - полотно кисти Шарля де Лафос "Принесение в жертву Ифигении". В этом салоне при Людовике XIV играли в бильярд. Здесь стоял большой стол, покрытый малиновым бархатным ковром с золотой бахромой. Придворные дамы усаживались вокруг, на возвышении, что позволяло им следить за игрой и апплодировать успехам короля.
ЗАЛ ВОЙНЫ



Зал Войны посвящен победам Людовика XIV над соседними державами во время Голландской войны. В 1678 году Мансар приступает к строительству салона Войны. Декор, законченный Лебреном уже в 1686 году, воспевает военные победы, завершившиеся Нимвегенским миром. На стенах мраморная отделка с шестью украшениями в виде трофеев и сложенного оружия из позолоченной бронзы. В центре плафона, расписанного Лебреном, Вооруженная Франция, восседающая на облаке в окружении своих Побед
ЗАЛ МИРА


Убранство его пронизано духом спокойствия и мира, который наступает после войны, представленной в Зале Войны и Зеркальной галерее. Над камином- картина Франсуа Лемуана, изображающая Людовика XV, приносящего мир Европе (он преподносит Европе оливковую ветвь). Расположенный по другую сторону Зеркальной галереи, Салон Мира по своей мраморной отделке сочетается с Салоном Войны. Зал этот смежный с покоями королевы, поэтому он часто использовался для игр. Супруга Людовика XV, Мария Лещинская, часто устраивала здесь концерты духовной или светской музыки.
ЗЕРКАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ





В Зеркальной галерее придворные собирались в надежде увидеть короля, когда он каждое утро направлялся в часовню (часто этим пользовались для подачи прошений). В галерее проводились особо торжественные аудиенции, для этого в ней устанавливался серебряный трон. Галерея была также местом пышных празднеств, балов, которые устраивались в честь королевских бракосочетаний. Зал длиной 75 метров и шириной 10,5 метров. Семнадцати арочным окнам, выполненным во всю высоту продольной стены, вторят расположенные на противоположной стене зеркала в бронзовых оправах, аналогичные по форме и размерам. Усиленный обилием зеркал, позолоты и хрусталя солнечный свет насыщает галерею каким-то особенным, только ей присущим сиянием и прозрачностью. Свод галереи покрыт монументальными росписями кисти Шарля Лебрена, на которых изображены наиболее значительные события первых 17 лет царствования Людовика XIV. В 1871 году в Зеркальном Зале Версаля была провозглашена Германская империя.
КОМНАТА КОРОЛЕВЫ



Покои Королевы, многие комнаты которых выходят на Южный партер, расположены симметрично Большим королевским покоям. Вплоть до падения Дореволюционной монархии покои Королевы неоднократно перестраивались. Главным залом покоев королевы была ее комната. По утрам, после утреннего туалета, Королева давала здесь аудиенции. Первоначально этот зал принадлежал королеве Марии Терезии. Комната восстановлена в том виде, в каком ее навсегда покинула Мария Антуанетта 6 октября 1789 года. Ткани реставрированы по образцам шелков, выполненных в 1787 году для отделки летнего мебельного гарнитура. Слева от кровати стоит столик для драгоценных украшений работы мастера Швердеггера, изготовленный для королевы в том же 1787 году.
ДВОРЯНСКИЙ САЛОН



В этом салоне Королева давала аудиенции, он соответствует Тронному залу и второму аванзалу Короля. После рождения второго сына, герцога Нормандского и будущего Людовика XVII, Мария Антуанетта заказала своему архитектору переделать декор. Стены обтянули шелком цвета зеленых яблок, по краям украшенным золотыми галунами. Декоративный ансамбль дополнял камин из синего с белыми прожилками мрамора и зеркала в бронзовом обрамлении работы Гутьера. Именно в это время в салоне устанавливаются комоды и угловые шкафы из мастерской Ризнера, а также гобеленовый портрет Людовика XV. В этом зале королева принимала иностранных послов либо проводила время со своими приближенными.
ЗАЛ КОРОНОВАНИЯ


Давид Жак Луи Посвящение Наполеона I в императоры и коронация императрицы Жозефины в соборе Нотр-Дам в Париже 2 декабря 1804 года
Этот зал названием своим обязан картине Давида, который запечатлел момент коронования Наполеона I, она была перенесена в этот зал по приказу Луи-Филиппа. С 1676 по 1682 год здесь находилась дворцовая часовня, впоследствии это место отводится под Большой караульный зал. Именно в нем ежегодно в Великий четверг проводилась церемония Тайной Вечери, во время которой коленопреклоненный монарх Франции торжественно совершал обряд омовения ног тринадцати мальчикам из бедных семей. Начиная с эпохи Луи-Филиппа, зал украшают три большие композиции. «Коронование Императора» и «Присяга войска императору после раздачи орлов 5 декабря 1804 года » были заказаны Наполеоном Давиду. Установленная в центре зала колонна из севрского фарфора и бронзы заказ Наполеона в память о битве при Аустерлицем.
ЗАЛ 1972 ГОДА

Комната, сегодня называемая Залом 1792 года, первоначально была проходной, по которой можно было попасть из Большого караульного зала на Лестницу Принцев крови, а затем в Южное крыло. Живописные полотна, украшающие стены, вызывают в памяти военные походы 1792 года.
ГАЛЕРЕЯ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ






Решение о создании этого Музея истории Франции принял Луи Филипп. В этом огромном зале представлены 14 веков истории Франции - от короля франков Хлодвига до Наполеона I. Галерея сооружена в 1833 году на месте апартаментов, которые занимали братья и дети короля. Насчитывающая 120 метров в длину и 13 метров в ширину, эта галерея занимает весь второй этаж Южного крыла. Собранная в ней коллекция картин большого формата хранит память о главных военных походах в истории Франции. В галерее размещены 33 картины и 82 бюста.
САЛОН БОЛЬШОГО СТОЛОВОГО ПРИБОРА


В XVIII веке здесь ужинали Король и Королева в присутствии придворных, откуда и пошло название Большого столового прибора. Вместе с тем, его называли также приемной Королевы. В самом деле, посетители, которым Королева назначила аудиенцию, ожидали в этом зале приглашение пройти к государыне в Комнату Королевы. Кроме этого, в этом зале давались театральные представления. В 1671 году в нем была установлена небольшая разборная сцена. Позднее Мария Антуанетта распорядилась пристроить к восточной стене ложу для музыкантов, а во время бальных вечеров ложный потолок скрывал расписанные стены. Центральная часть плафонной росписи работы Клода Виньона не сохранилась, ее заменили старинной копией картины «Шатер Дария», принадлежащей кисти Ле Бруна.
АВАНЗАЛ С ОВАЛЬНЫМ ОКНОМ ИЛИ САЛОН «БЫЧИЙ ГЛАЗ»


Ежедневно в этом зале, убранство которого завершилось лишь в 1701 году, у дверей в Комнату Короля придворные ожидали, когда наступит момент церемонии «утреннего вставания» или «вечернего отхода ко сну». Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти.
Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе, а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля.
КОМНАТА КОРОЛЯ

Спальня Людовика XIV. Из альбома фотогравюр Versailles et Trianons. 1910-е гг.

Во время Людовика XIII в этой комнате находился центральный салон, отделявший покои короля от покоев Королевы; в 1684 году он превращается в салон для одевания Короля, и только в 1701 году здесь располагается комната Короля. Художественное оформление спальни отличается богатством и пышностью. Оно включает в себя не только позолоченную резьбу по дереву и тяжелую парчу, вышитую золотом, но также и картины, написанные такими великими художниками как Валентен, Ван Дейк, Доменикино и Ланфранко. Западная стена комнаты стала альковом, в которой расположили кровать. Здесь 1 сентября 1715 года скончался Людовик XIV. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.
КАБИНЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

В начале он был разделен на две комнаты. В первой из них собирался Совет Министров, а в Банном кабинете стояли шкафы, в которых хранились королевские парики, откуда пошло второе название «кабинет Париков». В 1755 году Людовик XV приказал своему архитектору соединить оба кабинета в один. В нем стал регулярно заседать Совет Министров. В этом кабинете Король мог также давать личные аудиенции.
СПАЛЬНЯ ЛЮДОВИКА XV



Альков в ней, когда-то отделенный позолоченной балюстрадой и обтянутый шелковой камчатой тканью с золотыми броше, это последний сохранившийся предмет из «летнего гарнитура». 10 мая 1774 года в этой комнате скончался Людовик XV.
КАБИНЕТ С ЧАСАМИ


В 1760 году здесь устанавливаются знаменитые напольные астрономические часы Пассмана, Дотье и Каффьери, а в 1775 году барометр Лемера и Мазьера.
КАБИНЕТ ДЕПЕШ


Заднему кабинету Людовика XV дали новое название - Кабинет депеш, однако, Людовик XVI продолжал по-прежнему использовать эту комнату как повседневный кабинет, подобно своему деду.
КАБИНЕТ ЗОЛОТОГО СЕРВИЗА


Здесь ранее располагался Внутренний кабинет Мадам Аделаиды. За ним находится бывший банный кабинет Людовика XV, перестроенный для Людовика XVI в "кабинет с Сейфом".
ФАРФОРОВАЯ СТОЛОВАЯ



Под Рождество Король устраивал в этом зале ежегодные выставки новинок Севрской фарфоровой мануфактуры.
ИГРОВОЙ САЛОН

На месте Кабинета Медалей Людовика XIV находится Игровой салон. Начиная с 1775 года Людовик XVI решил перестроить эту комнату и декорировать ее заново.
Фарфоровая столовая, Зал бильярда и Игровой салон использовались для ужинов, которые устраивали Людовик XVI и Мария-Антуанетта для своих друзей и некоторых членов королевской семьи.
СТОЛОВАЯ «ВОЗВРАЩЕНИЙ С ОХОТЫ»

В 1750 году столовая заменяет находящиеся здесь банные кабинеты Людовика XV. В этой столовой, по возвращении с охоты монарх ужинал с избранными гостями.
ВНУТРЕННИЙ КАБИНЕТ КОРОЛЯ


Становится рабочим кабинетом лишь в 1753 году. В 1738 году Людовик XV распорядился установить в комнате камин из итальянского красно-бурого мрамора. Одновременно он заказывает мастеру краснодеревщику Годро комод для хранения медалей, отделанный позолоченной бронзой. А еще через два года краснодеревщик Жубер дополняет обстановку зала двумя угловыми шкафами, выполненными в том же стиле, что и комод. Затем, в 1760 году, Людовик XV заказывает мастеру Эбену знаменитое бюро секретер с круглой крышкой, которое можно видеть в центре зала. Портьеры и обивку стульев из мастерской Фолио заново выткали по сохранившимся образцам малиновой дамасской ткани с золотыми галунами, что позволило воссоздать в этом кабинете одну из наиболее полных обстановок во всем Версальском замке.
БИБЛИОТЕКА



Оборудованна в 1774 году по восшествию на трон Людовика XVI. Это первое по времени творение архитектора Жак Анжа Габриеля.
ЗОЛОТОЙ КАБИНЕТ


Кабинет называется так из-за обилия золотой отделки. Эти апартаменты обустроил Людовик XV для своей супруги за ее парадными комнатами. Именно здесь королева могла отдохнуть от церемоний, выдержать которые было иногда очень сложно. Позже Мария Антуанетта переоборудовала комнаты по своему вкусу
ЛЕСТНИЦА ПРИНЦЕВ


Эта лестница, которая сохранила большую часть своего украшения семнадцатого века, соединяет первый этаж и этаж южного крыла принцев, на котором жили некоторые члены королевской семьи и принцы крови.
АПАРТАМЕНТЫ МАРИИ - АНТУАНЕТТЫ

Мария Антуанетта, Джозеф Дюкре, 1769 год.

Кабинет "Меридиан"
Кабинет "Меридиан", расположенный на первом этаже, вероятно, самых уютный из личных апартаментов Марии-Антуанетты. Это элегантный восьмиугольный будуар. Современная обстановка была создана в 1781 году по рисункам Ричарда Mique. Работы по дереву братьев Руссо. Великолепные бронзовые украшения вокруг дверей богаты королевскими символам - Королева(орел Австрии) или Король(Символ орла Юпитера), любовь(роза, сердца со стрелами), брак (павлины, атрибуты богини брака Юноны) или материнства (дельфины). Этот салон был предназначен для послеобеденного отдыха королевы. Круглый столик, который можно увидеть на фотографии был изготовлен из окаменевшего дерева на ножке с золочеными бараньими головами - это был подарок Марии Антуанетте от сестры Марии Анны Габсбургской. Именно в этом зале Мария-Антуанетта выбирала одежду, которую она будет носить в этот день.


Библиотека
Раньше это была комната живописи Мари Лещинской. В 1772 году она была превращена в библиотеку новой королевы.

Малые апартаменты
Раньше это были апартаменты принцесс Луизы и Софии, но Мария - Антуанетта переоборудовала их под свои Малые апартаменты, которые включали салон, спальню, вестибюль и ванную комнату.

Ванная комната

Комната отдыха после купания<


Зал для игры в бильярд


Столовая
Малые апартаменты королевы находятся на первом этаже Версальского дворца, где Мария - Антуанетта обосновалась в 1782 году. Разразившаяся Великая французская революция и последовавшая казнь не позволили ей увидеть конечный результат своих трудов. Но известно, что в ванной комнате скульптурный декор был в виде белых арабесок на серо-голубом фоне, пол был выложен плитами из черного и белого мрамора, а горячая и холодная вода поступали в ванну при помощи кранов в форме двух лебединых шей, украшенных листьями и розочками. Вся мебель ванной комнаты исчезла во время Революции, а в 1830-е годы король Луи-Филипп приказал разрушить Малые апартаменты и устроить в освободившихся помещениях Музей истории Франции. Работы по реставрации ванной комнаты Марии - Антуанетты начались лишь в 1984 году.
АПАРТАМЕНТЫ ДОФИНА (НАСЛЕДНИКА ТРОНА) И ДОФИНЫ (ЕГО ЖЕНЫ)

прихожая

Большой кабинет дофина


Спальня дофина

Библиотека дофина

прихожая дофины

Большой кабинет дофины

Спальня дофины
Здесь Мария-Жозефина де Саксе, жена сына Людовика XV родила трех будущих французских королей: Людовика XVI, Людовика XVIII и Карла X. Ничего из изначального декора этой комнаты не сохранилось кроме картины над дверью.
АПАРТАМЕНТЫ МАРИИ АДЕЛАИДЫ ФРАНЦУЗСКОЙ

Жан-Марк Наттье -- Аделаида Французская (1732-1799), Мадам Аделаида

Большой кабинет



гостиная

вторая гостиная
Мария Аделаида Французская - четвёртой дочерью и шестым ребёнком короля Франции Людовика XV и его супруги королевы Марии Лещинской. Она пережила всех девятерых своих братьев и сестёр. Она была хранителем архива дофина Людовика Фердинанда (умершего в 1765 году) и дофины (скончавшейся в 1767 году), в котором находились наставления новому королю Франции.
АПАРТАМЕНТЫ ВИКТОРИИ ФРАНЦУЗСКОЙ

Мария Луиза Тереза Виктория Французская

Первая прихожая

Вторая прихожая


Большой кабинет



Спальня

Библиотека
Принцесса Виктория Французская - седьмой ребёнок и пятая дочь короля Франции Людовика XV и королевы Марии Лещинской. При дворе известна как Мадам Виктуар. Принцесса не любила своего отца за его постоянные измены матери. Она открыто критиковала фавориток Людовика Мадам де Помпадур и Мадам Дюбарри. Считаясь самой красивой дочерью короля, она никогда не выходила замуж.
АПАРТАМЕНТЫ МАРКИЗЫ ПОМПАДУР

Портрет маркизы де Помпадур


гостиная


спальня

В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и развлечениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен Олений парк.
АПАРТАМЕНТЫ МАДАМ ДЮБАРРИ


прихожая

столовая

игровая комната

кабинет

спальня
Жанна Дюбарри стала последней в знаменитой плеяде французских королевских фавориток XVII—XVIII веков. Последней, кто мог влиять на судьбы страны, влияя на настроения одного человека — монарха. Король переселил ее в комнаты, которые располагались непосредственно над его апартаментами. Свои комнаты, особенно спальню, она, напротив, украшала с расчетливой тяжелой роскошью, чтобы ее живость и веселость в этом контрастном интерьере еще больше провоцировали чувственность Людовика — он как бы попадал в комнату невинного шаловливого подростка и альков дорогой куртизанки одновременно.
КОРОЛЕВСКАЯ ОПЕРА


Оперный зал Версаля полностью состоит из деревянной отделки. Он изначально был задуман как придворный театр и не предназначался для большой зрительской аудитории, рассчитан на немногим более чем 700 мест. В декоре театра, построенного лишь в 1770 году, преобладают золотой, розовый и зеленый цвета. Впервые он использовался для проведения свадебного бала короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Он славится тем, что содержит уникальную механическую систему, поднимающую пол на уровень сцены. В наши дни оперный зал Версаля до сих пор используется для организации концертов и оперных постановок.

Уже в 1801 году Версаль получил статус музея и был открыт для посетителей, с 1830 года музеем стал весь комплекс версальских сооружений, а в 1979 году здание было внесено в список Всемирного наследия – таким образом, ЮНЕСКО признало значимость и ценность дворца. Версаль давно стал символом роскоши, безупречного вкуса, королевского величия и неограниченной власти. Посетить Версальский дворец и воочию увидеть парадные залы, по которым проходили блистательные свиты придворных, сопровождавшие своих сюзеренов, стремятся ежегодно миллионы туристов.

Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии. Однако прямых подражаний ему не имеется.

Информация для туристов
Будущим посетителям важно знать, что с начала апреля до конца октября Версальский дворец и Трианоны открыты с 9:00 до 18:30. Гулять по парку и садам вы можете каждый день с 8:00 до 20:30. Весь комплекс всегда закрыт по понедельникам. Посещения Версальского дворца и Трианон обойдется приблизительно в 18 евро. При этом любоваться величественными парками и садами можно абсолютно бесплатно.
Основной способ попасть в Версаль из Парижа – поезда системы RER, линия C, станция Versailles Rive Gauche. От остановки до входа в комплекс около 10 минут пешком.
Есть прямой автобус от станции метро Pont de Sevres, его номер – 171, остановка – конечная.
блог Сударушки
|
|

|