
Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Расположенные к западу от дворца, сады Версаля занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром.

Большой любитель природы, Людовик XIV настолько обожал свое версальское детище, что даже оставил после себя "особую манеру демонстрировать сады Версаля". Он заказал серию картин с версальскими пейзажами и повелел соорудить для себя специальную каталку для прогулки по садам, когда у него случались приступы подагры.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».
БАССЕЙН ЛАТОНЫ

Черпая вдохновение в «Метаморфозах» Овидия, братья Марси, авторы скульптур, украшающих этот фонтан, иллюстрировали античный миф о Латоне, соблазненной Юпитером, которая родила близнецов Аполлона и Диану. В скульптурном ансамбле фонтана Латона, окруженная своими детьми, молит Юпитера защитить ее от ликийских крестьян, осыпающих ее оскорблениями. Чтобы утешить возлюбленную и наказать виновных, Юпитер превращает крестьян в ящериц и лягушек.

За партером Латоны на 335 м в длину и 64 м в ширину раскинулся Зеленый газон (иначе называемый Королевской аллеей или Зеленым ковром). С него взору открывается вся перспектива Большого канала. С двух сторон эту длинную аллею обрамляют двенадцать статуй и столько же ваз. Большинство из них выполнены в XVII веке в Риме учениками Французской Академии Художеств.

Зеленый газон плавно спускается к вырытому в 1636 году бассейну, который был перестроен в эпоху Людовика XIV.
ФОНТАН АПОЛЛОНА

Фонтан возведен между 1668 и 1671 годом на месте Лебединого бассейна времен Людовика XIII. Людовик XIV распорядился расширить его площадь и украсить роскошным скульптурным ансамблем из позолоченного свинца, в котором, по эскизам Шарля Лебрена, Жан-Батист Тюби изобразил бога Аполлона, ведущего свою колесницу освещая небо. Аполлон предстает сидящим в колеснице, запряженной четверкой горячих коней. Колесница рассекает воды океана, окружающего грот Фетиды, в котором Аполлон провел ночь. Бог света обращен лицом к замку, к королю, к восходу солнца.

За фонтаном простирается Большой канал, который строился почти тринадцать лет. Длина канала - 1650 м, ширина - 62 м, длина поперечного канала составляет 1013 м. Во времена дореволюционной Франции Большой Канал использовался для грандиозных лодочных прогулок. Помимо праздничного и декоративного назначения садов, Большой Канал также имел сугубо практическую роль. Расположенный в самой низкой точке садов, в нем скапливалась вода, отводимая из фонтанов в саду выше.
ФОНТАН ПИРАМИДА

В конце центральной аллеи находится фонтан «Пирамида» работы Жирардона, состоящий из четырех мраморных чаш, поставленных одна на другую, чаши поддерживают свинцовые тритоны, дельфины и раки.
БАССЕЙН ДРАКОНА

Водная аллея упирается своим полукруглым краем в бассейн Дракона, символизирующий миф о схватке Аполлона со змеем Питоном, в которой Аполлон побеждает Питона; змей окружен дельфинами, вооруженными луком и стрелами амурами, храбро восседающими на спинах лебедей. Главная струя этого фонтана поднимается на высоту 27 метров. Скульптуры, которые можно видеть сегодня, являются копиями основательно пострадавших от времени и непогоды оригинальных композиций братьев Марси.
ОРАНЖЕРЕЯ ВЕРСАЛЯ




Оранжерея, над которой расстилается Южный партер, была построена в период с 1684 по 1686 годы архитектором Ардуэном-Мансаром. Центральный проход оранжереи обрамлён с двух концов боковыми галереями, которые сверху накрыты «Лестницей ста ступеней». Всё внутреннее помещение освещается через большие арочные окна, кругом выходящие в Нижний партер. В зимнее время в оранжерее хранилось более 3000 апельсиновых, лимонных и гранатовых деревьев, которые в теплое время выносились наружу. Пальмы здесь были установлены только в XIX веке. С западной стороны главная галерея заканчивается небольшой надстроенной ротондой, двери которой открываются на аллею Бахуса.


Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.
БОСКЕТ РОКАЙЛЬ


Построенный в 1681-1683 годах боскет «Рокайль» назывался при Людовике XIV «бальной залой», поскольку в центре него находилась мраморная площадка для танцев. В праздничные вечера гости усаживались на ступеньки зеленого амфитеатра, а музыканты располагались над каскадом.
ПАВИЛЬОН КОЛОННАДА


Павильон «Колоннада», созданный архитектором Ардуэном-Мансаром, начал строиться в 1685 году и долго служил концертным залом. В центре павильона располагается скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину», копия с оригинала Жирардона.
ФОНТАН ЭНКЕЛАД

Фонтан «Энкелад» был реализован Гаспаром Марси в 1675 -1677 годах из свинца, первоначально покрытого позолотой. Сюжетом послужила легенда о погребении Титанов под каменными глыбами Олимпа, на который они, несмотря на запрет Юпитера, собрались взобраться. Скульптор изобразил гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью.
БОСКЕТ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре. В 1676 году этот боскет расширили и декорировали в честь победы Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета. Боскет пережил реконструкции, но был засажен новыми растениями в 1830 году и фонтаны закрыли.
ГРОТ АПОЛЛОНА



«Грот Аполлона» пережил несколько реинкарнаций. Впервые этот боскет был создан по подсказке мадам де Монтеспан. Здесь был поставлен знаменитый шуточный фонтан «Дерево». При приближении он окатывал посетителей струями воды из листьев и ветвей. Чуть позднее «Дерева» появились аналогичные розовые кусты. В начале XVIII в. боскет был совершенно переделан. Во времена Людовика XVI весь боскет был перепланирован в пейзажном стиле. Грот получил обрамление из камня, а водоем принял свободные очертания. Его украшают скульптурные группы «Нимфы Аполлона» и «Кони Аполлона».
БОЛЬШОЙ ТРИАНОН


Большой Трианон, прежде Мраморный Трианон — дворец на территории Версальского парка, сооружение которого было поручено архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару. В облицовке стен использован белый камень, пилястры выполнены из лангедокского розового мрамора, откуда и произошло его изначальное название «Мраморный Трианон».

В дворцовый ансамбль «Большой Трианон» входит дворец, большой двор и садово-парковый комплекс с водоёмами. При въезде в комплекс открывается большой двор, курдонёр, который окаймляется зданием, состоящим из двух крыльев, связанных между собой крытой галереей с колоннами, носящей название «Перистиль».

В разное время, дворец Большого Трианона служил местом жительства или гостевой резиденцией для членов королевской семьи Франции и других стран, в числе которых были Людовик XIV, Пётр I а также Мария Лещинская. Впоследствии, в этом дворце размещались Президент Франции Шарль де Голль, а также главы зарубежных государств, посещавших Францию с официальными визитами.


Входя в курдонёр Большого Трианона, проходим через низкую решётку ограждения. В глубине двора видна лоджия, подчёркнутая восемью колоннами, выполненными из зелёного и красного пиренейского мрамора. Лоджия связывает северное и южное крыло.

Франсуа Жерар. Наполеон в коронационном одеянии.
Наполеон I сделал Большой Трианон одной из своих резиденций, его некоторые залы заново обставили и часть из них сменила название (Родниковый салон мадам Ментенон, например, стал Топографическим кабинетом Императора; Малахитовый салон получил наименование по размещённым в нём украшениям, подаренным Александром I Наполеону), а другие подверглись более существенным изменениям).

прихожая

Коридор Гравюр
АПАРТАМЕНТЫ ИМПЕРАТРИЦЫ

Залы в этой части южного крыла занимал король Людовик XIV в период с 1691 по 1703 год. В 1703 году монарх уступил эти апартаменты своему сыну, Великому Дофину.



Являясь спальней короля-солнце, этот салон сохранил своё оформление, в котором имеются коринфские колонны и красивая скульптурная мозаика на деревянных стенных панелях. Впоследствии этот салон стал спальней герцогини Беррийской, и доставленная для неё мебель сохранилась вплоть до наших дней. Исключением является кровать, которая прежде чем попасть сюда, находилась во дворце Тюильри в покоях Наполеона и на которой в 1824 году скончался его преемник Людовик XVIII. В Большой Трианон эту кровать перевезли для супруги короля Луи-Филиппа I, Марии Амалии. Она стала последней жительницей Большого Трианона.
ЗЕРКАЛЬНЫЙ САЛОН


В период когда эти апартаменты занимал Людовик XIV, это помещение служило Залом Совета. Расположенный в самом углу южного крыла, этот салон имел самые замечательные виды на Большой канал и на Версальский дворец. Этот салон сохранил своё первоначальное оформление интерьера, однако его мебель была продана в эпоху революции и Наполеону пришлось поставить новую. В период с 1810 по 1814 год здесь располагался Большой кабинет второй супруги Наполеона, императрицы Марии-Луизы.
САЛОН ЧАСОВНИ



В салоне Часовни (освящённой 29 августа 1688 года), расположенном в наше время представлены портреты Людовика XV и Марии Лещинской в полный рост работы Жана Батиста Ван Лоо. Углубление, которое можно заметить в стене напротив среднего окна, указывает на место расположения алтаря, не сохранившегося в наше время.
ПЕРИСТИЛЬ


Перистиль Большого Трианона — это крытая галерея с колоннами, связывающая южное крыло дворца с северным, а также двор с садами. Со стороны курдонёра галерея образована открытой аркадой, а со стороны садов — колоннадой. Поначалу, в проекте Жюля Ардуэн-Мансара аркада со стороны курдонёра имела деревянные двери, из-за чего со двора сад не был виден. Однако Людовик XIV уже во время строительства решил оставить арочные просветы открытыми. Перистиль застеклили при Наполеоне I в 1810 году и это остекление существовало сто лет, вплоть до 1910 года.
КРУГЛЫЙ САЛОН

Этот салон также носил имя «Салон с колоннами», поскольку в этой гостиной имеется восемь колонн. Поначалу он салон служил проходом в главные апартаменты Людовика XIV. Справа от камина замаскирована лестница, по которой музыканты поднимались на трибуну, выходящую в следующий зал, где устраивались королевские ужины. Эта гостиная была перепланирована в 1750 году и в эпоху короля Людовика XVI служила дворцовой часовней. В период Первой империи здесь было устроено караульное помещение, а при Луи-Филиппе этот салон занимали секретари.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН



Этот салон служил передней для апартаментов короля Людовика XIV. Здесь накрывался ужин короля с музыкальным сопровождением. Музыканты размещались на антресоли выше дверей; в случае хорошего настроения короля их можно было видеть, в противном случае ставни на антресоль закрывали. В период правления Наполеона I эта гостиная служила офицерским салоном, а при Луи-Филиппе — бильярдной. В этом салоне можно видеть примечательные деревянные обшивки стен, а также стулья, украшенные гобеленами Бове.
СЕМЕЙНЫЙ САЛОН ЛУИ-ФИЛИППА


Салон был создан по распоряжению Луи-Филиппа путём объединения двух существующих залов. Король и его семья собирались по вечерам в этой гостиной, оформленной в духе той эпохи: столики для игр и рукоделия, кресла и диваны, обитые жёлтой канителью с голубым мотивом.
МАЛАХИТОВЫЙ САЛОН


Название этой гостиной происходит от предметов из малахита, подаренных Наполеону русским императором Александром I и установленных в большом салоне Императора.
ГАЛЕРЕЯ КОТЕЛЛЯ


В галерее Котелля насчитывается 11 стеклянных дверей и 5 окон. Она названа по имени художника Жана Котелля, который выполнял портреты и миниатюры для короля Людовика XIV. Его кисти принадлежит 21 из 24 полотен, представленных в галерее. На этих картинах зафиксировано состояние боскетов в садах Версаля и Трианона, по состоянию на 1687 год, причём некоторые из боскетов в наше время уже не существуют.


Наполеон I весьма прохладно относился к изображённым на картинах нимфах и путти и намеревался разместить здесь полотна, изображающие его воинские подвиги, но ему не хватило времени. Луи-Филипп I передал эти картины в Версаль. Только в 1913 году эти полотна вернулись в свою первоначальную галерею

спальня императора
Спальня Императора была оформлена при Людовике XV существующей и поныне деревянной обивкой. Она была обставлена в стиле Ампир и там же воссозданы красивые шелковые ткани из светло-жёлтого муара, с мотивами из лиловой и серебристой парчи. Их выткали в Лионе в 1807 году для Жозефины и потом, в 1809 году, заново использовали здесь для Наполеона.

Личный кабинет

Садовый салон

Топографический кабинет Императора



Спальня бельгийской королевы, дочери Луи-Филиппа

Семейный салон Императора


Прихожая малых апартаментов Императора
ЛЕСНОЙ ФЛИГЕЛЬ ТРИАНОНА

Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору. Флигель был распланирован без анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, который соединял все помещения флигеля.

Бильярдный салон эпохи Людовика XIV при Луи-Филиппе преобразовали в часовню. 17 октября 1837 года там проходила свадебная церемония второй дочери Луи-Филиппа Марии Орлеанской и Александра Вюртембергского.

В 1963 году Шарль де Голль распорядился привести в порядок помещения флигеля, чтобы устроить здесь резиденцию Президента Французской Республики и его гостей. Приём гостей Президента проводился здесь вплоть до 1992 года, а в 2009 году эти помещения вернули в распоряжение музея и Версаля. Ныне кабинет генерала де Голля также демонстрируется публике.
МАЛЫЙ ТРИАНОН

Малый Трианон расположенный на землях Версальского дворца. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 годах. Мадам де Помпадур скончалась в 1764 году, не успев увидеть дворец в законченном виде. Вместе с королем Малый Трианон открывала его новая фаворитка графиня Дюбарри.

В облике дворца нашел отражение архитектурный стиль, получивший название «палладианство» в честь итальянского архитектора Андреа Палладио, который возродил к жизни принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с ее следованием симметрии и учетом перспективы.

часовня
Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве. Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Трианон - это миниатюрный придуманный мир. Символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство. Всё здесь подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения.

Кухня
Здание было спроектировано так, чтобы максимально уменьшить взаимодействие между гостями и слугами. Задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены.


Зал со толовым серебром и посудой
На первом этаже представлены духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта.

Гостиная с любимым развлечением Марии-Антуанетты – бильярдом.


В апартаментах королевы воссоздан декор, соответствующий саду, разбитому возле дворца. Посетители увидят будуар Марии-Антуанетты с "движущимися зеркалами", библиотеку, ванную комнату, апартаменты короля, комнаты фрейлин.



Спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба и Жан-Анри Ризенера .


гостинная

Комната фрейлин
Третий этаж Малого Трианона посвящен другим женщинам, которые некогда жили во дворце. Там выставлены мебель и вещи дочери Марии-Антуанетты - мадам Руаяль, племянницы Марии-Антуанетты - императрицы Марии-Луизы и супруги Наполеона III - императрицы Евгении.

Комната Марии Терезы Шарлотты Французской

Комната Елизаветы Филиппи́ны Мари́ Эле́н


Комната Марии-Луизы Австрийской

Комната Елены Мекленбург-Шверинской



апартаменты Людовика XVI

Самодеятельные театральные представления труппы, состоявшей из придворных и королевы, устраивали театра. От дворца к театру вела галерея в виде трельяжа, которая благодаря сплетенным ветвям кустарников защищала посетителей от летнего зноя. Строгий центральный фасад театра украшают лишь две колонны ионического ордера и треугольный фронтон с барельефом.



Вся внутренняя отделка здания выполнена из искусственных материалов. Пространство сцены гораздо шире театрального зала. В свое время за сценой находились замысловатые механизмы, отвечавшие за смену декораций. Плафон украшает копия полотна Ж.-Ж.Лагрене «Аполлон среди муз и граций».


Пейзажный парк украшают разного рода беседки. На одном из островков посреди пруда был построен Павильон скалы, или Бельведер, напоминающий изящную восьмиугольную бонбоньерку. Он представляет собой восьмиугольное здание с четырьмя дверями. К каждой двери идет лестница, по бокам которой расположены сфинксы.

Пол павильона был выложен мраморной мозаичной плиткой. Стены отделаны под мрамор и расписаны арабесками кисти Лериша. Лагрене изобразил на куполе невесомый небесный свод с плывущими облаками.


В стороне от дворца, окруженный небольшой речушкой возвышается Храм любви, представляющий собой открытую круглую колоннаду, которую венчает невысокий купол. Колоннада расположена на платформе, состоящей из семи ступеней. Под куполом находится копия скульптуры Э.Бушардона «Амур, вырезающий себе лук из палицы Геркулеса», оригинал которой хранится в Лувре.



В 1750 году архитектор Габриель возводит Французский павильон. Людовик XV любил здесь отдыхать после визитов зверинца, которые он лично сопровождал.
Крестообразной формы павильон состоит из 4 кабинетов, лучами отходящих от центрального круглого салона. Снаружи павильон прост и очарователен.

Прохладный павильон построен для Людовика XV и мадам де Помпадур по проекту Анжа Жака Габриэля.

По желанию Марии-Антуанетты на территории окружающего дворец английского пейзажного парка появилось несколько новых сооружений под общим названием «Деревушка королевы». Вокруг искусственного пруда были сгруппированы двенадцать крытых соломой домиков, рядом с которыми находились грядки.

Голубятня

Дом охраны
Королева любила уединяться там с детьми и немногими приближенными. Английский сад гармонично переходил в деревню, будучи отделен от нее рвом. Покой и идиллию деревенской жизни королевы охранял швейцарский гвардеец.

Башня Мальбрука и сыроварня

Мельница
В своей деревушке Мария-Антуанетта обзавелась фермой, собственным молочным производством, голубятней, мельницей, амбаром, рыбацким цехом, домиком охраны. В 1786 г. строительство деревни было завершено. Самый большой дом предназначался для королевы. К настоящему времени исчезли сыроварня и амбар, который использовали в качестве бального зала, они были разрушены в годы правления Наполеона.

Крыши домиков были покрыты камышом, на увитых глицинией и виноградом стенах нарисованы трещины. Галереи и балконы были украшены одинаковыми белыми фаянсовыми горшками с синим вензелем Марии-Антуанетты, в которых цвели герани и левкои. 1232 горшка Ришар Мик заказал на собственной мануфактуре в Лотарингии. Традиции оформления поддерживаются и сейчас. Яркие кустики пеларгонии в бело-голубых горшках по-прежнему украшают домики снаружи.

Каждый домик имел свой маленький садик, где росли художественно высаженные овощи - кочанная капуста, цветная капуста, артишоки, пряные травы, фруктовые деревья и кустарники – яблони, вишни, малина.


Большой пруд был густо населен карпами и щуками. Карпы и сейчас кишат в пруду.

Если зайти в единственный открытый пока домик на берегу пруда, то можно увидеть мраморный пол, скамью и фонтанчик – детали, совсем не характерные для крестьянского быта.


Дом Королевы и бильярд
Внутренняя отделка домиков была роскошной не в пример их непритязательному внешнему виду. Дом Королевы, самое большое строение в Деревне, на самом деле состоит из двух зданий, соединенных деревянной галереей. Справа находится собственно дом королевы, где на цокольном этаже размещались столовая и кабинет для игр, а на первом этаже – два салона и китайский кабинет, сверкавшие золотом, шелком и мрамором. Здание слева – Бильярдный зал с небольшими апартаментами.


На краю деревни располагалась Ферма, здесь обитали различные домашние животные: маленькое стадо из восьми коров и одного быка, десять козочек во главе с белоснежным миролюбивым козлом, овцы, домашняя птица и голуби в голубятне. Из свежего молока на ферме взбивали сливки и масло, на сыроварне зрел свежий сыр. Королева любила выступать в роли фермерши, угощая немногочисленных допущенных в этот мирок друзей свежими молочными продуктами «с собственной фермы», подаваемыми в изысканной фарфоровой посуде. Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк.



Парковая часть дворцового комплекса привлекает почти столько же туристов, сколько и сам дворец. Фонтаны работают не постоянно. Их включают чаще всего по выходным, в это время вход в парк становится платным. Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.



Интерес к Версалю был в Европе исключительно высок. Версаль был слишком грандиозным, он представлял собой удивительное торжество сада «по-французски».Все монархи Европы и даже за ее пределами хотели иметь свой Версаль. Еще до завершения строительства Версаля с 70-80 гг. XVII века начали возникать регулярные сады при дворцах королей и знати: Казерта в Италии, Ла Гранья в Испании, Дроттнингхольм в Швеции, Хет Лоо в Голландии, Хемптонкорт в Англии, Нимфенбург, Шарлоттенбург, Сансуси на территории нынешней Германии, Шенбрунн в Австрии.
блог Сударушки
|
|

|