Мадонны Джованни Батиста Сальви Сассоферрато

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна в печали. Галерея Уфици
В дни Рождества хочется обратить внимание на событие, которое стало точкой отсчета новой эры. Можно по-разному относиться ко Христу, но нет второй такой личности в обозримой истории, которая не имея ни армии, ни банка, а всего-лишь свиту из десятка неграмотных рыбаков и одного налогового инспектора смогла бы так радикально повлиять на развитие цивилизации. Кроме того Библия и сегодня является главным мировым бестселлером. Нет второй такой книги, которую захотели бы перевести на сто с лишним языков и так часто цитировали бы.
Итак – Рождество Христово – это поворотный пункт мировой истории. Но все события этой ночи вращаются вокруг Младенца Иисуса, а мне бы хотелось обратить внимание на Его Мать Деву Марию. Быть матерью – это реальный подвиг. А быть Матерью Мессии – подвиг особенный. Пересмотрев сотни картин под названием «Мадонна с Младенцем», на мой взгляд, никто так трогательно и деликатно не смог раскрыть эту тему, как Джованни Баттиста Сальви, прозванный Сассоферрато (Giovanni Battista Salvi, il Sassoferrato). И уж точно никто не посвятил столько картин исключительно Богородице.

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Автопортрет
Джованни Батиста Сальви, Сассоферрато (итал. Giovanni Battista Salvi da Sassoferrato; 25 августа 1609, Сассоферрато — 8 августа 1685) — итальянский живописец, представитель эпохи барокко. По месту рождения его и называют чаще всего — Джованни Сассоферрато.
О жизни Джованни известно немного. Он родился в небольшом городке Сассоферрато, в центральной Италии. Городок расположен на полпути между Римом и Флоренцией, к западу от Апеннинских гор. Живописи Джованни начал учиться у своего отца, художника Тарквино Сальви. Фрагменты работ Тарквино до сих пор различимы в церкви Святого Франциска в Сассоферрато. Где Джованни заканчивал своё обучение — неизвестно, однако можно предположить, что у Доменикино, в Болонье. Доменикино же был старшим учеником Аннибале Карраччи. Двое других учеников Карраччи, Франческо Альбани и Гвидо Рени, также оказали влияние на творчество Джованни Сассофератто. Картины Джованни выдают, в том числе, влияния Альбрехта Дюрера, Гверчино и, в большей степени, — Рафаэля. И, наконец, возможно, он испытал влияние творчества Пьера Миньяра, с которым, скорее всего, встречался в Риме в 1630-х годах.

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Родом из провинции Марке, расположенной близ Умбрии, Сассоферрато очень рано познакомился с живописью Умбрии ХУ в. и был очарован строгими и архаичными полотнами Перуджино и Спанья, а также первыми произведениями Рафаэля. Несколько его картин из базилики св. Петра в Перудже являются копиями Сассоферрато с работ этих мастеров (существуют и другие его копии с работ Рафаэля, Гарофало и Тициана). У них Сассоферрато научился строгости композиции, чистоте графики, сухости персонажей, мягкости пейзажей и освещения. Влияние Доменикено на Сассоферрато проявилось, в особенности в рисунке и чистоте форм, то есть в классичности, которая в эпоху триумфа барокко (Пьетро да Кортона, Бернини и их ученики) носила полемический характер.
В Отделах рисунка Виндзорского замка и чикагского Художественного института хранится множество рисунков Сассоферрато, которые демонстрируют у автора замечательное мастерство рисовальщика. Чаще всего это подготовительные этюды композиций и деталей, тщательно разбитые на квадраты. Но классицизм Сассоферрата нередко превращается в архаизирующий пуритизм, благодаря чему его рисунки кажутся очень близкими опытам прерафаэлитов XIX в.

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Молящаяся Мадонна
Творческое наследие художника можно разделить на три категории: алтарные картины, небольшие молитвенные образы и портреты. Различия между первой и второй группой часто достаточно условны, поскольку Сассоферрато воспроизводит на небольших картинах персонажей своих больших композиций. Своими алтарными картинами он мог бы наполнить множество римских церквей, однако из-за неудач ранней карьеры, этого не произошло. Среди алтарных картин художника следует назвать «Рождество (Неаполь, Каподимонте), написанное в манере, лежащей на полпути между Караваджо и Коцца; «Благовещение» (Аспра, Каперия), замечательное по своему дерзкому колориту. Из больших композиций следует упомянуть «Распятие» (Урбино, Нац. гал.Марке), «Оплакивание Христа» (Берлин-Далем, музей), «Мадонна с младенцем» (Дублин, Нац. гал.; Лондон, Нац. гал.).

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мистическое замужество Св.Катерины из Сиены
Своей известностью и признанием художник обязан, главным образом, своим молитвенным образам. Он создал две или три композиции, которые затем сам и его ученики доводили до совершенства, стремясь угодить многочисленным частным клиентам. На этих картинах всегда изображалась Мадонна, иногда с младенцем и ангелами (Милан, пинакотека Брера; Дрезден, Картинная гал.), иногда одна (Дрезден, Картинная гал.; Лондон, Нац. гал.). Простота композиции, выражение умиротворенной набожности, утонченность исполнения обеспечивали этим картинам большой успех.

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Святая Сесилия
Сассоферрато также исполнил несколько портретов своих меценатов - Оттавио Прати (Рим, Нац. гал., гал. Корсини), Портрет кардинала (Сарасота, музей Ринглинг); эти портреты интересно сравнить с портретами работы Доменикино. Художник не был признан своими современниками, и поэтому, спустя всего несколько лет после смерти, его часто относили к современникам Рафаэля.

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна
Наибольший интерес работы Джованни вызвали к себе в середине 19-го века. Затем интерес к картинам на библейские темы заметно снизился после критических комментариев искусствоведа Джона Рёскина. К концу 20-го века интерес к работам Сассоферрато опять вырос, на волне интереса к итальянскому барокко. В музейных коллекциях существует, по состоянию на 2006 год, более трёх сотен работ этого художника. Большинство его известных картин хранятся в британской Королевской коллекции в Виндзорском замке.

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем ангелами

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с книгой

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем, держащим щегла на веревочке

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Непорочное зачатие

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Скорбящая Богоматерь

Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Святое семейство, 1640-1650.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Благовещение, 1650