• Авторизация


История клана Дуглас. Часть 34. Братья-пилоты 08-01-2021 20:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[240x289]

Большой герб герцогов Хэмилтон и Брэндон

Вот, дошли мы до того времени, когда рыцари клана Дуглас пересели с боевых коней на самолёты. Здесь самое то рассказать о братьях-пилотах.

Дуглас Дуглас-Хэмилтон, маркиз Дуглас и Клайдсдейл (1903 г.р.), старший сын герцога Хэмилтон и Брэндон, заинтересовался авиацией в раннем возрасте и поступил на службу в Королевские Вспомогательные Воздушные Силы. В 1927 году он стал самым молодым в королевстве командиром эскадрильи.

В 1933-м маркиз Дуглас и Кладсдейл и лейтенант Дэвид Макинтайр первыми в истории совершили полёт над Эверестом. Это было не только рекордное достижение тогдашней авиации, но и начало научного исследования Гималаев. Кроме того, именно в этом полёте лётчики впервые столкнулись с проблемами, вызванными уменьшением давления на большой высоте – раньше так высоко никто не забирался. В 1935-м Дуглас Дуглас-Хэмилтон был награждён за этот полёт Крестом Воздушных Сил. Про Макинтайра ничего не известно – наверное, тоже.

Кроме воздушных подвигов и приключений, маркиз с 1930 года был членом британского парламента, причём, как ни странно, от Тред Юниона, объединения профсоюзов. До того дошёл, что в 1935-м сам некоторое время работал в шахте – чтобы лучше понимать коллег по профсоюзу.

Но вообще шахты – штука опасная. Из-за подземных разработок угля разрушилось гнездо династии, замок Дуглас. Окончательно то, что от него осталось, было снесено в 1938-м, до нашего времени сохранилась кое-как только одна башня.

[650x459]

Замок Дуглас в начале XX века

И - увы - в настоящее время:

[700x525]

В 1936 году в Берлине проводились Олимпийские игры. В качестве почётных гостей была приглашена межпартийная группа депутатов Британского парламента. Как добирались в Германию остальные члены группы – неизвестно, но маркиз Дуглас и Клайдсдейл летел туда за штурвалом истребителя. Было много торжественных встреч и банкетов, в ходе которых Дуглас Дуглас-Хэмилтон познакомился с Гитлером и другими руководителями нацистской партии. Гесса в тот момент не было на месте, зато маркиз встречался с его советником Альбрехтом Хаусхофером. Герман Геринг организовал для Дугласа-Хэмилтона небольшую экскурсию, показав ему достижения немецкой авиации.

В 1937 году маркиз Дуглас и Клайдсдейл женился на Элизабет Айви Перси, дочери герцога Нортумберлендского, потомка (правда, по женской линии) Генри Перси, 1-го графа Нортумберлендского, с которым Дугласы были хорошо знакомы ещё с XIV века.

Лорд Джордж Найджел Дуглас-Хэмилтон, (1906), второй сын герцога Хэмилтон и Брэндон, тоже служил в Королевских Вспомогательных Воздушных Силах. Он стал командиром эскадрильи в 1934-м. Если старший брат командовал 602-й эскадрильей, базировавшейся около Глазго, то Джордж Найджел – 603-й Эдинбургской.

Лорд Малькольм Авондейл Дуглас-Хэмилтон (1909) в отличие от старших братьев закончил специальное учебное заведение – колледж Королевсих Воздушных Сил – и служил в регулярной военной авиации с 1929-го по 1932-й. Но потом вышел в отставку и работал в гражданской авиации. До сентября 39-го, конечно.

Лорд Дэвид Дуглас-Хэмилтон (1912), младший сын герцога, долго обучался в Оксфорде, при этом активно занимался боксом. В 1934-м он выиграл бронзовую медаль в тяжёлом весе на Имперских Играх. В довоенный период с авиацией напрямую связан не был, но управлять самолётом умел.

1939 год. Вторая мировая.

Дуглас Дуглас-Хэмилтон, маркиз Дуглас и Клайдсдейл назначен командиром сектора противовоздушной обороны, включавшего часть Южной Шотландии и Северной Англии. Вылетал ли он на перехват немецких бомберов лично – нет сведений, но и без того его роль в Битве за Британию значительна.

Лорд Джордж Найджел Дуглас-Хэмилтон ещё перед войной был переведён на должность помощника главнокомандующего Королевским Воздушными силами, а во время войны стал начальником разведки Командования истребительной авиацией.

Лорд Малькольм Авондейл Дуглас-Хэмилтон с началом войны вернулся в военную авиацию. Более подробных сведений о его службе нет, но два ордена он заслужил, наверное, не просто так.

Лорд Дэвид Дуглас-Хэмилтон в 1939-м впервые надел синюю форму. Он служил в 603-й Эдинбургской, которой раньше командовал его брат, а через некоторое время сам стал командиром этой знаменитой эскадрильи.

4hamiltons (160x98, 16Kb)

Братья-пилоты

603-я Эдинбургская была сформирована как эскадрилья Королевских Вспомогательных Воздушных Сил, но с началом войны стала подразделением регулярной армии. 16-го октября 1939-го лётчики эскадрильи открыли счёт победам Британских КВС во Второй мировой – сбили бомбардировщик Ю-88, из группы, направлявшейся бомбить Скапа – Флоу – главную базу британского флота.

Кстати, заместителем начальника штаба Королевских воздушных сил был в это время вице-маршал сэр Уильям Шолто Дуглас, впоследствии главный маршал авиации и барон Кайтрлсайд. Маршал – потомок первого графа Квинсберри.

В марте 1940-го умер Альфред Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон. Его старший сын Дуглас, командовавший сектором ПВО, стал 14-м герцогом Хэмилтон и 11-м Брэндон. Лорд Джордж Найджел получил титул графа Селкирк.

Ну и вот. 10 мая 1941-го.

Эта история широко известна – как Рудольф Гесс, заместитель Гитлера, второй человек в нацистской партии и вообще в Германии – сел в кабину истребителя и направился в гости к герцогу Гамильтону (Хэмилтону).

По одной из версий Гесс вёз мирные предложения британскому правительству, даже приводятся основные пункты договора, который он надеялся заключить. Он, конечно, понимал, что Германия «попала» - поражение в битве за Британию – и как-то надо искать выход из ситуации. Но предложения эти – бредовые, не адекватны ни создавшейся ситуации, ни британскому характеру.

По второй версии Гесс надеялся подбить герцога Хэмилтона на мятеж – Черчилля в отставку, парламент к ногтю, короля – под замок. А там, после совместного с Германией раздела Европы – задуматься, кто ближайший родственник Стюартов – Веттины или Дугласы. Красиво, только вот никакие реалии при этом не учитывались.

Скорее всего, когда фермер Дэвид Маклин его прихватил, Гесс просил доставить его к герцогу по двум причинам. Во-первых, ему было известно, что поместье герцога расположено неподалёку, это ни для кого не секрет. Во-вторых, по рассказам своего советника он знал, что герцог – приличный молодой человек и не будет Гесса тыкать вилами в отличие от фермера.

А вообще – такое впечатление – всё руководство нацистской партии пребывало в плену диких иллюзий, и Гесс тут не исключение.

Как бы то ни было, для Рудольфа Гесса это приключение закончилось небольшим тюремным заключением – на 46 лет. Дугласу-Хэмилтону пришлось давать объяснение в парламенте, но реально никто по серьёзному не усомнился в его лояльности.

Герцог и Гесс лично до этого не встречались, хотя общих знакомых у них было полно. По непроверенным сведениям, за некоторое время до перелёта Гесс всё-таки написал одно письмо Дугласу-Хэмилтону, но тот сразу же передал его в британскую контрразведку – так говорят.

Дуглас Дуглас-Хэмилтон продолжал командовать округом ПВО, войну закончил в звании воздушного коммандера (выше полковника, но ниже генерала), был упомянут в Приказе. Упоминание в Приказе для британской армии – не просто так. Такое Упоминание публикуется в официальной газете, даёт право носить бронзовый Дубовый лист и предполагает вручение специального сертификата (Почётной грамоты).

[191x264]

Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон

Джордж Найджел, граф Селкирк, боец невидимого фронта, закончил войну груп кэптэйном (полковником). Он заслужил два Упоминания в Приказе, Крест Воздушных Сил и Орден Британской Империи. Потом граф, как ни странно, занимал придворные должности.

Лорд Малькольм Авондейл дослужился до командира крыла (подполковника), награждён Орденом Британской Империи и крестом «За выдающиеся лётные заслуги». После войны был членом парламентом, потом организовал собственную небольшую авиакомпанию. Много летал по всему земному шару, в 1964-м пропал в джунглях Камеруна вместе с сыном.

Лорд Дэвид Дуглас-Хэмилтон, лидер эскадрона (майор), всю войну летал на «Спитфайрах», кроме всего прочего, участвовал в африканской операции «Факел». 2 августа 1944-го был сбит над Францией, дотянул до южного берега Великобритании и там разбился. Его сын, Йен Дуглас-Хэмилтон, прославился, как исследователь слонов, а внучка, Саба Ласса Дуглас-Хэмилтон – известная телеведущая.

 

Дуглас Дуглас-Хэмилтон, герцог Хэмилтон и Брэндон, был впоследствии награждён Орденом Виктории и принят в круг кавалеров Ордена Чертополоха. Он занимал много разных должностей, как государственных, так и по части бизнеса. В том числе был директором ООО (LTd) с громким названием «Шотландская авиация», занимавшегося разработкой и изготовлением небольших самолётов. Кстати, главная база этой фирмы находилась в Прествике, ныне аэропорт Глазго Прествик.

Продолжение следует

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История клана Дуглас. Часть 34. Братья-пилоты | Strandtenger - Дневник Strandtenger | Лента друзей Strandtenger / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»