Автопортрет.(1851год). Автор: П. Орлов.
История русского искусства знает немало имен живописцев, вышедших из простого народа. Один из таких - гениальный русский портретист Пимен Никитич Орлов, выходец из крестьян, который благодаря упорству и самообразованию смог поступить в Императорскую Академию Художеств, стать лучшим учеником Карла Брюллова, прожить всю жизнь за границей и снискать мировую славу и себе и отечеству.
Сцена из римского карнавала, 1859, Русский музей
Пимен Орлов (1812-1865) родом из глухого хутора Воронежской губернии. Отец одаренного мальчика был мельником, и на жизнь ему приходилось добывать средства на жизнь тяжким трудом. Поэтому и мечтал он, что сын, когда вырастет, станет ему помощником. Но с раннего детства у Пимена очень сильно проявилась тяга к рисованию, и ни о какой другой профессии он думать не хотел. Бедные родители, к сожалению, не в состоянии были дать сыну художественное образование. Поэтому совсем юным, Пимен Орлов покидает отчий дом и идет в подмастерье к бродячему маляру-художнику, который ходил из селения в селение, художеством зарaбaтывая себе на жизнь.
Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой. Автор: П.Орлов.
Нужно отметить, что по тем временам малярами называли не только обычных красильщиков, но и художников-самоучек, которые нередко расписывали сельские церквушки, выполняли декоративную роспись в хоромах помещиков, а также писали их портреты.
К такому мастеру и прибился Пимен, странствуя с которым, быстро приобрел навыки в рисовании. А желание совершенствоваться заставило будущего художника сменить не одного такого учителя-самоучку. И пройдет не так много времени как Орлов уже сам сможет брать заказы на выполнение икон и живописных портретов местных богачей.
«Портрет неизвестной в придворном русском платье». Эрмитаж. Автор: П.Орлов.
А однажды посчастливилось будущему художнику познакомиться с предводителем дворянства помещиком Гладким. И, как известно, случайных встреч не бывает, а эта была особенно значимой в жизни Пимена. Богач, увидев его работы, решил помочь юному дарованию, отправив в Санкт-Петербург и оплатив образование в Академии художеств. Воистину это был царский подарок судьбы - сбылась мечта бедного деревенского парня.
Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном. Автор: П. Орлов.
Повезло Пимену и с преподавателем в академии - сам Карл Брюллов был его наставником. И уже спустя два года студент Орлов был награжден первой серебряной медалью за достижения в портретной живописи.
Софья Васильевна Орлова-Денисова. Автор: П. Орлов.
И нужно сказать, что выбор жанра был не случаен. Портретная живопись Брюллова в середине 19 столетия имела большой успех и ценилась очень высоко. И многие коллеги живописцы, в том числе и ученики, подражая великому мастеру, писали в его манере. Пимен Орлов также не был исключением. Впитывая знания словно губка, он быстро перенял стиль и манеру учителя в портретном жанре и имел достаточно солидные заказы от знатных господ Петербурга. Это и позволило бедному художнику в студенческие годы иметь деньги на вполне сносное существование.
«Напутствие великого князя Михаила Тверского». (1847 год). Тверская картинная галерея. Автор: П. Орлов.
К 1837 году Пимен Никитич заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени и звание свободного художника. А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу, для изучения мирового искусства. Поселившись в Риме, трудолюбивый мастер очень быстро приобретает популярность художника жанровых картин, а также талантливого портретиста.
«Итальянка с цветами». (1853 год). Иркутский художественный музей. Автор: П. Орлов.
Он пишет картины в традиционном итальянском стиле классицизма, в котором преувеличивалась и красота в изображении персонажей, и самой окружающей обстановки. А постоянные заказы от местных состоятельных людей были очень важны для художника, потому как портреты по-прежнему были основным источником его дохода. И лишь спустя несколько лет по приезду в Рим, художнику была назначена правительством Николая I пенсия в размере 300 рублей в год.

Портрет великой княгини Анны Павловны. Автор: П. Орлов.
И художник из года в год отправлял на родину свои работы, за которые и получил в 1857 году звание академика портретной живописи. Трудясь не покладая кистей, кропотливо прописывая до мельчайших деталей свои полотна, у живописца проявилось заболевание глаз. Это и послужило причиной того, что в назначенный срок отъезда домой, он решил не возвращаться в Россию. Правление Академии художеств дало свое разрешение на дополнительный срок пребывания за границей, и художник, прожив в Италии еще 16 лет, там и умер.
Творческое наследие П. Н. Орлова
«Неаполитанка». (1839 год). Херсонский художественный музей. Автор: П.Орлов.
Картины Пимена Орлова, снискавшие признание современников, выполнены в лучших традициях русской и итальянской классической живописи. Мягкий, мастерски подобранный колорит, эффектность освещения, тщательная проработка деталей являются художественным почерком мастера. Основная часть его произведений - реалистичные портреты, и жанровые сцены из жизни римлян. Хотя есть у Орлова полотна исторической тематики и пейзажного жанра.
Убийство Михаила Тверского. Автор: П.Орлов.
«Портрет Марии Аркадьевны Бек». (1839 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.
Львиная доля творений Пимена Никитича после его смерти так и осталась в Италии,
но высоко ценились работы мастера и в России. Так, картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены самим императором Николаем I, а множество других стали достоянием отечественных коллекций и музеев.
«Октябрьский праздник в Риме». (1851 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.
Портрет А.В.Третьякова. (1851 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П.Орлов.
Портрет молодой итальянки. Автор: Пимен Орлов.
А.И.Лорис-Меликов с женой и итальянским мальчиком. Автор: П.Орлов.
Портрет девушки с веером. (1859 год). Автор: П.Орлов.
«Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово». (1847 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.

Девушка-итальянка, полощущая белье. (1848 год). Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей. Автор: П.Орлов.
В нынешнее время художественное наследие художника через аукционы разошлось по частным собраниям западноевропейских коллекционеров. Ну а те работы, которые оказались в России - хранятся в Русском музее, Третьяковке, Эрмитаже во многих музеях России и странах СНГ.
Софья Николаевна Карамзина, фрейлина, дочь Н.М.Карамзина

«Портрет Ивана Александровича Балашова»

Портрет неизвестного

Портрет Ивана Александровича Балашова

Наталья Николаевна Демидова, жена Карла Яковлевича Багговута,
незаконная дочь Н.Н. Демидова

Графиня Наталья Павловна Панина

Портрет генерал-майора Ивана Алексеевича Орлова

Портрет неизвестного из рода Строгановых

Соллогуб Софья Михайловна, урожденная Виельгорская, дочь графа Виельгорского М.Ю., жена писателя В.А. Соллогуба

Портрет княгини З.А. Волконской