Золотым шитьем называется вышивка золотыми или серебрянными нитями (металлическую фольгу наматывали на шелковую или льняную нить) толщиной 0,3 мм.
Русское лицевое шитьё пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. История его зарождения уходит в глубину веков. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение истории поступали из Византии памятники её искусства.
В основном школы-мастерские открывались при дворе, либо при монастырях. Поэтому "потребителями" разных видов золотой вышивки были императоры, короли, цари, прочая знать, а также церковнослужители.
Золотое шитье требовало особых навыков в исполнении и специального обучения. Труд золотошвейных мастеров был тяжелым и дорогостоящим, сродни ювелирному искусству.
Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси ещё в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.
С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьём стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитьё.
Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, – под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.
Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал.
Шитьё и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).
Центром золотошвейного мастерства был и является до сих пор небольшой городок в Тверской области- Торжок, "Новый Торг". Этакий славянский Париж.
Здесь изготавливались праздничные костюмы, головные уборы, обувь и "аксессуары".
Мастера из Древнего Нового Торга были в большом почете у великих князей и княгинь, царей и цариц, среди которых Екатерина Вторвая, Александр Второй.
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.
Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников, упоминаемых в исторических документах XVI – XVII вв., где встречаются имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Рисунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также – стола со стеклянной столешницей и лампы.