НАЧАЛО ЗДЕСЬ http://www.liveinternet.ru/community/our_ukraine/post322523248/
Итак, можно предполагать, что Михаил Волошин никак не радует взор Михаила Касьянова, и он это показывает. Показывает неявно, и хотя он улыбается при этом (правда, улыбка у него какая‑то неестественная, натянутая, вы не находите?), вам не нужно обманываться, ничего радужного и светлого он при этом не испытывает. Запомните все эти вариации сцепленных рук – нижнее, среднее и верхнее положение , и обращайте на это внимание!
В порядке закрепления материала посмотрим на встречу Игоря Иванова с Эхудом Бараком (это бывший премьер‑министр Израиля). К слову сказать, иллюстрация эта сопровождалась комментарием, что Игорь Иванов – самый желанный гость Эхуда Барака. Мы же теперь, созерцая сцепленные руки якобы радушного хозяина, можем в этом несколько усомниться. Или сильно усомниться. Или вовсе не поверить. Если судить по этой фотографии, то в данной встрече явно заинтересован Игорь Иванов (открытое положение рук, никаких скрещиваний), но никак не Эхуд Барак (сцепленные руки в среднем положении, которые, как вы помните, ни о чем хорошем не говорят).
Вернемся теперь к Анатолию Квашнину, который демонстрирует руки домиком, или, что точнее, шпилеобразное положение рук. Алан Пиз утверждает, что встречается только нижнее и верхнее шпилеобразное положение, – но вот вам типичный пример среднего шпилеобразного положения рук. Игорь Сергеев, как мы уже сказали, ничего хорошего от этой встречи не испытывает, и чувствует тревогу, напряженность, неприязнь и враждебность. А как чувствует себя Анатолий Квашнин?
Шпилеобразное положение рук – это один из редких жестов, который часто используется изолированно от других жестов и, таким образом, толковать его нужно очень аккуратно, согласно контексту. Но если обобщать и назвать наиболее характерные закономерности, то шпилеобразное положение рук означает уверенную или же «всезнающую» позицию. Этот жест типичен для тех людей, кому приходится часто отдавать приказы и распоряжения. Это не обязательно касается военных (как Анатолий Квашнин), но и многих других профессий, – начальники, менеджеры, управляющее звено любой компании.
Ну как, уже узнаете этот жест? На снимке – Муса Юсупович Бажаев, брат Зии Бажаева, – того самого, трагически погибшего вместе с Артёмом Боровиком в авиакатастрофе, многие из вас, вероятно, помнят эту историю. Мы видим точно такой же, как и у Анатолия Квашнина, характерный шпилеобразный жест в его срединном положении.
В целом шпилеобразное положение рук мы можем считать конструктивным жестом: хотя бы в том смысле, что демонстрирует позицию уверенного и хорошо осведомленного человека, который знает, чего он хочет. Как нам известно, в политической борьбе Анатолий Квашнин хоть и не добился своей цели (стал руководителем Генерального Штаба, а не министром обороны), но Игоря Сергеева одолел.
Часто встречается так называемое верхнее шпилеобразное положение рук . В целом его интерпретация мало чем отличается от всего вышесказанного. Шпилеобразный жест вверх часто использует тот, кто высказывает свое мнение или излагает замысел. Впрочем, слушатели его тоже часто используют. Так что за исключением редких случаев верхнее шпилеобразное положение рук интерпретируется как положительный и конструктивный сигнал.
Широко известно такое выражение как «губа не дура», что означает примерно следующее: «ничего себе, какие у тебя запросы!» И если вы выбрали самый дорогой диван из всех, которые продаются, то у вас «губа не дура». Если вы хотите заморского деликатеса, то она тоже не дура. Если вам хочется чего‑то особенного, что может позволить себе далеко не каждый, она снова не дура. В общем, когда вы хотите все самое лучшее, дорогое и дефицитное, уникальное, эксклюзивное и элитное, то губа все время проявляет признаки мудрости.
В «Крылатых словах» Я. Ашуткина и М. Ашуткиной я этого выражения не нашел. Надо будет на досуге поискать в других источниках. Но вот на языке телодвижений, – и политических, и любых других, – прикосновение к нижней губе означает, что человек размышляет перед принятием какого‑то решения. Он как бы советуется со своей губой: губа, это мне надо или не надо?
Если вы заметили этот жест, то вам срочно нужно добавить на чашу весов переговоров еще один аргумент «за», чтобы их чаша склонилась в вашу пользу. Ошибкой будет в таких случаях – заговорить о том, что нужно вам, от этого сразу теряется «вкус». В таком случае нужно подмаслить консультации человека со своей губой, дабы они завершились успешно.
Так как губы – это очень чувственный элемент нашего тела, прикосновение к ней также означает, что человек заинтересован в происходящем и ему хочется попробовать это «на вкус». Соблазнительное предложение – вот что это значит. Решение еще не принято, но все выглядит очень аппетитным. Человек «раскатывает губу», если угодно. Может быть, как вариант, отсюда и пошло это выражение. Кто знает?
Поглаживание подбородка является очень близким по значению к жесту консультаций со своей нижней губой: в этот момент человек принимает решение . Оно может быть не столь вкусным, как предыдущее, и даже быть связанным с критическим настроем к происходящему. Но в целом, если не углубляться в подробности, этот жест толкуется так: человек раздумывает, какое решение ему принять. Он в ситуации выбора и думает, как ему поступить.
Дополнительный штрих к этому жесту: человек может смотреть непонятно куда (куда вот смотрит спикер Селезнёв, вы знаете?), он вас не слушает или не слышит вовсе, он полностью погружён в свои размышления. Как и в предыдущем случае, не рекомендуется в этот момент спрашивать: «Ну что, вы покупаете этот диван?» или «Так вы согласны подписать договор о сотрудничестве?». Плюс в этой ситуации поглаживания очевиден: человек размышляет, а это значит, что вы вполне можете добиться своего. Минус тоже понятен: ситуация ещё не до конца ясна, и человек может «соскользнуть» и не согласиться с вашим предложением.
В силу своей профессии политику нужно не только умение выступать перед аудиторией, но и умение слушать: на пресс‑конференциях, на заседаниях и пленумах, на согласительных комиссиях, и так далее. В этих случаях очень многое может сказать его поза, какую он занимает, его жесты, какие он делает, и его двигательная динамика, с которой он реагирует на те или иные фрагменты речи.
Для примера перед вами три фотографии с VIII съезда партии «Яблоко». Посмотрите, как меняется динамика, позы и жесты слушателей в зависимости от выступления докладчика.
Партийный единомышленники демонстрируют очень противоречивые чувства. Владимир Лукин (он за столом в центре) вообще отвернулся от докладчика и отгородился от него локтем и кулаком, что может означать крайнюю степень неприятия.
А во время выступления Бориса Немцова складывается впечатление, что слушателям за столом просто скучно. То есть выступление Бориса Ефимовича то ли настолько для галочки, а то ли так по барабану, что в его сторону даже никто не смотрит, и все погружены в свои мысли.
Ирина Хакамада, безусловно, порадовалась бы этому снимку, если бы его ей кто‑нибудь растолковал. Вот вернитесь еще раз к выступлениям Явлинского и Немцова, и посмотрите теперь на руки слушателей Ирины Хакамады: все они, как по команде, взметнулись к лицу, и даже Лукин изменил позу и слегка развернулся в сторону выступающего, образуя на пару с Явлинским некоторое жестовое единодушие в отношении Хакамады (по этому вопросу, видимо, их позиция не отличается).
А у слушателя справа же мы видим локтевой упор, кулак, подпирающий щеку и полностью закрытый рот, – то есть критически настроенная оборонительная позиция, – хотя на двух предыдущих выступлениях он чувствовал себя очень комфортно, можно сказать – по‑хозяйски… Что это? Критический настрой к женщине как политику? Или острое недовольство тем, что она говорит немного не то, или совсем не то, что нужно и что хотелось бы услышать?
Знаком ли вам этот жест? Кажется, он не говорит ни о чем хорошем, верно? И если вы в этот момент говорите, то, натолкнувшись взглядом на своего слушателя, сидящего вот в такой позе, вы можете споткнуться и на мгновение потерять нить разговора. Ибо этот жест означает, что человек настроен очень критично по отношению к тому, что вы ему втолковываете.
Жест критического восприятия состоит из трех компонентов: указательный палец подпирает щеку, пальцы закрывают или прикрывают рот и большой палец как бы придерживает или касается подбородка. Его также могут дополнять другие жесты: например, если при этом скрещены руки, то настрой слушателя еще более критичен, а если еще и ноги скрещены, то он вообще в страшном скепсисе. «Мне не нравится, что вы говорите, я с вами не согласен», – вот как толкуется этот жест.
Если указательный палец направлен вертикально к виску, а большой палец или кулак поддерживают подбородок, то ваш слушатель очень недоволен тем, что вы говорите. Такой жест на пресс‑конференции может означать, что слушателю очень не нравится ваш вопрос, такой жест на лекции или прениях означает, что слушателю очень не по душе ваше выступление.
Алан Пиз в таких случаях советует или постараться как можно быстрее сменить тему для разговора, или закруглить свою тираду. В некоторых случаях, например, на переговорах, имеет смысл попытаться «разрушить» эту позу, то есть попросить человека что‑то подать, передвинуть, на что‑то взглянуть, и, тем самым, заставить его изменить свою позу.
Если политик подпирает кулаком или ладонью свою умную головушку, а его локоть упирается в стол или подлокотник кресла, – это значит, что ему, бедному, очень скучно. Жест интерпретируется как желание найти опору для своей головы , чтобы не уронить её, – так как она клонится в сон.
Если этот же фокус проделает ваш слушатель, вам нужно следует сделать вывод, что ваша речь вызывает у него скуку, и постараться привнести в речь какую‑то оживляющую струю. Или, по крайней мере, сделать перерыв на перекур.
Если же при этом скучающий ещё и барабанит пальцами по столу , то это вдобавок признак нетерпения . Человеку настолько всё надоело, что он не может сдержать рвущихся эмоций. Если в этот момент говорящий заканчивает речь (или же заканчивается мероприятие), то скучающий почувствует невероятное облегчение.
Маленькие дети затыкают пальцами уши, чтобы не слышать своих родителей. Взрослый человек, конечно, сделать это не может. И, как и в случае, когда желание закрыть себе рот подменяется жестом мелькающей у рта руки, так и почёсывание уха или пощипывание мочки ушей имеет соответствующий смысл: слушатель не хочет больше слушать, он пресыщен речью выступающего. Этот жест также может означать, что слушающий хочет высказаться сам.
А в случае, если человек начинает крутить мочку уха или чесать его в тот момент, когда вы лжете, это говорит о том, что он вам не верит и сомневается в правдоподобности или искренности ваших объяснений и доводов. Это не явное разоблачение, но выраженное недоверие или сомнение. Человек сомневается в сказанном, или он не хочет этого слышать.
Мы уже говорили о том, что скрещенные перед собой руки означают как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Как правило, политики редко скрещивают руки на груди, ибо этот жест максимальной обороны. Тем не менее, встречается и такое, и если вы увидите у политика скрещенные на груди руки, – вы не ошибетесь в объяснении его отношения к происходящему. Даже если он мило улыбается.
Руки, скрещенные на груди, представляют собой естественную попытку спрятаться от неблагоприятных ситуаций, обрести безопасность и защиту. Жест трактуется достаточно широко: от неуверенности в себе до явного несогласия с вами, но это легко определяется контекстом. И на любимый нами вопрос: «А кто украл деньги из бюджета?» – скрещенные руки будут означать, что человеку, который его услышал, как минимум очень не нравится ваш вопрос.
Кстати, жестами вполне можно манипулировать. И если вслед за вопросом о ворованных деньгах вы спросите примерно следующее: «Скажите, мы знаем, что вы к этому абсолютно непричастны, и хотели бы узнать ваше мнение о том, можно ли надеяться на то, что это хищение будет раскрыто?» – и ваш собеседник наверняка разведет руки и снимет оборонительную позицию. Те же самые штуки можно проделывать на переговорах и вообще, при любых коммуникациях.
Скрещенные на груди руки являются достаточно демонстративным выражением своих истинных чувств (независимо от того, что человек говорит в этот момент), а для политика это плохо. Чувства свои надо как можно сильнее спрятать и замаскировать, придать им какой‑нибудь невинный характер. В этом случае в руках появляется предмет (платок, цветы, перчатки, папка с документами, и так далее), которые политик как бы вынужден держать перед собой.
Это нехитрая комбинация придает позе или жесту социально оправданный характер , позволяя скрыть свою взволнованность, тревогу и нервозность даже от весьма искушенного наблюдателя.
Весьма распространенный жест, когда руки на груди скрещены, и при этом большие пальцы обеих рук вертикально выставлены вверх. Как правило, акцентирование больших пальцев говорит о властности, чувстве превосходства или доминирующем положении.
Жест скрещенных на груди рук с акцентированными большими пальцами имеет двойное значение. Первое из них вы уже знаете: скрещенные руки являются сигналом негативного или оборонительного отношения к собеседнику. А вот акцентированные пальцы добавляют этому жесту пикантности: это еще и подчёркивание своего превосходства над собеседником .
Так что если в разговоре вы обнаружили у собеседника этот жест… Сюрпрайз! Теперь вы знаете, что он о вас думает и как он к вам относится!
Если спрятанные руки в карманах, как мы уже говорили выше, являются симптомом желания что‑то сокрыть, утаить или исказить, то руки в карманах с акцентированными большими пальцами, напротив, являются демонстрационным жестом . Выставленные таким образом пальцы являются демонстрацией своей силы, власти, социального положения, чувства превосходства и пренебрежения к своему собеседнику (или социальной ситуации в целом).
Мужчины, завязывая знакомство с женщинами и пытаясь им понравиться, нередко используют акцент больших пальцев , – как бы подчёркивая и демонстрируя перед избранницами своё социальное положение властность и мужскую силу. Большие пальцы весьма недвусмысленно предлагают посмотреть именно туда , где этой мужской силе предполагается быть. В этом случае подобный жест нам следует толковать как ухаживающий , а его намерение – это желание покорить и завоевать .
[260x257]
Однажды мне прислали письмо вот с этой иллюстрацией и вопросом: что означает язык тела данного человека? Раз он прижимает книгу с себе – значит ли это, что данная книга ему очень дорога?
На самом деле все несколько иначе, и книга на иллюстрации выполняет другую задачу: она аналогична скрещиванию рук, когда человек отгораживается от неприятных ему ситуаций и собеседников. Подобную картину вы можете наблюдать в офисах: люди в разговорах часто используют папки или книги как бронежилет, держа их на уровне груди в своих объятиях. Таким образом они защищаются от неприятных разговоров и гнева начальника.
Однако, если люди используют предметы как средства психологической защиты, не придавая значения смыслу самих предметов (ведь не важно, какой папкой отгораживаться – с бухгалтерскими документами или же с маркетинговыми отчетами), то на приведенной иллюстрации человек отгораживается от собеседника именно книгой Vision. Между тобой и мной стоит Vision, и тебе не разрушить эту преграду, – как бы говорит этот жест. И еще: за Vision я чувствую себя защищенным, я чувствую себя, как за каменной стеной.
При этом человек поглаживает подбородок, что означает, как вы помните, состояние, в котором человек принимает решение. При этом делает он это подчеркнуто большим пальцем, а акцентирование большого пальца, как вы уже знаете, подчеркивает чувство превосходства над своим собеседником. В сочетании с барьерным жестом отгороженности книгой, как вы понимаете, весь контекст разговора крайне неприятен, – человек вроде бы вас слушает, но при этом занял глухую оборону, подчеркивает собственное превосходство и имеет негативные мысли по отношению к собеседнику. Вот примерный смысл языка тела данной ситуации.
Как известно, в состоянии гнева, злобы, или ярости наши пальцы сжимаются в кулаки сами собой. Есть еще выражение: «потрясать кулаками», то есть угрожать. И даже в тех случаях, когда говорится, что «после драки кулаками не машут», сжатые кулаки (если кто‑то продолжает ими махать) подразумевают озлобленность и гнев.
Жест этот очень подлый, ибо человек, который сжимает руки в кулаки, как правило, не отдает себе в этом отчета. Конечно, вы не спутаете его с теми редкими случаями, когда кулаком грозят совершенно осознанно (как еще иногда грозят пальцем, это и образное выражение, и буквальный жест). И часто получается так, что лицо или речь человека выражают все признаки благодушия и дипломатичности, в то время как пальцы его сжимаются в кулаки. Это вам знак: ситуация не столь конструктивна, как может показаться.
Впрочем, наблюдая за людьми и изучая фотохроники, я обнаружил, что все‑таки наиболее часто сжатые кулаки соответствуют духу момента, то есть пальцы сжимаются в кулак именно тогда, когда человек говорит что‑то резкое, гневное, возмущённое и угрожающее.
Жест этот, конечно, малоприемлем для политических выступлений и деловых переговоров, так как агрессия ничего другого кроме встречной агрессии не вызывает. С другой стороны, вероятно, все же лучше махать кулаками, – для конгруэнтности , как говорят психологи, или, проще говоря, для того, чтобы жесты соответствовали тону и содержанию речи. Иначе получится как у родителей, которые вроде бы строжатся, – хмурят брови, или грозят пальцем, – а дети только хихикают, ибо хорошо видят, что на самом деле угроза напускная и неискренняя.
Взгляд из под очков демонстрирует критическое или осуждающее отношение. Его можно перепутать с точно таким же взглядом из под очков, но когда человек все время так смотрит (а очки он использует только для чтения). Это типично для Владимира Познера, Евгения Киселева и Глеба Павловского.
Таким образом, этот жест можно трактовать двояко: с одной стороны, он не всегда связан с тем, что слушатель, смотря на вас поверх очков, испытывает в ваш адрес критические или осуждающие чувства и мысли. С другой стороны, даже если ничего такого нет и человек просто так привык носить очки на носу, у вас все время будет ощущение, что он настроен против вас критически и осуждающе.
Взгляд поверх очков также подчеркивает власть, чувство превосходства и компетентность, ибо тот человек, который смотрит на вас таким образом, наделяет себя всеми этими качествами. А в некоторых случаях этот жест используют осознанно и целенаправленно: делают паузу и внимательно смотрят на человека поверх очков, как будто разглядывая букашку под микроскоп. Те, кто сталкивался с подобным приёмом, вероятно, согласятся со мной: ощущения не из приятных.
Иногда люди, которые носят очки, засовывают дужку очков в рот, и то ли ее сосут, то ли грызут. То же самое происходит с карандашами и ручками: их сосут или покусывают. Эти жесты можно толковать в духе Зигмунда Фрейда, когда в тревожных или неуютных обстоятельствах у нас обостряется оральный рефлекс (не от слова «орать», а от слова «рот»). Младенец, получивший материнскую грудь или соску, очень быстро успокаивается. Прикосновение к материнской груди неразрывно связано с чувством безопасности и покоя. Как следствие, это приводит к тому, что когда мы что‑то жуем или просто держим во рту, мы чувствуем себя гораздо лучше. Есть даже рекомендация, что в критических ситуациях, в состояниях, близких к панике, необходимо что‑то сосать – пуговицу, камешек, и так далее, – это дает нужный психологический ресурс.
Манипуляции с ручками и дужками очков допускают, как минимум, два толкования. Первое из них мы рассматривали выше, на примерах манипуляции со стаканами или сигаретами: и если человек в ответственной ситуации коммуникации вдруг сосредотачивает всё свое внимание на бокале или процессе курения, то это значит, что дело нечисто и вам следует держать ухо востро.
Если же человек слушает кого‑то или обдумывает что‑то, то в целом можно утверждать, что им услышанное или обдуманное не очень его радует, что поворот дела для него оказался весьма неожиданным. Сосание предметов в этот момент – это психологическая компенсация, способная привести к душевному равновесию.
Как и в случае с дужками от очков или ручками, пальцы во рту указывают на тревожное настроение и состояние сильной угнетенности. Младенец сосет материнскую грудь, маленький ребенок компенсирует эту потребность соской или собственными пальцами, а взрослый человек – собственными пальцами, а также сигаретами, трубками, ручками, дужками от очков и так далее.
Пальцы во рту означают сильную потребность в одобрении и поддержке. И поэтому, когда вы видите подобный жест, необходимо (если, конечно, это соответствует вашим интересам) поддержать человека и дать ему какие‑то дополнительные заверения и гарантии.
Психологами уже давно подмечено, что люди, симпатизирующие друг другу, бессознательно копируют позы и жесты друг друга. Это улучшает коммуникацию и делает ваши отношения еще более доверительными. Это свойство также характерно для талантливых коммуникаторов, которые принимают те же позы и делают те же жесты, что и их собеседник, – далеко не всегда потому, что этот собеседник симпатичен, но потому, что ему нужно и необходимо добиться определенной цели.
Посмотрите на эту фотографию: Сергей Степашин один в один копирует позу своего собеседника Аслана Масхадова. Я специально сохранил полный кадр, оставив в нем и других присутствующих лиц, дабы вы не подумали, что именно так сидеть принято и положено. Это и называется отзеркаливанием . Есть еще вот такой термин: позиционное эхо . «Я такой же как ты», – словно бы говорит этот жест.
Психологи, впрочем, не рекомендуют слепо копировать чужую позу, – это может встревожить человека, особенно, когда собеседники сидят друг напротив друга. Как правило, достаточно примерного сходства, узнаваемости поз. Разумеется, отзеркаливать имеет смысл те позы и жесты, которые не несут враждебного и агрессивного характера, иначе вместо улучшения коммуникации вы получите «холодную войну» и провалите переговоры. Копируются или нейтральные, или конструктивные и благожелательные позы.
В разделе, посвященном лживым и обманным жестам, я уже говорил о том, что разведенные руки с открытыми ладонями вверх могут означать попытку скрыть ложь, при этом выставляя себя как честного и искреннего парня. Этот жест всегда настолько открытый и демонстративный, что нужна сатанинская наблюдательность, чтобы заметить несоответствие между этим жестом, и какими‑нибудь другими (которые могут выявить ложь).
Например, если демонстрируя этот жест, человек к этому еще и расставляет ноги, то это будет очень похоже на правду, а если широко разводит руки и показывает ладони, а ноги при этом скрещивает или задвигает под стул, то это очень похоже на ложь.
Если жест открытых ладоней естественен и соотносится с другими жестами, то он очень позитивен и показывает добрые намерения и честную позицию. «Мои карты открыты, я говорю искренне и честно», – вот примерное толкование этого жеста.
Другая, понятная и ясная для толкования демонстрация открытых ладоней означает то, что человек признает правоту своего слушателя или аудитории и полностью согласен с ними, принимает в учет их мнение, демонстрирует им, что поступит так, как они его просят. В таком случае человек поднимает обе руки ладонями к своим слушателям: «Хорошо, вы убедили меня, пусть будет по‑вашему, я согласен, вы правы», – говорит этот жест.
Открытые ладони часто демонстрирует человек, который в чем‑то провинился или оплошал, и он признает свою вину. Тогда он разводит руки, демонстрируя при этом открытые ладони: дескать, не хотел я, братцы, вы уж простите, так вышло. Очень полезный жест в тех случаях, когда вам нужно подчеркнуть непреднамеренный характер поступка или бессилие перед ситуацией.
Ну и, наконец, жест, который вы все хорошо знаете: это клятвенный жест, демонстрирующий обращенную к зрителям ладонь вытянутой руки. Так как этот жест является искусственным, и он никогда не бывает спонтанным или бессознательным, его значение ни о чем не говорит и означает лишь то, что человек обязуется говорить правду, правду и только правду. Что, впрочем, ничуть не мешает ему солгать.
Для справки и во внимание всех туристов: не показывайте открытую ладонь правой руки – и как клятву, и как приветствие (в духе того, как приветствуют высокие политические чины – они не поднимают руку вверх, а держат ее согнутой в локте), – когда будете в отдыхать в Греции, ибо там может означать или – «Да пошел ты!» (созвучное американскому инвективному эквиваленту – fuck you! – и соответствующему им жесту показывания среднего пальца), – или же то, что вы обещаете смешать человека с грязью. При этом пальцы ладони растопыриваются. Похожий жест столь же оскорбительного содержания есть в Нигерии, а в Чили он означает вполне конкретное – «придурок»!
Грудная клетка всегда считалась вместилищем души, и даже не имея понятия, что это такое и что оно значит на самом деле, мы часто говорим, что «на душе тяжело» или «душа болит». Там же, понятно дело, находится и область сердечных чувств, – «я люблю его всем сердцем». Разные участки нашего тела отвечают за разные чувства. И если, уважая человека, вы покажете, что уважаете его именно головой, то любить, дорожить или быть искренним вы можете только сердцем и душой.
Прикосновение руки или обеих рук к груди или сердцу – это демонстрация задушевного разговора, искренности своих эмоций, – или радости и сердечных чувств, или печали, если случилось какое‑то драматическое событие. Этот жест так же подчёркивает личную позицию говорящего, как бы указывает на него: это не просто хорошо, это я искренне рад за вас, это не просто замечательное событие, а это я так к нему отношусь. Он также может быть клятвой, когда выступающий или говорящий берёт некоторую ответственность за свои слова или подчёркивает свою непричастность к неприятным слушателю событиям.
Однако жест не всегда правдив и искренен, и, как и во многих других случаях, его фальшь может выдать рассогласованность с другими жестами. У Альберто Фухимори (бывший перуанский президент) правая рука демонстрирует сердечный жест, в то время как его левая рука опущена вниз и её пальцы сжаты в кулак (к сожалению, этого не видно на приведенной здесь фотографии, но так оно и есть), что обнаруживает лживость этого жеста и его скрытую враждебность по отношению к своей аудитории.
Такие вот т ела… Будьте внимательны! И да поможет вам Фрейд!
Copyright © Вит Ценёв,
Psyberia.ru, 2002–2003 гг.