• Авторизация


Письма 1-5 с разъяснениями по "Архитектуре тела" 24-12-2014 13:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Arduus_arimo Оригинальное сообщение

Письма 1-5 с разъяснениями по "Архитектуре тела"

Автор рассылки: Алешина Е.Д.

ПИСЬМО 1


без подготовки, без настройки тела – все духовное делание будет пустой фантазией и упражнением в самомнении…
св. Феофан Затворник
Если тело – без призора,
то душа легко может уклониться…



В последнее время мы как-то много говорим о душе,
что надо меняться духовно, о просветлении души и совершенно забываем о том, что человек это единое целое и развиваться он должен органично и телом и душой и помыслами своими.
Многие скажут, что надо меняться духовно, тогда и тело изменится. Это так, но только отчасти. В духовном восхождении есть свои ступени, как в любом делании и нам пока еще важно: как встать, ходить, сидеть, опираться, дышать. Особенно хорошо мы это понимаем, когда приключится болезнь…
Мы должны научиться понимать свое тело, должны ежедневно трудится над его восстановлением для того, чтобы оно стало храмом для нашей души, а не временным убежищем. Мы должны добиться осознания собственного тела, как части своей личности, как чуда.
Для тех, кто не понял - вспомните: музыкант должен определенным способом взять инструмент, боец - встать в боевую стойку, спортсмен – принять исходное положение тела, ученик – правильно сесть за партой…
Т.е. в каждом новом для нас начинании – учат: какое положение тела и какие телесные приемы необходимы для продуктивного обучения. Так и в любом повседневном, профессиональном, обрядовом, молитвенном начинании есть основные «точки сборки» для внимания, души и настройки тела.
Вот и мы должны настроить и построить свое тело так, чтобы оно не было обузой для души, не отбирало силу и энергию на свое поддержание, а стало помощником и соратником в ее развитии.

ПИСЬМО 2

А какая мудрость в названии органов и частей тела,
где название подает образ
подобающего функционирования
и роли этого органа!


Здравие
"Здорово!"- эмоционально восклицаем мы, когда что-то нам по душе. Этимология этого слова та же, что в словах «здоровье», «здравие», «здравствуйте», восходит к корню драг, дорог – ценный, значимый.
Обще-употребительными стали выражения: здоровый быт, здоровая среда, здоровые отношения, здравый ум, здравомыслие, здравница и др.
И вот состояние нашего дорогого, ценного здравия:
согласно данным Минздрава Российской Федерации за период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся:
• в 5 раз увеличивается нарушение органов зрения,
• в 3 раза - патология органов пищеварения,
• в 5 раз - нарушение осанки,
• в 4 раза - нервно-психические расстройства.
Здоровыми можно считать только 4% выпускников учебных заведений.
У современного человека отношение к здоровью – парадоксально. С одной стороны он уповает на медицину в его поддержании, а с другой большинство людей, в отличие от наших предков, сами совершенно беспомощны в вопросах налаживания здорового образа жизни.
В прежние времена почти каждый человек знал простейшие основы саморегуляции и оздоровления. Не зря каждый народ сложил столько поговорок на эту тему.
А какая мудрость в названии органов и частей тела, где название подает образ подобающего функционирования и роли этого органа!!!
Позвонок, позвоночник - сигналит к каждому органу и от него;
Легкие - должны подать легкость дыхания;
Лопатки - всей формой указывают на движение вглубь, «вспахивая» все закрепощенности грудного отдела спины и служа опорой для рук и прочее.
Так же мы знаем и множество народных способов врачевания: массаж (лажение) тела, траволечение, понимание воздействия слова, образа, внушения и пр.
И все же, в первую очередь, в каждом народе есть духовный фундамент всего образа жизни, который определяет телесную культуру и способы исцеления и поддержания здоровья.
Мало кто знает, что крылатое латинское выражение: «В здоро́вом те́ле здоро́вый дух», взято из Ювенала (Сатира Х, строка 356). Фраза вырвана из контекста. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте (перевод Ф. А. Петровского):
«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь —
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…».
Вот как новое воззрение на мир и тело погубило античную культуру:
в IV веке до н.э. греческий философ Пифагор начал проповедовать идею реинкарнации - идею переселения душ. Он заявил, что "душа совершает круг неизбежности, чредою облекаясь то в одну, то в другую жизнь".
Теперь вместо гомеровского пессимистического Аида, ожидающего всех людей в загробной жизни, появился оптимизм возродиться в будущем, в новом теле.
Минус этого учения в том, что из него следует вывод "тело - это тюрьма для души". В теле душа отбывает наказание за ранее совершенные преступления.
Но постепенно большинство греков приняли это мировоззрение, а вместе с ним и это утверждение о теле, как тюрьме для души.
Что привело к появлению страха перед телом, к отвращению к телу и разрушило все античное миросозерцание. (И до сих пор ползучей плесенью проникает и в православную среду).
Пока туда не пришла апостольская проповедь о Христе, о преображении и воскрешении тела, и о том, что в больном теле может быть сильный дух и в здоровом теле - оказаться больной дух.
Потому, что связь мира телесного и духовного, хотя и очевидная, но не прямолинейная. Необходимость хранить свое здоровье не отрицает и полезной роли страданий и болезней для нашего духовного развития: для испытания веры и очищения души.
Здоровье – это общее для души и тела ощущения свежести, трезвости, бодрости, которое может побуждать нас к злоупотреблению им же, если мы не размышляем для чего же и Кем этот дар здоровья нам дан.
Блаженство в раю и состояло в наслаждении от чистых телесных чувств, полноты сил, где не было усталости, боли, смерти.
Все мы согласимся: «что нет Богатства лучше телесного здоровья и нет радости выше радости сердечной» (кн. Сирахова 30,16).
И сегодня, изучая свое традиционное культурное наследие и развивая его, можно и нужно ответственно подходить к этой ценности – здравию души и тела, т.е. содержать свое тело соответственно его предназначению, потому что, одного энтузиазма, бессистемного чтения популярных книг и силы воли здесь недостаточно.
Даже такие адепты здорового образа жизни, как академик Н. Амосов или М. Котляров, признавали ошибочность своих стратегий в поддержании здоровья. Их восприятие тела только, как организма – самая большая ошибка, какими бы научными знаниями о нем мы не располагали.
Знания очень могут быть полезны, но сначала надо определиться с вопросами: кто тело создал и зачем? Конечно, важны для человека и знания о биомеханике собственного тела и умение реализовать эти знания в повседневной жизни.
Но что такое традиция? Сколько видов ее на Руси? Какая из них обладает большей полнотой Истины? Почему Библия, например, предупреждает: «К волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернении я от них» (Левит 19,31). Почему волшебник может облегчить страдание, но при этом в чем-то осквернить?
Только разобравшись с этим вопросом, мы будем иметь для себя критерий в выборе отношения к телу и телесным практикам, т.к. тело – это не просто организм, который никогда не сможет исследовать в полноте наука, а часть нашей личности.
И занимаясь оздоровительными практиками, в рамках духовной традиции, мы влияем на другие части своей личности. Поэтому не все равно у кого лечится: «лишь бы помогло».
Все ведь знают – болезнь, как сорняк, отравляющий здоровье, можно «оборвать» на разном уровне: только у корня, или с некоторыми мелкими отростками, или все целиком.
Разные практики – воплощение разных горизонтов видения самопознания и познания Бога, который только один и способен выдернуть весь корень (конечно, с нашим активным участием).

ПИСЬМО 3

Cенсорно-моторная амнезия.

С детства у меня был вопрос о том, почему одни люди, старея, "теряют форму" и духовную и телесную (здоровье, осанку, голос...), как бы "вянут", а другие, усыхая, все же остаются в " форме" - и физической, и творческой, и духовной.
Относительно нашей падшей природы можно сказать и так: одним удается достичь «непадательного» состояния, обретя в Боге опору: «К Тебе прилепилась душа моя" (Пс. 62, 9); а другие все больше вовлекаются в притяжение страстей: "Прилепилась к земле душа моя" ( Пс.118,25).
Тоже можно видеть в мире цветов - одни вянут и осыпаются, другие, и засыхая, могут украшать собою мир.
Геронтологи определяют факт сохранения активной деятельности да самой смерти как "успешное старение".
Не будем касаться внешних (благоприятных или неблагоприятных) условий жизни. Что же может сам человек "изнутри" делать, чтобы избежать лишних возрастных потерь?
Ученые установили, что все переживания откладывают на психике и теле свой отпечаток. Г. Селье, эту связь тела и психики определил как понятие "соматика" и установил, что психологические факторы также важны для здоровья, как и физические.
С точки зрения "соматики" важно, как мы "видим" тело изнутри, это опыт "внутрь пребывания", вниманием и чувством и умом. И в этом аспекте тело и душа воспринимаются более целостно, чем при "вне-пребывании".
Наши чувствительно-двигательные системы реагируют на стрессы и травмы посредством мышечных рефлексов, вызывая их бессознательное сокращение.
Поскольку внимание приковано чаще к боли, а не к источнику ее, то человек лечит симптом, устраняет последствия, не зная источника. Так и возникает потеря памяти на движение до травмы (болезни).
Человек привыкает к скованности, ограничению движения. Это явление получило название "Сенсорно- моторная амнезия" (СМА), которая не имеет отношения к возрасту и может возникнуть в любом возрасте.
Поскольку сенсорно-моторная амнезия - приобретенный, реактивный процесс, то от него можно осознанно освободиться через понимание его природы, обнаружение конкретного проявления у данного человека и переучивание (отучивание) от него, как от плохой привычки.
Сенсорно-моторная амнезия не может быть устранена никакими другими традиционными, медицинскими способами. Этот вид патологии требует не лечения, а обучения.
И здесь эффективность зависит не только от технических знаний и умения преподавателя (инструктора), но и от той антропологии, на которую он опирается. Особенно это переобучение актуально в наш век "антропологической катастрофы".
Проанализировав разные телесные подходы к переобучению тела, я убедилась, что, споря меж собой о большей или меньшей практической эффективности и обоснованности с физиологической стороны, все они связаны с верой в предназначение тела.
Только Православие онтологически задает основу тела, как неуничтожимую навеки (после грехопадения – только временная смерть!) грань личности, которая сотворена по ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ и может быть обожжена, преображена.
Потому что и сам Господь освятил тело своим воплощением, служением, преображением, воскрешением и вознесением.
Человек только своим ограниченными возможностями и знанием не способен, без побочных последствий, помочь себе и другому: "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор. 8, 2-3).
Поэтому, например известный и прославленный ныне святой хирург и священник Лука Войно-Ясенецкий перед каждой операцией творил молитву и писал на теле пациента йодом крест.
Личность - это "порода" Образа Божьего, мы по роду Его сотворены и включаем в свой состав природу всего творения.
Тело человека уникально тем, что оно несет в себе память о грехах и о добродетелях, о болезнях и о здоровье. Если на здоровье и добродетели смотреть как на дары Божии, то в синергии с Богом мы обязаны развивать в себе все эти дары, чтобы не закопать в землю, данные нам " таланты".
Поэтому, хотя СМА невозможно избежать, в силу изначальной поврежденности нашей природы и природы социума, который нас воспитывает "по своему подобию", но на нее можно осознанно влиять, используя не только достижения анатомии, физиологии, психологии, но и образы поданные нам в Св. Писании и Предании.
Обучение помогает осмыслить связь между духом и телом, совершенствовать ощущения и сознательное управление не только движением тела, но и души.
Пожилым или немощным помогает устранить скованность движений и боль. При следовании основным настроечным образам корректируется осанка, походка, дыхание, пластика и оптимальность повседневных движений, что само по себе приносит терапевтический эффект и телу и душе.

ПИСЬМО 4

«На Бога надейся и сам не плошай»
«без Троицы храм (дом) не строиться»

Формула успеха в любом деле - найти главное и воплотить его
Почему, занимающийся годами собственным телом, профессиональный остеопат, не может избавиться от хронической боли в отдельных частях тела?
Хотя регулярно прибегает и к помощи коллег!
Почему, как показывает статистика, большинство суровых диет заканчиваются прибавкой веса выше исходного?
Почему вкладывающие огромные средства в оздоровление в разных формах (пищевые добавки, особые тренажеры, омолаживающие процедуры и пр.) оказываются у разбитого корыта?
Почему наши старания дают такой результат, что становится только хуже?
Существует т.н. правило Парето, которое гласит: 20% усилий дают 80% результата.1 Подавляющую долю своих усилий (80%) мы тратим на достижение 20% результата, без которых вполне бы могли и вовсе обойтись.
Большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил;
Большинство неприятностей связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил.
Так вот, применяя это правило к нашему исследованию можно сделать вывод:
Профессиональные знания анатомии, фармокологии, физиологии и способность гнуть тело в разные стороны, не является самым важным фактором для хорошего самочувствия, так же как физическая нагрузка и диеты НЕ явются самым важным фактором для похудения.
Пример, который приводится чуть ли не во всех учебниках по менеджменту:
Предположим, Вы рассыпали 100 монет одинакового номинала. 80% всех монет Вы найдете за 20% времени, на каждую последующую потребуется все больше и больше времени.
В конце концов, последние Вы будете искать только в том случае, если совсем не цените свое время или, если их ценность действительно очень высока.
От себя добавлю, что на практике часто бывает так, что Вы так и не найдете часть из них.
И вот, нередко мы видим, что какой-то «ленивый» человек затрачивает всего 20% усилий:
• между делом потягивается, отжимается,
• таскает сумки из магазина, хлопочет по дому,
• бегает зимой на лыжах, летом – по парку,
• вместо лифта поднимается пешком, и экскалатор тоже использует для тренировки,
• порой парится в бане и не « парится» особенно по поводу еды и питья
и «все ему - как с гуся вода» - здоров, бодр, если и заболеет, то все равно не унывает и спешит во всем доверяться модным врачам или лекарствам.
Правда стоит добавить, что все перечисленное он делает «грамотно», а вместо поездки на курорт, едет поработать в монастырь, где опять же умело использует тело на трудничестве во славу Божию и на богослужении…
А все потому, что нашел главные направления для приложения телесных, душевных и духовных усилий.
Бог устроил наше тело так, что оно имеет известную способность к саморегуляции, если только позволить Богу действовать в нас, вникая в себя и в учение, которое он нам дал.
Вспомним, что Библия говорит: «Ищите прежде Царство Небесное, а остальное вам приложится»?
Может здесь - главное место приложения усилий, которое устроит и тело и душу?
Понимая, в чем главный интерес тела - от кого и для чего оно вообще-то? Для удовлетворения моих желаний?
- Это скорее по части внешнего тела, которое вынуждено быть в рабстве у моих желаний, привычек и порой сопротивляется и бунтует, потому что эти желания для него тоже не самый важный фактор в его существовании и желания моего тела и мои не ЧАЩЕ всего не совпадают.
Поэтому все МОИ усилия по достижению здоровья и красоты тела приносят кратковременный или плачевный результат.
Итак, надо сделать всего две, не самые простые, но главные вещи:
1. Найти Того, который есть Жизнь, Истина и Путь в «Царство Небесное», которое в этой земной жизни уже есть внутри нас, для тех, кто отдал свое тело в причастие к Телу Христову
2. И самому не оплошать в использовании данных им талантов - дара к разумению и возделыванию земли не только внешней, но и внутренней.
Здесь нужно вырастить внутренние плоды, построить телесный храм, чтобы вместе с внешними виноградом, хлебом и храмом принести их в литургическое приношение Господу с возгласом:
«Твоя от Твоих Тебе приносящие о всех и за вся»

Вот к последнему «садовническому» и «плотницкому» мастерству мы и направляем наши усилия.
Найдем главные рычаги – (образы ) приложения сил в теле. Вспомним, что Христос был плотником до крещения у Иоанна крестителя и был принят Марией за садовника, после воскресения.
Это символично! Строительство – творческое усилие человека, а рост органический – тайна жизни.
Садовник только создает условия, но рост подает Творец.
Строитель так же исследует и использует материалы, законы, которые уже созданы Творцом, т.е. здание само не растет, а именно выстраивается.
И ошибки здесь – полностью на ответственности строителя и архитектора.
1Кор 3.6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
Мф 6.27 может прибавить себе росту хотя на один локоть?
Пет 2.2-5 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь.
Кол 2.19…..и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
К серьезным физическим нагрузкам городскому жителю, в сознательном возрасте, нужно переходить только тогда, когда состоится встреча с внутренним, прекрасным и целомудренным телом, которое сохраняется в нас.
Потому в частности и можно обратиться к состоянию ребенка, что его качества в нас хоть и забыты, но не утрачены.
Тело САМО попросит столько движения и дыхания и еды, сколько ему надо. Для этого его надо научиться слушать, ощущать за ленивой окоченелостью «благоприобретенных» стереотипов движения и поведения.

ПИСЬМО 5

И взял Господь Бог человека
и поселил его в саду Эдемском,
чтобы возделывать и хранить его


Культура тела - возделывание внутреннего сада

Русский мыслитель Николай Бердяев в статье «Человек и машина», опубликованной в 30-е гг. ХХ века писал, что
«Cуществует 3 типа жизни человека: природная, культурная, и связанная с техникой. При преобладании первого типа - общество остается на первобытном уровне, при преобладании третьего - теряет духовность и гибнет, и только культура соединяет природное и техническое, поддерживая гармонию».
Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие.
Существо культурного процесса состоит в избиратель¬ности – в чем-то себя ограничить, а в чем-то себя развить. Критерии и инструменты этого процесса определяются духовными ценностями общества, группы, личности.
Культура («обработка» в библейском описании мира исходит от заповеди о возделывании Рая: «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать и хранить его» (Быт.2.15).
Рай, сам по себе, не нуждался в такой обработке, т.к. Господь все творил прекрасным.
Но для развития всего телесно-душевного-духовного потенциала Адама и его уподобления образу Божьему, по которому он сотворен, человек нуждался в помощнице и, в своего рода, «песочнице» - поле творческой деятельности. 1
Творчество стоит на умении воспринимать, различать и выбирать. Личностью, подобной Богу, человек должен был стать через свободный выбор: с кем он хочет сотрудничать - с Богом или Его противником?
Сделав свой выбор, человек оказался вне Рая и непосредственного общения со Творцом: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3,2).
Но человек должен продолжить возделывание, причем не только внешней земли, но и внутренней, которая тоже «терние и волчцы произрастит тебе» (Быт.3,18), т.к. телесный состав человека таков же, как земли, но та часть, из которой он взят, всегда с ним (в нем) – в виде его плоти и тела.
Мы будем веками творить культуру, в том числе и телесную, опираясь на «две ноги» - биологическую и техническую, о которых писал Бердяев, но, чтобы удержать равновесие, необходима средняя уравновешивающая сила – духовный стрежень, который все так же требует от нас в каждый момент выбора: «С кем мы?».
Выбор этот непрост: порой на поиски, переборы разных вариантов и обретение правильного ответа, уходит жизнь.
Истина – одна, но «правдоподобных» ей образов – легион. Как перпендикуляр к прямой линии в точке – один, а приближений, даже самых на глаз неотличимых - бесконечное множество.
И даже встретившись с Истиной, человек не теряет возможность, выбирая, уклоняться (и даже падать), просто – он теперь знает куда вернуться, если захочет - через признание своего уклонения или падения.
Понятно, что поэтому и культур множество. И в каждой - свой способ окультурить тело через разные бытовые и обрядовые формы.
Мы нигде не найдем буквального биологического тела. Плоть у всех, в общем, - одна, а вот тела – всегда разные.
Я пишу этот текст, а вы его воспринимаете именно телом, но это не то тело, с которым мы родились, – это тело культурное, т.е. - «возделанное».
По какому образу возделано ваше тело? По образу обезьяны, из эволюционной теории Дарвина, положенной в духовное основание веры атеистического общества, где собственно «культура» симптоматично оказалась на втором месте после физиологии в дисциплине - «физкультура»?
Или может оно подвергается многочисленным экспериментам, следуя за ищущей душой, переходя из одной религии в другую, из одной духовной традиции или эзотерической школы в другую, когда телесные практики, обряды из одной традиции пересаживают на почву совсем иного менталитета…
В этой рассылке и на практическом курсе мы исследуем христианскую позицию по этому вопросу и, в частности, близкую нашему российскому менталитету – православную - ту, на которую многие, сами не ведая, опираются, и, по неведению, попирают, презирают, не разбирая – где зерна и где плевелы, т.е. - где соль (суть), о которой говорил Христос.
Соль - символ Слова Божьего, неизменного, не гниющего, несгораемого вопреки всем ч еловеческим грехам тех, кто исповедует христианство, и всему народному мифотворчеству, суеверию и невежеству.
Сегодня нам очень важно научиться отличать и отделять зерна (соль) от плевел, т.к. развитие технического прогресса привело к антропологической катастрофе, а с ней и к снижению функциональных возможностей человека, к новым заболеваниям не только тела, но и души.
Современные достижения медицины, увеличили продолжительность жизни, но наблюдается постоянный рост психических отклонений.
«К 2020 году, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности.
С изобретением новых препаратов можно поддерживать человека в достаточно адекватном состоянии. Поэтому люди с неизлечимыми психическими болезнями теперь могут работать и создавать семью.
А ведь такие серьезные заболевания, как шизофрения, передаются только по наследству. Соответственно, мы сами провоцируем рост числа больных людей». 2
С помощью науки и прогресса эта беда только усиливается, и остается одна надежда – на исполнение таки заповеди, данной при сотворении, о возделывании внутренней земли, чтобы не только на внешних землях сажать деревья, растить сыновей, строить дома, но в первую очередь ВОПЛОТИТЬ эти образы в себе:
Вырастить себя гибкой лозой и привиться к Лозе истинной - Иисусу Христу, воспитать себя, как сына Божьего по Образу Его, построить в себе храм для Его Духа.



Серия сообщений "Архитектура тела":

Часть 1 - Что такое "Архитектура тела" начало.
Часть 2 - Письма 1-5 с разъяснениями по "Архитектуре тела"
Часть 3 - Стопы
Часть 4 - Антигалифе. Спецупражнение.
...
Часть 29 - про наш животик
Часть 30 - Дряблые подмышки
Часть 31 - Профилактика шейного остеохондроза — физические упражнения


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Письма 1-5 с разъяснениями по "Архитектуре тела" | Халана - Дневник Халана | Лента друзей Халана / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»