НЕ спешите доверяться – будь ВСЕГДА настороже
Никогда не преувеличивайте глупость
врагов и верность друзей. М.Жванецкий
Писатель Джек Лондон покончил с собой. По другим сведениям, он умер от
	передозировки наркотика, но, собственно говоря, это почти одно и то же – под
	конец жизни (а было ему всего 39 лет) он страдал от жесточайших депрессий,
	много пил и потерял интерес ко всему окружающему. 
	
А ведь был он, что называется, мачо, настоящий мужчина: и в «золотой
	лихорадке» участвовал, и военным корреспондентом работал; смелый, отважный
	человек, самый высокооплачиваемый писатель в свои времена. Каждый день он
	писал тысячу слов, его романы и рассказы расходились огромными тиражами, по
	всему миру у него были миллионы поклонников. Довели его до смерти, как это ни
	банально, так. Помните, в школе, когда мы были детьми, учителя часто говорили
	о ком-то: «это не друзья, а дружки!». Вот для этих самых дружков романтичный
	писатель выстроил настоящий дворец из особого красного камня (кстати,
	огнеупорного).
	Назвал его «Дом волка» и принялся приглашать к себе жить писателей,
	поэтов и каких-то подозрительных «бродячих философов»; кормил их, поил,
	снабжал карманными деньгами.
	В один прекрасный день дом заполыхал.
	Его подожгли изнутри, причем сразу в нескольких местах – иначе
	грандиозное сооружение не смогло бы сгореть дотла, оставив писателя с
	многотысячными долгами. То есть, именно дружки дом и сожгли. Джек Лондон,
	пытаясь найти выход, принялся писать еще больше, борясь с приступами депрессии
	и нежеланием жить – потрясение было слишком сильным. Тут он услышал, как один
	его друг говорил другим: «Джеку слишком легко достаются денежки. Надо помочь
	ему их потратить!». Отвращение к людям овладело несчастным Джеком Лондоном. Он
	уже ничего не писал, только пил все больше и больше, а в конце концов 
	слуга-японец нашел его умирающим, а рядом с ним – листок бумаги, на котором
	несчастный
	доверчивый писатель высчитывал смертельную дозу опиума.
	Друзья,наверное, пришли на похороны, обсудили ситуацию, вдоволь
	посплетничали, посудачили, на славу угостились и разошлись восвояси, вернее,
	расползлись, подобно глистам-паразитам, чтобы поскорее найти новую жертву.
	
	
	
Дружки Есенина и Высоцкого – это хрестоматийный пример. Они пили и ели
	за счет великих людей, спаивали их, втравливали в скандалы и драки, а потом
	писали горестные и«правдивые» воспоминания о погубленных ими поэтах.
	Впрочем, правда иногда сквозит между строк: друг Есенина, с которым они
	вместе купили комнату, во время поездки поэта за границу, поселил в этой
	комнате свою жену и малолетнего ребенка, так что Есенину просто стало негде
	жить.
	Он, как подобает настоящему мужчине, ушел и скитался по знакомым, 
	ночевал, где придется, естественно, алкогольная зависимость развивалась
	стремительно, ведь всюду его ждали другие друзья.
	
	Друг Высоцкого вспоминает, как однажды он оказался в гостях у
	знаменитого барда. «Выпьем, Володя!» – предложил друг уже погибающему от
	наркомании и алкоголизма поэту. «Да у меня дома ни капли нет», – принялся
	оправдываться несчастный Высоцкий, но друг пишет дальше так: «У меня, конечно,
	оказалась с собой бутылка коньяка, которой я и угостил поэта». Молодец, что
	тут скажешь! Выпивши со знаменитостью, он уехал к себе домой, а больной
	Высоцкий принялся искать «дозу» – алкоголь уже поступил в его гибнущий
	организм. Пьяные, Есенин и Высоцкий раздаривали своим друзьям дорогие вещи; 
	наутро сожалели, но вернуть взятое никому и в голову не приходило.
	
Едва в Советскую Россию приехала танцовщица Айседора Дункан, как и у нее
	появилась масса друзей. Они очень полюбили ходить в гости в особняк на
	Пречистенке, особенно – в дни выдачи пайков. Добрая Айседора выставляла на
	стол весь свой паек; все кушали, хвалили, потом расходились по домам, а
	танцовщица месяц потом жила на одной мерзлой картошке.
	За глаза друзья величали ее «Дунькой», писали забавные частушки про нее
	и про Есенина, и с нетерпением ждали дня выдачи спецпайка, чтобы снова веселой
	компанией завалиться в гости.
	Шайка друзей-нахлебников окружала, пожалуй, почти всех великих людей.
	
	
Эдит Пиаф кормила и поила целую банду бездельников. Она не была глупа,
	прекрасно понимая, что все эти так называемые друзья – обыкновенные паразиты
	и дармоеды, которым, в сущности, нет до нее никакого дела. Однажды они шумной
	толпой пришли в ресторан, чтобы отменно поужинать за счет звезды. Пиаф вдруг
	внимательно посмотрела на лица добрых друзей и заказала только одну картошку.
	Все, больше ничего. Друзья деланно смеялись над причудами певицы – они ведь
	рассчитывали на несколько другое угощение.
	В следующий раз Пиаф собрала все свои драгоценности, показала их 
	друзьям. И под алчными взорами, взяла и спустила все золото и бриллианты в
	унитаз. Дикая выходка, но как-то она понятна, когда умирающий от цирроза
	человек, всю свою юность проведший в голоде и нищете, проницательно смотрит
	на лица милых друзей и видит их души.
	Впрочем и сами творческие личности иногда выступали в роли так называемых
	друзей.
	
	Поэт Велимир Хлебников в страшные годы гражданской войны оказался в
	голой степи со своим другом, тоже поэтом. Поэт этот тяжело заболел, то ли
	дизентерией, то ли холерой, обессилел и идти уже не мог.Тогда Хлебников собрал
	припасы и двинулся в путь один. «Не оставляй меня умирать, Велимир», – хрипел
	умирающий спутник своему другу, а тот обернулся и отвечает так поэтично: 
	«Степь тебя отпоет!»
	
	Екклезиаст в библии рассказывает мрачно, что всю жизнь искал он среди
	тысяч людей друга и женщину. Друга вроде как нашел, но пессимистичный и
	угрюмый тон его философских рассуждений заставляет в этом усомниться.
	По мнению психологов, к сорока годам у человека может быть только один
	друг, и то – не всегда. И это не потому, что падает потребность в общении,
	эмоциональность и так далее –
	просто череда разочарований и горький жизненный опыт заставляют нас
	становиться осторожнее и замкнутее. «Мне легче снести ножевой удар врага, чем
	булавочный укол от друга», – писал Гюго, на долю которого, видимо, выпало
	немало этих булавочных уколов. На вражду чужих людей мы действительно
	реагируем легче, чем на подлость тех близких, кому мы доверились.
	
	
Профессор Литвак пишет о том, что в аудитории он задал простой вопрос:
	«А вас когда-нибудь предавали? Если да, поднимите руки!». Руки подняли
	практически все. А ведь речь идет о юных студентах, только-только вступивших
	в жизнь.
	В этом свете верхом глупости кажутся мне советы некоторых психологов:
	«Встаньте, мол, на место предавшего вас человека – поймите его и тогда сможете
	простить». Или – «он не стоит вашего внимания и ваших переживаний, - 
	отпустите ситуацию».
	Такие советы очень хороши в умозрительном смысле. Встаньте, например, на
	место педофила. Или грабителя. Или убийцы. Поймите его и простите. Это хорошо,
	когда дело касается других людей. Я всегда привожу простой пример: «А
	давайте, я вам палец дверью прищемлю. И пока я буду давить на дверь, поймите
	меня. Ощутите мои внутренние мотивы. И простите».
	
	Думаю, когда на костре сгорала преданная Карлом Седьмым Жанна д'Арк, ей
	было очень больно. Чисто физически. Ей было всего девятнадцать лет, она
	отвоевывала французские земли во славу короны этого самого Карла, а он объявил
	ее ведьмой и приговорил с помощью инквизиции к сожжению.
	
	Бизнесмен берет для друга кредит, который потом выплачивает сам на
	протяжении нескольких лет.
	Женщина утешает одинокую несчастную подругу, которая потом звонит ее
	мужу и пытается вступить с ним в связь – иногда небезуспешно.
	Девушка доверяет свои тайны задушевной подруге, которая тут же бежит
	делиться ими с другими людьми, злорадствуя и хохоча.
	К слову, именно так поступил знаменитый композитор Вагнер, чью
	воинственную и величественную музыку так любил Гитлер. Он дружил с философом
	Ницше, а потом всем рассказал, что Ницше лечился в психиатрической больнице.
	Потрясение от предательства всегда бывает чудовищным: не случайно по
	шкале стрессов измена (в широком смысле слова) переживается человеком
	тяжелее, чем смерть.
	
	Уж на что жесток и свиреп был царь Иван Грозный, и тот до конца жизни
	слал письма с проклятиями убежавшему от него бывшему другу – князю Курбскому.
	Даже душа кровопийцы-царя не смогла смириться с бегством близкого человека;
	все строчил он длинные послания, в которых «паще кала гной» было наиболее
	мягким выражением.
	
	
А Юлия Цезаря друзья вообще предательски зарезали. Человек он был
	исключительного ума и богатого жизненного опыта, а тут словно ослеп и оглох,не
	внимая никакимпредостережениям. Жена Кальпурния умоляла его не ходить в сенат
	в роковой день убийства, но Цезарь ее не послушал. 
	Некто передал ему по пути записку с предупреждением о заговоре – Цезарь
	ее не прочитал.
	К слову, интересно, что жены часто бывают куда дальновиднее мужей,
	предостерегая их от общения с тем или иным человеком. Но мужья, подобно Юлию
	Цезарю, пренебрегают предупреждениями – и оказываются в положении преданных.
	И снова и снова повторяют свою ошибку: «Как ты можешь так о нем
	говорить? Это мой друг, он отличный мужик!» – во скольких семьях звучат эти
	слова в то время как вы читаете эти строки.
	«Тебе все не нравятся!» – еще одна распространенная фраза.
	Только потом происходит обычный сценарий – «отличный мужик» или кидает
	своего доверчивого и щедрого друга, или еще каким-то образом платит злом за
	добро .
	
	Сто лет назад еще Зигмунд Фрейд обратил внимание на повторяющийся
	сценарий: некто выступает в роли благодетеля,делает для кого-то добро,
	жертвует собой и своим имуществом, а потом снова и снова оказывается в
	положении преданного. Не успевает зарубцеваться одна рана, как человек
	позволяет нанести себе другую.
	Все дело в пресловутой проекции – стремлении приписывать другим людям те
	качества, которые присущи нам самим.Неспособные на подлость и предательство,
	как правило, не ждут этого и от других, поэтому самые честные, самые смелые и
	благородныe оказываются в положении жертвы. И то сказать: граф Калиостро
	прожил со своей женой Лоренцей двадцать лет; вместе они то мошенничали, то на
	самом pделе занимались магией, то взлетали на вершину славы, то спасались
	бегством, то пророчествовали, то лгали, а потом Лоренца выдала графа
	инквизиции, дала на него, что называется, показания.
	
	Тем и страшно предательство, что от него невозможно уберечься и спастись
	– ведь исходит оно от самых близких людей, которых мы любим и которым мы
	доверяем.
	Потому-то Данте в «Божественной комедии» поместил предателей в самый
	страшный круг ада – видимо, тоже с кем-то дружил и кому-то совершенно
	напрасно доверял.
	Впрочем, бывают на свете и истинные друзья. Примеры можно пересчитать по
	пальцам, но они потрясают своим величием.
	
Когда фашисты пришли к власти, Зигмунд Фрейд был тяжелобольным дряхлым
	стариком. Евреем, кстати. Двух его сестер отправили в лагерь смерти,
	Освенцим, и там убили.
	Хотели отправить и Фрейда, но его пациентка и верная подруга, правнучка
	Наполеона, приехала к фашистскому командованию и стала просить отпустить
	престарелого ученого (а уже вовсю жгли его книги, собираясь приняться и за
	него самого).
	«А вы, фройлян, отдайте два своих замка, – сказал партайгеноссе
	аристократке. – Вот мы вашего старичка и отпустим». Можно было подумать –
	старик и так болеет последней стадией рака, он очень стар, ему так и так
	умирать. Но дама отдала два своих замка, спасла Фрейда, а когда он приехал в
	Англию, она приказала расстелить на перроне красную бархатную дорожку, по
	которой когда-то шествовал сам Наполеон Бонапарт. И еще подарила ученому
	цветы. Потому что они были друзьями.
	
	И еще один пример тоже относится к годам Второй мировой войны со всеми
	ее ужасами. 
	Педагог Януш Корчак был гуманистом; он написал множество книг о
	воспитании детей. Этими книгами зачитывалась вся Европа – еще бы, ведь это
	было новое слово в педагогической науке, которая раньше предлагала только одно
	– лупить и наказывать, дрессировать и муштровать.
	
Настала война, и еврейских детей, воспитанников Януша Корчака, отправили
	в концлагерь. Педагогу несколько раз предлагали свободу – многие фашисты знали
	его книги и восхищались его умом и талантом. Можно было остаться и мирно
	писать свои педагогические опусы, заниматься педагогикой как наукой, детей
	ведь еще много вокруг оставалось.
	Но Януш Корчак не покинул своих питомцев, поехал вместе с ними в лагерь
	смерти, а потом вместе с ними вошел в газовую камеру, чтобы детям было не так
	страшно умирать. Потому что они были друзьями. 
	«Друг познается в беде», – это еще римская мудрость, а до римлян,
	вероятно, ее знали еще более древние народы.
	
	Не спешите доверяться и щедро раздавать свое имущество людям, которые
	заставят вас страдать; в лучшем случае, от своего равнодушия к вашим бедам, в
	худшем – от бед, которые они сами вам и причинят...
/Источник:
https://ok.ru/allgreece/topic/65766031387582