Илья́ Серге́евич Глазуно́в (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик РАХ (2000). Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя уже стоит в числе величайших живописцев нашей страны. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.
«Вечная Россия» («Сто веков») — одна из самых известных работ И. С. Глазунова. Закончена автором в Москве в 1988 году. Первоначально называлась «Сто веков», позже была переименована в «Вечную Россию».
Как пишет О. Платонов в биографии художника, это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных им, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Илья Сергеевич Глазунов родился в семье ученого С. Ф. Глазунова и О. К. Глазуновой (Флуг). Поступает в детскую школу искусств, затем — в художественную школу на Петроградской стороне.
Илья с мамой О. К. Глазуновой (Флуг)
1940 – 1949
Во время Великой Отечественной войны в Ленинградской блокаде погибают родные И. С. Глазунова. 11-летнего Глазунова эвакуируют на Большую землю. На новом месте жительства, в Новгородской области, Глазунов посещает школу, делает зарисовки из крестьянской жизни. В конце войны возвращается в Петербург и поступает в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, активно занимается живописью. Посещает Таллин, Москву, Киев. В Киево-Печерской лавре старец отец Тихон отговаривает художника от монашества и благословляет на мирскую жизнь.
1950 – 1959
Обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Проводит студенческие практики в Юкках, Васильсурске на Волге, Плесе и Угличе, на строительстве Куйбышевской ГЭС. Пишет дипломное полотно «Дороги войны», которая в итоге было отвергнуто ученым советом. Знакомство и вступление в брак с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа.
Знакомится с Л. Л. Оболенским, беседы с которым формируют интерес к личности Достоевского и древнерусской живописи. Создает картину «Достоевский в Петербурге» и иллюстрации к романам «Идиот» и «Бесы».
Получает Гран-при международного художественного конкурса, организованного журналом «Всемирные студенческие новости». Первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусств в Москве, которая вызывает большой резонанс и споры.
1960 – 1969
1965 с женой в русских костюмах
И. С. Глазунов декларирует свою творческую позицию в статьях в печатных изданиях и автобиографической книге «Дорога к тебе. Из записок художника».
Много путешествует и работает на Русском Севере. В картинах дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По приглашению итальянских деятелей культуры посещает Италию.
Входит в оргкомитет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Становится организатором и руководителем «Клуба любителей древнерусского искусства», позже получившего название патриотического клуба «Родина».
Работает над иллюстрациями к произведениям Куприна, Лермонтова, А. К. Толстого.
Выставка, организованная в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве («Манеж»), закрывается через пять дней по требованию Московского союза художников.
Пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Поездки и выставки в Копенгагене, Париже, Лаосе. Во время поездки во Вьетнам создает более 150 работ — «Вьетнамский цикл». Принят в Союз художников СССР.
1970 – 1979
1970 год
Работает над иллюстрациями к произведениям Достоевского, Некрасова, Блока, Лескова, Гончарова. Первая выставка в Ленинграде, в окружном Доме офицеров, закрывается по указанию Ленинградского обкома КПСС. Выходит первая в СССР монография о художнике. Творческая командировка в Чили, поездка в Индию. Рождение дочери Веры. Поездка в Финляндию, выставка в Хельсинки и Стокгольме (Швеция). Выставка в городах ФРГ и ГДР. Художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы.
Творческая «ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали, создание серии «БАМ». Посещение Оптиной пустыни. Выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выставка в Токио (Япония).
Вместе с женой работает над художественным оформлением оперы Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере. Начинает преподавать в Московском государственном художественном институте имени Сурикова.
В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово».
1980 – 1989
Присуждение звания «Народный художник СССР». Совместно с супругой исполняет декорации и костюмы к опере Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине. Работает над декорациями к постановке балета на музыку Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета. Работает художником-постановщиком оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре в Москве.
Организует и становится директором Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.
Выставки в ключевых европейских столицах, российских и украинских городах. Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Достоевского.
Творческая командировка в Никарагуа, создание серии «Никарагуанский дневник». Посещение Кубы, написание портрета Фиделя Кастро.
Выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творчества.
Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Выходит фильм о Глазунове «Художник и время».
Фильм Илья Глазунов. 1985
1990 – 1999
Поездка в Италию с группой студентов, пишет портрет папы Иоанна Павла II. Создает картины «Апокалипсис. Слепой сеятель», «Ветер», «Великий эксперимент», «Слава предкам!», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Достоевский», «Христос в Гефсиманском саду», «Моя жизнь», «Россия, проснись!» и другие.
Выставки в Перми, Свердловске, Куйбышеве, Сыктывкаре, Днепропетровске, Кисловодске, Краснодаре.
Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова». Награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Побеждает в конкурсе архитектурных проектов по реконструкции XIV корпуса Московского Кремля. По опросу ВЦИОМ назван «Самым выдающимся художником XX века». ЮНЕСКО присуждает художнику «Золотой глаз Пикассо» за большой вклад в культуру и искусство. Выставка «Храни Бог Россию» в московском «Манеже».
с 2000 по настоящее время
Художник награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III, II, I степени за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования. Выходит документальный фильм о жизни и творчестве художника «Черная вода, белая льдина».
В Москве на Волхонке, 13 открывается Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова.
Награждается премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». Галерею Глазунова посещает Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский.
В московском «Манеже» открывается выставка работ, посвященная 80-летнему юбилею художника и фотоэкспозиция «Художник и время».
Награждается Русской Православной Церковью орденом Андрея Рублева I степени.
Илья Глазунов. Лестница одиночества
Илья Сергеевич Глазунов и его муза Инесса Дмитриевна Орлова. Павловск. 1998
[показать]
Великий эксперимент 1990 год
Картина «Великий эксперимент» является жесткой критикой тех, кто проводил безжалостные опыты над русским народом в построении «нового мира». В центр картины помещена пятиконечная масонская звезда, уменьшенный образ которой с сатанинской символикой мы видим чуть ниже верхнего луча. В этой звезде, как в некой рамке помещены лица наиболее активных строителей «светлого будущего», окрашенные в серо-зеленые цвета гниения и распада.
Слева – погружается в адскую бездну, полыхающую морем огня, в котором извивается гигантский змей, царская Россия. Самая крупная группа здесь – сияющая ореолом святости зверски замученная семья последнего императора России.
Справа над мозаикой лиц и плакатов страдающий лик Христа, несущего тяжелый березовый крест (символ России). Из правого глаза его выкатилась кровавая слеза…
[показать]
Дороги войны 1985 год [показать]
Прощание 1986 год [показать]
Разгром храма в Пасхальную ночь 1999 год
Время действия, изображенного на картине, — начало 20-х годов XX столетия. В православный храм, куда собрались представители всех сословий царской России, врывается революционная банда. В центре композиции — комиссар в кожаной куртке с маузером, держащий на поводке собаку с Георгиевским крестом на шее. Его ненавидящий взгляд через пенсне направлен на распятие Христа в правой стороне картины. За ним толпится революционное отребье: матрос с винтовкой и пулеметом, персонаж, выпускающий из мешка свинью с церковным крестом, блудница в генеральской шинели, накинутой на голое тело, баба в горностаевой шубе, отобранной у «буржуев», «революционная семья» в венчальных коронах, на которых пришпилены пентаграммы...
Справа, у ног Христа, распинаемая Россия с ее священнослужителями и святыми, дворянством, воинством и купечеством, простыми пахарями, со всеми теми, кто был олицетворением государственного строительства на нравственных началах.
Атмосфера действия и образы картины воссозданы на основе богатого исторического и художественного материала, собираемого автором в течение всей жизни.
Происходящее в храме трагическое действо свершается на фоне евангельских сюжетов, запечатленных на стенах оскверняемого храма.
Земное в картине перекликается с небесным, и эта перекличка заставляет глубже вдуматься в происходящее, соотнести прошлое с нашими днями, задуматься о будущем.
[показать]
Раскулачивание 2010 год [показать]
Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию 1980 год
Париж. Штаб-квартира ЮНЕСКО.
Предложение ЮНЕСКО русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию, было актом высокого международного признания его творчества. Французские критики отметили, что в ЮНЕСКО приглашались лишь три художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунов.
Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже. Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: "Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости".
Международная критика отметила необычность колорита, смелость решения и поистине новаторскую подачу столь трудного по выражению содержания
[показать]
Мистерия ХХ века 1999 год
В этой картине художник показал апокалипсический вектор бытия XX века.
Первый вариант «Мистерию XX века» был написан в 1977 году, когда в СССР свирепствовала идеологическая цензура. От Ильи Глазунова требовали снять с экспозиции эту картину на готовящейся к открытию выставке его работ. Художник пожертвовал выставкой, но отказался выполнить требования чиновников, рискуя не только выставкой, но и своей карьерой. Угрозы слышались с самых вершин государственного Олимпа: со стороны ЦК партии, Министерства культуры и Союза художников СССР. Вопрос стоял о депортации Глазунова из Советского Союза, как был выслан за свои неудобные литературные труды А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Выставку так и не открыли, и лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: «Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда». Хотя выставка и не состоялась, фотографии «крамольной» картины тайно расходились по необъятному тогда Советскому Союзу. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». И только по прошествии многих лет, в дни перестройки, скандальное произведение было, наконец, представлено широкой аудитории на выставке художника в Московском Доме молодежи.
К 2000 году Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом нашумевшей «Мистерии». Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить обрушившийся на страну вал общественно-политических событий последнего десятилетия минувшего века. В новом варианте художник приписал второй свой автопортрет справа на полотне в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет).
[показать]
Закат Европы. 2003 год [показать]
Рынок нашей демократии 1999 год [показать]
Христос и Антихрист 1999 год [показать]
А.С. Пушкин. Накануне. 1994 год [показать]
Канун. 1917 год (2003 год) [показать]
Изгнание из рая (1994 г.) [показать]
Поединок 2004 год Из цикла "Поле Куликово" [показать]
Райские птицы Древней Руси 2010 год [показать]
Натюрморт [показать]
Неточка и княжна Катя 1970 год
Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова"
Бумага, соус, пастель, графитный карандаш. [показать]
Новодевичий монастырь 1999 год
Наведите курсор, чтобы увидеть название
Семья:
Нина. Портрет жены художника 1980 год.
Супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 — 24 мая 1986)
Нина Александровна родилась в 1936 году в Ленинграде.
Дочь архитекторов Марианны Людвиговны Шретер (Виноградовой) и Александра Николаевича Виноградова. Ее дядя Н.А.Бенуа 30 лет был главным художником "Ла Скала", другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны, которая была дочерью архитектора, ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата всемирно знаменитого Александра Бенуа.
Училась на искусствоведческом отделении исторического факультета ЛГУ. С 1957 с мужем художником Ильёй Сергеевичем Глазуновым жила в Москве, где окончила отделение графики Полиграфического института.
Оформляла книги, работала в технике линогравюры, писала акварельные натюрморты. Нина занималась живописью, искусствоведением, историей русского костюма. Созданные ею костюмы и совместная работа с Глазуновым над театральными декорациями принесли ей заслуженный успех в Берлине (оперы "Князь Игорь" и "Пиковая дама") и Москве (опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). Она создала 500 потрясающих костюмов в Большом театре для «Легенды о граде Китеже». Нина Александровна была талантливым художником, но она также была и необыкновенной любящей женщиной, поэтому предпочла посвятить свою жизнь мужу и его творчеству, помогая ему в работе, служа моделью для многочисленных портретов.
Нина в шубке 1954 год
Нина была его музой, и образ ее угадывается во многих картинах художника.
Глазунов с восторгом говорил о жене, о ее «рассветных глазах», о необыкновенной нежности, о чуткой и трепетной душе.
В своих интервью Илья Глазунов говорил о своем преклонении перед женской красотой:" Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила, перед которой не мог устоять, - женская красота. Тайна женственности загадочна. Считаю, что равенства между мужчиной и женщиной не может быть. Мы должны боготворить Женщину и не относиться к ней так, как предлагает наш во многом грязный и циничный XXI век."
И судя по тому, что его музы довольно часто менялись, грешен он был не единожды, но после смерти жены он больше не решился на брак.
1969 год
"Словно я слышу ее голос: «Я всю жизнь отдаю тебе, я верю, что через тебя действует высшая сила, и мое назначение любить тебя и быть преданной. Ты говорил однажды, что никогда, ни на ком не сможешь жениться - ты воин и должен быть свободен в своих действиях. Я знаю: мой долг и смысл моей жизни - это служение тебе».
Вера жены в мою предначертанную Богом миссию давала мне великую силу и спокойствие, которые помогали выстоять в страшной борьбе - не случайно мои московские друзья называли ее позднее боярыней Морозовой. Лишить меня моей нерушимой стены - неукротимой, нежной, волевой и неистовой Нины - было мечтой многих черных людей и тайных сил: конец ее потряс меня до основания смертной болью и ужасом, он был предопределен, и приговор приведен в исполнение."
1974 год в Стокгольме
Нина Виноградова-Бенуа трагически погибла 24 мая 1986 года. Тайна ее гибели не раскрыта до сих пор. Нину нашли в Москве, выпавшей из окна.
Сразу же поползли слухи об очередном увлечении Глазунова молоденькой красивой девушкой, которая была на тот момент его моделью. Но ведь это случалось и раньше – творческой личности свойственно увлекаться.Часто оправданием служит то, что без страсти к модели невозможно изобразить эту самую страсть на холсте. Будучи художницей, Нина, наверно, пыталась все это понимать. Она не могла не слышать рассказы о любовных увлечениях ее мужа. Истории эти переходили из уст в уста уже много лет. На момент первой из них, с актрисой Ларисой Кадочниковой, их браку был всего год.
Народный художник СССР Илья ГЛАЗУНОВ в своем интервью в ноябре 2012 года сказал: «Шапка, которая была на моей жене Нине, когда она выпрыгнула из окна, — чужая, у нас такой не было. Думаю, это убийство, и следователь мне признался: «Я знал, кто убил вашу жену, и настаивал на расследовании, а мне сказали: «Не твое это дело»
Часто творческие люди очень эгоистичны, все подчиняют вокруг своему таланту, не щадя своих близких. И это может привести к трагической развязке.
Так что же это было - убийство, самоубийство?
1996
Сын — Иван Глазунов, художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
1999
Дочь — Вера Глазунова, художник, автор картины «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна перед казнью в Алапаевске».
декабрь 2009
С детьми и внуками
Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Соболезнование в связи с кончиной выразил Президент России Владимир Путин