Что и кто хранят Париж? Люди, Боги, боги через избранных людей... Вот отрывок из сериала Викинги, где один из главных героев возвращается в город, который он защитил от нашествия, разграбления, гибели...
Эти люди входят в легенды и становятся местными святыми, героями чья слава и память переживает их собственные реальные имена и реальность. И так строится мир, города, храмы, создаются вечные символы. Один из таких символов - Собор Парижской Богоматери.
Notre-Dame de Paris - один из символов Парижа, и наверное даже Франции... Построен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера, который скорее всего строился на месте кельтской религиозной святыни. Начало строительства именно этого здания - период 1163—1345 годы. Невероятной красоты готический храм воспет в легендах и песнях, и сам являет собой песню в камне.
Конечно собор строился не один век, в разные времена добавлялись новые элементы, но, как мы видим, шедевр зодчества сохранил целостность и гармоничность. Как метко сообщает википедия "Славе и спасению собора от разрушения во многой степени способствовал одноимённый исторический (повествующий о XV веке) роман Виктора Гюго, опубликованный в 1831 году"
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа)[4]. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Серёжа снял несколько видеосюжетов внутри здания
Статуя Св. Жанны Д'Арк как можно догадаться
Как считают современные археологи, на месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма: 1) раннехристианская церковь IV века; 2) меровингская базилика; 3) каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г. и 4) романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения. Подробно о истории Собора можно прочитать в википедии.
О превратности судьбы! Случается, что человеческий идиотизм крепчает в определённые времена и эпохи на столько, что можно и второй раз уничтожить уже казнённого мученика, и обезглавить давно почивших королей. Так, к примеру, сегодня случилось в России со Св. Валентином, которого здесь принято обвинять во всех смертных грехах, начиная с того что его не существовало и заканчивая тем, что он был гомосексуалистом. Это о человеке, которого казнили за то, что он выступил против гомосексуальных законов в римской армии. Как мы знаем (надеюсь), он был военным врачом, выносил раненых с поля боя, и вопреки законам, запрещавшим римским легионерам иметь сексуальные связи с женщинами, заводить семьи, и предписывающими им иметь близость только друг с другом - этот человек приводил в госпиталь к раненым их тайных жён и возлюбленных, и даже заключал браки между ними. В России теперь обвинили его в гомосексуализме!!! - чтобы не прельщались прихожане святыми чужой церкви, пусть даже жил этот святой до разделения Церквей и одним из первых принял христианство. Но он плох, потому что не православный)) Так его посмертно ещё раз уничтожили и можно сказать казнили, всячески порицая и его праздник и День влюблённых, связанный с ним. Нечто подобное случилось в самой Франции в дни кровавой Революции, когда террор и жажда рубить головы были столь тотальны, что в июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стёрты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить "каменных королей", украшающих Собор Парижской Богоматери!!! И мёртвые были казнены... При Наполеоне собор был реставрирован.
В соборе 110 застеклённых витражами окон, через которые льётся дневной свет. Как сообщает википедия, "Средневековое стекло — массивное и неравномерное, содержит пузырьки воздуха и случайные вкрапления. Витражисты собора умело использовали такие «дефекты» для усиления сверкания, теней, отблесков, мерцания, варьирования оттенков и вспышек света".
Перед Рождеством, как и во всех Католических храмах, в Соборе Парижской Богоматери устанавливается "вертеп" - сценка, изображающая рождение Иисуса. В прошедшее Рождество вертеп оказался просто огромный, потрясает воображение, изображая целый город!
Несколько видеороликов, сделанных Серёжей
Роза главного входа была выполнена около 1220 года, под конец царствования Филиппа Августа, и занимает центральное место на западном фасаде. Это круг, фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат — символ сотворённого и материального. Западная роза — одна из трёх соборных роз XIII века и самая старинная из них: её витражи были оформлены около 1230 года и представляют ассоциацию «Психомахии» (сражения пороков с добродетелями; Psychomachie), Зодиака и сезонных сельских работ. Как снаружи, так и изнутри в центр венчика окна-цветка помещена Богоматерь с Младенцем (я не уверена что на фото именно та Западная роза, но одна из Роз...)
Знаменитые горгулии собора... Собственно, подобные горгулии присутствуют на многих храмах, превнося в декор элемент загадочности и символизируя единение многих миров, о которых, впрочем, входящие в храм не задумываются, как и выходящие из него...
Серия сообщений "франция":
Часть 1 - «Записки из Парижа» (часть 1)
Часть 2 - ВЕЗЛЕ
...
Часть 43 - Париж. Франция. Часть 2.
Часть 44 - Palais de Justice - Дворец Правосудия, Консьержери. Париж.
Часть 45 - Notre-Dame de Paris, Собор Парижской Богоматери. Париж.