
[показать]
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
[показать]
Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер – искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.
Стиль бидермайер сформировал и своего героя обладающего богатством, жизненной хваткой, деловым умом. Он во многом подражает аристократам, но он умеет считать деньги и потому хочет, чтобы ему все обошлось дешевле. Поэтому в моду входят дешевые имитации дорогих тканей, мебели, предметов интерьера.

[показать]
Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

[показать]
Изменилось и представление о женщине. Дамы стали вести более активную светскую жизнь. Теперь женщин можно встретить не только в салоне или будуаре, не только на балах и маскарадах, они стали появляться на биржах, а самые смелые даже увлеклись спортом, посещали палаты депутатов и заседания различных научных обществ.
Представление о женской красоте тоже претерпели изменение: линия плеча значительно расширилась, появились объемные рукава, декольте стало сердцевидным, талия за счет корсета стала значительно тоньше. Юбка расширилась и стала объемнее благодаря воланам и рюшам. Шея и голова, прическа приобрели особое эстетическое значение. Хрупкость и изящность, романтичность и мечтательность пристали женщине этой эпохи.
Даме полагалось течении дня переодеваться несколько раз, так как в зависимости от часа и места нахождения и рода занятий она должна соответственно выглядеть: домашнее утреннее платье, платье для прогулок, конных прогулок, прогулок в экипаже, визитов, вечерний наряд, бальный и т.п. К домашнему платью полагался фартук и кружевной чепец; визитное платье было зарытое, к которому полагалась шляпка, перчатки и зонтик; бальное платье было декольтированное, с кринолином, шилось более широким и пышным, нежели визитное, к нему полагались высокие перчатки (т.к рукава у платья были короткие), шлейф, веер и драгоценности.
Все наряды женщин обладали характерной чертой стиля бидермайер – широкая линия плеч, которая достигалась за счет преувеличено пышных рукавов (т.н. «жиго») и декольте, обнажавшее грудь и спину. Юбки позволяли открыть не только туфли, но и щиколотки дам. Шляпки, дамские платья, прически буквально сплошь покрывалась цветами, лентами и воланам, а верхняя одежда (пальто, пелерины, ротонды) повторяли силуэт платья.

Мужской костюм имел сходный с женским силуэт – широкие плечи и рукава, узкая талия и расширяющиеся фалды сюртука или фрака гармонировали в паре с широкими юбками у дам. Мужчины продолжают носить фраки и сюртуки (грудь и плечи подбивают ватой – для модного объема), жилеты (вечерний наряд предполагал два жилета одновременно – нижний белый и верхний темный бархатный). Чтобы брюки не морщинились на обуви, их дугообразно обрезают понизу. Для балов предпочитали носить узкие панталоны светлых тонов. Верхом изысканности считался бархатный фрак (темно-красный) на атласной подкладке (белой), атласный или парчовый жилет, кружевное жабо, галстук (белый), панталоны и лакированные туфли. Верхней одеждой по-прежнему является плащ, редингот и к ним добавляется пальто.

Головные уборы мужчин были традиционны – цилиндры, боливары (широкополые шляпы) а также мягкие фетровые шляпы.
У женщин имелось множество разнообразных форм головных уборов (кибитка, шуте, капор) но они должны были не повредить замысловатую прическу дамы. Прически имели дополнения в виде накладных буклей, шиньонов, обильно дополнялись драгоценностями, цветами, перьями и т.п.
Обувь женщин все еще не имела каблука, мужчины носили туфли и сапоги на низком каблуке.
Большой популярностью пользовался ювелирные украшения выполненные из жемчуга. Из форм популярнее всего были броши, но тем не менее в моде ожерелья, длинные серьги, броские браслеты, а также диадемы, декоративные гребни, булавки и, наконец, дорогие изысканные украшения, которыми венчались сложные прически. Очень модной стала узкая ленточка на лбу с драгоценностью посередине – ферроньерка. Носили не только настоящие драгоценности, использовали и бижутерию ее имитирующую.

[показать]
Для живописи Бидермейера (Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. фон Швиндт, Ф.Г. Вальдмюллер в Австрии), носящей отпечаток романтизма, характерны любовь к бытовой среде, тщательно воспроизведенным деталям, стремление к интимности, задушевности, безмятежной созерцательности.
[показать]

Источники:
http://shabby-decor.ru/
http://www.my-article.net/
http://fashionstime.ru/?p=2401
|
|