• Авторизация


Галерея красавиц” Людвига I Баварского.Художник Йозеф Карл Штилер 10-10-2017 08:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

“Галерея красавиц” Людвига I Баварского.Художник Йозеф Карл Штилер

“Галерея красавиц” Людвига I Баварского.Художник Йозеф Карл Штилер

[показать]

[показать] [показать]

Парковый фасад дворца Нимфенбург

[показать]

Галерея красавиц (нем. Schönheitengalerie) расположена в бывшей столовой южного крыла главного дворца дворцово-паркового ансамбля Нимфенбург, предназначенного для личных апартаментов супруг курфюрстов из дома Виттельсбахов (в XIX веке — баварских королев). Это одна из характерных для эпохи романтизма портретных галерей (наподобие Военной галереи и Вальхаллы).
Серия портретов красивых женщин была выполнена Йозефом Штилером по заказу короля Людвига I для мюнхенской резиденции. Написанные в 1827—1850 годах картины ориентируются на идеал красоты Людвига I, а не на социальный статус портретируемых. Немецкие принцессы и простые горожанки как например, Хелена Зедльмайр, дочь мюнхенского сапожника, равноправно соседствуют друг с другом. Романтизм и бидермейер, а также не в последнюю очередь пристрастие короля к южным странам, таким, как Италия или Греция, находят отражение в этих изображениях прелестных девушек и молодых женщин.
 
Августа Штробль, в замужестве Хильбер (1807–1871, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1827 году)
****
Её портрет был самым первым из заказанных Йозефу Штилеру. Король увидел Августу на городском балу. Она, дочка главного королевского бухгалтера, была похожа на фею в своём муслиновом платье с пышными рукавами, с розово-красным шарфом на тонкой талии и такого же цвета бантом в каштановых волосах. 
 
Во время танца король Людвиг сказал девушке: «Милая Августа, стоит тебе только пожелать, и я исполню любое твоё желание…» Красавица ответила не задумываясь: «Ваше Величество, повысьте в должности помощника лесничего Хильбера. Он — мой жених.»
 
В любой другой стране у другого короля этот помощник лесничего получил бы на следующий день назначение охранять самый дальний угол в самом дельнем лесу королевства. Но король Баварии назначил жениха главным лесничим в Эргольдсбахе. Это и до сегодняшнего дня — природоохранная зона, в чудесном лесном краю в районе Дунайского водораздела.
 
В благодарность Августа должна была два месяца отсидеть моделью в мастерской Штилера. Художнику девушка была представлена как самая красивая в целом королевстве.
Эти слова королю предстояло повторить ещё 37 раз. С тем же пламенем в очах…
 
Баронесса Амалия фон Крюденер, урождённая графиня фон Лерхенфельд, во втором браке графиня фон Адлерберг (1808–1888, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1828 году)
****
Не стоит искать историю этой судьбы в Тайном архиве семьи фон Виттельсбахов. Король не сохранил ни писем, ни стихов, ни засушенных цветов, которые напоминали бы об этой красавице. У короля Людвига их просто не было! Но в жизни Амалии были стихи. Была великая Поэзия!
Имя этой прекрасной дамы неразрывно связано с русской литературой, с великим русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. В 1822 году 19-летний Фёдор Тютчев, только что с отличием закончивший Московский университет, прибыл для несения службы при русской дипломатической миссии Мюнхена. Он познакомился и подружился с молодым баварским дипломатом Максимилианом фон Лерхенфельдом. Макс звал друга Теодора Тютей, а чаще Тютерлем, приглашал к себе в дом, познакомил со сводной сестрой Амалией. Тогда и началось то романтическое чувство, которое связало два юных сердца на долгие годы.
 
История рождения Амалии была окутана тайной. Она считалась незаконной дочерью баварского дипломата Максимилиана фон Лерхенфельда-старшего. Хотя вероятнее всего он «прикрыл» своим именем прусского короля Фридриха Вильгельма III. Матерью была княгиня Тереза Турн-унд-Таксис, тётка русской императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I. Так что Амалия приходилась кузиной русской царице. В 1823 году она получила право называться графиней фон Лерхенфельд, без права на герб и генеалогию. А когда начала появляться в свете — на неё обратил внимание новый первый секретарь представительства — барон Александр фон Крюденер, из обрусевших прибалтийских немцев. Он предложил юной графине без родословной руку и сердце — и ей пришлось согласиться с требованием родных о необходимости этого брака. 17-летняя Амалия вышла замуж, стала баронессой фон Крюденер, супруг был старше её на 22 года.
Романтическая влюблённость в Тютчева прошла, остались дружба и забота, в которых всегда нуждался непрактичный поэт. История Фёдора Ивановича Тютчева давно рассказана в учебниках. Даты, события, должности, жёны, дети, строки стихов. Некоторые из них посвящены «младой фее» — Амалии. Она и была феей в его жизни: каждое её появление самым удивительным образом изменяло судьбу Фёдора Ивановича.
Иван Сергеевич Аксаков описал помещение стихов Тютчева в «Современнике» так: «Русская литература обязана искренней благодарностью князю Ивану Гагарину за то, что он извлек из-под спуда поэтические творения Тютчева… и отнесся с ними прямо к Пушкину, который с 1836 года предпринял издание своего четырехмесячного обозрения „Современник“. Пушкин, как известно, был выше всякой мелочной авторской зависти и всегда самым радушным образом приветствовал каждый проблеск истинного дарования. Он тотчас же оценил стихи Тютчева по достоинству, и с первого же тома своего „Современник“ начал их последовательное печатание» .
Аксаков забыл про фею, про её волшебство! Фёдор Иванович не был честолюбив, не стремился к известности, не заботился о публикациях, часто не подписывал стихов. Когда господин фон Крюденер был назначен на службу в Петербург, Амалия выехала в Россию, везя с собой в шкатулке кипу листков, исписанных с обеих сторон. Стихи Теодора, более 100! Это были только оригиналы, копий не существовало вообще. Тютчев сопроводил их письмом к Гагарину: «Вы просили меня прислать вам мой бумажный хлам. Ловлю вас на слове. Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним все, что вам вздумается. Я питаю отвращение к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной».
Уже при первом знакомстве с Пушкиным Амалия сумела настолько очаровать поэта, что Вяземский отметил: «Пушкин трепетал от вспыхнувшего интереса, краснея взглядывал на Крюденершу и несколько увивался вокруг неё.» Нам остаётся только догадываться о содержании их разговора:
— Милая Амели, я не просто камер-юнкер Императорского двора, я — русский поэт.
— Ах, я уже была знакома с русским поэтом, он служит в Мюнхене, его зовут Теодор Тютчев.
— Могу ли я познакомиться с его поэзией?
— Завтра с утра ко мне заедет с визитом князь Гагарин, я передам ему шкатулку для Вас…
Двадцать четыре стихотворения Тютчева были напечатаны в первом выпуске Современника. Потом было продолжение. Подборка называлась «Стихотворения, присланные из Германии». 
За подписью Ф. Т. 
Фея улыбалась…
Однажды Фёдор Иванович совершил служебный проступок: будучи первым секретарем Русской миссии в Турине самовольно выехал в Швейцарию, для венчания с Эрнестиной Дернберг. Разразился скандал с потерянными шифрами! Это был конец его карьеры! Пришлось уйти в отставку, поселиться в Мюнхене, не имея никакого официального положения. И далее учебник сообщает: по возвращении в Россию Тютчев был принят на службу в Министерство иностранных дел.
Но такое возможно только в том случае, если фея опять взмахнула своей волшебной палочкой!
«Она была блистательно хороша!» (А. О. Смирнова-Россет) Государь танцевал только с нею, осыпал её подарками (имение «Собственное» с дворцом и парком). Весь Петербург сплетничал о том, насколько это увлечение государя платоническое. Она стала соседкой и подругой любимой дочери императора, великой княгини Марии Николаевны. Брак Мэри и герцога Макса Лёйхтенбергского был заключён не без активного участия Амалии. А для всесильного шефа жандармов графа Бенкендорфа позднее чувство к ней стало настоящим проклятьем. Он превратился в послушного слугу блистательной красавицы.
Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Она пользовалась его деньгами, его связями, где и как только ей это казалось выгодным, а он — и не замечал этого.» Оказать протекцию Тютчеву Амалии не составило труда. Сначала она устроила ему неофициальную встречу с Бенкендорфом, ну, а дальше шеф III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии зачислил вновь на службу в Министерство иностранных дел господина Тютчева, в высшей степени «честного и способного человека», и вернул ему звание камергера!
Однажды, в солидном возрасте 66 лет, камергер Императорского двора Тютчев Фёдор Иванович, председатель комитета цензуры при Министерстве иностранных дел, прогуливался по набережной Карлсбада. Среди отдыхающих было много старых знакомых. После одной из встреч он написал практически без помарок:
Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
 
В посвящении при первой публикации в журнале «Русский архив» значилось К.Б.
До сегодняшнего дня исследователи гадают, кого же встретил Тютчев на той прогулке. У нас с вами не может быть сомнений: он встретился со своей феей. Феи любят появляться неожиданно! А нам остался поэтический шедевр…
31 марта 1873 года произошла последняя их встреча. Тютчева сразил апоплексический удар, врачи не оставили надежды на выздоровление. Они не говорили, в глазах стояли слёзы. На следующий день Фёдор Иванович написал дрожащей рукою несколько строк дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй…» 
Амалия пережила свего поэта на 15 лет.
Королевская дочь, ослепительная красавица…
Госпожа фон Вулкан, урождённая Медицейская… (Генрих Гейне).
После России это моя самая давняя любовь… (из письма Тютчева матери от 2 июля 1840 года)
 
Лола Монтес (1818–1862, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1847 году)
****
 
Красавица выдавала себя за испанку и величала себя весьма витиевато: сеньора дона Мария-де лос Долорес Поррис-и-Монтес. Её настоящее имя было Мария Элиза Гилберт, и она была дочерью ирландского офицера, служившего в Индии. Юная Элиза сбежала от отчима и старого мужа с молодым лейтенантом в Европу, скоро бросила его и начала выступать под вымышленным именем с испанскими танцами. Профессионального умения в этих танцах не было, но она увлекала зрителей темпераментом и тем, что в наше время величают сексапильностью.
Она покоряла европейские столица и сердца. В списке её поклонников были писатели Дюма-отец и Дюма-сын, композитор Ференц Лист, графы, князья и принцы. Из-за неё стрелялся на дуэли и погиб знаменитый французский журналист-республиканец Дюжарье. Полицейское досье на неё было достаточно обширным, чтобы запретить выступления в Мюнхене. И тогда она обратилась к королю Людвигу I с просьбой о личной аудиенции.
Рассказывают, что Людвиг, не признававший секретарей и лично читавший всю свою почту, буквально взорвался, ознакомившись с её посланием. Неужели ему, королю большого государства, больше нечего делать, как принимать «невесть откуда взявшуюся танцовщицу». А адъютант, выслушав возмущённую королевскую тираду, тихо прошептал («так судьба стучится в дверь!»): «Говорят, Ваше величество, эта стоит того, чтобы Вы на неё посмотрели».
Король принял мадемаузель Лолу Монтес в своём рабочем кабинете в октябре 1846 года. Она предстала перед королём в скромном, тёмном, тесно обрегающем точёную фигуру платье. В этом платье и с кружевной мантильей в волосах её потом напишет художник Штилер.
О первой встрече короля и Лолы достоверно известно только то, что голос просительницы звучал поначалу очень громко и взволнованно. Потом голоса стали тихими, а время аудиенции продлилось в несколько раз дольше запланированного. В этот день она получила разрешение на танцевальное выступление в Национальном театре, через месяц ей было назначено годовое содержание в 2 400 гульденов. Кроме того Людвиг изменил в её пользу своё завещание, отписав 100 000 гульденов в случае своей внезапной смерти. По прошествии ещё одного месяца Лола уже жила в подаренном королём доме под номером 7 на Барерштрассе. Мотивами карикатур в прессе стали те шоу, которые устраивала она практически ежедневно: прогулки по Мюнхену в костюме амазонки, с вечно дымящейся сигаретой, с хлыстом в руке, удары которого она раздавала налево и направо.
А король писал старому другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал своё извержение. Я охвачен чувством любви, как 20-летний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне…»
А ещё через год Лоле были дарованы титул графини Ландсфельд и баварское гражданство. И новоиспечённая графиня позволила себе указывать королю имена членов нового правительства.
… И тогда Бавария восстала. Мюнхенская революция 1848 года началась 10 февраля, на 12 дней раньше, чем в Париже. Лозунг был единственный: «Лола, вон из Мюнхена!» Восстала даже терпеливая королева Тереза, много чего безмолвно прощавшая своему ветреному мужу. Она умоляла его именем детей! Сестра Августа-Амалия, герцогиня Лёйхтенбергская бросилась к его ногам со словами: «Бавария или Лола!»
…И король сдался. Лоле был выписан заграничный паспорт и оплачен билет до Швейцарии.
Танцовщица Лола Монтес объявилась через некоторое время в Австралии. Её выступления назывались «Я и король» и не имели большого успеха у суровой австралийской публики. Стареющая Лола переехала в Америку. Она открыла Saloon на Диком Западе, в котором появлялась только под охраной двух здоровенных грубиянов, называвших себя племянниками писателя Дюма (!). Запьяневшие посетители величали её мадам графиней и она протягивала им руку для поцелуя. Увядающую руку…
 
Её портрет в Галерее все эти годы был затянут чёрной вуалью.
Роковая красота Лолы Монтес стоила Людвигу короны. Его обвинили в растрате государственных средств для содержания «этой куртизанки». Всю свою жизнь до встречи с Лолой король был скупцом. Деньги ему были очень нужны: он покупал картины и строил королевский Мюнхен. Для этих целей он иногда позволял себе перебрасывать суммы из одних статей бюджета в другие: концертный зал Одеон вместо вооружения! Но расходы Лолы он оплачивал из своего личного кошелька, который стремительно пустел. Для 60-летнего короля Лола тоже была произведением искусства, картиной, его поразившей, которую он — собиратель всего прекрасного, непременно хотел заполучить. За любую цену! Его мог понять только такой же коллекционер, каким был он сам. А всем остальным экипажи Лолы с крошечной золочёной короной, её выезд, её богатый дом в центре города кололи глаза. Король Людвиг сумел опровергнуть обвинения в растрате государственных денег, но оставаться королём, которому оставляли единственную привилегию — подписывать бумаги, он не хотел. 21 марта 1848 года он отрёкся от престола в пользу своего сына Максимилиана.
Он даже не заметил, что однажды в начале 1862 года с портрета Лолы Монтес в Галерее красавиц кто-то снял чёрную вуаль.
Элиза Гилберт была похоронена на кладбище Гринвуд в Нью-Йорке.
Несчастный король принял подделку за бриллиант чистой воды. История наказала его за это.
Мария Фредерика Франциска, королева Баварии, урождённая принцесса Пруссии, мать короля Людвига II (1825–1889, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1843 году)
****
 
Эта 17-летняя хрупкая девочка, невеста старшего сына Макса, покорила сердце короля Людвига мгновенно. Она взбежала по парадной лестнице Резиденции, робко взглянула, обняла за шею, тихо пообещала никогда не разочаровывать. Сама приветливость! Король восхищался ею, когда она передаривала новые домашние тапочки прислуге, потому что старые шлёпанцы гораздо удобнее. Или когда она, словно старшая сестра, возилась со своими сыновьями, не особенно препоручая их мамкам-нянькам.
Прусская принцесса, городское дитя, она пришла в полный восторг, впервые увидев Альпы. Она начала исследовать этот новый мир — и стала первой альпинисткой в годы, когда даже для мужчин понятие альпинизма было в новинку. Фрейлины возраста мамушек-нянюшек быстро исчезли из её окружения. А для молодых, которые робко следовали за своей госпожой, Мария учредила орден Альпийской розы (Альпийская роза — рододендрон). Серебряный цветок вручали дамам, покорившим одну из вершин в районе Хохеншвангау. В доказательство дамы обязаны были принести букетик альпийских роз и эдельвейсов.
Когда началась война с Италией, она призвала женщин и девушек Баварии объединиться, чтобы помочь тем, кто в беде. Она шла в лазареты, ей помогали монахини. Её слова «На поле сражения нет врагов, на поле сражения есть те, кто нуждаются в нашей помощи!» были сказаны в 1859 году, за 4 года до рождения Красного креста. Этой организации ещё не было, но королева Мария уже служила её идеям!
Приветливая и милая смотрит Мария с портрета в Галерее красавиц. Ей 18 лет, и она так надеется на счастье…
Господи, упаси от такой судьбы!
Муж, король Баварии Максимилиан II умрёт в 54 года внезапно, оплаканный всей Баварией. Младший сын Отто впадёт в безумие и проживёт долгую жизнь взаперти. Её гордость — старший Людвиг, красавец и умница, станет королём, но потом потеряет и власть, и корону, и жизнь. А она будет жить дальше, чтобы оплакивать своих любимых…
 
Катарина Ботцарис, в замужестве Караджа в Галерее красавиц Нимфенбургского дворца (1820–1875, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1841 году)
****
В кругу семьи короля Людвига I называли греком. Столь велики были его увлечённость античной историей и восхищение древним искусством. Поддержка греческого народа в борьбе против турецких поработителей за освобождение Греции стала личным делом короля Баварии. За свою оду «К оружию все! За свободу Эллады!» Людвиг получил от австрийского политика Меттерниха прозвище «якобинец на троне». Но поддержка была не только поэтической.
 
Для греческих партизан из Баварии шли караваны с оружием. Обращаться с этим оружием учили баварские офицеры-добровольцы. Они принимали участие и в боевых действиях. Поддержка освободительной борьбы греческого народа стоила Людвигу более пяти миллионов гульденов из личного кошелька — сумма огромнейшая в те годы, когда жалованье высокопоставленного чиновника составляло до 2.500 гульденов в год.
 
Когда война за независимость от Османской империи завершилась победой греческого народа — было создано независимое королевство. Представители европейских государств и России из 16 претендентов на должность короля выбрали принца Отто, второго сына Людвига Баварского. Это он подарил Греции цвета флага своей родины — белый и голубой.
 
Одним из первых указов юный король Отто направил учиться в Мюнхенский университет сыновей павших героев. Среди них — Диметриоса Ботцариса, сына погибшего партизана Марко Ботцариса. Диметриос после завершения учёбы стал министром обороны Греции. А когда король эллинов Отто женился, сестра Диметриоса — Катарина стала первой фрейлиной королевы Амалии. Катарина учила свою госпожу языку, умению носить национальную одежду, сделала всё, чтобы королева чувствовала себя гречанкой среди греков.
 
В 1841 году Отто и Амалия приехали в Мюнхен с визитом и король Людвиг I, едва увидев первую фрейлину афинского двора, позвал Штилера.
 
Катарина была для Людвига не только воплощением классической прелести и грации. Дочь погибшего героя, она олицетворяла собой будущее Греции, неразрывно связанное с великим славным прошлым, с античностью, когда её родная земля была колыбелью культуры для Рима и всей Европы.
 
Нанетта Каула, в замужестве Гейне (1812–1877, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1829 году)
 
****
Её называли «прекраснейшей еврейкой Мюнхена». Щёки, словно персики, огромные темные глаза, золотая стрела в высоко зачёсанных волосах, фиолетовый бархат платья. Жаль, говорили современники, что Штилер не пишет руки в портретах Галереи красавиц! О нежных крошечных ручках и ножках Нанетты в Мюнхене рассказывали легенды.
 
…1850 год. Открытие статуи Баварии на Терезином лугу. Экс-короля Баварии Людвига, как доброго знакомца, приветствует пышная дама средних лет. Он не узнаёт, спрашивает: кто вы? Дама энергично отвечает: Ваше величество милостиво повелели написать с меня портрет! 
 
Король в отставке немедленно отзывается: Лучше бы не делал! Никогда бы не делал!
Ах, как невежливо он отвечал! Но виной тому была не поблекшая красота Нанетты. Остававшийся до старости галантным кавалером Людвиг вообще не имел ввиду её изменившийся облик. Он вспомнил…
 
Дело в том, что Нанетта Каула носила в замужестве фамилию Гейне. Её супругом был известный мюнхенский банкир Соломон Иосиф Гейне, дядя великого поэта Генриха Гейне. В 1829 году, когда Нанетта ходила позировать к Штилеру, от ревности сгорал не только будущий супруг красавицы, но и его племянник. Тридцатилетний поэт жил тогда в Мюнхене в надежде получить должность на кафедре германистики мюнхенского университета. Места он не получил и, оскорблённый совершенно, покинул Мюнхен. А на прощанье написал ядовитую эпиграмму на короля Людвига.
 
Любитель муз он
И прекрасных дам.
К поэзии имеет чувство.
И в нарисованном серале
Идёт гулять по вечерам,
Он — евнух от искусства…
 
Эпиграмма обошла тогда все европейские газеты и журналы, поразив короля Людвига в самое сердце: всё-таки он считал себя лучшим поэтом среди Виттельсбахов, был автором двух поэтических сборников.
 
Обидное воспоминание…
Экзотическая красота!
****
Эрцгерцогиня Австрийская София, урождённая принцесса Баварская, супруга эрцгерцога Австрийского Франца Карла Иосифа, мать императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I (1805–1872, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1841 году).
 
****
София Фридерика Доротея Вильгельмина Баварская — настоящее «Величество» в Галерее красавиц. Король Людвиг считал свою кузину истинной красавицей, поэтому дал задание Штилеру написать её портрет. Среди сестёр она была не только самой красивой, но и самой умной. Перфекционистка, отличница. Испросила для себя разрешение посещать университет в те годы, когда в стенах высших учебных заведений дам не было вовсе.
В 1824 году вышла замуж за эрцгерцога Австрии Франца Карла Иосифа. Приехала в Вену без иллюзий — и была приятно удивлена: супруг был прост, но прекрасно образован и очень добр. Её энергия и целеустремлённость всегда находили его поддержку. И она научилась ценить доброту его сердца.
И никогда не забывала матушкино наставление: у императора Австрии Франца много детей, но только два сына. Фердинанд станет императором, но он болен. От Франца Карла Иосифа вся страна ждёт наследника, и родить этого наследника должна она, София.
Годы замужества шли, надежды таяли… Венские врачи устали от её визитов и устроили заговор. Желая избавиться от неё хоть ненадолго, они друг за другом начали цитировать ей выдержки из текстов ученого древности Кассиодоруса, писавшего, среди прочего, о целебных качествах соли. После очередного цитирования она собралась вместе с супругом в маленький Ишль. После купания в солёных источниках Ишля родился Франц Иосиф — будущий император Австро-Венгрии. Супруги вернулись через год. Итогом пребывания в Ишле стал Максимилиан — впоследствии несчастный император Мексики. И так далее… Четыре «солёных» принца для Австрии! Так начиналась история альпийских курортов!
А потом был амбициозный проект возведения на императорский престол Австрии старшего сына Франца Иосифа. Проект удался! Недаром её называли «единственным мужчиной при венском дворе»!
Но однажды в жизни сына появится любимая женщина — Елизавета, Сисси.  И тогда она, София, властная свекровь и родная тётка Сисси в одном лице будет железной рукой контролировать отношения в молодой семье. А через столетие о трагической судьбе самой красивой женщины Европы — императрицы Елизаветы расскажет кино. Жестокая женщина, разрушившая счастье Сисси с личиком юной Роми Шнайдер, заставит целый мир возненавидеть самую волевую женщину европейской политики середины XIX века. Ирония постпиара!
Король Людвиг любил свою кузину. Но в Галерее красавиц она оказалась не по родственной связи. Она — воплощение красоты, соединённой с достоинством и королевским величием.
Баронесса Карлотта фон Брайтбах-Бюрресхайм, в замужестве графиня фон Босс-Вальдек (1838–1920, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1861 году).
 
****
 
Достаточно взглянуть в эти задумчивые, тёмные, сказочно-прекрасные глаза, чтобы понять: она не могла смеяться, получая после полугода знакомства семидесятое стихотворение, посвящённое ей Людвигом I. Она никогда не была легкомысленной и не играла чувствами старого короля, который по годам мог быть ей дедом. Она всегда была почтительна и приветлива. Высокое, платоническое, последнее чувство короля…
Её портрет носит номер 38, он завершает Галерею красавиц, написан Фридрихом Дюрком, так как Штилера к 1861 году уже не было на свете.
Шарлотта умерла 92-летней, в 1920 году, пережив свою эпоху экипажей и кринолинов. Газеты написали: «Вместе с этой дамой похоронили Историю»…
…Но не её задумчивую красоту. Она живёт по-прежнему в Галерее красавиц короля Людвига I.
 
Хелена Зедльмайер, в замужестве Миллер (1813–1898, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1831 году)
****
Её называют «Schöne Münchnerin» — мюнхенская красавица. Остался только этот портрет и мюнхенская легенда о прекрасной дочери сапожника, в которую был влюблён король…
Королева Тереза заказала детские игрушки в магазине Аураха на Бриеннерштрассе. Хелена несла их в корзинке в Резиденцию и в воротах столкнулась нос к носу со скромно одетым, стремительно шагающим мужчиной. Корзинка полетела на брусчатку, игрушки рассыпались, король бросился помогать их собирать и заглянул в глаза Хелены…
Королеве оставалось только удивляться: что же случилось вдруг с её обычно столь экономным мужем? У детей появилось так много игрушек, а миленькая продавщица приносит каждый день от Аураха всё новые и новые!
Архивная папка с именем Хелены Зедльмайер почти пуста: там нет писем с просьбами повысить по службе родных или оплатить дорогие покупки. Только несколько строк, написанных быстрым почерком короля: заказ национального костюма, в котором Хелена будет позировать Штилеру. Милая, невинная, трогательная красота… Сказки о королях и красавицах должны заканчиваться свадьбой. Так и случилось. Король выбрал для Хелены в мужья самого красивого, умного и доброго офицера из своих придворных, подарил им богатое приданое, вместе с королевой пришёл на свадьбу в мюнхенскую Фрауенкирхе, был посаженным отцом. А когда в далёкую Грецию отправился юный король Отто, младший сын Людвига, охрана его была поручена офицеру Миллеру. Король простился с ним со словами: «Я всегда отдавал Вам самое дорогое, что у меня есть».
 
Однажды король перестал быть королём, умерла его добрая, терпеливая и всё понимающая подруга — королева Тереза. И тогда наступило время сочинить конец легенды о «мюнхенской красавице». Кухарка в доме Миллеров докладывала частенько своей хозяйке, что опять пришёл старый мужчина в тёмном плаще. Лицо хозяйки загоралось румянцем, она просила заварить чай, приглашала гостя в гостиную и они говорили-говорили-говорили…
Амалия фон Шинтлинг (1812–1831, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1831 году)
***
 
Год написания портрета и год смерти совпадают: 19-летняя красавица заплатила за место в Галерее красавиц своей жизнью!
 
Её батюшка, старый полковник Шинтлинг ответил своему королю: «Как прикажете, Ваше Величество!» в ответ на просьбу разрешить Амалии позировать художнику Штилеру. А её кузен и жених, юный лейтенант фон Шинтлинг, наслышанный о скандальной славе Галереи красавиц, сказал категорично и коротко: «Никогда!»
Три месяца ходила она в мастерскую художника позировать, и её сердце рвалось на части, когда она слышала, что говорят друг другу её самые родные и любимые люди. Она тяжело заболела…
Штилер ничего не понимал: щеки модели, цвета нежного персика, на глазах становились беломраморными, а глаза 19-летней девушки были полны тоски. Однажды он осторожно спросил: «Детка, что случилось?» В ответ была буря из слёз и отчаяния.
Известие о завершении портрета и о 20 000 гульденов королевского приданого она встретила в бреду. Скоротечная чахотка…
 
Алебастровая белизна плеч, печальные глаза, жемчуга, словно застывшие слёзы. Болезненная, надломленная красота.
 
Леди Джейн Элленборо, дочь адмирала сэра Генри Дигби (1807–1881, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1831 году).
****
Рожденная в богатстве, она провела счастливое детство в Дорсете: любящие родители, квалифицированные частные учителя и гувернантки. К 16 годам она с равным успехом, то есть прекрасно, скакала верхом на коне и говорила на четырех языках. С ней можно было беседовать на темы истории древних цивилизаций и о делах международной политики, что почиталось вовсе неженственным по тем временам.
После дебюта на лондонском балу Джейн мгновенно становится невестой человека вдвое старше себя. Её жених — лорд Элленборо, член палаты лордов, претендующий на пост вице-короля Индии. Блестящему политику не хватало для карьеры только подходящей жены. Но уже во время медового месяца новоиспечённый муж с головой вернулся в работу. Умер первенец. Брак превратился в формальность. Высокопоставленный супруг беспокоился только о том, чтобы не случился открытый скандал. Развод подпортил бы имидж перспективного политика.
Но развод всё-таки состоялся. В Англии бывшую леди Элленборо перестали принимать в обществе. В доме Дигби портрет Джейн, «опозорившей род», был удален из семейной галереи на черную лестницу.
Развод стал началом новой жизни леди Джейн, полной путешествий и шумных любовных романов. Леди, которая околдовывала всех вокруг, где бы она ни появлялась. Леди, которая легко увлекалась очередным околдованным и никогда не прятала свою любовь. Вчера рядом с нею был британский офицер, сегодня — австрийский принц. В Париже — великий писатель Оноре де Бальзак. Он не был бы Бальзаком, если бы не описал красавицу в очередном романе «Лилия долины». В портрете Штилера леди Джейн необыкновенно хороша: кровь с молоком, молоко с мёдом. Белая кожа и золото волос, небесно-голубые глаза, точёный носик, энергичный рот.
Её письма королю Людвигу датированы 1831 годом — маленькие розовые и голубые листки бумаги, которые невольно хочется поднести к лицу, чтобы вдохнуть пряный экзотический аромат.
О, экзотики-то в её жизни будет ещё предостаточно! Прямо с бала во дворце барона Карла фон Веннингена её увезёт греческий граф Спиридион Теотоки. А из его элегантного особняка в Афинах она отправится дальше с албанским генералом Христо Хаджи Петросом. Она будет жить в условиях военного лагеря, вечно в седле, с едой у костра в горах.
Но однажды она навсегда простится с прошлым и отправится в дерзкую экспедицию по древнему караванному шелковому пути на Ближний Восток, в Сирийскую пустыню, до Пальмиры, на Дамаск. Гены вечных путешественников — деда и отца гонят её всё дальше, по сказочным путям из «1001 ночи». Британский консул в Сирии сэр Ричард Вуд настаивает, чтобы она передвигалась в сопровождении эскорта бедуинов. Главой этого эскорта был принц Абдул Медьюэл-эль-Мезраб. На глазах шейха 45-летняя леди Джейн объездит бешеного скакуна. По возрасту он годится ей в сыновья, но он пленен ею. Британское консульство настроено решительно против этого брака. Свадьба состоялась по мусульманским законам. Она приняла ислам, оделась в арабские обежды, окрасила волосы в черный цвет, заплела их в косы, доходившие до талии, насурьмила глаза, как настоящая женщина Востока.
Когда в 1856 году Людвигу сообщили об избиении христиан в Дамаске и о том, что леди Элленборо убита, король откликнулся: «Эту женщину убить невозможно. Найдите её следы!» И сын Людвига I, греческий король Отто ищет 50-летнюю красавицу, не утратившую вкуса к жизни и к приключениям.
Леди Джейн была найдена на вилле в Дамаске, где она только что спасла во время резни десятки христиан. Никто из её единоверцев-мусульман не посмел переступить с оружием в руках порог её дома. Она отправлялась в пустыню, караван уже подготовлен, она с шейхом Абдулом во главе кавалькады как настоящая бедуинская королева!
Это было последнее сообщение о леди Джейн, которое легло в папку с её именем тайного архива дома Виттельсбахов.
Нежная красота, отчаянно-храбрая душа, мятежное, не знающее покоя сердце!
Маркиза Марианна Флоренци, урождённая графиня Баччинетти (1802–1870, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1831 году).
 
****
В разделе Галереи красавиц Тайного архива дома Виттельсбахов её папка — самая толстая.
Они встретились в феврале 1820 года во время карнавала в Риме. Он женат, она замужем. Наследный принц баварской короны и красавица итальянка голубых кровей. Здесь следует добавить — невероятно умная красавица итальянка. Его восхищает её красота и приводят в абсолютный восторг беседы с нею. Их часто видят вместе. В ноябре в своём поместье Коломбелла она производит на свет сына Лодовико, его крестный отец — принц Людвиг Баварский. Позже маленький Лодовико приехал в Мюнхен и учился в Пажеской школе, делал офицерскую карьеру в Баварии. Вот и вся история, о которой сплетничают уже несколько поколений баварских историков.
Но есть ещё папка из Тайного архива. В ней — 2014 писем королю от Марианнины. Даты, разбросанные через 47 лет, по письму в неделю, переписка длиною в жизнь. Только первые из писем начинаются словами «Милый Людвиг», потом будет «Ваше Величество», следующие будут просто пронумерованы. Много-много страниц, бесконечный разговор — об искусстве, об архитектуре, об эстетике, о философии. Она выучит в совершенстве немецкий язык и напечатает первые в Италии труды о философии Шеллинга и Лейбница. Будет писать свои «Философские размышления» об Аристотеле, о логике, о бессмертии человеческой души.
Итальянский флирт короля Людвига? Нет! Воплощение красоты интеллекта, придающего приятному лицу такие достоинство и значительность, что невозможно отвести глаза.
 

[показать] [показать] [показать]Принцесса Александра Амалия Баварская (26 августа 1826 — 21 сентября 1875) — немецкая принцесса из дома Виттельсбахов, дочь короля Баварии Людвига I, посвятила свою жизнь литературе.

****

Александра Амалия родилась в Иоганнесбурге в семье короля Баварии Людвига I и его супруги Терезы Саксен-Гильдбургхаузенской. Принцесса Александра никогда не выходила замуж. Вместо этого она стала игуменьей Женского религиозного общества Святой Анны в Мюнхене и Вюрцбурге. В 1850 году руки Александры просил французский принц Луи Люсьен Бонапарт, племянник императора Наполеона I. Король Людвиг I вежливо отказал принцу, ссылаясь на слабое здоровье Александры.
С 1852 года началась литературная карьера Александры. Её первой книгой стала «Рождественская Роза (Weihnachtsrosen)». В 1856 году вышла следующая книга «Полевые цветы (Feldblumen)». Деньги от книги принцесса пожертвовала детским домам. В последующие годы появилось ещё несколько книг о биографии её семьи. В 1862 году Александра перевела на немецкий язык некоторые романы Евгения Фоа. В последующие годы принцесса активно издавала книги для детей. Несмотря на свои литературные достижения, принцесса страдала различными психологическими странностями, например, она всегда носила только белую одежду. Умерла она 21 сентября 1875 года. Похоронена в склепе Виттельсбахов в Мюнхене.
 

[показать] [показать] [показать]Баронесса фон Фридерик Гумперрберг. 1845 г.

[показать]

[показать] [показать]Ирен, графиня, урожденная Берг, маркиза Паллавичини. 1834 г.

[показать]

[показать] [показать]Баронесса Розали Джули Бонар, написано в 1840 году для "Галереи красавиц".

[показать]

[показать] [показать]Анна Хиллмаэр 1829 г.Она никогда не была замужем.

 

[показать] [показать] [показать]

Мария Дайтш. 1850 г.
***
Швея. Ее портрет является последним (написано два её портрета), написанным художником для "Галереи красавиц". Ее отношения с королем Людвигом I Баварским в настоящее время неясны, тем более что она, по словам Иосифа Карла Стиэлер "не была обладательницей большой красоты".
 

[показать] [показать] [показать]Каролина фон Холнштейн. 1834 г.

[показать] [показать]Принцесса Матильда Каролина Баварская (нем. Mathilde Karoline Friederike Wilhelmine Charlotte von Bayern, 30 августа 1813 — 25 мая 1862) — принцесса баварского королевского дома Виттельсбахов, после брака Великая герцогиня Гессенская и Прирейнская.

***

Родилась 30 августа 1813 года в семье короля Баварии Людвига I и его супруги принцессы Терезы Саксен-Хильдбургхаузенской. Её братом был Отто, первый король Греции.
26 декабря 1833 года в Мюнхене принцесса вышла замуж за наследного Великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига, сына герцога Людвига II и Вильгельмина Баденской. Людвиг был сводным братом российской императрицы Марии Александровны. 26 июля 1840 года великой герцогине Матильде был пожалован российский Орден Святой Екатерины 1 степени[1].
Людвиг вступил на престол в 1848 году, и Матильда стала Великой герцогиней. Брак был бездетным. В 1862 году она умерла. Овдовев, Людвиг в 1868 году женился морганатически на Мадлен де Гольштадтен (1846—1917).

[показать] [показать]Корнелия Vetterlein родился на Рождество рядом Байройт в Верхней Франконии, в северном регионе Баварии. Она была дочерью статского советника Vetterlein и внучка Байройт суда Гарднера Шнайдер. В 1843 году она вышла замуж за Imperial барон Франц Людвиг фон Künsberg, с которым у нее была дочь.

****
 
Большинство картин в Галерее красоты не имеют значительные фоны, но Корнелия символизирует постоянство и замок показано в фоновом режиме. Чтобы соответствовать замок, она изображается как традиционный немка замка.
 
Эта картина Джозефа Stieler был завершен в 1828 году в возрасте 16 лет.

[показать] [показать]Эмили Милбанк, 1844 , третья дочь графа Мэнсфилд, жена сэра Джона Ральф Милбанк, британский дипломат в Мюнхене.

[показать]

[показать] [показать]Вильгельмина Зульцер

[показать]

[показать] [показать]Леди Тереза Спенс в образе древнегреческой поэтессы Сафо ,1837 г.

[показать]

[показать] [показать]Леди Джейн Эрскин

[показать]

[показать] [показать]Регина Даксенбергер, супруга королевского секретаря Кабинета министров, портрет написан в 1829 году.

[показать]

[показать] [показать]

Шарлотта фон Ханг- немецкая актриса в костюме Валленштейна. 

[показать]

[показать] [показать]Антония Воллинджер (1840)

[показать]

[показать] [показать]Каролина Лизиус (1820–1872)

[показать]

[показать] [показать]Анна фон Грейнер

[показать]

[показать] [показать]Матильда фон Иордан, графиня фон Бейст

[показать]

[показать] [показать]Элиза Лист

[показать]Луиза фон Нейбек

Дочь камергера короля, барона Karl von Neubeck 

[показать]

Графиня Waldbott-Bassenheim

[показать]

Crescentia Bourgin - Crescentia Princess of Ottingen-Ottingen and Wallenstein. 1833 (27 лет) 
Crescentia, прицесса of Ottingen-Ottingen and Wallenstein. Урожденная Crescentia Bourgin, дочь производителя вина и роялиста Николя Бургина( Nicolas Bourgin). 
В замке Baldern, Crescentia встретил старший сын принца Ottingen, Людвиг. Они полюбили друг друга и поженились в 1823 году. Так как невеста была не из благородного класса, брак считался морганатическим. Это лишало принца Людвика права на наследование как старшего сына, а так же всех привилегий для него с женой и их детей. Ради любви принц от всего отказался. Король Баварии Людвиг I восстановил принца Ottingen в его правах, что распространялось так же на жену и детей 

[показать]

Изабелла Графиня фон Tauffkirchen

[показать]

Огюст Ferdinande, принцесса Баварии
Жозефа Conti

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

*****

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://storyfiles.blogspot.ru/2013/12/i_27.html

http://muenchen-bavaria-tour.ru/blog/krasavicy-nimfenburga

http://graalclub.blogspot.ru/2011/09/blog-post.html

 

[показать]

 

Серия сообщений "***Женский образ 1":
Часть 1 - Итальянский художник Vittorio Reggianini
Часть 2 - Delphin Enjolras- Женско-Портретное.
...
Часть 14 - Тайна женщины...Алина Беляева Ляля Белая
Часть 15 - Маленькая Женщина... с буковки большой... Галина Воленберг
Часть 16 - “Галерея красавиц” Людвига I Баварского.Художник Йозеф Карл Штилер
Часть 17 - Позволь ....присяду я на краешек души ....
Часть 18 - Австрийский художник Moritz Stifter (Austrian, 1857-1905)
...
Часть 48 - Альфред Стевенс (Alfred Stevens),1823-1906.Бельгия.
Часть 49 - Сью Хэлстенберг (Sue Halstenberg),американская художница.
Часть 50 - Баллавоин Жюль Фредерик (Jules-Frdric Ballavoine), 1842-1901.Франция.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Галерея красавиц” Людвига I Баварского.Художник Йозеф Карл Штилер | riorita - Дневник riorita | Лента друзей riorita / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»