• Авторизация


Без заголовка 14-04-2014 00:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Страшные сказки Останкино

eho-2013 здесь и здесь
МОСКВА


[показать]

Есть в Москве места, издавна считавшиеся "нехорошими". Кровавые преступления там случались, самоубийства, призраки хаживали... И среди подобных мест одно из самый загадочных - всем известное Останкино. Даже название его, если вдуматься, несет в себе нечто страшное, наводящее на мысль о чьих-то останках. Конечно, оно имеет иное происхождение, но... получилось то, что получилось.


[показать]
Вид главного фасада Останкинского дворца в усадьбе Шереметевых

Люди это чувствовали и пытались дать Останкино измененное имя - Осташково (именно так записали село в межевой книге по Московскому уезду в 1558 году), но такое название не прижилось.


В останкинской земле и вправду покоилось немало останков - археологи обнаружили здесь следы древнего языческого капища, где совершались жертвоприношения. Позже, уже христианской Руси, здесь хоронили самоубийц, которым не полагалось места на освященной земле церковных кладбищ. В 17 веке в Останкино появилось скромное немецкое кладбище для почивших в Москве чужаков-иностранцев. В 1670-х годах по Москве прошло моровое поветрие, а проще говоря, чума, и могил в Останкино оказалось так много, что князь Черкасский, владевший здешними землями, попросил у патриарха разрешение построить новую церковь Живоначальной Троицы, а не перестраивать старую, обветшалую, плотно окруженную могилами жертв мора, дабы не потревожить их останки.

[показать]
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино (17 век).

В середине 18 века сюда, в московский пригород, перевели в Божедомки морг и основали при нем еще одно кладбище, где в общих могилах хоронили бродяг, неопознанных жертв преступлений и одиноких, безродных людей, которых некому было проводить в последний путь. Через какое-то время кладбище разрослось и получило название Лазаревского по имени возведенной на кладбище часовни святого Лазаря.

Казалось бы, от этих захоронений уже не осталось и следа, но Останкино и поныне несет на себе печать своей истории. На месте, где прежде находилось кладбище, людям часто бывает тяжело: они ощущают смутную тревогу, испытывают головную или сердечную боль, впадают в депрессивное состояние, иногда даже не понимая причины - ведь не каждый знает, на какой земле построено здание или разбит парк. А порой на кладбищенской земле можно столкнуться с чем-то таким, что с позиций материализма объяснить вообще невозможно.Духи, пришельцы из мира мертвых - в это поверит не каждый...

[показать]

К примеру, в помещениях телецентра в Останкино люди, которых трудно заподозрить в увлечении паранормальным, нередко сталкивались с... призраками. О собственном опыте рассказал телеведущий Лев Новоженов в программе "Русские сенсации" на НТВ 15 ноября 2008 года.

Однажды вечером после эфира усталый ведущий, блуждая по студийным коридорам Останкино, зашел в безлюдное помещение, которое использовали исключительно для технических целей. Если там и мог кто-то оказаться, то только персонал студии. Но там бродила сгорбленная старуха в темной одежде, не похожая ни на сотрудников, ни на гостей телецентра. Новоженов признавался, что повидал в Останкино много разных людей, но эта бабушка сразу навела его на мысль о мире ином. Было в ней нечто жуткое. Старуха не обратила на популярного ведущего никакого внимания. Она что-то невнятно бубнила себе под нос. Новоженов прислушался.

- Жареным пахнет! - повторяла старуха. - Паленым пахнет!

И морщилась, словно и вправду чувствовала запах гари.

Через несколько дней случился страшный пожар на Останкинской телебашне, приведший к человеческим жертвам и надолго прервавший нормальное телевещание в Москве.

[показать]

Как оказалось, видели тогда старуху многие. Телеведущий и журналист Тимофей Баженов утверждал, что за несколько дней до трагедии тоже столкнулся в телецентре с горбатой старухой, которая помахала ему палкой и крикнула: "Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет!" Об этом же рассказывали и охранники, и другие сотрудники телевидения. Достаточно полистать подшивки московских газет и побродить по Интернету, чтобы понять - рассказы о зловещей старухе, невесть откуда появившейся летом 2000 года в телецентре Останкино, совсем не редкость.
Кто она? Неужели чья-то неприкаянная душа явилась в мир, чтобы предупредить о несчастье? Или те, кто якобы столкнулся с призраком мрачной бабушки, слегка привирают? Зачастую именно так и объясняют случившееся. Но... зловещую старуху видели не только наши современники, и упоминания о ней можно найти не только в газетах, выходивших после останкинского пожара 2000 года. И каждый из тех, кто сталкивался с мрачной пророчицей, считал, что только ему одному она и являлась.

[показать]

А ведь еще в середине 16 века, во времена царствования Ивана Грозного, боярин Алексей Сатин, бывший владельцем Останкино. говорил с горбатой старухой, напророчившей ему беду.

В 1558 году боярин Сатин, хорошо зарекомендовавший себя при государевом дворе, получил за службу от царя Ивана земли в Останкино. Это было обычной практикой - за преданность Иван Грозный награждал верных слуг землями, с которых те кормились, но в случае немилости мог имение и отобрать. "Поместники", как называли таких землевладельцев, не были подлинными собственниками земель - царское пожалование передавало им надел во временное "держание".

[показать]
Парсуна с изображением Ивана Грозного

Сатин чувствовал себя уверенно и наводил на останкинских землях порядок как рачительный хозяин. Может быть, потому, что рассчитывал на покровительство своего деверя Алексея Адашева, особы. приближенной к царю, первого советника и друга государя, входившего в узкий круг Избранной Рады.

В Останкино возводились боярские хоромы, сажались сады, огороды, пустоши распахивались и засевались... Имение процветало. И вдруг, когда Сатин надумал распахать очередную пустошь, явилась невесть откуда горбатая старуха, стукнула клюкой о порог нового дома и сказала: "Не распахивай землю сию, боярин! Издавна мертвых здесь хоронили, и останки их в земле. На костях строишь, кости пашешь, мертвецов тревожишь! Не делай этого, будет беда!"

Боярин лишь рассмеялся и приказал прогнать злую бабку. Вскоре после того впали в немилость у переменчивого царя любимые прежде помощники - Адашев и митрополит Сильвестр, а их родственники, включая и останкинского "поместника" Алексея Сатина с братьями Федором и Андреем, были схвачены и казнены.

[показать]
О.Н. Вишняков. Иван Грозный допрашивает опального боярина

Останкино Грозный передал во владение одному из опричников, иноземцу Орну. Никто толком не знал, откуда взялся этот "немчин" (как называли тогда в Москве почти всех европейцев), какого он роду-племени и по какой причине возвысился при царском дворе. Как и все опричники был Орн лют, легко проливал кровь, творил немыслимые зверства и, как и у многих его соратников, чужие смерти помутили разум иноземца. В Останкино он кутил и буйствовал, а по ночам затевал "бесовские игры", пугавшие местных жителей: сам Орн и его гости по-волчьи выли на луну, блеяли как козлы, голышом скакали вокруг костров, жестоко мучили бродячих собак и пили вино, смешав его с кровью.

[232x500]В. Фаворский. Опричники

Вскоре запуганные крестьяне заметили и вовсе страшные вещи - Орн разрывал старые захоронения и обшаривал их в поисках ценностей...

И снова явилась в имение горбатая старуха и зло бросила Орну: "Уймись, песья голова! А ослушаешься - будет тебе беда!"

Старуху со двора прогнали. А вскоре Орн повстречал заморских купцов, которые везли в Москву по заказу царя древний перстень с непонятным знаком, выложенным из камней.

Существует легенда, что этот перстень с символом мирозданья принадлежал французским королям Каролингам, а после падения царствующей ветви рода перешел к кому-то из "боковых" потомков. Служилые люди из Посольского приказа получили от царя задание разыскать перстень и доставить его в Москву. Следы артефакта были обнаружены, посланцы царя выкупили (а может быть, просто украли) его у владельца и под видом купцов с торговым караваном везли его Ивану Грозному.
Орн убил и ограбил купцов, взяв и перстень, предназначенный для царя. Но сразу воспользоваться добычей он побоялся - царь нередко охотился по-соседству с Останкино, мог завернуть на огонек, обосноваться в доме Орна, а там и дознаться о преступлении.

Но царю и без того донесли, кто захватил перстень, наделенный мистической силой. Царские слуги уже мчались в Останкино, чтобы схватить Орна и пытать, дознаваясь, куда тот спрятал перстень. Но иноземец, предупрежденный кем-то из опричников-собутыльников, в последний момент кинулся бежать и бесследно сгинул. Скорее всего, утонул в останкинских болотах. Клад откопать он не успел, но и царские слуги ни награбленного золота, ни перстня не нашли. Не дался перстень мирозданья царю Ивану.

[показать]
С. Ефошкин. Опричник

Освободившееся Останкино Иван Грозный отписал своей четвертой жене Анне Колтовской, которая в царицах пробыла меньше года. Женившись в 1572 году на восемнадцатилетней девушке, царь Иван вскоре отправил ее в Тихвинский монастырь, где несчастную постригли в схимонахини и на много лет заточили в подземную келью. Только после смерти Грозного ее выпустили из подземелья, но она так и оставалась в монастыре до своего последнего часа.

Останкино еще не раз переходило из рук в руки, но долго им никто не владел. В 1584 году оно было пожаловано думному дьяку Василию Щелкалову, который ухитрился занимать важные государственные должности не только в царствование Ивана Грозного, но и при последующих правителях вплоть до Лжедмитрия.
В 1617 году хозяевами имения становятся князья Черкасские. Они благоустраивают Останкино, стараясь заселить его безлюдные земли людьми. Для этого были осушены болота и выстроена целая деревня в 30 дворов, которую заселили крестьянами, привезенными из других мест.

Но слава нехорошего, "обморочного" места не оставляет Останкино, да и чума сильно выкашивает здешние поселения. Тогда Михаил Черкасский и испрашивает позволение возвести новый каменный храм Троицы, призванный распространить на останкинские земли Божье благословение. В конце 17 века строительство храма было завершено.

[показать]

Через полвека княжна Варвара Черкасская, выходившая в 1743 году замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, получила имение Останкино в приданое. Поселились супруги в соседнем Кусково - видимо, слава нехорошего места все еще пугала. Варвара Алексеевна была большой любительницей искусства и завела в Останкино и Кусково оркестр, балет, оперную труппу и художественные мастерские, набрав исполнителей из числа крепостных.

[показать]
Графиня Варвара Алексеевна Шереметева (урожденная княжна Черкасская), портрет кисти крепостного художника Ивана Аргунова


[показать]
Граф Петр Борисович Шереметев, портрет работы крепостного художника Ивана Аргунова

При их сыне Николае Петровиче Шереметеве в 1790-х годах Останкино преобразилось. Парк и пруды, появившиеся на месте бывших болот. считались образцовыми. В создании дворца принимали участие лучшие архитекторы (Кваренги. Компорезе, Бланк и др.) Но основные работы легли на плечи крепостных архитекторов.

[показать]
Дворец в Останкино.

В великолепном дворцовом театре крепостная труппа давала представления. Жизнь "на театре" была для крепостных девушек настолько тяжелой, что порой самоубийство казалось им единственным выходом. Пруды в усадебном парке прозвали "актеркиными" прудами, поскольку не одна девушка свела в их водах счеты с жизнью. И это упрочило нехорошую славу Останкино. Тем не менее, принимали здесь даже царских особ. И появление в усадьбе императора Павла I снова оказалось связанным с мистическими тайнами...

В 1797 году император Павел приехал в Москву на коронационные торжества. Граф Николай Шереметев в Останкино устроил в честь императора роскошный прием. Графа и государя связывала детская дружба - Николай Шереметев рос при дворе и воспитывался вместе с будущим венценосцем. Павел обладал сложным характером и не так-то просто сходился с людьми, но к графу Шереметеву был искренне привязан.


[показать]
Граф Николай Шереметев, портрет работы Владимира Боровиковского

На торжестве неизвестно откуда появилась горбатая старуха с клюкой и в черных лохмотьях. Как она оказалась в графском дворце, как пробралась мимо охраны к императору - никто объяснить не мог. Бабку попытались потихоньку увести, но император вдруг воспротивился. Напротив, он попросил всех уйти и оставить его наедине со старой прорицательницей. О чем они говорили, осталось тайной, но после этого разговора Павел направился в картинную галерею графа и остановился перед одним из портретов. У юноши в голубом кафтане, изображенном неизвестным художником на полотне, на пальце левой руки был перстень с непонятным знаком. Кто-то из царской свиты, знакомый с преданиями древних времен, прошептал Павлу, что это перстень со знаком мирозданья. Именно такой перстень был недостижимой мечтой Ивана Грозного.


[показать]



Император Павел долго стоял в картинной галерее Останкино. разглядывая портрет неизвестного юноши с перстнем. Хозяин дома граф Шереметев и сам не знал, кто и когда написал этот портрет, кто на нем изображен, и когда работа попала в его коллекцию, хотя полотно было не таким уж и старым. Галерея графа насчитывала сотни прекрасных картин, скупавшихся во всех концах света. Неудивительно. что Шереметев не мог вспомнить судьбу каждой работы.

Император каким-то образом соотнес увиденное со словами горбатой старухи и вдруг произнес, усмехнувшись: "Теперь я знаю, когда буду убит"... И все же Павел не до конца поверил словам вещуньи. Предсказание есть предсказание; может сбыться, а может и не сбыться.


[показать]
Портрет императора Павла I работы крепостного художника графов Шереметевых Николая Аргунова


Император озаботился мерами собственной безопасности. Он отдалил от себя людей, которые, по его мнению, так или иначе могли бы примкнуть к заговорщикам. Более того, потенциальных заговорщиков стали активно искать... Участники Смоленского офицерского политического кружка, основанного Александром Каховским, дядей декабриста Петра Каховского, были заподозрены в заговоре против императора и наказаны. Деятельность политического кружка пресекли.

Но Павел знал, что смоленские вольнодумцы, взявшие своим девизом слова: "На государя!", нередко призывали друг друга взяться за оружие ради свержения монархии. Мысль о том, что какие-нибудь отчаянные головы могут попытаться взять штурмом царский дворец, не казалась ему неправдоподобной (ведь именно так когда-то гвардейцы привели к власти его матушку). Строющуюся резиденцию в Санкт-Петербурге он решил превратить в настоящую крепость.

- Хотел бы я умереть там, где родился, - бросил однажды Павел I неосторожную фразу.
Вероятно, он имел в виду, что мечтает прожить всю жизнь на родине, никогда не узнав, что такое изгнанье. Может быть, он говорил о Петербурге, своем родном городе, который любил больше, чем Москву. Но судьба исполнила пожелание императора буквально... Екатерина родила сына в Летнем дворце императрицы Елизаветы на Мойке. Вступив на престол, Павел распорядился разобрать Летний дворец и возвести на его месте новую резиденцию, о которой давно мечтал. Именно здесь ему суждено было принять смерть.

Проект дворца разрабатывал Василий Баженов. Но Павел, вернувшись из Москвы после коронационных торжеств и рокового предсказания останкинской старухи, решительно поменял подход к строительству. Был приглашен другой архитектор Винченцо Бренне, Новый дворец стал именоваться замком, а его главным достоинством отныне считалась неприступность.

[показать]
Михайловский замок императора Павла в Санкт-Петербурге

Строить надо было так, чтобы потенциальные злоумышленники ни под каким видом не могли пробраться в покои императора. (Ему и в голову не приходило, что злоумышленниками станут приближенные, вхожие в его комнаты).
Обмануть судьбу Павел так и не смог. Пророчеств о его смерти было множество, включая останкинское, и они, увы, сбылись. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в спальню императора ворвалась группа заговорщиков, и жизнь Павла оборвалась...

Польский король Святослав Август Понятовский, бывавший в Останкино у графа Шереметева, тоже сталкивался со зловещей старухой, и тоже узнал от нее точную дату своей смерти.


[показать]
Станислав Август Понятовский, король Польский и великий князь Литовский, портрет работы Иоганна Баптиста Лампи Старшего

Как и когда это случится, польский король никому не открыл, как и русский император. Встреча с провидицей состоялась у него 1 июня 1797 года. Прошло полгода, и польского короля не стало. Впрочем, к тому времени не было уже и независимой Польши, земли которой поделили между собой более сильные державы.

Между тем, владелец Останкино граф Николай Шереметев полюбил крепостную актрису из своего театра - Прасковью Ковалеву, получившую сценический псевдоним Жемчугова. В 1798 году влюбленный граф подписал для своей Жемчужины вольную, а в 1801 году они тайно обвенчались. Чтобы жениться на крестьянке открыто, графу требовалось разрешение императора, а Шереметев заранее был уверен, что никогда его не получит... Он все же рискнул обратиться к императору Павлу с прошением, но, как и ожидал, получил отказ. И тогда один из московских священиков на свой страх и риск решился соединить влюбленных перед Господом в маленькой церкви Симеона Столпника на Поварской. (Это та самая церквушка, что уцелела при строительстве Нового Арбата и сейчас трогательно стоит на фоне высоких зданий ХХ века).


[показать]
Церковь Симеона Столпника, вид со стороны Поварской улицы

В конце 1801 года, уже при молодом императоре Александре молодожены собирались в Петербург. Поздно вечером накануне отъезда Параша уныло бродила по залам дворца в Останкино, прощаясь с прежней жизнью, и вдруг... увидела старуху с мрачным лицом. К числу дворни старуха не относилась, всех слуг Прасковья знала, а ее видела впервые. От своей бабушки и других деревенских старух Параша слышала о древней останкинской вещунье, хранительнице этих мест, которая неизвестно откуда приходит, неизвестно куда исчезает и всегда пророчит беду. Неужели это она - вестница горя?

[показать]
Прасковья Ковалева-Жемчугова в сценическом костюме

Старуха сама заговорила с молодой графиней:

- Я пришла тебя предостеречь. Сегодня вам на театр прислали две пиесы, не сказав от кого.

Действительно, Прасковье передали две пьесы, не назвав ни имени автора, ни имени переводчика - "Гамлет" и "Антоний и Клеопатра" Они так увлекли Жемчугова, что она решила взяться сразу за две роли - Офелии и Клеопатры. Обе героини умирали...

- Послушай меня, чистая душа, - прошамкала старуха. - Где две смерти понарошку, там и третьей быть наяву. Возьми с собой только одну рукопись, а вторую оставь.

- А ты, что, бабушка, читала эти пиесы? - удивилась Прасковья.

- Да я и букв-то не знаю, - ответила старуха. - А только словам моим ты верь...

Разговор был настолько странным, что Прасковья ему не поверила. Граф объяснил жене, что пьесы принадлежат перу Шекспира, и неизвестный переводчик от души постарался, работая над ними. Прасковья стала репетировать обе роли. Но спектакли так и не состоялись. Задолго до премьеры она поняла, что ждет ребенка, и перестала выступать на сцене, а в феврале 1803 года после рождения сына внезапно скончалась. Со дня ее встречи с горбатой старухой прошел год с небольшим...

[показать]
Прасковья Шереметева (Ковалева) в интересном положении

Безутешный граф установил во дворе Фонтанного дома (своего петербургского дворца) бюст покойной возлюбленной. Он много жертвовал на богоугодные дела, по его распоряжению в честь Прасковьи Шереметевой в Москве был выстроен огромный странноприимный дом, где каждый путник мог найти кров и еду (ныне - старое здание Института скорой помощи им. Склифософского). Жену граф пережил всего на шесть лет. Он тихо угас в Фонтанном доме в 1809 году и был похоронен в фамильной усыпальнице в Александро-Невской Лавре. По словам знатоков мистических тайн Санкт-Петербурга (например, Наума Синдаловского), в дворцовых покоях на Фонтанке часто видят тени безутешного графа и крепостной актрисы.

Останкино, как и прочую собственность Николая Шереметева, унаследовал его единственный сын, малолетний граф Дмитрий.

В 1812 году наполеоновские войска заняли Москву с ближними пригородами. На территории Останкино разместились части, которыми командовал генерал Орнан. Так на французский манер произносили имя корсиканского графа Филиппа Антуана д'Орнано (ведь и сам император из корсиканца Напольоне Буонапарте стал для всех Наполеоном Бонапартом). Земляк, боевой товарищ и дальний родственник (троюродный брат) Наполеона, Орнано был очень близок императору. В старости он дослужился до маршала Франции, а в 1812 году имел чин бригадного генерала и командовал кавалерией.

[показать]
Бригадный генерал Филипп Орнан (R. Lefevre)

Части Орнана были расквартированы в Останкино, но сам генерал в графском дворце поселиться не захотел. Но он часто наезжал в Останкино, а солдаты по его указанию постоянно перекапывали землю на Останкинском кладбище и в самом имении.
Поползли слухи, что Орнан - потомок иноземца-опричника Орна, и что ищет он клад своего пращура.


Продолжение



eho-2013
eho-2013.livejournal


.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | tomik46 - Дневник tomik46 | Лента друзей tomik46 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»