Это цитата сообщения
Vedma_ELENA Оригинальное сообщениеСЕГОДНЯ ПРАЗДНИК ТРИФОНА-МЫШЕГОНА
ЕЩЕ ОДИН, ПЕРЕШЕДШИЙ В ХРИСТИАНСТВО ОТ ЯЗЫЧНИКОВ, ПОЛЕЗНЫЙ ПРАЗДНИЧЕК!
ЕСТЬ ПОВОД ПОКОРМИТЬ ВСЕХ КОТИКОВ И КОШЕЧЕК!

ЛЕГЕНДА
В этот день церковь вспоминает Святого Трифона из Никеи, жившего в 3 в. Обратившись в христианство еще в детском возрасте, едва став юношей, уже Трифон совершал чудеса: исцелял больных и даже изгонял бесов.
Исцелил Трифоном и дочь императора Рима Гордиана III - тот не создавал гонений на христиан, хоть сам и поклонялся идолам. Но, в отличие от своего предшественника, император Деций Траян был противником христианства, и вскоре Трифон был казнен.
Я СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО РИМЛЯНИНА МОГЛИ ЗВАТЬ ТАКИМ ИМЕНЕМ, ТРИШКА! ТРИФОН.. В ОБЩЕМ ОТНЕСИТЕСЬ КАК К СКАЗКЕ И ВСЁ, КАК ВСЕГДА! ЭТО ПРОСТО ВОПЛОЩЕНИЕ ДИОНИСА, ТО ЕСТЬ ВЕЛЕСА! ТОГДА ЛОГИЧНЫ И СОКОЛ, И КОШКИ!
ПЬЯНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ БОГ..ЭТО НОРМАЛЬНО.
В течение этого дня крестьяне совершали обряды заклятия мышей, чтобы те не «точили» хлебные скирды, а лучше - и насовсем оставили селение. Опытный знахарь первым делом бросал в печь клок сена да поджигал с помощью раскаленной кочерги огонь. Полученную золу знахарь сыпал туда, где хранили сено с соломой, проговаривая речь к предполагаемым мышам и мышатам: «Не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не пробовать вам пахучего сена».
За знахарем с почтением шли хозяева, несли на полотенце хлеб да соль. От этого обряда день получил наименование «Трифон с кошкой». Причем усатым мурлыкам на Трифона выставляли молока да обращались с просьбой жарче мышей гонять.
В феврале продолжалась лучшая пора крестьянских свадеб, и для девиц он был верным временем, чтобы помолиться горячо о счастливой семейной жизни с милым парнем.
По ночному небу в этот день предсказывали весну – если есть звезды, значит, она припозднится. Хорошую погоду предвещал в этот день туман, а весенние дожди – снег. По Трифонову дню определяли, какой будет оставшаяся часть месяца.
[показать]
Три́фонов день (болг. Трифон Зареза́н, серб. Тривунда́н) — народный и христианский праздник восточных и южных славян, связанный с приближением весны. Особо широко отмечается в Болгарии и Сербии, где имеет характер праздника с многочисленными обрядами. Считается предвесенним праздником виноградарей, поскольку св. Трифон признан их покровителем[1]. Русские охотники также считают его своим покровителем[2]. Трифонов день отмечается 1 (14) февраля. У сербов считается, что в этот день заканчивается зима.
Мышиное заклятье, Звездопад-перезимник, Трифон Звездистый, Трифон-мышегон, Трифон с кошкой, Трифон, «Грамнічны бацька» (белорус.), «Трифон Зарезан» (болг.), «Зарезановден» (болг.), «Трифун Чипия» (болг.), «Трифун Зарезой» (болг.), «Трифун пияница» (болг.), «Орезач» (серб.), «Заризој» (серб.), «Триша» (серб.), Предпразднество Сретения.
Трифон считается защитником птиц, садов и полей. Ему молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения. В числе прочих недугов и напастей святому молятся о покровительстве семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, в грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, об избавлении от храпа, глазных болезней, о прогнании лукавых духов от человека, об избавлении от чародеяний
На Руси на Трифона мышарники заговаривали. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло. В старину мыши становились бедствием для деревни. Коли в стогу развелись мыши, ходы прогрызли в погребе у кого или в доме, в амбарах — мужики к старику-знахарю шли на поклон. Каравай хлеба, кринку сметаны или молока, кусок масла принести полагалось. В избу-то входил мужик, а знахарь — ни слова. Поставит мужик подношение на стол со словами: «Откушайте нашего хлеба-соли» — и уйдёт.
Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь прочь
В Болгарии и восточной Сербии праздник назван народом Зарезан или Орезач, так как отмечается во время первой обрезки виноградника. Есть и иная версия: Трифона называют Зарезаном, потому что когда он подрезывал лозу, будучи порядком выпивши, вместо лозы порезал себе нос. Другое народное название — Трифон-пьяница. Праздник входит в цикл трёх последовательных дней, известных как Трифунцы (1, 2, 3 февраля).
На Трифона в болгарских храмах звучит особая молитва. В ней прихожане называются «лозой Господней», а мольба обращается о том, чтобы «благодать снизошла на каждую лозу», то есть на каждого прихожанина. В храмах освящается вода, в некоторых местах, читают специальную молитву от вредителей.
С начала ХХ века совершаются Крестные ходы с иконой Святого Трифона с обходом поселение и виноградников. Сама обрезка винограда совершается через месяц, когда весеннее солнце пробуждает жизненные соки растений. А в этот день совершается лишь символическая обрезка. Это знаменует начало нового года для виноградарей. После церковной службы на виноградники направляются мужчины. Каждый несёт с утра испечённый хлеб, вино и приготовленную курицу на общую трапезу: разделить свою еду и вино с другими — обязательный ритуал. Перед символической обрезкой винограда, хозяева повернувшись на восток, крестятся и отрезают одну или несколько веточек. Корни лозы поливают вином и святой водой. К полудню собираются вместе. Но перед этим избирают «царя винограда». Свой титул «царь» сохранит до следующего Зарезáна. Это должен быть человек уважаемый, добрый хозяин, с большой и дружной семьей, удачливый. Считается, что качества «царя» будут передаваться остальным виноградарям в течение года. Если он добился успеха и благополучия в жизни, то во время его «царствования» удача ожидает всех и погода будет благоприятной для винограда. Самый старший берёт букетик базилика с воткнутыми в него тремя виноградными веточками и говорит: «Кто достоин, пусть возьмет этот букетик и будет царем!» Остальные приглашают того, кого выбрали, принять этот дар, а позднее и «царскую корону», сплетённую из виноградных лоз.
В этот день вино льётся без ограничений. На трапезу каждый несёт флягу с вином, в которую опускаются виноградные веточки. В конце угощения развеселившиеся и хорошо угостившиеся мужчины отправляются в село. В соответствии с обрядом обходят дома, где их снова угощают вином. «Царя» несут на руках, при этом постоянно поливая вином. «Как вино льётся, так пусть лозы растут», — приговаривают все[6][7].
В церковной живописи в болгарских этнических районах Св. Трифон изображается как юноша, который держит специальный нож для подрезания лозы. Болгарский праздник виноградарей считается остатком культа Диониса в землях Болгарии. Болгары про этот день говорят: «св. Трифон согревает землю», то есть с этого дня природа начинает готовится к весне.
Какова погода в первый день февраля, таков и весь февраль. Начало февраля погоже — весну жди раннюю, пригожую. На Трифона коли небо звёздное — то весна будет поздняя. На Трифона звёзд много — весне длинная дорога. Если на небе покажется много звёзд, то зима ещё долго продлится и весна будет поздняя. Звездопад — весна тихая. Мышиные звёзды на севере — к несчастьям. На Трифона заговаривают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом. Если петух будет кукарекать — погода в последние 3 весенних дня и первые 15 летних дней будет ужасная. Трифон помог, чтоб всяк знал свой шесток! На Трифона сельские девицы молятся о женихах, так как февраль — месяц свадеб. «Триша заб’о угарак у земљу, па зато снег и лед почињу да се топе» (серб.) — «Как забьёт Триша головешку в землю — так и снег со льдом начнут таять».
"Легенда имеет два происхождения - Церковное и современное, навеянное художественным произведением. К сожалению, в последние времена "народным" называют именно версию А.Толстого из "Князя Серебряного". Точно так же как "народными" называют сотни песен, у которых есть вполне конкретные авторы. Это происходит от всеобщего упадка грамотности, вызванного "советским безвременьем".
"Народное" московское предание, много раз перетолкованное, говорит о том, что "некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь".
Народное предание нашло отражение в романе А. Толстого «Князь Серебряный», которое автор вольно перетолковал, приурочив события к правлению Ивана Грозного, к рождению которого Церковь в память о событии стояла уже более полувека:
"Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.
— Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! — отвечал сокольник, показывая своего кречета. — Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! — Сокольник снял шапку и перекрестился. — Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь — пожалую тебя, не достанешь — голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит!
Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! — сказал ратник, — не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
— Максим Григорьич, — прибавил он, утирая слезы, — теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет".
Однако, историками установлено, что Чудо о кречете Великого Князя, возвращенного благодаря Святому Трифону, произошло в период княжения Великого Князя Ивана III, и произошло оно, вероятнее всего, с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым (Трифона Патрикеева никогда не существовало) в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю.
В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном (именно в Напрудном, а не в Напрудной Слободе, потому как в те времена еще не было никакой Слободы, а было именно село Напрудное) - первый в истории Руси храм с крещатым сводом.
Возвел Храм Великий Князь Иван III, а не Патрикеев. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, - упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.
Вероятно, князь Иван Юрьевич Патрикеев молился Святому Трифону в "его" день по Святцам, так как молиться по сиюминутной нужде принято именно святому-покровителю данного дня. Кроме того, святой Трифон почитается повсеместно именно как "укротитель" всякой твари (скота, птицы, насекомых). Разумеется, имеется вероятность, что событие могло происходить и не в данный день, а накануне, потому как молитвы обычно посылают не только в день памятования святого, а как и именины, - впереди следующим покровителям по дням Святцев.
Возможно, что между Днем святого и событием было и еще больше времени, потому как моление Трифону как покровителю всякой сельской живности было обычным в любое время. Трифон почитается покровителем "сельской живности" потому что на Западе его почитание связано с празднованием сезона сбора винограда (Трифон-Зарезан), и как "сопутствующее" - и всяки других сельхозработ и животных, а заодно и как укротителя вредных напастей урожая.
[показать]
Однако, как бы там ни было, празднование Чуда в установленный Святцами День - канонично. А уж когда именно произошло событие - нам неизвестно. Основываясь на всем указанном выше, более верным является такой вариант истории о Чуде с соколом, который установлен самой Церковью: "Однажды на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет и он приказал сокольнику в три дня разыскать птицу под угрозой смертной казни. После безуспешных поисков измученный сокольник уснул в лесу под деревом. Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте». Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, с пропавшим кречетом на руке, а поутру пропавшая птица и вправду оказалась на руке проснувшегося сокольника".
[показать]
Так родилось Предание о соколе Святого Трифона, которое нашло свое отражение и в геральдике и иконописи. Особенно важно, что в этой истории присутствует именно птица, а не какое-нибудь другое существо. В те времена царские ловчие птицы «помогали» решать важные государственные вопросы: перед принятием важных внешнеполитических вопросов царь выезжал на охоту, и по полету сокола и его «бою» определял, верно ли его решение, и к чему оно приведет. Существовал даже особый род деятельности – птицегадатели. Их считали волхвами, предсказывающими будущее по полету и поведению птиц. Так что тот факт, что царскому сокольнику приснился юноша с кречетом в руке, а поутру птица оказалась в его руках, не мог остаться незамеченным – в этом определенно существовал тайный смысл. Вот таким образом в Древней Руси на стыке язычества и православия, древних легенд и фантастических событий зародился этот праздник.
С тех пор в России Святого Трифона на иконах принято изображать с соколом руке, и называют его покровителем охотников и рыболовов. А почитание его в Московских землях, настолько расширилось, что изначально на гербе Москвы изображался именно Трифон-мученик – на коне и с ловчей птицей в руке, а уже потом образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем и некоторое время оба святых фигурировали в зеркальном отображении, хотя сокольник на коне известен в русской геральдике еще со времен сына Александра Невского, имевшего печать с таким изображением за два века до Чуда о соколе.
То что Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины - детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.
Но особо почитаем Святой Трифон, безусловно, у рыболовов и охотников. В Москве даже создан Фонд Возрождения охотничьих традиций «Национальный Фонд Святого Трифона – покровителя охотников и рыболовов».