Микеланджело, Боттичелли, Боккаччо, Петрарка... Любое имя потускнеет в сиянии сонма имен знаменитых флорентийцев. Даже такое гордое как имя Медичи. Фамильное. Династическое. Но Медичи не были бы Медичи, если бы ушли в историческую "тень" навсегда. Им же удается время от времени возвращаться из небытия. Если есть повод. Ведь не зря писал о них Александр Дюма :"... они сделали для всемирной славы более, чем кто либо из принцев, королей и императоров".
Герб Медичи - Герб герцогов Лотарингских. Около 1589 г.
Мастерские Великого герцога Тосканского. Флоренция, Музей флорентийской мозаики.
Мозаика из мягкого камня.
Удивительное семейство. Из бедности и безвестности рванувщееся к богатству, славе и власти. Давшее миру четырех понтификов, двух королев. Триста лет управлявшее Флоренцией. Флоренция творила гениев, Флоренцию творили Медичи. Они не только изменяли архитектурную "физиономию" Флоренции, делая заказы гениальным скульпторам, художникам и архитекторам, они создавали, созидали культурную среду города.
Козимо - Старший, первый практически полновластный правитель города - государства, увлекающийся философией, поощрял приобретение и перевод древних греческих философских трактатов. Во многом благодаря его энтузиазму Флоренция, Италия да и вся Европа познакомились с трудами Аристотеля и Платона. Козимо собрал огромную коллекцию латинских и греческих манускриптов и сделал свое книжное собрание доступным для всех желающих, заложив основы первой публичной библиотеки в Италии, а его собрание произведений искусства, главным образом античных редкостей, послужило "протомузеем", прообразом будущих музеев самого различного профиля. По его инициативе во Флоренции была создана "Платоновская академия" - кружок интеллектуалов - философов. Как писал выдающийся английский историк Э. Гиббон: "... Его богатства были поставлены на службу человечеству. В одно и тоже время он вел дела с Кипром и Лондоном, и груз индийских пряностей очень часто прибывал на одном корабле с греческими рукописями". Чтобы поставить богатства на службу человечеству, их надо было иметь. Для этого нужна власть. Поэтому, отрываясь от философских бесед, Козимо Старший возвращался к своим повседневным делам: политической борьбе и основной "специализации" клана Медичи - банковскому делу. Дело было поставлено еще его отцом Джованни Биччи и теперь, благодаря усилиям Козимо, процветало.
Портрет Козимо Старшего 1519 - 1520. Якопо Понтормо. Галерея Уффици. Флоренция.
Кубок двойной. Вторая половина 14 века - первая половина 15 века - ваза, аметист, серебро, литьё, чеканка, гравировка, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти.
Ваза с двумя ручками и крышкой. Конец 16 века - ваза, 1463-1465 - оправа, яшма, серебро, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти.
Чаша. Древний Рим эпохи поздней Империи - чаша. 1588 - оправа. Агат, мрамор, золото, эмаль. Музей серебра, Палаццо Питти
Флорентийский мастер. Камея "Портрет Козимо Медичи Старшего". 1465-1475, раковина, серебро, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти
Портрет Лоренцо Великолепного Медичи, 1555-1565 гг.
Аньоло ди Козимо, прозванный Аньоло Бронзино; мастерская.
Олово, масло.
Флоренция, Галерея Уффици.
Традиции Медичи с успехом продолжил внук Козимо Лоренцо, получивший почетное прозвище Великолепный. Он вполне соответствовал этому титулу, ибо был личностью вполне легендарной.
«Он был в высшей степени возлюблен удачей и Богом: все его замыслы были успешны, а замыслы его врагов проваливались... Его образом жизни, его благоразумием и удачей восхищались государи всей Италии и отдаленных стран... Его добрая слава росла день ото дня благодаря его разуму: в спорах он бывал красноречив и внятен, в решениях мудр, в исполнении скор и отважен. Великие качества эти не омрачались никаким пороком, хотя он был на редкость склонен к делам любовным, ему нравилось бывать у остроумных и насмешливых людей и развлекаться пустяками более, чем то подобает столь важной персоне: например, часто видели, как он играет с маленькими мальчиками и девочками. Видевшим его в делах серьезных и в развлечениях казалось, будто в его лице невозможным образом соединились два разных человека». - писал о нем Н. Макиавелли.
Портрет Лоренцо Великолепного. Джорджо Вазари. 1533. Галерея Уффици. Флоренция.
Политик, дипломат, поэт, блистательный меценат, взявший "под свое крыло" Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи.
"Он был создан, чтобы все знать, все понимать, все чувствовать ..."
Шарль Леонар Симонда де Сисмонд.
.
Жизнь кипела вокруг. Войны сменялись великолепными празднествами, писались бессмертные картины, возводились дворцы и виллы. Лоренцо делил свое время между государственными делами, дипломатическими миссиями, поэтическими опытами и рыцарскими турнирами. Это был "золотой век" Флоренции. "Эпоха возвращается", - было написано на штандарте, сделанном для него Вероккьо, под которым он выступал на роскошном рыцарском турнире. И это было правдой. "Естественный продукт своего времени и своей страны: гений Флоренции XV века, которого не коснулись более поздние идеи пуританизма и либеральной демократии... На самом деле сам Лоренцо и был Возрождением, и ничто в искусстве и мысли его времени не может быть по-настоящему понято вне связи с ним и его жизнью" (Х.Р.Уильямсон, 1975 г.)
А. Верроккьо. Лоренцо Великолепный.
Лоренцо продолжал пополнять фамильную сокровищницу: собирал произведения глиптики, коллекционировал живопись и старинные манускрипты.Собрание манускриптов послужило в будущем основой знаменитой флорентийской библиотеки Лауренцианы. Великолепное здание для нее создаст великий Микеланджело. Он же построит и знаменитую капеллу Медичи. Во славу знаменитого рода.
Джованни Антонио деи Росси. Камея "Портрет Лоренцо Великолепного". 1556-1558, агат, золото. Музей серебра, Палаццо Питти
Александр и Олимпиада. III век до н.э. Сардоникс. Нац. археологический музей.
Император, приносящий жертву Надежде (камея). II-IV век н.э. Оникс, металл, позолота. Нац. археологический музей.
Гермафродит, лежащий под дереовом, и три эрота. III век н.э. - камея, 16 век - оправа. Халцедон, гранаты, изумруды, золото, эмаль. Нац. археологический музей.
Чаша для соли. Чаша - середина XVI в.; оправа - 1560-1567 гг. Оправа - Франсуа Кревкюэр (даты жизни не известны, упоминается в 1555-1567 гг.).
Перламутр, покрытый резьбой и гравировкой, раскрашенный, серебряное литье с чеканкой и позолотой.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра
Рафаэль Санти. Папа Лев Десятый с кардиналами Джулио Медичи и Леон Росси. 1518. Галерея Уффици. Флоренция.
Сын Лоренцо Великолепного Джованни достигнет вершины духовной власти - станет понтификом под именем папы Льва Десятого. И отнесется в этому очень философски: "Будем наслаждаться папством, раз Бог нам его дал". Таким его изобразит Рафаэль, эпикурейцем с лупой в руках, рассматривающим украшенную драгоценностями миниатюру. Любимая Флоренция тоже не будет забыта. По его поручению Микеланджело начнет работу над фамильной усыпальницей в семейной церкви Медичи Сан Лоренцо.
Баччо Бандинелли. Бюст Козимо I Медичи. 1558, бронза. Галерея Палантина
Титул Великого герцога Тосканского, который уравняет его с европейскими венценосными особами, получит представитель побочной линии Медичи, Козимо Первый. Он выступит собирателем итальянских земель, проявит себя талантливым военноначальником и организатором - станет основателем тосканского флота. .Его жена, испанская аристократка Элеонора Толедская, принесет ему огромное приданное и приобретет для семьи новую резиденцию - Палаццо Питти. Сейчас здесь расположен Музей Серебра, хранящий львиную долю сокровищ Медичи.
Доменико Кампаньи. Портреты Козимо Первого и Элеоноры Толедской. Камея. Около 1574 года. Палаццо Питти. Музей серебра. Флоренция.
Портрет Джироламо Савонаролы. Джованни делле Корниоле. Инталия. 1498-1616. Палаццо Питти. Музей Серебра. Флоренция
А до королевского трона доберутся женщины из клана Медичи. Трон будет французский, а первой королевой из рода Медичи будет Екатерина. Несмотря на то, что французы встретят итальянскую "выскочку" в штыки, Екатерина не только "приживется" во Франции, но и сумеет сохранить трон после смерти мужа для своих детей в очень непростые для Франции времена религиозных войн. Ей придется проявлять и осмотрительность, и мудрость, и коварство, и хитрость. Но Екатерина справится, на то она и Медичи.
Портрет королевы Франции Екатерины Медичи 1547-1559.
Холст, масло.
Жермен Ле Маннье
Мария Медичи станет матерью короля Людовика Тринадцатого. Обе королевы сделают французский двор более изящным и утонченным. Екатерины введет в моду придворный балет и тосканскую кухню, ставшую основой знаменитой французской кухни, а Мария прикажет выстроить изящный Люксембургский дворец и разбить прекрасный Люксембургский сад. Она будет покровительствовать Пуссену и Рубенсу.
Портрет королевы Франции Марии Медичи. Холст, масло.
Франс Поурбус Младший (Антверпен, около 1569 - Париж, 1622).
Флоренция, Палаццо Питти.
|
|
![]() |
Козимо II Медичи с женой Марией Маддаленой Австрийской и сыном Фердинандо II |
Около 1640 г.
Последователь Юстуса Суттерманса (Карло Босси?) (работал между 1633-1655).
Холст, масло.
Флоренция, Галерея Уффици.
Мастерские Великого герцогов Тосканских. Портрет Козимо II Медичи. 1620-1630 гг., халцедон, яшма , золото. Флоренция, Музей флорентийской мозаики.
Джузеппе Антонио Торричелли. Бюст Виттории делла Ровере. ок 1697 г., полудрагоценные камни. Музей серебра, Палаццо Питти
Виттория делла Ровере (1622-1694) - супруга Фердинандо II Медичи и мать следующего Великого герцога Тосканского Козимо III Медичи.
Бюст Великой герцогини собран из нескольких частей, вырезанных и з полудрагоценных и поделочных камней. Так, вуаль и корсаж сделаны из фламандского парагонита, сорочка - из белой яшмы из Вольтерры, волосы - из окаменевшей древесины. Единый кусок халцедона использован для лица с инкрустированными яшмой губами , радужными оболочками глаз из прозрачного халцедона со зрачками из сардоникса и бровями из египетского галечника.
Маттео Пьятти, Доспех Франческо I. Сталь; чеканка. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Мастерские Великого герцогов Тосканских. Ex Voto Козимо II Медичи. 1617-1624. Поделочные камни, алмазы, золото, бронза, позолота, эмаль. Музей серебра, Палаццо Питти
Рельеф с изображением Козимо II Медичи - центральная часть роскошного палиотто (декоративной фронтальной панели, закрывающей алтарь). Герцог намеревался украсить престол церкви Св. Карла Борромео в Милане в качестве вотивного подношения (ex voto) в надежде избавиться от тяжелого недуга - туберкулёза. Козимо II Медичи скончался в возрасте 31 года, так и не успев передать рельеф храму.
Мастерские Великого герцогов Тосканских. Портрет Фердинанда I Медичи. Конец 16 - нач. 17 вв. мозаика из цветного стекла. Флоренция, Музей флорентийской мозаики
Пластина с попугаем на ветке груши. XVII в.
Мастерские Великих герцогов Тосканских.
Флоренция, Музей флорентийской мозаики.
Мозаика преимущественно из мягких камней на фоне из черного мрамора.
Мастерские Великого герцогов Тосканских. Панель с подсолнухом. Середина 17 вв., мозаика из полудрагоценных камней. Флоренция, Музей флорентийской мозаики
.
Род Медичи прервется в 18 веке. Последней Медичи станет Анна Мария Луиза. У нее не будет детей. Не поможет даже подарок-талисман от мужа. Великолепная барочная жемчужина, напоминающая младенца в колыбельке. После кончины её мужа Козимо Третьего на земли Тосканы придут испанцы, а затем армия Франциска Лотарингского, будущего императора Священной Римской империи Франца Второго.
Но она сумеет сделать любимой Флоренции королевский подарок, достойный славного рода Медичи, завещав родному городу собственность своего семейства: художественные собрания, коллекцию антиков и драгоценностей, книги и рукописи, с тем условием, что они никогда не покинут город.
.![]() |
Путто, пускающий мыльные пузыри. XVII в.
Круг Франсуа Дю Кенуа (1597-1643).
Слоновая кость, подставка из дерева.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра
Портрет Филиппа II Испанского (лицевая сторона); портрет Дона Карлоса (оборотная сторона) |
Около 1559–1562 гг.
Якопо Ниццолла да Треццо. (Треццо, 1514 - Мадрид, 1589).
Оникс, золото, цветная эмаль.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра.
Голова Медузы. XVI в.
Миланская мастерская.
Халцедон, золото, эмали.
Флоренция, Национальный археологический музей
Поклонение волхвов. Иоганн Кристиан Браун (1654-1738).
XVII в.
Слоновая кость.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра
Маска. Оправа - первая четверть XVII в.
Французский ювелир.
Бирюза, алмазы, золото, позолоченное серебро, эмали.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра.
Подвеска в форме гондолы.Около 1568 г.
Джованни Баттиста Сколари.
Золото, цветная эмаль, жемчуг, рубины, изумруды, алмазы.
Флоренция, Палаццо Питти, М