Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв |
|||||||||||||||
|
В 1768 и 1769 гг. К.И. Элерс, известный придворный мастер, изготовил серебряную лохань с изображением Чуда об Ионе и серебряный рукомой с головкой орла на крышке. Барочную игру объёмов использовал мастер Г.И. Серебрянников в позолоченном окладе 1741 г. на евангелии начала XVIII в., покрыв всю лицевую крышку сплошным ковром растительного узора. Небольшой чиновник архиерейского служения, вложенный митрополитом Платоном в 1789 г. покрывает серебряный лёгкий, изящный сканый оклад, с переплетающимися побегами и цветами.
[показать]Лохань. 1768 г. С.Петербург. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина. |
[показать]Рукомой. 1769 г. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина |
[показать]Оклад на Евангелие. 1741 г. Москва. Работа мастера Г.И. Серебряникова |
[показать]Оклад Чиновника архиерейского служения. Вторая пол.XVIII в. |
|
В собрании музея находятся различные богослужебные кресты, различных размеров и форм. Один из лучших образцов «молебного» или «благословляющего» креста принадлежал Платону Левшину. Четырёхконечный крест с приставной рукоятью выполнен в технике резьбы по дереву в стиле рококо и оправлен серебряным сканым кожухом. Восьмиконечный богослужебный крест, вложенный в ТСЛ помещицей вдовой Ивановской. В XIX в. , был заново вызолочен и укреплён на серебряный посох Филарета митрополита Московского. Кубок, выполненный московским мастером, имеет многочисленные прототипы в европейском искусстве. Он сделан из кокосового ореха, оправлен в серебро с использованием золочения, чеканки и резьбы. Представляет интерес водосвятная чаша (используемая как супница) мастера П.Т. Воробей. Насыщенные барочные или более строгие уравновешенные орнаментальные композиции, сочетание золочёного и белого серебра, тщательность чеканной работы свойственна многим работам XVIII в. |
[показать]Крест молебный (лицевая и оборотная стороны). Конец XVIII в. Москва. |
[показать]Крест богослужебный (лицевая и оборотная стороны). Начало XVIII в. Москва. |
[показать]Кубок. 1796 г. Москва. Вклад святителя Филарета (Дроздова). |
[показать]Водосвятная чаша. 1765 г. Москва. Мастер П.Т. Воробей. Вклад в ТСЛ Генеральши И.Я. Хлебниковой. |
|
В XIX веке из «высочайших» подарков императорской семьи представляет интерес солоница, поднесенная монастырю «ко гробу преподобнаго Сергия» великой княгиней Еленой Павловной в 1833 г. Финифтяные дробницы в сочетании со стразами и драгоценными камнями были традиционным украшением серебряных культовых сосудов. Ими украшен и потир мастера Е.А. Антипьева, выполненный с применением рельефной чеканки и скульптурного литья. В документах архива Лавры указано поступление от членов императорской фамилии ряда золотых лампад, драгоценных потиров, роскошного топазового креста, "в два ряда осыпанного бриллиантовыми искрами». Но особой красотой и богатством отличались коронационные подарки императора Александра II и императрицы Марии Федоровны.Тщательность литья отличает прихотливый по форме подсвечник, созданный в столице в 1856 г. мастером И.Нордбергом. |
[показать]Солоница. Москва. Мастер Н.В. 1833 г. Вклад великой княгини Елены Павловны в 1833 г. |
[показать]Потир. 1832 г. Москва. Мастер Е.А. Антипьев и монограммист «М.О.». Вклад жены московского священника Александры Матвеевны Алексеевой в 1835 году. |
[показать]Митра. Вторая половина XVI в. -1868 г. Москва. Троице-Сергиева лавра |
[показать]Подсвечник. С.Петербург. 1857 г. Работа мастера И.Нордберга. Вклад В.П. Письменской в 1859 г. |
Драгоценные и полудрагоценные самоцветы использовались при создании различных крестов и панагий. Целый зал отведен драгоценным вещам богослужебной практики, связанным с именем настоятеля (1821-1867) Троице-Сергиевой Лавры московского митрополита Филарета Дроздова. Эклектизм был синонимом культуры XIX в. Время его долговременного пастырства совпало с вниманием общества к национальным истокам. В церковном искусстве наиболее широкое распространение получил «русский стиль».
Первый этап русского стиля (1830-1860) принято называть русско-византийским или археологическим. К археологическому направлению относится так называемый корсунский крест, принадлежавший наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию Медведеву. К этому же стилю относится, например, цата, в которую вмонтировали камею конца XVI в.Исторический романтизм вызвал к жизни такое явление, как воссоздание (реконструкция) древних раритетов.
[показать]Крест наперстный. Середина XIX в. |
[показать]Цата 1869 г. |
[показать]Панагия. Середина XIX в. Россия. Серебро, горный хрусталь, аметисты. Вклад почётного гражданина г. Канска Г.Ф. Машерова в 1850 г.. |
[показать]Потир. Санкт-Петербург. 1854 г. |
|
В 1860-е годы о себе заявило "фольклорное" направление, активизированное в значительной степени крестьянской реформой. Весьма характерными произведениями XIX в. этого стиля являются драгоценные дарохранительницы, выполненные наподобие деревянных храмов. Изделия в русском стиле создавали и к знаменательным датам. Так, к 50-летнему юбилею архипастырской деятельности митрополита Филарета в 1867 г. жители Москвы преподнесли ему солоницу. Стремление к национальной декоративности с особой силой отразилось в обилии эмалевой утвари. Старинные техники перегородчатой, выемчатой, расписной эмали, эмали по рельефу, по скани, проявились с новой силой. Таков потир, выполненный в последней трети XIX в. Необычайно стильными считались изделия, орнаментированные с подражанием пропильному деревянному узорочью, такие как золотая лампада 1892 г., подаренная жителями Сергиева Посада «ко гробу преподобного Сергия» в память 500-летия его преставления. Постепенно русский стиль сменился стилем модерн. Нежные, перетекающие оттенки цвета как нельзя лучше согласовывались с пластичными узорами модерна. |
[показать]Дарохранительница. Москва. 1888 г. |
[показать]Потир. Последняя треть XIX в. |
[показать]Лампада. 1892 г. Москва. Фирма П.А. Овчинникова. Вклад в ТСЛ жителей Сергиева Посада. |
[показать]Лампада. Москва. 1899-1908 гг. |
|
Церковные предметы, изготовленные в XIX в., насыщены эмалями и драгоценным камнями. В этот период полихромность провозглашалась одним из наиболее значимых признаков национального искусства. Примером служит единственный в своем роде напрестольный крест пермской работы 1891 г., впечатляющий обилием сияющих самоцветов: фиолетовых аметистов, желтоватых топазов, прозрачного горного хрусталя, красных и зеленых гранатов.Среди драгоценных изделий XIX века следует отметить архиерейскую панагию, переданную митрополитом Московским Филаретом в ризницу Троице-Сергиевой лавры. Это мастерски исполненное ювелирное изделие. Представляет интерес складень с образом преподобного Сергия Радонежского, вырезанный из кости и оправленный в серебро монахом Ионой (Иваном Ильиным). Посланный в 1867 г. на Парижскую Всемирную выставку, складень был возвращен в Лавру с почетным отзывом. В коллекции представлены также посуда троицких серебряников, в частности, серебряные стаканы, для соборных столов. Можно отметить прекрасную гравировку и чеканку стакана, созданного в 1880 г. На нём выгравированы стихи: Русь святая от Мамая/вся дрожит/Сам князь спешит/Взять от Сергия благословение/На челе его смятение/Не смущайся старец рек ему/Победишь. Верь тому |
[показать]Крест напрестольный. 1891 г. Пермь. Вклад И.В. и Е.С. Поповых. |
[показать]Панагия. Россия. 1845 г. Вклад митрополита Филарета (Дроздова) |
[показать]Складень. Преподобный Сергий с житием. 1866 г. Троице-Сергиева Лавра. Мастер монах Иона (Иван Ильин) |
[показать]Стакан. 1880 г. Мастерские ТСЛ. |
|
В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся личные вещи её настоятеля - Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, захороненного в монастыре и канонизированного в 1994 г. Среди этих реликвий находились две иконы, написанные в мастерской М.Д.Шеина в серебряных позолоченных окладах с использованием живописной эмали, митра, а также панагия из золота, украшенная жемчугом, бирюзой, альмандинами, изумрудами и бриллиантами. Чеканка, огранка и живописная эмаль панагии говорит о высокой технике изготовивших её мастеров. |
[показать]Панагия. Россия. 1830-е годы. Принадлежала Филарету (Дроздову) |
[показать]Икона в окладе. Богоматерь Днепрская. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала Филарету (Дроздову) |
[показать]Икона в окладе. Троица Ветхозаветная. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала Филарету (Дроздову) |
[показать]Митра середины XIX в. Принадлежала Филарету (Дроздову) |
http://www.musobl.divo.ru/coll_goldN.html