• Авторизация


СОКРОВИЩНИЦА Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв 15-10-2012 14:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алефтина_Рыжкова Оригинальное сообщение

Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв. Коллекция золотого и серебряного дела Сергиево-Посадского музея.

Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв

    Бурный подъём ювелирного искусства в XVIII в. был, в определённой степени, связан с привлечением большого числа ювелиров из Европы и организацией гранильных фабрик. Из ювелирных изделий, поднесенных Троице-Сергиеву монастырю, надо отметить шесть золотых дробниц со святыми образами, осыпанных алмазами и рубинами. Две из них послужили основами для драгоценных панагий. Одна из них сохранилась в первоначальном виде: на четырехугольную пластину с эмалевыми изображениями евангелистов был укреплен крест с Распятием и запоны с алмазами. Драгоценной панагией одарила императрица Анна Иоанновна своего духовника архимандрита Варлаама (Высоцкого). По внешнему облику изделие напоминает геральдический щит европейского образца, в центре которого под янтарь встроена костяная пластина со сценой Тайной вечери.
    При Екатерине II к своему 50-летию архиепископ Платон был пожалован саном митрополита Московского и Калужского, а троицкие власти ознаменовали это подношением ему панагии, на оборотной стороне которой выгравирована памятная дата и инициалы «ПММ». Для создания панагии были использованы ризничные драгоценности, а для основы выбрана византийская камея XII в. Древнюю камею ювелир оформил сканым золотым орнаментом и цветными камнями - материалами и техникой, которые особенно ценились в исчезнувшей византийской культуре Интерес к диковинным камням проявился и в создании бриллиантовой панагии - личной вещи московского митрополита.
[показать]
Панагия. Распятие с евангелистами. Россия. Первая треть XVIIIв. Вклад императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.
[показать]
Панагия. Тайная вечеря. Санкт-Петербург (?). Первая треть XVIII в. Подарок Анны Иоанновны архимандриту Варлааму в 1734 г.
[показать]
Панагия. Распятие. Москва или Санкт-Петербург. 1784 г. Принадлежала Платону (Левшину)
[показать]
Панагия. Богоматерь в молении. Москва. Мастер И.П. Краг. 1787 г. Принадлежала Платону (Левшин

 

  Часть предметов из коллекции монастыря XVIII в. принадлежала Платону (Левшину), митрополиту Московскому и Коломенскому. Нередко они дарились ему императрицей Екатериной II. К ним относится и солоница (ладоница), выполненная мастером А.И. Ратковым. Особый интерес представляет дарохранительница, происхождение которой до сих пор остается загадочным. Созданная как ларец, она позднее переделана в соответствии с новым назначением. Единственная её аналогия хранится в Павловском дворце, бывшем резиденцией Марии Федоровны.
    Драгоценная вещь могла быть личным подарком митрополиту Платону императрицы, оказывавшей неоднократно ему знаки уважения. Но какова бы ни была история ларца, это действительно «царственное» произведение, все изукрашенное сканью, эмалью, драгоценными камнями. Необычный по форме и материалам потир, также находящийся в коллекции музея, изготовлен с использованием свинцового гранёного хрусталя, золочения, чеканки и гравировки.

[показать]
Распятие. Крест наперстный.
Середина XVIII в. Троице-Сергиева Лавра.
[показать]
Солоница (ладоница). Москва. Мастер А.И. Ратков. 1787 г. Подарок Екатерины II Платону (Левшину)
[показать]
Дарохранительница. Россия.
Конец XVII – первая половина XVIII в. Вклад митрополита Платона в 1789 г.
[показать]
Потир. Россия. Конец XVIII – начало XIX в.
Вклад митрополита Платона (Левшина)
    На протяжении всего периода XVIII в. чеканка оставалась традиционным приёмом украшения окладов книг и икон, литургических сосудов и светской посуды. Необычайно сложно выполнен позолоченный оклад 1754 г. На большом Евангелии 1689 г. Он украшен многочисленными чеканными барочными картушами. Оклад был исполнен серебряником и финифтяником Троице-Сергиевой Лавры.
    Финифтяные дробницы этого мастера включены в систему украшений митры середины XVIII в. с циклом Страстей и потира 1788 года. С именами известных московских и петербургских серебряников Г.И. Серебренникова, П.Т. Воробья, К.И. Элерса, А.И.Раткова связан ряд прекрасных драгоценных произведений. Различные виды материалов и техник использовались при изготовлении, например, митры. Это бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебро, золотая канитель, шитьё, низание, чеканка, резьба, золочение, огранка, живописная эмаль.
[показать]
Оклад на Евангелие. Лицевая сторона.1754 г. Троице-Сергиева лавра.
[показать]
Оклад на Евангелие. Оборотная сторона. 1754 г. Троице-Сергиева лавра.
[показать]
Митра. Середина XVIII в. Троице-Сергиева лавра.
[показать]
Потир. 1788 г. Москва. Мастер Е.П. Кузов.
Вклад графа Шереметьева в 1789 г.

 В 1768 и 1769 гг. К.И. Элерс, известный придворный мастер, изготовил серебряную лохань с изображением Чуда об Ионе и серебряный рукомой с головкой орла на крышке. Барочную игру объёмов использовал мастер Г.И. Серебрянников в позолоченном окладе 1741 г. на евангелии начала XVIII в., покрыв всю лицевую крышку сплошным ковром растительного узора. Небольшой чиновник архиерейского служения, вложенный митрополитом Платоном в 1789 г. покрывает серебряный лёгкий, изящный сканый оклад, с переплетающимися побегами и цветами.

[показать]
Лохань. 1768 г. С.Петербург. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина.
[показать]
Рукомой. 1769 г. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина
[показать]
Оклад на Евангелие. 1741 г. Москва. Работа мастера Г.И. Серебряникова
[показать]
Оклад Чиновника архиерейского служения. Вторая пол.XVIII в.

    В собрании музея находятся различные богослужебные кресты, различных размеров и форм. Один из лучших образцов «молебного» или «благословляющего» креста принадлежал Платону Левшину. Четырёхконечный крест с приставной рукоятью выполнен в технике резьбы по дереву в стиле рококо и оправлен серебряным сканым кожухом. Восьмиконечный богослужебный крест, вложенный в ТСЛ помещицей вдовой Ивановской. В XIX в. , был заново вызолочен и укреплён на серебряный посох Филарета митрополита Московского.
    Кубок, выполненный московским мастером, имеет многочисленные прототипы в европейском искусстве. Он сделан из кокосового ореха, оправлен в серебро с использованием золочения, чеканки и резьбы. Представляет интерес водосвятная чаша (используемая как супница) мастера П.Т. Воробей. Насыщенные барочные или более строгие уравновешенные орнаментальные композиции, сочетание золочёного и белого серебра, тщательность чеканной работы свойственна многим работам XVIII в.

[показать]
Крест молебный (лицевая и оборотная стороны). Конец XVIII в. Москва.
[показать]
Крест богослужебный (лицевая и оборотная стороны). Начало XVIII в. Москва.
[показать]
Кубок. 1796 г. Москва. Вклад святителя Филарета (Дроздова).
[показать]
Водосвятная чаша. 1765 г. Москва. Мастер П.Т. Воробей. Вклад в ТСЛ Генеральши И.Я. Хлебниковой.

    В XIX веке из «высочайших» подарков императорской семьи представляет интерес солоница, поднесенная монастырю «ко гробу преподобнаго Сергия» великой княгиней Еленой Павловной в 1833 г. Финифтяные дробницы в сочетании со стразами и драгоценными камнями были традиционным украшением серебряных культовых сосудов. Ими украшен и потир мастера Е.А. Антипьева, выполненный с применением рельефной чеканки и скульптурного литья.
    В документах архива Лавры указано поступление от членов императорской фамилии ряда золотых лампад, драгоценных потиров, роскошного топазового креста, "в два ряда осыпанного бриллиантовыми искрами». Но особой красотой и богатством отличались коронационные подарки императора Александра II и императрицы Марии Федоровны.Тщательность литья отличает прихотливый по форме подсвечник, созданный в столице в 1856 г. мастером И.Нордбергом.

[показать]
Солоница. Москва. Мастер Н.В. 1833 г. Вклад великой княгини Елены Павловны в 1833 г.
[показать]
Потир. 1832 г. Москва. Мастер Е.А. Антипьев и монограммист «М.О.». Вклад жены московского священника Александры Матвеевны Алексеевой в 1835 году.
[показать]
Митра. Вторая половина XVI в. -1868 г. Москва. Троице-Сергиева лавра
[показать]
Подсвечник. С.Петербург. 1857 г. Работа мастера И.Нордберга. Вклад В.П. Письменской в 1859 г.

 Драгоценные и полудрагоценные самоцветы использовались при создании различных крестов и панагий. Целый зал отведен драгоценным вещам богослужебной практики, связанным с именем настоятеля (1821-1867) Троице-Сергиевой Лавры московского митрополита Филарета Дроздова. Эклектизм был синонимом культуры XIX в. Время его долговременного пастырства совпало с вниманием общества к национальным истокам. В церковном искусстве наиболее широкое распространение получил «русский стиль».
    Первый этап русского стиля (1830-1860) принято называть русско-византийским или археологическим. К археологическому направлению относится так называемый корсунский крест, принадлежавший наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию Медведеву. К этому же стилю относится, например, цата, в которую вмонтировали камею конца XVI в.Исторический романтизм вызвал к жизни такое явление, как воссоздание (реконструкция) древних раритетов.

[показать]
Крест наперстный. Середина XIX в.
[показать]
Цата 1869 г.
[показать]
Панагия. Середина XIX в. Россия. Серебро, горный хрусталь, аметисты. Вклад почётного гражданина г. Канска Г.Ф. Машерова в 1850 г..
[показать]
Потир. Санкт-Петербург. 1854 г.

    В 1860-е годы о себе заявило "фольклорное" направление, активизированное в значительной степени крестьянской реформой. Весьма характерными произведениями XIX в. этого стиля являются драгоценные дарохранительницы, выполненные наподобие деревянных храмов. Изделия в русском стиле создавали и к знаменательным датам. Так, к 50-летнему юбилею архипастырской деятельности митрополита Филарета в 1867 г. жители Москвы преподнесли ему солоницу.
    Стремление к национальной декоративности с особой силой отразилось в обилии эмалевой утвари. Старинные техники перегородчатой, выемчатой, расписной эмали, эмали по рельефу, по скани, проявились с новой силой. Таков потир, выполненный в последней трети XIX в. Необычайно стильными считались изделия, орнаментированные с подражанием пропильному деревянному узорочью, такие как золотая лампада 1892 г., подаренная жителями Сергиева Посада «ко гробу преподобного Сергия» в память 500-летия его преставления. Постепенно русский стиль сменился стилем модерн. Нежные, перетекающие оттенки цвета как нельзя лучше согласовывались с пластичными узорами модерна.
[показать]
Дарохранительница. Москва. 1888 г.
[показать]
Потир. Последняя треть XIX в.
[показать]
Лампада. 1892 г. Москва. Фирма П.А. Овчинникова. Вклад в ТСЛ жителей Сергиева Посада.
[показать]
Лампада. Москва. 1899-1908 гг.

    Церковные предметы, изготовленные в XIX в., насыщены эмалями и драгоценным камнями. В этот период полихромность провозглашалась одним из наиболее значимых признаков национального искусства. Примером служит единственный в своем роде напрестольный крест пермской работы 1891 г., впечатляющий обилием сияющих самоцветов: фиолетовых аметистов, желтоватых топазов, прозрачного горного хрусталя, красных и зеленых гранатов.Среди драгоценных изделий XIX века следует отметить архиерейскую панагию, переданную митрополитом Московским Филаретом в ризницу Троице-Сергиевой лавры. Это мастерски исполненное ювелирное изделие.
    Представляет интерес складень с образом преподобного Сергия Радонежского, вырезанный из кости и оправленный в серебро монахом Ионой (Иваном Ильиным). Посланный в 1867 г. на Парижскую Всемирную выставку, складень был возвращен в Лавру с почетным отзывом. В коллекции представлены также посуда троицких серебряников, в частности, серебряные стаканы, для соборных столов. Можно отметить прекрасную гравировку и чеканку стакана, созданного в 1880 г. На нём выгравированы стихи:
Русь святая от Мамая/вся дрожит/Сам князь спешит/Взять от Сергия благословение/На челе его смятение/Не смущайся старец рек ему/Победишь. Верь тому
[показать]
Крест напрестольный. 1891 г. Пермь. Вклад И.В. и Е.С. Поповых.
[показать]
Панагия. Россия. 1845 г. Вклад митрополита Филарета (Дроздова)
[показать]
Складень. Преподобный Сергий с житием. 1866 г. Троице-Сергиева Лавра. Мастер монах Иона (Иван Ильин)
[показать]
Стакан. 1880 г. Мастерские ТСЛ.


    В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся личные вещи её настоятеля - Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, захороненного в монастыре и канонизированного в 1994 г. Среди этих реликвий находились две иконы, написанные в мастерской М.Д.Шеина в серебряных позолоченных окладах с использованием живописной эмали, митра, а также панагия из золота, украшенная жемчугом, бирюзой, альмандинами, изумрудами и бриллиантами. Чеканка, огранка и живописная эмаль панагии говорит о высокой технике изготовивших её мастеров.
[показать]
Панагия. Россия. 1830-е годы. Принадлежала Филарету (Дроздову)
[показать]
Икона в окладе. Богоматерь Днепрская. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала Филарету (Дроздову)
[показать]
Икона в окладе. Троица Ветхозаветная. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала Филарету (Дроздову)
[показать]
Митра середины XIX в. Принадлежала Филарету (Дроздову)

 

http://www.musobl.divo.ru/coll_goldN.html

Русский стиль и искусство
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОКРОВИЩНИЦА Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв | Nadejda_Erinskaya - Дневник Nadejda_Erinskaya | Лента друзей Nadejda_Erinskaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»