• Авторизация


ХУДОЖНИКИ, ПУШКИНСКАЯ ЭПОХА 06-09-2012 20:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Эпохи верное зерцало | Петр Федорович Соколов - акварели (1791-1848)

П.Ф.Соколов



[показать]


Петр Федорович Соколов — мастер акварельного портрета пушкинской эпохи.
Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России.



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет А.С.Пушкина. 1836 (?). Бумага, акварель. 21,5Ч18,0. Всероссийский музей А.С.Пушкина.



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет М.А.Кикиной. 1817. Бумага, итал. карандаш, сангина, белила. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Мария Ардальоновна Кикина (1787–1828), по воспоминаниям Д.Н.Свербеева, «была очень умна, мила, образованна, чрезвычайно оригинальна и ничем не походила на всех московских и даже петербургских барынь. Все мне в ней особенно нравилось: ея речь, ея независимый образ мыслей, ея туалет, который отличался каким-то изящным удобством и практичностью»





[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет А.И.Тургенева. 1816. Бумага, итал. карандаш, пастель, сангина, тушь, перо. Собрание В.В.Царенкова (Париж)

Александр Иванович Тургенев (1785–1846) — общественный деятель, археограф, литератор, камергер. Широко образованный человек, А.И.Тургенев был другом и единомышленником Н.М.Карамзина, П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, многих писателей, поэтов и художников. Он был близок также к семье А.С.Пушкина, знал поэта с детства. Автор писем о европейской жизни (1827–1845), опубликованных под названием «Хроника русского»



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет С.С.Хлюстина (?). 1835. Бристольский картон, акварель, бронза, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Семен Семенович Хлюстин (1810–1844), чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел, племянник Ф.И.Толстого (Американца). В начале 1836 года его дуэль с Пушкиным была предотвращена С.А.Соболевским. Портрет написан в Ревеле



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет неизвестной в белом платье (С.А.Урусовой?). 1827–1828. Бумага, акварель. Государственный музей А.С.Пушкина

Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова. «…Дочери князя Урусова, три красавицы, справедливо считавшиеся украшением московского общества того времени», — писал французский историк Марк Рунье. Весной 1827 года в доме Урусовых часто бывал Пушкин, на которого «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, словоохотлив»



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет А.О.Смирновой. Начало 1830-х годов. Картон, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Александра Осиповна Смирнова (1809–1882), урожденная Россети, фрейлина двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны, друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи, Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века




[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет графини О.А.Орловой. 1829. Бумага, акварель, карандаш, перо. Коллекция галереи «Попов и Ко»

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.В 1847 году была пожалована в статс-дамы



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет Е.Ф.Рюминой. 1847. Бристольский картон, акварель, белила, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Елена Федоровна Рюмина, урожденная Кандалинцева (1800–1874), жена тайного советника Н.Г.Рюмина (1793–1870), сына рязанского миллионера. В Рязани супруги оста-вили по себе добрую память. Город «был полон Рюминскими дарами». В домах, пожертвованных городу, помещался дворянский пансион, мужская и женская гимназии, а сад в их владении стал любимым местом отдыха жителей. С 1834 года Рюмины жили в Москве на Воздвиженке, продолжая широкую благотворительность и в старой столице — они сделали многочисленные и крупные церковные вклады




[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет князя П.А.Вяземского. 1824. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Литературный музей

Князь Петр Андреевич Вяземский (1792–1878), поэт, журналист, литературный критик, мемуарист. Близкий друг Пушкина. В 1824 году написал предисловие к «Бахчисарайскому фонтану» и выступил как издатель этой поэмы, добившись исключительно высокого по тем временам гонорара, так необходимого автору. Тогда же Соколов написал портрет Вяземского, с которым был хорошо знаком



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830-е годы. Бристольский картон, карандаш, акварель. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Акварель экспонировалась на знаменитой дягилевской выставке русских портретов в 1905 году в Таврическом дворце именно как портрет сестер Анны и ЕкатериныВасильчиковых. Позднейшие исследования подтвердили верность настоящей атрибуции



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет неизвестной в темно-красной шляпе. 1828. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

По мнению авторитетного искусствоведа Е.В.Павловой, на портрете изображена Элеонора Федоровна Тютчева, урожденная графиня Ботмер (1800–1838), с 1829 года жена Ф.И.Тютчева. Но это предположение опровергается дополнительными исследованиями, основанными на дате создания портрета и хронологии приезда Э.Ф.Тютчевой в Россию



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет И.Г.Полетики. Вторая половина 1820-х годов. Бумага, акварель. Государственный музей А.С.Пушкина

Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова и португальской графини d’Era. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом, сочувствовала Дантесу. Портрет, бывший в Париже у А.А.Попова, привез в Россию И.С.Зильберштейн



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет А.И.Блока. 1829. Бумага, акварель. Государственный Литературный музей

Александр Иванович Блок (1785–1847), управляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией и Аничковым дворцом, гофмейстер, тайный советник. Прадед поэта Александра Блока



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет графини С.В.Строгановой. Конец 1810-х годов. Бумага, акварель, итал. карандаш, белила. Государственный музей А.С.Пушкина

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775–1845). Фрейлина, жена «русского якобинца» графа П.А.Строганова. Одна из образован-нейших женщин своей эпохи. О ее единственном сыне Александре, погибшем в 1814 году в сражении при Краоне, Пушкин писал в рукописи 6-й главы «Евгения Онегина»


[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет А.Ф.Львова. 1836. Бумага, акварель, белила, лак. Государственный Литературный музей

Алексей Федорович Львов (1798–1870), виртуозный скрипач, дирижер, композитор. В 1818 году был назначен адъютантом А.Х.Бенкендорфа, позже — сенатор, гофмейстер. Но главным в его жизни оставалась музыка. Талантом А.Ф.Львова восхищались Ф.Мендельсон и Р.Шуман, посещавшие его концерты в Европе. В 1833 году по заказу Николая I написал музыку к Российскому гимну на слова Жуковского: «Боже, Царя храни!»



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет П.Н.Рюминой. 1847. Бристольский картон, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Прасковья Николаевна Рюмина, в замужестве Вельяшева (1821–1897), дочь тайного советника, камергера Высочайшего двора Н.Г.Рюмина. Портрет заказан к свадьбе. В.А.Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет А.В.Вельяшева. 1847. Бристольский картон, акварель, белила, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Александр Васильевич Вельяшев (1818–1891), ротмистр лейб-гвардии Уланского полка, брат Катеньки Вельяшевой, которой Пушкин посвятил стихи «Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса…». Сделал блестящую военную карьеру, за «отличную, усердную и ревностную службу» был пожалован многими орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость»




[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет неизвестной с ребенком (предположительно М.В.Столыпиной с сыном Николаем). 1848. Бристольский картон, акварель, графитный карандаш, лак. Собрание В.В.Царенкова (Париж)

Мария Васильевна Столыпина (1819–1895), сестра князя С.В.Трубецкого. В первом браке (1839–1847) за А.Г.Столыпиным, полковником лейб-гвардии Гусарского полка, двоюродным дядей М.Ю.Лермонтова. Во втором браке за князем С.М.Воронцовым, сыном Е.К.Воронцовой. Известная красавица, она являла собой тип светской женщины-аристократки, в которой европейское щегольство сочеталось с истинно русской барственностью





[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет великой княгини Александры Федоровны. 1821. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственный Исторический музей

Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет Е.М.Хитрово. 1838. Бристольский картон, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции. Салоны Хитрово и ее дочери Д.Ф.Фикельмон были средоточием самого образованного и мыслящего русского и европейского общества. В 1827 году с Е.М.Хитрово познакомился Пушкин, ставший вскоре одним из ее близких друзей. Портрет написан за год до смерти Елизаветы Михайловны



[показать]
М. Н. ВОЛКОНСКАЯ С СЫНОМ НИКОЛЕНЬКОЙ
Акварель П. Ф. Соколова. 1826 г.


Портрет был привезен Волконской мужу в Сибирь, находился
у Волконских в Читинском остроге в Петровской тюрьме и на поселении. После смерти М. Н. и С. Г. Волконских портрет перешел к их дочери, а в дальнейшем к ее внукам, жившим в Италии. В 1966 г. эту акварель, считавшуюся навсегда утраченной, обнаружил у В. Н Звегинцова в Париже И. С. Зильберштейн, через которого она поступила в Музеи А.С.Пушкина в Москве



[показать]
П.Ф.Соколов. Портрет Ю.П.Соколовой. Около 1827. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», — вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот один из самых проникновенных портретов был, по словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в одно утро»



[показать]
«Портрет П.Ф.Соколовa»

П.Ф.Соколов
[300x381]Петр Федорович Соколов — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру.


Имя Петра Федоровича Соколова (1791–1848) буквально олицетворяет то, что мы называем пушкинской эпохой. Кисти художника принадлежат три прижизненных портрета А.С.Пушкина, без его рисунков и акварелей просто невозможно представить себе воочию современников, знакомых, друзей и врагов поэта — обитателей Москвы и Санкт-Петербурга, где преимущественно жил и работал художник

Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева.

Поначалу он бедствовал, но довольно скоро, начал давать уроки живописи и стал заниматься графическим портретом, исполненным в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью, имевшие большой успех. Благодаря этим портретам, круг знакомств его очень скоро расширился.

Необыкновенным успехом пользовались его «свадебные» портреты. Забавным свидетельством тому служат слова одного из заказчиков: «…Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».

Под конец жизни Соколов окончательно решил перебраться в Москву, что было связано не только с потребностью новых заказов, но и с намерением жить тихо. В 1842 году, желая поправить расстроенное здоровье жены, художник предпринял поездку за границу. Там он пробыл в течение полутора лет. Осенью 1843 года Соколов вернулся в Россию.

Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.

В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжелых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.


отсюда
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИКИ, ПУШКИНСКАЯ ЭПОХА | elpuli - Дневник elpuli | Лента друзей elpuli / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»