• Авторизация


Ароматы Версаля 16-05-2013 21:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения EIVA26 Оригинальное сообщение

АРОМАТЫ ВЕРСАЛЯ.

АРОМАТЫ ВЕРСАЛЯ
[400x214]

Я опять посылаю письмо
И тихонько целую страницы.
И, открыв ваши злые духи,
Я вдыхаю их горестный хмель.
А.Вертинский




Когда говорят о ароматах Версаля, то на ум первым делом приходит королевский
двор, где искусство казаться достигло своего апогея. В подобном
контексте не вызывает удивления широкое использование как собственно
духов, так и разнообразных душистых аксессуаров — саше, перчаток,
надушенных вееров. Распространяясь в воздухе, аромат образует вокруг
человека своеобразный ореол, продлевающий и возвеличивающий его
присутствие. Он расширяет бытие и социальную сферу придворного.
[287x70]
[показать]

[показать]

[показать]

Чтобы лучше понять роль, отводившуюся духам, начнем с церемонии туалета: в
данном случае она весьма показательна, ибо в ней прочитывается теория
гигиены, во многом отличная от современных представлений. Туалет
Людовика XIV, описанный герцогом Сен-Симоном, не предполагает
использования воды. Единственный ритуал, которому следует
король-солнце, это омовение рук винным спиртом.В XVII веке туалет
совершался в соответствии с совсем иными предписаниями, нежели в наше
время. Его цель обойтись без воды, считавшейся вредоносной, и,
напротив, широко использовать душистые составы.

[показать]



Напомним, что эта тенденция восходит к 1348 г., времени великой эпидемии черной чумы. С тех пор врачи настоятельно рекомендуют избегать мытья горячей водой,
полагая, что оно ослабляет организм, открывая кожные поры воздействию
зачумленного воздуха. Ароматические продукты должны были заменить воду
при совершении туалета. Однако они не только очищают кожу извне:
считается, что они чистят также внутренности тела и предохраняют его от
воздействия дурного воздуха. Согласно унаследованной от Древней Греции
традиции, ароматы, выделяющиеся под действием солнца, имеют огненную и
противогнилостную природу, а значит, способны препятствовать разложению.
Это важнейшее свойство уже само по себе определяет многообразие
применений ароматических веществ: в них есть особая сила, позволяющая
очищать, оздоровлять и укреплять душу и тело. Все это позволяет
объяснить, почему в эпоху, когда опрятность мыслилась в терминах
очищения и защиты от дурных запахов, основополагающая роль
отводилась духам. По мнению врачей, они были способны избавить организм
от отбросов и одновременно создать защитную преграду между кожей и
зачумленным воздухом.

[показать]
[показать]

Быть опрятным — значит протирать кожу душистым
болонским мылом с лимонным или апельсиновым запахом;
ополаскивать лицо и руки ароматическим уксусом; опрыскиваться
;Императорской водой» («Eau imperiale»), «Венценосной водой» («Eau
couronnee»), «Великолепной водой» («Eau superbe»).
Надо наносить на руки мази из ириса, росного ладана и сладкого миндаля, очищающие их, но не
повреждающие. Непременно нужно натирать зубы коричной, апельсиновой,
гвоздичной или лимонной пастой. Волосы рекомендуется содержать в чистоте
при помощи сандалового, розового, лавандового, жасминового масла или
мази.

[показать]
[показать]

Фактически в эту эпоху медицинские средства и парфюмерия не разделялись.
Показательный факт: именно по приказу Антуана д'Акена, первого медика
Людовика XIV, Бленьи, врач Месье, брата короля, сверяет формулы
различных ароматических составов и публикует их собрание, озаглавив его,
между прочим, «Секреты красоты и здоровья». Возьмем для примера один из
самых знаменитых составов — «Воду королевы Венгерской» («Eau de la
reine de Hongrie»); неразличение медицины и парфюмерии проявляется здесь
особенно наглядно. Эта душистая вода на основе розмарина широко
использовалась как средство туалета и при этом наделялась удивительными
профилактическими и целебными свойствами. По легенде, когда- то
семидесятидвухлетняя королева Венгрии излечилась с ее помощью от всех
немощей, вернула себе красоту и здоровье и была просватана за польского
короля. Бленьи оглашает внушительный перечень целебных свойств этого
состава, предназначенного как для наружного, так и для внутреннего
применения:

если смочить им затылок, виски и запястья, то он
восстанавливает испарившиеся телесные духи, прочищает застойные нервы,
улучшает память, придает рассудительности, силы и веселья, бодрит
чувства;
• один лишь его запах излечивает головную боль и «пары»;
• если вложить в уши ватку, пропитанную им, это избавит от мокроты и Шума в ушах;
• если нанести его на живот, это облегчит почти все брюшные боли;
• если нанести его на веки, это укрепит зрение;
• если омыть им все тело, это великолепно поможет при апоплексии, параличе, подагре и ревматизмах.
«Вода королевы Венгерской» помогает также при опухолях, ушибах и ожогах. Одно время ею очень часто пользуется госпожа де Севинье. А госпожа де
Ментенон настолько уверовала в благодетельные качества «Воды», что
рекомендовала маленьким пансионеркам Сен-Сира регулярно использовать ее
для защиты от дурного воздуха.

[показать]

Об этой общности медицины и парфюмерии свидетельствует и множество иных,
не столь многофункциональных продуктов. Например, «кюкюфы», лечебные
колпаки, начиненные, в зависимости от финансовых возможностей владельца,
либо благовониями, камедью и древесной смолой, либо мускусом и амброй.
Их носят как ночью, так и днем, надевая под шляпу: похоже, они весьма
полезны старикам, чувствительным к холоду и страдающим от
головокружений, катаров, провалов памяти «и других старческих немощей».
Существуют также косметические ткани и платки. Венерин платок — это
кусок полотна, вымоченный на протяжении многих дней в ароматических
составах; высушенный, он используется для сухого умывания лица. По тому
же принципу изготавливаются ночные чепцы и повязки, предохраняющие от
морщин.

Стремясь повысить эффективность ароматических составов,
врачи и фармацевты без колебаний прибегают к субстанциям животного и
минерального происхождения. В 1655 г. Валло изготавливает для Людовика
XIV мазь, в состав которой входят перуанский бальзам, муравьиная
эссенция и раковый спирт. Два последних компонента, весьма сложные в
изготовлении, добавлены отнюдь не случайно, но в соответствии с
определенной логикой. Лечение запахами и косметические приемы прошлого
вполне «рациональны». Когда в ароматические составы добавляют легкое
лисицы, волчью печень, медвежий жир, скорпионов, измельченных мокриц,
белое мясо кита, пепел саламандры, масло из земляных червей, олений рог,
золото, серебро или жемчуг либо даже кровь, то делается это для
усиления их лечебных свойств. Однако введение животных или минеральных
ингредиентов не должно заслонять того факта, что и в лекарственных, и в
косметических составах важен прежде всего запах. Как утверждал один из
медиков Людовика XTV, аббат Руссо: «Все действие лекарства состоит в
передаче им <...> определенного запаха».

Теми же предписаниями диктуется и выбор весьма мрачного лекарственного
материала, высоко ценимого в эту эпоху, мумие; обращение к нему — это
доведенная до пароксизма попытка усилить жизненную энергию ароматов.
Считалось, что это древнее средство пришло из Египта: расхитители
гробниц собирали в саркофагах фараонов пахучую жидкость, по консистенции
напоминавшую мед. Однако повальное увлечение мумие вкупе с жаждой
наживы очень быстро привели к распространению более чем сомнительных
составов, которые уже в XVI веке клеймил великий хирург Амбруаз Паре.

[показать]

В XVII веке, когда увлечение мумие достигло своего апогея, одним из самых
удачных рецептов его изготовления считался рецепт Кроллиуса. Действие
входящих в него благовоний многократно усилено за счет ингредиента,
максимально близкого к жизни, — тела молодого человека, умершего
насильственной смертью. Согласно Кроллиусу, необходимо обзавестись
трупом казненного преступника — молодого и желательно рыжего, поскольку
рыжина есть символ жизненной силы. Затем отделить мясистые части,
вытопить жир, хорошо промыть винным спиртом и держать под солнечными и
лунными лучами два дня и две ночи, чтобы очистить содержащиеся в плоти
жизненные принципы. Далее натереть их миррой, шафраном и алоэ и,
наконец, подвесить над огнем, «как это делают с бычьими языками и
свиными окороками, которые подвешивают над очагом, чтобы они приобрели
восхитительный аромат».

Многообразные достоинства, которые
приписывали запахам медики, фармацевты и парфюмеры, естественно,
поощряли неумеренное использование духов при версальском дворе. Для
Людовика XIV это пристрастие в конце концов обернулось аллергией. Но
прежде король лично наблюдал за изготовлением предназначенных для него
благовоний, которым занимался знаменитый парфюмер Марсиаль. В XVIII
веке, когда вода постепенно вновь начнет применяться при туалете, это не
нанесет духам никакого ущерба: они широко используются для ароматизации
ванны. Решительный перелом происходит во второй половине
XVIII века.
Развитие химии мало-помалу заставляет усомниться в профилактической
действенности ароматов, тогда как усовершенствование дистилляционных
процессов позволяет создавать все более тонкие благовония. Все это ведет
к обособлению парфюмерии, которая, отдаляясь от медицины и
фармацевтики, обретает новый размах.

В эпоху торжества сенсуалистской философии парфюмеры стремятся прежде всего потакать
чувству обоняния, мало заботясь о том, чтобы защищать или исцелять от
недугов. Этот разрыв с прошлым настойчиво подчеркивается в «Трактате о
запахах» (1777) Антуана Дежана, парфюмера и специалиста по дистилляции:
он сразу заявляет, что намерен вести речь только о благовониях и
стремится угодить лишь здоровым людям. Больные же, нуждающиеся в
целительных ароматах, найдут их в трудах медиков и фармацевтов.
Парфюмеры перестают упоминать и о профилактических и терапевтических
достоинствах таких популярных прежде составов, как «Вода королевы
Венгерской». Жан-Луи Фаржон, бывший парфюмер Марии-Антуанетты, а затем
штатный парфюмер Наполеона, в своем знаменитом трактате «Искусство
парфюмера» (1809) почти не упоминает о традиционных способах применения
ароматических составов в терапии и профилактике.

[показать]

Но хотя наступление рационализма лишило благовония былого значения,
многовековая память об их сверхъестественных способностях жива и у
современных парфюмеров. Нередко о былом «могуществе» напоминают названия
духов: «Тайна» («Mystere») от Rochas, «Черная магия» («Magie noire») от
Lancome, «Чародейство» («Sortilege») от Le Galion. Так что, когда
кутюрье Кристиан Лакруа выпускает духи «Жизнь» («La vie»), a Кларенс
восхваляет достоинства своей туалетной «Живительной воды» («Eau
dynamisante»), мы можем констатировать, что старинная вера в
действенность ароматов по-прежнему остается частью нашей системы
ольфакторных ценностей.

Анник Ле Герер
http://absentis.org/history/eu/annick_le_guerer.htm
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]

использованы картины Jean-Frederic Schall и Cesare Augusto Detti
[287x70]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ароматы Версаля | добреля_нина - Дневник добреля_нина | Лента друзей добреля_нина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»