О распространении в России псевдонаучного и потенциально опасного направления (грубо искажающего научную теорию привязанности) в области психологического просвещения приемных родителей (через клубы приемных семей, курсы для приемных родителей и т.п. ).
Уже несколько лет подряд с недоумением наблюдаю ползучее распространение лженауки в области психологии, связанной с феноменом привязанности (важнейшей области современной психологии развития).
И порой мне кажется, что проблема эта волнует только меня, биолога по профессии.
Как будто в нашей стране считается «нормальным» низводить психологию до уровня некоей «болтологии», позволяющей распространять любые басни, а психологам это как бы и «все равно». Говорю это не потому что хочу кого-то обидеть, а с большим сожалением.
А ведь феномен привязанности отражает важные закономерности в развитии психики человека. Эти процессы существуют независимо от того, разработаны научные теории описывающие их или нет. Однако научная теория привязанности (важнейшие положения которой получили уже экспериментальное подтверждение) позволяет понять эти законы, и предотвратить какие-то ошибки, приводящие искажению нормального психического развития.
Использование этих законов имеет большое влияние и на социальную политику. Собственно, многие изменения в социальной сфере, например, в области помощи детям-сиротам, обусловлены новыми знаниями, полученными при разработке современной научной теории привязанности (носящей имя Боулби, как основателя этого направления). И просто любому человеку хорошо иметь представления, правильно отражающие эти закономерности.
На Западе такое большое значение придается этой области, что уже говорят, что сейчас наступила «эпоха привязанности» ( Мерсер Д. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2019).
К сожалению, параллельно в США возникло лженаучное направление "Аttachment Therapy" (АТ) (так называемая "терапия привязанности"), паразитирующее и на естественном явлении привязанности, и его научных исследованиях. С использованием АТ в США связан ряд судебных процессов, возбужденных по причине жестокого обращения с приемными детьми в семьях, и даже гибели детей. Большинство случаев гибели российских детей-сирот в США также связано именно с вовлечением усыновителей в идеи и практики АТ (http://childmyths.blogspot.com/2017/07/exporting-pseudoscience-attachment.html ).
Однако в США АТ подвергается резкой критике научным сообществом, как опасная лженаука, и кто хочет, все же имеет возможность в настоящее время разобраться ( http://www.childrenintherapy.org/, http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf ).
В СССР, судя по всему научная теория привязанности и её значение не были замечены и должным образом оценены в педагогике, детской психологии, психиатрии и социальных науках. В результате, образовался некий вакуум в этой сфере, и после конца СССР этот вакуум и стал легко заполняться ложным направлением АТ. Особенно удобные условия для этого сложились после того, как и в нашей стране перешли к политике деинституализации (отказу от детских домов с заменой их на систему приемных семей).
Сталкиваясь с объективными сложностями в воспитании приемных детей, особенно при создании мега-семей с большим количеством воспитанников (что поощрялось), приемные родители начали искать ответы на возникшие проблемы, в том числе в интернете, а им уже сложившееся лобби АТ услужливо подсовывает этот негодный товар.
Но если научная теория привязанности и базирующиеся на ней терапевтические подходы могут помочь в решении каких-то проблем, то лженаучные, по мере погружения в них, только усугубят их, а худшем случае могут привести к трагедиям.
Поэтому ситуация в нашей стране в этой сфере выглядит так, как если бы начали развивать атомную промышленность, и вместо законов физики за основу взяли бы какие-нибудь ньюэйджевские фантазии типа «квантового мистицизма». При полном равнодушии и оглушительном молчании настоящих ученых.
А ведь эта тема могла быть предметом интересных исследований в области социологии, антропологии и т.п.
Вот возможные вопросы для изучения, на мой взгляд:
В чем кардинальное отличие ложных и правильных представлений в этой области (несмотря на внешнее сходство в терминологии?
Почему такие ложные представления находят сильный отклик и широкое распространение среди людей?
Как их принятие влияет на отношения в семье, между родителями и детьми, в зависимости от возраста детей ?
И много др.
И в заключение, хотелось бы привести цитату из статьи известного православного священника в США Георгия Морелли, являющегося также лицензированным клиническим и семейным психотерапевтом и преподавателем психологии в университете (http://www.orthodoxytoday.org/articles6/MorelliOrthodoxPsychology.php):
"... Это не этично, небрежно, безнравственно, и греховно использовать ненаучные (псевдонаучные) психологические методы для лечения расстройств психики, образовательных целей, семьи и социального функционирования, священнического наставничества и других усилий в целях изменения поведения.
Только когда психологические методы основаны на науке, они могут считаться заслуживающими доверия, и в конечном счете полезными. Практики в области психического здоровья должны не отставать от научных исследований в данной области. Аналогично педагоги и родители должны знать методы, которые являются эффективными в отношении помощи семьями и детям. Духовенство также должно быть осведомлено".
*****
Кого заинтересует эта тема, см. например, эти ссылки:
На русск. яз. :
1. Проблема подробно рассмотрена в певеденной на русск. язык и изданной в России в 2019 г. известной книге проф. Джин Мерсер (одного из ведущих американских специалистов в области детской психологии и психологии развития):
Мерсер Джин. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2019. — 282 с

2. "Attachment Therapy": опасное шарлатантство в детской психотерапии идет в Россию.
https://yuliamass.livejournal.com/277512.html
3. Школа приемных родителей или... школа лженауки?
https://yuliamass.livejournal.com/242741.html
4. Документальный фильм журналистки Жанны Агалаковой о терапии привязанности, с интервью известных экспертов из США (показан в 2013 г. на Первом канале). https://www.1tv.ru/news/2013-03-03/69991-v_ssha_st...vosstanovleniya_privyazannosti
5. Кремнева Л.Ф., Козловская Г.В., Иванов М.В., Крылатова Т.А.
Опасные методы в детской психотерапии. Психическое здоровье. 2016. Т.14. № 5 (120). С. 29 – 35.
https://www.researchgate.net/profile/Michael_Ivano...ody-v-detskoj-psihoterapii.pdf
На англ.:
Серия недавних статей одного из ведущих американских специалистов в области детской психологии и психологии развития - проф. Джин Мерсер. Статьи опубликованы в известном блоге "Childmyths" , специально созданном Джин Мерсер для противодействия лженаучным направлениям ("мифам", "басням") в области детской психологии, психотерапии и т.п.
1. Attachment Therapy goes to Russia
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/attachment-therapy-goes-to-russia.html
2. More on Attachment Therapy in Russia
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/more-on-attachment-therapy-in-russia.html
3. Yet more on attachment Therapy in Russia
https://childmyths.blogspot.com/2020/05/yet-more-on-attachment-therapy-in-russia.html
4. The Fable of the Bears and the Holding Therapist (Long After Aesop). https://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html
5. Доклад ведущей американской организации по защите детей от жестокого обращения, в котором идеи и практики АТ еще в 2006 г. были отнесены к псевдонаучным, не имеющим доказанной эффективности и потенциально опасным. В составлении данного доклада участвовали 14 ведущих специалистов США в области научной детской психологии и психотерапии и защиты детства.
Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems
https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=237587
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf
6. Статья проф. Мерсер, посвященная псевдонаучным и потенциально опасным детским психотерапиям (включая АТ), которую издательство Спрингер предоставило в свободном доступе в виду общественной важности проблемы:
Mercer J. Evidence of Potentially Harmful Psychological Treatments for Children and Adolescents. Child Adolesc Soc Work J (2017) 34:107–125
https://link.springer.com/epdf/10.1007/s10560-016-...Xei9YeHkuoHpPeTgMdzWXZVi99E%3D