Русский живописец и график, мастер пейзажного, исторического, портретного и бытового жанров Пётр Александрович Суходольский родился 1 мая 1835 года в селе Владимирское Мосальского уезда Калужской губернии в дворянской семье. Его отец был отставным поручиком польского происхождения. Семья Суходольских имела большую усадьбу, в которой будущий художник рос с ещё шестью братьями и сестрами.
Склонность к живописи у Суходольского проявилась в раннем детстве. Родители всячески поощряли увлечение сына, видя его природную одарённость и удивительную целеустремлённость — заявив в возрасте 6 лет о своём желании стать художником, он никогда в дальнейшем не допускал и мысли о возможности занималься в жизни чем-либо другим.
В Дубках. 1862
Болото. 1863
Деревня Желны. 1864
Украинская деревня. 1865
Деревенский пейзаж. 1866
Ночной пейзаж. 1866
Пейзаж с луной. 1866
Море. Лунная ночь. 1873
Лунная ночь. 1879
Валуны на берегу залива. 1880-е
Гроза приближается. Овцы на берегу реки. 1880-е
Перед грозой. 1880-е
Пётр получил достойное домашнее образование, которое в дальнейшем продолжил в С-Петербургском университете, а затем и в С-Петербургской Академии художеств (1856–1864 гг., с перерывами) в классе пейзажной живописи М.Н. Воробьёва. Его педагогами также были известные русские пейзажисты Л.Ф. Лагорио и Г.Г. Чернецов. За пейзажи «Буря в Калужской губернии» (1859), «Зимнее утро» (1860) Суходольский получил Малую и Большую серебряные медали, а за картину «Вид с Петровского острова» — Малую золотую медаль. Его картины «В Дубках» (1862) и «Болото» (1863) приобрёл П.М. Третьяков.
Поздняя осень. 1880
Деревня на Украине. 1881
Летний вечер. За околицей. 1881
Рыболовные сети, сушащиеся на берегу. 1881
В деревне. 1882
Разговор на покосном лугу (Сколько барин отведет землицы на покос). 1882
Бабы. 1883
Оттепель. 1883
Троицын день. 1884
Деревня в горах. 1886
В последующие годы художник часто отдавал предпочтение в своём творчестве изображению пограничных состояний природы. На многих его полотнах удивительно точно запечатлены те краткие мгновенья, которые почти всегда предшествуют началу летнего ненастья: тревожная тишина, сменяющаяся порывами внезапно налетевшего ветра, гнущиеся верхушки деревьев, тяжёлые грозовые тучи, затянувшие голубое небо.
1863 год провёл за границей, жил в Берлине и Париже. В 1864 году за картину «Полдень в деревне. Деревня Желны (1864) Суходольский был удостоен Большой золотой медали и звание классного художника 1-й степени с правом пенсионерской поездки сроком на шесть лет. В 1865 году он получил разрешение Совета Академии художеств (в виде исключения) провести первые три года пенсионерства в России.
Берег моря.Трапеза рыбаков. 1887
Бой при Ташкисене. 1887
Сдача турецкой крепости русской армии. 1887?
Вечер под Ивана Купалу. 1887
Косари. Вечерний отдых. 1887
На рассвете. 1887
Озеро. 1888
Зимний пейзаж. 1889?
По пути домой. 1890
Утро. 1890
В 1870 году Суходольский поступил на земскую службу – избирался мировым посредником, занимал должности председателя уездной управы и губернского секретаря. О его творчестве в 1868-1878 годах в Калужской губернии мало данных, так как большинство его произведений этого времени утрачено.
С 1878 года Пётр Александрович жил и работал в Петербурге. За картину «Весенний разлив реки Оки» в 1878 году ему было присуждено звание академика. Кроме пейзажей он пишет и жанровые композиции. В 1882 году, в числе других художников, Пётр Александрович получил заказ от императора Александра III на серию картин о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Весенний пейзаж с закатом солнца. 1891
Вечер. 1891
Вечер. 1891
Вид на побережье Крыма. 1891
Жатва. 1891
Лесной пейзаж с ручьем. 1891
Распутица. 1891
Берег моря. 1892
Капри. 1892
В 1885 г. художник совершил совершил поездку в Болгарию, из которой привёз много набросков и эскизов. В 1888–1894 годах он, как иллюстратор, сотрудничал с журналами «Нива» и «Гусляр». В 1890-х годах Суходольский обратился к теме морского пейзажа, побывав в этой связи в Финляндии и Норвегии, где много и плодотворно работал.
Пётр Александрович Суходольский — участник многих престижных выставок. Он с успехом экспонировал свои работы на выставках в залах Императорской академии художеств, Общества выставок художественных произведений, Московского общества любителей художеств, Общества поощрения художников, Всемирных выставках в Париже, Вене, международных художественных выставках в Мюнхене, Берлине, Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.
Его многочисленные пейзажи, рождённые во время частых и продолжительных путешествий по любимой матушке России, являются яркими примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью. Пётр Александрович Суходольский был одним из любимых живописцев императора Александра III.
В деревне зимой. 1893
Волга. 1893
Деревня зимой. Закат. 1893
У лесной речки. Пейзаж со стадом. 1893
Речной пейзаж с коровами. 1894
Зимний путь. 1897
Берег моря. 1898
Северный берег зимой. 1898
Охота на медведя. II полов. XIX в.
Дошедшие до нас сведения о творчестве Суходольского достаточно скупы, ввиду утраты многочисленных архивов и работ художника в период революционных переворотов 1917 года, и во время Великой Отечественной войны. Известно лишь, что критики не очень баловали своим вниманием прижизненное творчество художника, считая его пейзажи красивыми, но излишне лубочными, отмечая при этом, что в жанре пасторального русского пейзажа живопись Суходольского отличается «лица необщим выражением», при тщательной проработке рисунка и композиции жанровых сцен.
Нарядные и праздничные произведения Петра Суходольского явились первыми ласточками в череде большого количества работ известных художников, отдававших заслуженную дань уважения поэтической ноте родного русского пейзажа.
Под конец жизни к пейзажной живописи Пётр Александрович охладел. Писал больше жанровые и батальные сцены.
Умер художник в 7 января 1903 года в Петербурге.
В старом парке
Весенний разлив реки Оки
Горный пейзаж
Деревенская речка
Деревья у озера. Закат
Дети у реки
Закат на море
Произведения Петра Суходольского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нижегородском государственном художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Донецком областном художественном музее и других.
Ответ на комментарий Евгений_Ленский #
Не знала о нем ранее. Художник бессеребреник: будучи в фаворе у Александра денег не нажил, а в семье было 8 детей.