...Там оглушительно звучат кимвалы!
Там страсть, любовь, безудержно, без сна!
Там новый день рождён рассветом алым!
И жизнь – прекрасна, и в душе – весна!!!
Надежда Сверчкова. Кимвалы
Cornelis van Poelenburgh (1594/95-1667) Nymphs and Satyr
Cornelis van Poelenburgh (1594/95-1667) Nymphs and Satyr (detail)
Jean-Simon Berthélemy (1743–1811) Reclining Bacchante рlaying the сymbals
Richard Westall (1765-1836) Emma Hamilton as a Bacchante
Василий Александрович Голике (1802-1848) Вакханка
Jean Désiré Gustave Courbet (1819-1877) La Bacchante
William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) The Youth of Bacchus
William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) The Youth of Bacchus (detail)
Émile Lévy (1826-1890) Death of Orpheus (detail)
Кимва́лы (греч. κύμβαλα, лат. cymbala, англ. cymbala, нем. Kymbala) — парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок.
Кимвал представляет собой небольшую (от 5 до 18 см.) бронзовую тарелку, посреди которой прикреплялся ремень (или шнурок) для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку.
Сказать наверняка, из какой страны или культуры до нас дошёл кимвал, нельзя, ведь даже происхождение самого слова можно отнести как к греческому, так и к латинскому языку.
Например, в древнегреческой культуре он чаще всего встречался в культах, посвящённых Кибеле и Дионису. Если присмотреться внимательно к вазам, фрескам и скульптурным композициям, то можно увидеть кимвалы в руках различных музыкантов или мифических существ, служащих Дионису.
Сохранились многие изображения (скульптуры, вазопись, фрески) с кимвалами в руках музыкантов и мифологических персонажей (сатиров, менад и др.), обслуживающих дионисийский культ. В Риме в связи с завоеваниями на Востоке получили распространение инструментальные ансамбли из ударных (обычно тимпана, кротал и кимвал) и духовых (обычно авлоса) инструментов как своего рода «восточная экзотика» для развлечения публики на улице и в таверне. Найденные археологами оригинальные образцы кимвал находятся в Британском музее, в Метрополитен-музее и в Национальном археологическом музее Неаполя.
Часто упоминали кимвалы в древнегреческих (Пиндар, Менандр, Ксенофонт и др.) и древнеримских (Проперций, Вергилий, Катулл и др.) литературных сочинениях. Упоминания кимвала можно встретить не только в мифах и легендах, но и в церковнославянских хвалебных псалмах. Из еврейской культуры пришли два вида кимвалов. Кастаньеты, которым отдаётся предпочтение в Латинской Америке, Испании и Южной Италии. Они представлены двумя раковинообразными металлическими пластинами и считаются малыми кимвалами, которые надеваются на третий и первый палец каждой руки. Кимвалы, надевающиеся на обе кисти полностью, являются большими. Любопытно, что с еврейского, кимвалы, переводятся как звенящие.
Кимвалы до наших пор используются как инструменты аккомпанирования, для создания шумового эффекта в храмах. Однако, всё большее распространение получают античные тарелочки. Они очень похожи друг на друга, но есть несколько чётких отличительных черт. Во-первых, в отличие от кимвалов, у тарелочек чистый и нежный, сравнительно высокий звон, чем-то схожий с переливчатым звоном хрусталя. Во-вторых, располагают их зачастую на специальных стойках, до пяти штук на каждой. Играют на них тонкой металлической палочкой.
Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) Bacchante
Mary Cassatt ( 1844-1926) Bacchante
Janet Kruskamp (1934-) Monkey with Cymbals
Vida Gabor (1937-1999) A musical family
Аркадий Острицкий (1948-) Ночь Исхода (деталь)
Jenny Armitage (1962-) Musical reflections
Юрий Викторович Николаев (1964-) Натюрморт с валторной