Я примеряю кружева,
Они ложатся мне на плечи...
Слегка шурша, в осенний вечер
Тихонько падает листва.
Я примеряю кружева…
Их свет чудесный душу лечит,
Как теплота сентябрьской встречи
И друга добрые слова.
Я примеряю кружева…
Переплелись у мастерицы
В узорах сказочные птицы
И приворотная трава.
Я примеряю кружева...
Из всех зеркал - глядит царевна.
Всё рукотворное волшебно -
Права народная молва...
Касаясь робко колдовства,
Дыша в немом благоговенье,
В мечтах познать секрет плетенья -
Я примеряю кружева...
Ольга Хазаринова
Follower of Robert Peake the elder (1551-1619) Portrait of a lady in a lace collar
Michiel Jansz. van Miereveld (1566-1641) Maria Eleonora van Brandenburg
Michiel Jansz. van Miereveld (1566-1641) Elizabeth Stuart, queen of Bohemia, the "Winter queen"
Michiel Jansz. van Miereveld (1566-1641) Portrait of a woman
Michiel Jansz. van Miereveld (1566-1641) George Villiers, Buckingham dükü
Michiel Jansz van Miereveld (1566-1641) Aegje Hasselaer, wife of Henrick Hooft
Frans Pourbus the уounger (1569-1622) Portrait du duc de Luynes 1er
Frans Pourbus the younger (1569-1622) Portrait of Eleonora de Gonzaga Mantua as a child
Paulus Moreelse (1571-1638) Portrait of a уoung lady
Paulus Moreelse (1571-1638) [attr.] Portrait de femme au large col de dentelles
Cristofano Allori (1577-1621) Portrait of Maria Magdalena of Austria
Cristofano Allori (1577-1621) Portrait of Maddalena
Claude Deruet (1588-1662) Portrait of Louis XIV as a child
Claude Deruet (1588-1662)[attr.] Henri de Rohan
Gerrit van Honthorst (1590-1656) Sir Thomas Aston?
Studio of Gerard van Honthorst (1592-1656) Portrait of Marie de Medici, queen of France
Cornelis Janssens van Ceulen (1593-1661) Portrait of Hester, lady Bowyer
Cornelis Janssens van Ceulen (1593-1661) Portrait of a lady
Cornelis Janssens van Ceulen (1593-1661) Portrait of a woman, possibly Elizabeth Boothby
Cornelis Janssens van Ceulen (1593-1661)[attr.] English queen 17th c.
Cornelius Janssens van Ceulen (1593-1661) Portrait of Edward Watson, 2nd baron Wentworth
Cornelius Janssens van Ceulen (1593-1661) William Cavendish, 3rd еarl of Devonshire?
Cornelius Johnson van Ceulen (1593-1661) Unknown lady
Gilbert Jackson (c.1595/1600-after1648) Portrait of a lady
Gilbert Jackson (c.1595/1600-after1648) Jane Lambart
Anthony Van Dyck (1599-1641) A triple portrait of Charles I
Anthony Van Dyck (1599-1641) Princess Mary, daughter of Charles I
English school, last quarter of XVI c. Portait of lady Mary Sidney
Unknown аrtist. Frances Marbury and her daughter. 1613
Unknown аrtist. Portrait of a young patrician lady from Gdańsk with a pearl headdress. 1625/1635
Johannes Cornelisz Verspronck (c. 1600/1603-1662) Portrait de jeune garçon
Peter Danckerts de Rij (1605-1661) Cecilia Renata, queen of Poland
Rembrandt Harmenszoon van Rijn (1606-1669) A man rising from his chair
Dirck van Santvoort (1610/1611-1680) Portrait of a man
Dirck van Santvoort (1610/1611-1680) Agatha Geelvinck
Michael Conrad Hirt (1613–1671) Anna Rosina Marquart
Pier Francesco Cittadini (1616-1681) Bildnis einer Dame in grünem Samtkleid
Pier Francesco Cittadini (1616-1681)
Pier Francesco Cittadini (1616-1681) [attr.] Portrait of a young lady
сircle of Pier Francesco Cittadini (1616-1681) Portrait of a lady in a silver dress
аfter Dirk Stoop (c.1618–1686) Portrait of Catherine of Braganza
Henri Gascar (1635-1701) Louise de Keroualle, duchess of Portsmouth
Giuseppe Ghislandi (1655-1743) Portrait of a gentleman
Jean Ranc (1674-1735) Portrait d'une grande dame
Alonso Miguel de Tovar (1678-1752) Retrato de doña Josefa Benavides, marquesa de Villen
Ecole du Nord du XVII s. Jeune femme en robe de dentelle
British school. Portrait of an unknown lady with lace сap and strings. 1697
Говорят, что «предками» кружев были рыбацкие сети. В технике изготовления того и другого есть много общего. Первые кружева имели несложный геометрический узор, часто с зубчатым краем, и просто пришивались по краю одежды. Считается, что искусство кружевоплетения зародилось в Италии в XV-XVI веке. Именно итальянским мастерам мы обязаны возникновением сложной техники переплетения нитей, рождающей самые невероятные узоры. Кстати, «настоящими» принято считать только два вида кружев — шитые иглой и сплетённые при помощи специальных приспособлений — коклюшек. В качестве материала использовали льняную нить, которая с развитием ремесла становилась все тоньше и тоньше. Позже, уже во Фландрии, где кружевоплетение достигло небывалых высот по красоте и сложности, нитки доверяли прясть молодым девушкам — только их чуткие руки могли уловить нужную толщину. Узор стремительно менялся от простых геометрических мотивов до сюжетных сцен. Техника становилась всё более мелкой, подробной и реалистичной. Но если Италия и Бельгия превратили простое ремесло в высокое искусство, то настоящую славу кружевам принесла Франция.
Итальянские кружева пришли во Францию вместе с династией Медичи в середине XVI века. Сначала нехитрая «ретичелла» («сеточка»), позже — плотные и вычурные гипюры, — всё это стремительно входило в моду и, несмотря на дороговизну, покупалось французской знатью в неимоверных количествах. Кружева были невероятно популярны — их с одинаковым удовольствием носили мужчины и женщины, кружевами украшали одежду, бельё, интерьеры и экипажи. При этом сама Франция не могла похвастаться собственным производством ажурной роскоши, и деньги рекой утекали за рубеж. Продолжалось это почти столетие. Но в середине XVII века было принято решение о развитии кружевного дела во Франции, когда министр Короля-Солнца Кольбер решил положить конец разорительным закупкам за границей. В конце концов французские кружевницы не только освоили заграничную технику и узоры, но и превзошли итальянских и фламандских мастериц, привнеся в кружева тонкость и изящество. А через некоторое время был издан королевский указ, запрещающий ношение кружев иностранного производства, — при дворе разрешалось появляться только во французских кружевах. Впрочем, к этому времени они составляли весьма достойную конкуренцию своим соседям.
Matthias de Visch (1701-1765) Empress Maria-Theresia (detail)
John Wollaston the уounger (1710-1775) Ann Gibbes, later mrs. Edward Thomas
Anna Rosina de Gasc (1713-1783) Portrait of a lady
Anna Rosina de Gasc (1713-1783) Prinzessin Anna Elisabeth Luise von Preußen
Anna Rosina de Gasc (1713-1783) Portrait of a lady
Allan Ramsay (1713-1784) The Artist's wife Margaret Lindsay of Evelick
Johann Georg Ziesenis (1716-1776) Portrait of сountess Marie Sophie Wilhelmine of Solms-Laubach
Johann Georg Ziesenis (1716-1776) Sophie Charlotte von Haus, geb. v. Bennigsen
Johann Georg Ziesenis (1716-1776) Elisabeth Augusta of Sulzbach
Anna Dorothea Therbusch (1721-1782) Therese of Brunswick-Wolfenbüttel
Joshua Reynolds (1723-1792) Portrait of mrs William Fortescue
Jean-Baptiste Greuze (1725-1805) Anne-Marie de Bricqueville de Laluserne, marquise de Bezons
Francois Hubert Drouais (1727-1775) Madame Jacques Benoit Loys
Alexis-Joseph Pérignon (1806-1882) Portrait of a woman
Alojzy Reichan (1807-1860) Portret młodej kobiety
Sophie Adlersparre (1808-1862) Josefina, drottning av Sverige och Norge prinsessa av Leuchtenberg
Алексей Васильевич Тыранов (1808-1859) Портрет неизвестной
Алексей Васильевич Тыранов (1808-1859) Портрет Елены Ивановны Тон
Johann Conrad Dorner (1809-1866) Портрет Елизаветы Степановны Жадимировской
Antoni Gómez i Cros (1809-1863) Retrato de dama con mantilla y abanico junto a un fanal de flores
Miklós Barabás (1810-1898) Баронесса Ката Радак
Miklós Barabás (1810-1898) Ilona Zichy
Richard Noble (c.1812-after1900) Elizabeth Solomon
George Peter Alexander Healy (1813-1894) Portrait of Sallie Ward
Традиционно кружево называлось в честь того места, где оно производилось. Так, например, город Тюль дал название лёгкой и прозрачной сетчатой ткани. Сейчас она широко используется для самых разных целей. Изобретение же тюля стало новым уровнем владения искусством благодаря ему кружевные изделия стали намного легче и изящнее, появилась возможность делать аппликации на невесомой основе. Плотный и «основательный» гипюр вынужден был потесниться. Первая «государственная мануфактура» была открыта в 1655 году недалеко от города Алансон. Именно здесь впоследствии родились одни из самых тонких и дорогих французских кружев. Алансонские кружева — классические шитые: по сетке с правильными шестигранными ячейками выполняется мелкий изящный растительный мотив. Для придания объёма узору по краю часто вшивался конский или даже человеческий волос. Кружева аржантан (также названы в честь города в Нормандии) имеют весьма похожий вид, однако здесь всё немного крупнее и шире ячейки и узор, а также нет традиционной для алансона тесьмы. Этот вид кружев был чрезвычайно популярен для украшения одежды в XVIII веке. В это же время в моду входят плетёные кружева валансьен — вобравшие в себя лучшие традиции фламандских и французских мастеров. Для них характерен все тот же растительный орнамент, без всякого рельефа, расположенный на сетке с круглыми ячейками. И фон, и узор плелись одновременно, что делало работу мастера более сложной. А вот кружева-блонды не имеют «географической привязки». Они выплетались из несученых шёлковых ниток белого или золотистого цвета, за что и получили свое название. Здесь плотный узор контрастирует с изящным тюлем. В XIX веке блонды приобрели невероятную популярность благодаря моде на белые свадебные платья. Впрочем, несмотря на название, блонды бывают еще и чёрные. И уж если говорить о чёрных кружевах, то обязательно нужно упомянуть знаменитые кружева шантильи. Кстати, их производили не только в одноимённом городе, но также в Байе, Кане и Пьюи. Эти кружева делались преимущественно из чёрного шёлка — изысканный цветочный орнамент располагался на тончайшем тюле. Сами французы говорят об этих кружевах: «Прикоснуться к кружевам шантильи — всё равно что прикоснуться к весеннему ветерку». Иногда эти кружева можно встретить в белом исполнении.
Кроме Франции производство кружев развито в таких странах, как Бельгия, Мальта, Россия, Турция и Италия.
Традиционное русское кружево отличается от фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления. На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку.
В России несколько действующих кружевных центров; самые известные — Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белёвский, Кадомский вениз. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах — Балахне и Киришах. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов — плетешков, насновок, паучков и полотнянок разных видов.
Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.
Nicaise de Keyser (1813-1887) Olga Nikolaevna of Wurtemberg
Jean-François Millet (1814-1875) Madame Lefran
Anton Hähnisch (1817–1897) Prinz Friedrich Wilhelm von Preußen, später Wilhelm II
Jean-François Portaels (1818-1895) Mme Féréole Fourcault née Emma Manilius
Anna Maria Elisabeth Lisinska Jerichau-Baumann (1819-1881) Selvportræt
Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862) Княгиня Елизавета Дмитриевна Барятинская
Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862) Портрет неизвестной
Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862) Портрет неизвестной в синем платье
Roberto Bompiani (1821-1908) Mrs. Butterfield
Josef Johann Zasche (1821-1881) Portrait of a уoung lady in dress weibem
Peter Michal Bohúň (1822–1879) Podobizeň Heleny Kubínyiovej
Иван Кузьмич Макаров (1822-1897) Портрет Анастасии Ушаковой
Иван Кузьмич Макаров (1822-1897) Портрет неизвестной (О.А. Строгановой?) (деталь)
Lilly Martin Spencer (1822-1902) We both muse fade
Michel Marie Charles Verlat (1824-1890) A beauty with roses
Николай Ефимович Рачков (1825-1895) Портрет мальчика
Adelaïde Salles-Wagner (1825-1890) Young woman with lace shawl
Ernst Lafite (1826-1885) Portrait of a Lady in a black dress with lace сollar
John Bagnold Burgess (1829-1897) Spanish woman
Auguste Toulmouche (1829-1890) Bonbon ne faisant rien
Михаил Васильевич Брянский (1830-1908) Портрет неизвестной
Edward Charles Barnes (1830-1882) A Spanish beauty
Ole Henrik Benedictus Olrik (1830-1890) Caroline Charlotte Suhr
John George Brown (1831-1913) The Flower girl
Александр Иванович Морозов (1835-1904) Женский портрет
William Frederick Yeames (1835-1918) Amy Robsart
John Haynes Williams (1836-1908) The Spanish fan
Edoardo Tofano (1838-1920) Portrait of the queen of Italy Elena of Montenegro
Константин Егорович Маковский (1839-1915) Графиня Вера Сергеевна Зубова
Николай Андреевич Кошелев (1840-1918) Портрет неизвестной
Émile Munier (1840-1895) Poupée préférée
William Blake Richmond (1842-1921) Queen Alexandra when Princess of Wales
Eugène de Blaas (1843-1931) La bella veneziana
James Wells Champney (1843-1903) Portrait of a child standing on a settee
Josе Villegas y Cordero (1844-1921) Retrato de joven con mantilla
Giovanni Boldini (1845-1931) Florence Chambres
Asta Nørregaard (1853-1933) Portrait of Marthine_Cappelen_Hjort, b. Kiær
Daniel Hernandez Morillo (1856-1932) Retrato de dama
Herbert Gustave Schmalz (1856–1935) Mrs. Alec Tweedie
Herbert Gustave Schmalz (1856-1935) A quiet corner of the garden
Vittorio Matteo Corcos (1859-1933) Portrait of Yole Biaggini Moschini
Edgard Maxence (1871-1954) Portrait d'enfance
Bernard Boutet de Monvel (1881-1949) Delfina рlaying the guitar
Bernard Boutet de Monvel (1881-1949) Portrait of lady Planket
Janet Kruskamp (1934-) Holly's Bears
Sue Halstenberg (1957-2017)
Sue Halstenberg (1957-2017)
Мария Курбатова (1969-)
Татьяна Ивановна Устьянцева (1971-) Девочка в кружевном чепце