• Авторизация


Кобыз в живописи 15-04-2022 16:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!




9 (700x529, 47Kb)



У многострунной арфы мира
затихли волны прошлых дней,
пришла пора и смолкла лира,
теперь кобыз мне всех милей:
О, струны скорби и смиренья
откроют мудрость. Путь иной
душе укажут к возрождению
для жизни вечной и благой!
Из клена стан его исполнен,
пером украшен дикой птицы,
Степными ветрами напоен
звенел он в гриве кобылицы.
Сосуд таинственный природы
вся песнь твоя - нектар долины,
что льется бархатистым медом
со жгучим привкусом полыни.

Тимур Бейсебекович Аканаев. Созвучие
0 (700x696, 442Kb)

Серик Буксиков. Портрет Раушан Оразбаевой
0 (700x567, 765Kb)

Вета
0 (700x464, 110Kb)

Вета. Казахский национальный натюрморт
0 (700x506, 123Kb)

Вета. Щедрая земля
0 (700x250, 194Kb)

Он собран странником печальным,
когда, вернувшись в край родимый,
в истоках милых, изначальных
услышал старец голос дивный...
Незримых струн напев старинный.
Но смерть пронзительным упреком
мотив крушила лебединый
волчицы воем недалеким.
Небесный край зияет близок -
страшит землянина истомой.
Поверил путиник в песнь кобыза-
она сильнее силы темной.
Давно его закончен век -
он спит под каменной плитою.
Но жив кобыз и он стерег
надгробья славой золотою.

Алтай Гаджиев. Коркыт ата, создатель кобыза
0 (509x700, 40Kb)

Талгат Даулбекович Досманов. Кобыз
0 (2) (542x700, 99Kb)

Виолетта Кнутова. Натюрморт с кобызом
0 (612x700, 114Kb)

Пери
0 (700x697, 123Kb)

О чем поет кобыз?- о том:
как рыбы по реке на нерест
плывут от моря в свой затон,
где камыша знакомый шелест
накроет их извечным сном.
Как мотылек, летящий к свету
сгорает в пламени свечи.
И как бедняк свою монету
отдаст последнюю в ночи....
Как гибнут сыновья,сражаясь,
как плачет горестная мать.
И как младенец, улыбаясь,
не хочет в люльке засыпать.....
Как травы тянутся к рассвету
чтобы засохнуть в полдень в зной...
Красу и скорбь про жизнь эту
и мне пропел кобыз степной.

Неизвестные художники

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (2) (700x457, 83Kb)

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (700x513, 67Kb)

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (525x700, 84Kb)

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (2) (544x698, 101Kb)2

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (662x514, 47Kb)

Он рассказал о танцах диких
в безумстве черного шамана
где в ритмах бубнов многоликих
играл и он среди обмана.
У колдуна, томясь в неволе,
где пробуждался род змеиный,
как тосковал о чистом поле,
и вторил крикам журавлиным.
Как и душа моя: полвека
полна забвения тумана,
Оставив ветры, степи, реки...
погрязла в "роскоши" обмана,
Надменных гордых городов
в песнях придуманных богов.
О, братец славного дудука,
ты все же временем хранимый,
еще в пути расскажешь внукам
про свет души, мечтою мнимой.
Увы, сторонника веселья,
ты соловья затмил собою.
Ты превращаешь сердце в келью,
давно не песней, а мольбою.


Ламинария Курильская. О чем поет кобыз...

Коркыт ата, создатель кобыза
7 (2) (554x700, 82Kb)

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (2) (700x530, 85Kb)

Коркыт ата, создатель кобыза
0 (589x700, 734Kb)

Асан Кайгы, поэт
0 (526x700, 177Kb)

Кобыз
0 (521x540, 54Kb)

Песенные инструменты
8 (492x560, 38Kb)

Кобы́з, также кыл-кобыз, нар-кобыз — старинный тюркский струнный смычковый инструмент.
Казахские шаманы с древних времён умели играть на кобызе, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.
Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Он не только является создателем этого музыкального инструмента, но и первым исполнителем, который донёс до людей секреты таинственной мелодии. Обычный человек не только не должен был играть на нём, ему даже запрещалось касаться инструмента. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов, применявших его для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау .
Шаманы считали кобыз посредником между миром людей и богами. Они привязывали к головке инструмента металлические и каменные подвески, перья совы, внутрь корпуса устанавливали зеркало. Проводя свои загадочные ритуалы в полутемной юрте, они выкрикивали заклинания, заставляя простых людей подчиняться «высшей» воле.
Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку и большую плоскую головку. Корпус обычно изготавливается из ореха, берёзы, сосны, можжевельника. Состоит из выдолбленного двойного полушара, к которому сверху крепится ручка, а снизу - подставка. Часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи. Две струны свиваются из накрученного конского волоса. Общая длина инструмента составляет 60-73 см.
С древности инструмент полностью изготавливался из цельного куска дерева. В куске клёна, сосны или берёзы выдалбливали полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.
Верхней доски инструмент не имел. Для игры на нём применяется смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 см.
В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавили ещё две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на кобызе не только этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.
Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на кобызе, который чуть не утратил свое национальное и историческое значение.
Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.


Источник:https://muzinstru.ru/strunnye/kobyz
Википедия

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
TimOlya 15-04-2022-16:36 удалить
Добрый вечер,Леночка !От всей души благодарю за интересный пост!Родилась и выросла в Алма-Ате и не знала как называется этот инструмент....
Желаю тебе всего доброго и светлого,крепкого здравия тебе и твоим близким!
Спасибо Леночка. Интересный пост. И музыка интересная.
Elena_ARVIK 15-04-2022-17:32 удалить
Теперь много знаю про кобыз. Спасибо, Лена.
oxymoron999 15-04-2022-19:19 удалить
Какой инструмент интересный!....
Natalya_Lyutsko 15-04-2022-20:35 удалить
Спасибо, Лена, за рассказ о кобызе. Особенная музыка, магическая.
Молодец! Опять нашла чудесный инструмент. Голос у него будто человеческий.
ЛГП 18-04-2022-19:05 удалить
Спасибо, инструмент интересный!


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кобыз в живописи | elinor_051 - Дневник elinor_051 | Лента друзей elinor_051 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»