У многострунной арфы мира
затихли волны прошлых дней,
пришла пора и смолкла лира,
теперь кобыз мне всех милей:
О, струны скорби и смиренья
откроют мудрость. Путь иной
душе укажут к возрождению
для жизни вечной и благой!
Из клена стан его исполнен,
пером украшен дикой птицы,
Степными ветрами напоен
звенел он в гриве кобылицы.
Сосуд таинственный природы
вся песнь твоя - нектар долины,
что льется бархатистым медом
со жгучим привкусом полыни.
Тимур Бейсебекович Аканаев. Созвучие
Серик Буксиков. Портрет Раушан Оразбаевой
Вета
Вета. Казахский национальный натюрморт
Вета. Щедрая земля
Он собран странником печальным,
когда, вернувшись в край родимый,
в истоках милых, изначальных
услышал старец голос дивный...
Незримых струн напев старинный.
Но смерть пронзительным упреком
мотив крушила лебединый
волчицы воем недалеким.
Небесный край зияет близок -
страшит землянина истомой.
Поверил путиник в песнь кобыза-
она сильнее силы темной.
Давно его закончен век -
он спит под каменной плитою.
Но жив кобыз и он стерег
надгробья славой золотою.
Алтай Гаджиев. Коркыт ата, создатель кобыза
Талгат Даулбекович Досманов. Кобыз
Виолетта Кнутова. Натюрморт с кобызом
Пери
О чем поет кобыз?- о том:
как рыбы по реке на нерест
плывут от моря в свой затон,
где камыша знакомый шелест
накроет их извечным сном.
Как мотылек, летящий к свету
сгорает в пламени свечи.
И как бедняк свою монету
отдаст последнюю в ночи....
Как гибнут сыновья,сражаясь,
как плачет горестная мать.
И как младенец, улыбаясь,
не хочет в люльке засыпать.....
Как травы тянутся к рассвету
чтобы засохнуть в полдень в зной...
Красу и скорбь про жизнь эту
и мне пропел кобыз степной.
Неизвестные художники
Коркыт ата, создатель кобыза
Коркыт ата, создатель кобыза
Коркыт ата, создатель кобыза
Коркыт ата, создатель кобыза 2
Коркыт ата, создатель кобыза
Он рассказал о танцах диких
в безумстве черного шамана
где в ритмах бубнов многоликих
играл и он среди обмана.
У колдуна, томясь в неволе,
где пробуждался род змеиный,
как тосковал о чистом поле,
и вторил крикам журавлиным.
Как и душа моя: полвека
полна забвения тумана,
Оставив ветры, степи, реки...
погрязла в "роскоши" обмана,
Надменных гордых городов
в песнях придуманных богов.
О, братец славного дудука,
ты все же временем хранимый,
еще в пути расскажешь внукам
про свет души, мечтою мнимой.
Увы, сторонника веселья,
ты соловья затмил собою.
Ты превращаешь сердце в келью,
давно не песней, а мольбою.
Ламинария Курильская. О чем поет кобыз...
Коркыт ата, создатель кобыза
Коркыт ата, создатель кобыза
Коркыт ата, создатель кобыза
Асан Кайгы, поэт
Кобыз
Песенные инструменты
Кобы́з, также кыл-кобыз, нар-кобыз — старинный тюркский струнный смычковый инструмент.
Казахские шаманы с древних времён умели играть на кобызе, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.
Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Он не только является создателем этого музыкального инструмента, но и первым исполнителем, который донёс до людей секреты таинственной мелодии. Обычный человек не только не должен был играть на нём, ему даже запрещалось касаться инструмента. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов, применявших его для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау .
Шаманы считали кобыз посредником между миром людей и богами. Они привязывали к головке инструмента металлические и каменные подвески, перья совы, внутрь корпуса устанавливали зеркало. Проводя свои загадочные ритуалы в полутемной юрте, они выкрикивали заклинания, заставляя простых людей подчиняться «высшей» воле.
Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку и большую плоскую головку. Корпус обычно изготавливается из ореха, берёзы, сосны, можжевельника. Состоит из выдолбленного двойного полушара, к которому сверху крепится ручка, а снизу - подставка. Часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи. Две струны свиваются из накрученного конского волоса. Общая длина инструмента составляет 60-73 см.
С древности инструмент полностью изготавливался из цельного куска дерева. В куске клёна, сосны или берёзы выдалбливали полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.
Верхней доски инструмент не имел. Для игры на нём применяется смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 см.
В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавили ещё две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на кобызе не только этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.
Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на кобызе, который чуть не утратил свое национальное и историческое значение.
Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.
Добрый вечер,Леночка !От всей души благодарю за интересный пост!Родилась и выросла в Алма-Ате и не знала как называется этот инструмент....
Желаю тебе всего доброго и светлого,крепкого здравия тебе и твоим близким!