Михаил Александрович Алисов принадлежал к дворянскому роду, берущему своё начало в 1621 году от предка старооскольских дворян Алисовых – Петра Васильевича, современника царя Василия Шуйского и занесённому во вторую часть родословной книги дворян Курской губернии 1638 года (роды военного дворянства).
Миша Алисов родился в Харькове в 1859 году. Начальное художественное образование получил в родном городе у одной из первых дипломированных женщин-художников Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой. Алисов хотел продолжить свой путь как художник, однако у отца были на сына свои планы. Он хотел продвинуть его на военном поприще, потому что не престижно было мужчине с дворянским титулом заниматься творчеством. В 1885 г. Михаил даже поступал во Владикавказскую военную прогимназию, но выдержал экзамен только через год, т.к. с первого раза не сдал экзамен по истории.
Яхта в море. Последняя четверть XIX в.
Море. 2-я половина XIX в.
Море перед грозой. 1889
Прибой. Конец 1880 – начало 1890х
Шторм у мыса Фиолент. Начало 1890-х
Алупка. 1890-е
Морской пейзаж. 1890-е
На берегу. 1890-е
На рассвете. 1890-е
После исполнения воинской повинности и учёбы в военной прогимназии Михаил не оставил мечту быть художником и поступил в августе 1887 года в Императорскую Академию художеств в класс к Юлию Юльевичу Клеверу. Как следует из переписки с Ялтинским историко-литературным музеем, в Академию художеств племянника привез его дядя, Григорий Петрович Данилевский – историк, тайный советник, автор известных романов «Сожжённая Москва», «Княжна Тараканова» и др.
Окончанив в 1889 году учебу в Академии, Михаил уехал в Крым, где работал под руководством Ивана Константиновича Айвазовского в его мастерской в Феодосии.
По словам внуков художника, их дед и его знаменитый учитель не ладили. Ведь Айвазовский сумел выйти в люди, хотя происходил из низов, Алисов же – из дворян. По-видимому, это часто вызывало разногласия.
Шлюпка в море вблизи побережья с маяком. 1892
Буря на море. 1894
Вечерняя рыбалка. 1894
Ночь на море. 1894
Прибой. 1894
Вид на гору Аю-Даг. 1895
Лунная дорожка. 1895
О семейной жизни Михаила Александровича известно немного. Он был женат дважды. Второй раз женился в возрасте примерно 40 лет. Жена Екатерина происходила из греческой диаспоры и была почти на 20 лет моложе супруга. Внучка Варвара так описывала бабушку: «Она была красивая жгучая брюнетка. Был её портрет под вуалью. Но где он сейчас, не известно».
Отец остался недоволен выбором сына, так как невестка была не под стать их социальному положению, и лишил Михаила дворянских привилегий.
У Михаила и Екатерины было трое детей. Два мальчика и девочка, тоже Варвара, как и мать художника.
Морской пейзаж. 1896
Морской прибой. 1896
Ялта. Вид на собор Иоанна Златоуста. 1896
Крымский морской пейзаж. 1897
Лунная ночь на море. 1897
Вечер в Коктебельской бухте. Конец XIX в.
Бригантина в море. Конец XIX - начало ХХ вв.
На первых порах творческая судьба Михаила Алисова складывалась весьма удачно. Работы художника украшали многие ялтинские дома. Известно, что было три персональные выставки художника. В 1900 году, уже после смерти Айвазовского, состоялась первая большая персональная выставка Алисова из 132 работ в Харькове. Потом там же последовали ещё две выставки: в 1902 и 1903 годах. Кроме них, в 1900 году Алисов выставлялся в Астрахани, в 1910 — в Екатеринославе. На этом выставки и закончились.
В 1912 году Ялтинское общество садоводов заказало у Алисова несколько картин, которые позднее вошли в серию открыток «Флора Крыма». В 1914 году Михаил Александрович стал одним из членов-учредителей художественного кружка в Ялте. Сотрудничал он и с Товариществом южнорусских художников в Одессе, а в 1913-1914 годах участвовал в выставках Севастопольского художественного кружка «Среда».
В море. І четверть ХХ в.
Крымский берег. 1900
Лодка на берегу. 1900-е
Морской берег. 1900-е
Морской пейзаж. 1900-е
У берега моря. 1900-е
Революция не пощадила художника, сказались дворянские корни. Дальше – хуже. Во время Первой мировой войны, когда происходила эвакуация произведений из художественного музея Ялты, в вагон, перевозивший полотна Алисова, попал снаряд. Почти всё самое ценное было уничтожено. Это было ударом для художника и наложило отпечаток на его карьеру.
Тучи. 1903
На морском побережье. 1904
Прибой в Стрелецкой бухте Севастополя. 1905
Крым. Мыс Фиолент 1909
Морской пейзаж. 1900-1910-е
Берег моря. 1910
Крым. Скалы у моря. 1910
Творческий и жизненный путь художника закончились в нищете. С 1917 года пополнение коллекций, вообще культура и традиции меценатства отошли на второй план, да и дворянское происхождение никому не играло на руку. Чтобы хоть как-то прожить, художник даже писал маленькие пейзажи на гальке и продавал их.
Рассвет на море. 1912
Крым. Мыс Фиолент. 1910-е
Вид на Мисхор. 1910-1915
Ялта. 1915
Море. Ялта. 1916
Морской пейзаж. Фрагмент. 1910-1920-е
Тарханкутский полуостров. Крым. 1910-1920-е
Прибой. Крым. 1920
Большую часть жизни Михаил Александрович с семьей прожил в Ялте на улице Аутской, там же и скончался. По данным державного архива Крыма, Михаил Александрович умер в Ялте от миокардита в 1933 году, хотя внуки считают в 1937.
Художник не оставил ни воспоминаний, ни писем о своей жизни, а большая часть его работ была утрачена. У потомков не сохранилось ничего от знаменитого деда, кроме фотографии 1903 года. Жили бедно и нужно было на что-то содержать большую семью. Потому картины Михаила Алисова продавали, в том числе в Москву.
Ласточкино гнездо. 1927
Два капитана в открытом море. 1929
Рассвет на море. 1932
На долгие годы художник был забыт. Лишь в 2009 году были проведены две выставки работ внука Алисова Владимира Владимировича, на них также были представлены работы его деда Михаила Александровича в виде фоторепродукций (из открытых интернет-источников).
Результаты исследования Ларисы Александровны Пятко – старшего преподавателя кафедры индустрии моды и художественных технологий ИПТД – филиала ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» и её учениц Е. Петрухиной и М. Рудинской о творчестве Алисова были представлены в 2010 году на Всероссийском конкурсе исследовательских работ им. В. И. Вернадского в Москве. Благодаря исследованию, удалось восстановить много фактов из жизни Михаила Алисова, найти его работы и оформить всё в большой каталог. В 2017 году этой информацией заинтересовались московские искусствоведы, занимающиеся биографией Михаила Александровича Алисова. Так, на открытии выставки Алисова в «Центре искусств. Москва» в октябре 2017 года широкой публике впервые стали известны ранее не опубликованные факты жизненного пути художника-мариниста.
Ответ на комментарий Юрий-Киев #
И для меня это имя стало открытием. Случайно увидела его картину и сразу заинтересовалась.
А ёлка чудо как хороша в снежном уборе.