Евгений Эдуардович Дюккер родился 29 января 1841 года в Аренсбурге (остров Эзель Эстляндской губернии; ныне о. Сааремаа, Эстония), Российской империи в дворянской семье балтийских немцев. Детство и юношество провёл на своей малой родине. Увлечение рисованием пришло в раннем возрасте. Детские и юношеские впечатления от жизни на острове были столь велики, что сопровождали художника в течение всей его творческой жизни.
Остров Эзель (Сааремаа). 1860
Дубовый лес в окрестностях Ревеля. 1862
Пейзаж с эстонской фермой в день летнего солнцестояния. 1862
Морской берег (Остров Рюген). 1865
Полдень в лесу. 1866
Ненастье в сельской местности. 1868
Приближение грозы. 1869
Рюгенский пейзаж. 1869
Первоначальное художественное образование будущий художник получил под руководством Фридриха Штерна - учителя рисования в Высшей губернской школе Аренсбурга. В 1858 году он занимался в скульптурной мастерской профессора Давида Ивановича Иенсена в Петербурге. В том же году поступил в Императорскую Академию художеств в класс Максима Никифоровича Воробьёва, замечательного русского живописца и наставника целого поколения русских пейзажистов. Профессор сразу обратил внимание на природное дарование своего нового ученика. Уделяя ему много внимания, Максим Никифорович выделял его среди остальных. Немаловажную роль в этом играло и большое трудолюбие Евгения Дюккера, с детства привыкшего каждое дело доводить до конца.
На берегу Балтийского моря. 1872
Без названия. 1873
Пляжный пейзаж. 1873
Берег моря. 1875
Жена рыбака на берегу. 1875
На пляже (истекает рыбацкая лодка ...). 1877
Закат на море. 1878
Валуны. 1880
На Рюгене. 1885
В 1859 году, в первый же год обучения в Академии, Дюккер получает получает свои первые награды — две малые серебряные медали за этюды, а в 1860 году большую серебряную медаль. В 1861 году художник удостаивается новой медали, на этот раз малой, но зато золотого достоинства. В 1862 году за дипломную работу «Дубовый лес в окрестностях Ревеля» Совет Императорской Академии награждает Дюккера большой золотой медалью и удостаивает звания классного художника 1-й степени. Большая золотая медаль Императорской Академии многое значила в те годы в судьбе её обладателей художников, ибо предоставляла право на пенсионерство за границей Российской империи с целью совершенствования мастерства, но за счёт средств Академии. Получил такое право и Евгений Дюккер сроком на 6 лет.
Закат на море. 1887
На Балтийском побережье. 1887
Берег Тискре. 1890
Утренний туман в порту Санкт-Петербурга. 1890
Балтийское море во Фленсбурге. 1893
Лесная поляна(?). 1893
Парусные суда Анланденде. 1893
Рыбак в лодке. 1894
Ожидание возвращения рыбаков. 1896
Он путешествует по Европе с 1863 по 1869 годы, посещает многие страны. Наслаждаясь увиденным и жадно вбирая в себя новые впечатления, много работает, посещает ведущие европейские музеи. К этому времени относится его знакомство с выдающимся русским художником-маринистом, мастером русской батальной марины, внуком писателя А. Н. Радищева, Алексеем Петровичем Боголюбовым. Работы Евгения Дюккера «Жатва в Дюссельдорфе» и «Вечер на Балтийском море», написанные в 1867 году, были приобретены Боголюбовым и впоследствии поступили в Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева из его коллекции.
В 1868 году за присланные в Совет Императорской Академии Художеств картины «Поле после жатвы», «Болото на острове Рюгене», «Морской берег» Евгений Эдуардович был удостоен звания академика.
Причал. 1897
Ловля рыбы во время отлива. 1899
Рыбацкий поселок на море. Конец ХIХ в.
Возращение рыбака. Начало ХХ в.
Берег Балтийского моря. 1900-е
Берег моря. 1900
Рыбалка на рассвете. 1900
Восход луны. 1904
Пейзаж с прудом. 1904
Прилив. 1904
В 1869 году Дюккер переезжает на жительство в Дюссельдорф, где в 1872 году занимает место преподавателя пейзажной живописи в Дюссельдорфской академии художеств (вместо Освальда Ахенбаха) и занимается преподавательской деятельностью в течение 44 лет.
Постоянно находясь в Европе, часть своих картин он отсылает на академические выставки в Петербург. Большая же часть картин раскупалась западноевропейскими частными коллекционерами и музеями. Именно поэтому работы художника часто «всплывают» в каталогах современных аукционов Русского искусства, торги по которым регулярно в последние годы проводят ведущие аукционные дома.
Художник очень любил писать на пленэре. Он неоднократно выезжал «на этюды» в различные страны Европы — Бельгию, Францию, Голландию и в Италию, однако больше всего любил писать суровую природу северной Германии. Большинство его работ показывают морские виды, сделанные со стороны побережья. Позднее писал также пейзажи горные и полевые. В 1873 году Евгению Эдуардовичу Дюккеру Советом Петербургской Императорской академии художеств «за отличные познания в пейзажной живописи» было присвоено высокое и очень престижное в те годы звание профессора пейзажной живописи, дававшее право вести преподавательскую деятельность.
Закат на Балтийском море. 1908
Прибрежный пейзаж с рыбацкими лодками. 1908
Заслуженный отдых. 1909
Береговая линия с заходящим солнцем. 1911
Раннее утро. 1911
На Балтийском причале. 1913
Берег Балтийского моря. 1914
Каменистый берег. 1916
Произведения Дюккера пользовались широкой известностью в Европе и России, расходились по частным коллекциям и музеям, преимущественно русским и немецким, иногда прямо с мольберта. Среди покупателей его картин были и члены императорской фамилии. В 1874 году Полотно Дюккера «Рыбаки крабов на балтийском побережье» было приобретено президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Алексеевичем.
Художник с большим успехом экспонировал свои работы на многочисленных выставках того времени. Он был участником академических выставок в С.-Петербурге начиная с 1861 года, Общества выставок художественных произведений в 1872 году, Общества русских акварелистов в 1912-1914 годах, Всемирных выставок в Париже 1867 года, в Лондоне 1872 года, в Вене 1873 года,в Берлине 1886 года. Полотно «Вид на острове Рюген», которое украшало русский отдел на Берлинской выставке в 1866 году, получило высшую награду — большую золотую медаль. Участвовал Дюккер и выставках, организованных Товариществом Передвижных художественных выставок в период 1872-1874 годов.
Автопортет
Балтийский пейзаж
Березовый лес
Большой лес
Вечер на Балтийском море
Вечерний вид на море
Вид Каролинензиля
Восход луны, лунная рыбалка
Голландский пейзаж
Закат
Евгений Эдуардович был почётным членом Академий художеств в Берлине и Стокгольме, членом общества акварелистов в Вене и Брюсселе. Помимо живописи занимался офортом. Среди учеников Дюкера следует упомянуть таких мастеров, как Оскар Гофман (1851-1912) — российский художник-реалист, рисовальщик, гравёр; Макс Кларенбах (1880-1952) — немецкий художник, один из организаторов дюссельдорфского объединения Зондербунд; Георг Макко (1863-1933) — немецкий художник и иллюстратор-экспрессионист; Фриц Овербек (1869-1909) — известный немецкий художник; Генрих Петерсен-Ангельн (1850-1906) — известный немецкий художник-маринист; Отто Зернер (1857-1909) — немецкий художник-импрессионист и пейзажист; Отто Штрютцель (1855-1930) — известный немецкий художник-пейзажист, анималист, график и иллюстратор; Карл Вутке (1849-1927) — известный немецкий живописец; Юлий Феддерс (1838-1909) — российский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.
В последние два десятилетия жизни художника его связь с родиной заметно ослабевает, но в России остаются его картины, украшающие экспозиции многих отечественных музеев.
Лесная дорога
Летний березовый лес
Летний пейзаж
Ловцы креветок
Лодки в лунном свете
Мемель, Литва
Морской берег
На молу
На побережье Балтийского моря
Отлив на пляже
6 декабря 1916 года в возрасте 75 лет, Евгений Эдуардович Дюккер скончался в Дюссельдорфе, где и был похоронен.
Творчество Евгения Эдуардовича Дюккера в наши дни представлено во многих музейных собраниях России и Европы, среди них Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей РАХ, Эстонский художественный музей в Таллине, Берлинская национальная галерея, Кунстхалле в Дюссельдорфе и др.
Ответ на комментарий Natalya_Lyutsko #
На его полотнах мир гармоничен. Человек еще не насилует природу, он берет у неё не больше, чем необходимо.
Уютного воскресенья, Наташа.