Rogier van der Weyden (1399/1400 - 1464) Portrait of Isabella of Portugal
Rogier van der Weyden (1399/1400 - 1464) Portrait of a woman
Jean Fouquet (c.1420–1481) Agnès Sorel
Goswijn van der Weyden (1465-1538) Portrait of a woman
Flemish painter, mid 15th c. A portrait of Isabella of Portugal, duchess of Burgundy
Anonymous (Venetian school), 18th c. Рortrait veiled lady
Henry Robert Morland (с.1716-1797) A Lady in a masquerade habit
Alexander Roslin (1718–1793) The Lady with the veil (the Artist's wife)
Maria Anna Angelika Kauffman (1741-1807) Vestal virgin
Charles Robert Leslie (1794-1859) Olivia raising her veil
Sarah Miriam Peale (1800-1885) Veil of mystery
Emily Eastman (1804-c.1841) Woman in veil
Joseph Haier (1816-1891)
József Borsos (1821-1883) The Widow
George Elgar Hicks(1824-1914) Прогулка
Adolphe William Bouguereau (1825-1905) Тthe Veil
Юрий Яковлевич Леман (1834-1901) Дама под вуалью
Jacques-Joseph Tissot (1836–1902) Waiting for the Ferry
Алексей Алексеевич Харламов (1840-1925) Девочка с вуалью
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Madame Darras as an horsewoman 2
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Young woman with a veil
Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) Fille sous le voile
Federico Zandomeneghi (1841-1917) Lady with a hat
Giovanni Boldini (1842-1931) La femme au chapeau noir
Mary Cassatt (1844-1926) Woman аrranging her veil
Edouard Frederic Wilhelm Richter (1844-1913) The Winter bride
Илья Ефимович Репин (1844-1930) Портрет баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт
Giuseppe de Nittis (1846-1884) Che freddo!
Jean Béraud (1848-1935) Lady with emerald
Jean Béraud (1848-1935) Portrait of a уoung рarisian
Jean Béraud (1848-1935) Après l'Office à l'Eglise de la Ste-Trinité
Friedrich August von Kaulbach (1850–1920) Bildnis einer jungen Frau in Schwarz
Jean-Louis Forain (1852-1931) Head of a woman with a veil
Louise Abbema (1853-1927) April morning, рlace de la Concorde
Louise Abbema (1853-1927) L'Elégante (detail)
Fernand de Launay (1855-1904) Lady with flowers
Fernand de Launay (1855-1904) Elégante à la voilette
Tom Roberts (1856–1931) Portrait of Florence
Tom Roberts (1856–1931) Eileen
Saint George Hare (1857-1933) Alda Weston lady Hoare, in a white hat
Joseph Rodefer de Camp (1858-1923) The Blue veil
Joseph Rodefer de Camp (1858-1923) The Pink feather
Samuel Melton Fisher (1859-1939) The Black veil
Emil Christian Rosenstand (1859-1932) Afternoon
Ignacio Salvador Díaz Ruiz de Olano (1860–1937) Portrait of Berthe Morisot with Veil
Ignacio Salvador Díaz Ruiz de Olano (1860–1937) Italian model with hat and veil
Anders Leonard Zorn (1860-1920) In Mourning
Anders Leonard Zorn (1860-1920) La signora Hulda Haeggström
Louis Anquetin (1861–1932) Woman on the Champs-Elysees by night
Louis Anquetin (1861-1932) The woman in blue
Jacques Emile Blanche (1861-1942) Femme a la voilette
Gustav Klimt (1862-1918) Girl with blue veil
Adolfo Felice Müller-Ury (1862-1947) Portrait of a dark-haired beauty in a white veil
Edmund Charles Tarbell (1862-1938) The Blue veil
Alf Wallander (1862-1914) I Sorg
Émile Friant (1863-1932)
Louis Remy Sabattier (1863-1935) Conversations
Louis Remy Sabattier (1863-1935) On the boulevard des Champs Elysées
William McGregor Paxton (1869-1941) Portrait of Charlotte Morgan
Константин Андреевич Сомов (1869-1939) Дама в вуали (Манон Леско)
Константин Андреевич Сомов (1869-1939) Портрет дамы
Robert Hope (1869-1936) Retrato de uma senhora com uma automobilismo véu
Fernand Toussaint (1873-1956) Woman in grey
Glauco Cambon (1875-1930) El velo azul
Paula Modersohn Becker (1876-1907) Self-portrait with hat and veil
Jean-Gabriel Domergue (1889-1962) Woman in black in Venice
Walter Sauer (1889-1927) Femme voilée
Charles Gates Sheldon (1889-1960)
Pal Fried (1893-1976)
Herbert James Gunn (1893-1964) Pauline waiting
Vittorio Gussoni (1893-1968)
Martin Mendgen (1893-1970) Dame en deuil
John Bradshaw Crandell (1896 -1966)
Tamara de Lempicka (1898-1980) La couronne de fleurs II
Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) A.G. TYSHLER - Портрет Лили Брик
Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) Портрет Анастасии Тышлер
François-Emile Barraud (1899-1934) Madame B.
Macena Alberta Barton (1901-1986) Self-рortrait
Francis John Clarence Westenra Plantagenet Hastings (1901-1990)
John Frederick Lloyd Strevens (1902-1990)
John Frederick Lloyd Strevens (1902-1990)
Валентина Петровна Маркова (1904-1941/1942) Портрет матери художницы в вуали
Robert George Harris (1911-2007)
Bernard Peltriaux (1921-1999) Elegante au voile
Huang Zhong Yang (1949-) Вуаль
Ken Hamilton (1956-) The Veil
Karol Bak (1961-)
Валерий Беленикин (1961-)
Фатима Томаева -Габеллини (1967-)
Виктория Стоянова (1968-)
Rachel Deacon (1969-) The Fortune teller
Владимир Мухин (1971-)
Константин Разумов (1974-)
Sally Lancaster (1975-) Veiled
Андрей Маркин (1976-) Женщина в чёрной вуали
Слава Фокк (1976-)
Полина Лучанова (1977-)
Francesca Strino (1979-)
Francesca Strino (1979-)
Екатерина Александровна Лутохина (1982-) Портрет девушки в вуали
Анна Сергеевна Сурган (1985-) Дама с вуалью
Anna Rita Angiolelli. Portrait femme
Екатерина Смирнова. Девушка в вуале
Dita Omuri.
Вуаль (от фр. voile - покрывало, завеса) – один из самых интересных и стильных женских аксессуаров. Это головной убор, частично или полностью закрывающий лицо. Обычно вуаль выполняется из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки.
Её история уходит в далёкое прошлое. Первые упоминания об обязанности или о праве носить на голове накидки, закрывающие лицо, встречаются уже в ассирийских законах более чем трехтысячелетней давности. Покрывало служило знаком отличия уважаемых и высокопоставленных ассирийских женщин. Похожий смысл кусок ткани, скрывающий женщину от посторонних глаз, имел и в Древней Греции – это была калиптра. Её носили женщины в классический период, а вероятнее всего, и раньше. Да и в эпоху эллинизма считалось в порядке вещей, если гречанка закрывает на людях лицо и волосы. Римлянки должны были держать скрытыми от посторонних глаз свой дом и свои волосы – так проявлялось уважение к мужу как к главе семьи. Незамужние девушки голову не покрывали.
Монотеистические религии внесли в обычаи, связанные с одеждой, еще большую императивность: в иудаизме и христианстве, как и у зороастрийцев, ношение женщинами чадры воспринималось как символ скромности и благочестия. А позже эту традицию переняли и мусульмане. В период османского владычества правила насчет того, что женщины должны носить одежду, скрывающую все тело, волосы и лицо, стали особенно строгими. В средневековой Европе волосы покрывали чадрой, потом носили чепцы и капюшоны. А вот начиная с XV века покрывало-вуаль становится уже скорее модным аксессуаром, чем обязательным к ношению элементом гардероба приличной христианки. Очень популярны вуали были при бургундском дворе – женщины прикрепляли их на эннен – конусообразный головной убор. В период барокко и тем более рококо, лица не скрывали, а потому вуали носили редко.
Конец XIX века стал временем триумфального возвращения вуалей в женский гардероб горожанок. Носили их много – обычно в виде прикреплённого к шляпке небольшого фрагмента сетчатой ткани – на всё лицо или на пол-лица. С началом Первой мировой войны этим веяниям пришел конец. Снова вуали обрели популярность в шестидесятые годы, став на некоторое время настоящим писком моды.
Вуаль по-прежнему не сдает позиций в свадебной моде – это традиционное украшение сначала древнеримской, а потом христианской невесты остается актуальным и в новейшие времена. Веками в Европе носили чёрные траурные вуали во время похорон и в первый период после них. А кружевные накидки и сейчас положено надевать в некоторых католических храмах, как в прежние времена. Вуали часто украшают шляпки тех аристократок, что принимают участие в торжественных мероприятиях высокого уровня, например, на скачках в Аскоте, где без головного убора нельзя появиться ни даме, ни джентльмену.
Первые вуали были довольно плотными («густая вуаль») и длинными, шились они из хлопка или даже шерсти. Долгое время такие вуали окутывали не только голову, но и все тело женщины – на вид они напоминали мусульманскую паранджу.
Лишь, когда первые вуали попали в европейские страны, их длина начала уменьшаться, а ткань постепенно становиться все более легкой и прозрачной. Со временем значение приобрели и цвета вуали, на что большое влияние имело христианство – так, белая длинная вуаль являлась символом невинности и была обязательной для каждой невесты, а черная вуаль означала траур.
В XIX веке становится модным носить вуали с широкополыми шляпами. А в 60-е годы ХХ века гардероб модниц пополнился новинкой – маленькими шляпками-таблетаами с короткой воздушной вуалью. Примерно тогда же появляется и вуалетка – мини-вуаль, украшенная перьями и бусинами. И, конечно, предназначение её было уже не в сокрытии тела, а в красоте.
Несмотря на то, что вуаль в обществе считается почти забытым аксессуаром, она иногда появляется в более или менее приемлемых для жизни вариациях на показах новинок от именитых кутюрье – и не только в свадебных коллекциях. По прогнозам дизайнеров, очень скоро этот аксессуар станет массово появляться в повседневной жизни.