Русский художник, живописец-пейзажист, один из первооткрывателей пейзажного жанра в российском изобразительном искусстве Павел Павлович Джогин родился в 1834 году в Стародубском уезде Черниговской губернии. Учился в Черниговской гимназии, а после её окончания поступил в Императорскою Академию художеств, где обнаружил признаки несомненного дарования и где по своим художественным успехам на курсе профессора С. М. Воробьёва всегда шёл наравне со своими товарищами: Иваном Шишкиным, Александром Гине и Валерием Якоби.
Сумерки на побережье. 1859
Старая мельница. 1860
Перед грозой. 1860-е
Предгрозовой пейзаж. 1860-е - 1880-е
На Валааме. 1865
Пейзаж с рекой. 1865
Ещё в бытность его воспитанником Академии, на её годичных выставках стали появляться его картины. Эти виды и этюды разных местностей из окрестностей Санкт-Петербурга, из Новгородской и Черниговской губерний заставляли предполагать, что из молодого художника со временем выйдет замечательный живописец русской природы. В 1857 году он получил малую серебряную медаль, а в 1859 году - большую серебряную медаль. В 1860 году Павел Джогин и его товарищи Александр Гине и Иван Шишкин обратились в Совет Академии с просьбой о выдаче им денежного пособия на издание их этюдов посредством литографии. Совет постановил «за принимаемые ими на себя труды по опытам литографии выдать денежное вознаграждение в количестве 150 pублей серебром на всех трёх и объявить им признательность Совета, а г. профессора Воробьева благодарить за успехи тех его учеников».
Валаам. Никольский скит. 1867
Зимний пейзаж. ок.1867
На зорях у пруда. 1867
Закат солнца. 1870
Дорога в лесу. 1870-е
В 1863 году выпущен из Академии со званием классного художника. 23 апреля того же года он женился, что внесло коррективы в занятия творчеством. Вот что он написал в письме Ивану Шишкину в Швейцарию:
Пейзаж с лодкой. 1874
Буря. 1875
Утро над рекой. 1875
Пейзаж с женской фигурой. 1879
Северный пейзаж. 1879
В 1868 году художник получил степень академика пейзажной живописи.
В русское искусство Джогин вошёл как представитель академической живописи. Его главным творческим пристрастием стал тип итальянизированного, то есть идеального с точки зрения красоты, пейзажа, часто — с идиллической жанровой сценой, а натурой для такого пейзажа служили виды различных городов или их характерных мест: окрестности Санкт-Петербурга, виды Эстляндской, Новгородской и Черниговской губерний. Джогин боготворил красоту северной природы: только в её первозданности он находил новые мотивы для творчества и создал свой, неповторимый колорит русского леса.
Залив. 1881
На окраине села. 1881?
Пейзаж с рекой и рыбаком. 1881
Вечер. 1882
Отдых у реки. 1882
Финский пейзаж. 1882
В то же время в живописном наследии Джогина есть и пейзажи с парусниками и рыбацкими лодками, с нависающими над рекой пушистыми деревьями и такими же пушистыми белыми облаками. Именно таков представленный в экспозиции музея им. М.В. Нестерова «Пейзаж» 1881 года. Как и все пейзажи Джогина, этот пейзаж гармоничен и спокоен по настроению: своей поэтичностью он погружает зрителя в состояние созерцательности, покоя и философских размышлений. Художником создан мир идеальной красоты, ставший, в свою очередь, результатом его трепетного, чуткого отношения к природе и романтического её восприятия.
Отдельная тема творчества Джогина, его вклада в русское искусство - живописное мастерство: трудно найти человека, который не восхищался бы совершенством джогинского рисунка, благородством колорита, иллюзорностью живописи. Все эти художественные достоинства в полной мере продемонстрированы в «Пейзаже». Но, помимо них, это произведение уникально ещё и тем, что является одним из лучших в изобразительном наследии художника: «Пейзаж» написан в самый удачный для Джогина период, которыми стали для него 1880-е годы.
Вечерний пейзаж с рекой. Вторая половина XIX в.
На берегу. Третья четверть XIX в.
Валаам?
Вечерний закат на реке.
Деревянный мосток
Дети на берегу озера
Закат на Валааме
Дальнейшая художественная деятельность из-за его слабохарактерности и неудачно сложившихся жизненных обстоятельств, не оправдала возлагавшихся на него надежд. В последние годы своей жизни художник принуждён был работать исключительно для магазинов и вообще для художественного рынка. Умер от рака горла 4 (16) февраля 1885 года в совершенной нищете.
Костёр у моря
Крестьянка, идущая по лесной дороге
Лесной пейзаж
Летний пейзаж с речкой
Охотники на привале
Пейзаж с руинами
Пейзаж с сараем
Сумерки
Его картины находятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музеях Алма-Аты, Иркутска, Курска, Ташкента, Тюмени и других городов.
Радуют глаз и душу эти картины. Обожаю именно классическую живопись.
Как скоротечны песни мая.
Николай Гренков.
Как скоротечны песни мая, когда вишнёвые сады
Цветут повсюду словно чудо, даруя добрые мечты,
И кажется, сама природа встречая радостно тепло,
Забыла белые метели, стучавшие зимой в окно.
Теперь под солнцем в синем небе плывут за ветром облака,
А по утрам слышны всё громче из рощи трели соловья,
Который, счастье не скрывая, поёт весеннею порой
О том, что летние зарницы зажгутся скоро над землёй.
Как сладкозвучны песни мая, с ним ночи слишком коротки,
Ведь очень скоро цвет вишнёвый свои рассыпет лепестки,
Весенняя метель закружит, напомнив нам, что всё пройдёт,
Лишь свет любви в сердцах горячих не скроется за горизонт!
12.05.2021
Недавно приобрёл вот этот великолепную книгу. Около 600 страниц замечательных иллюстраций и описаний картин. Я давно знал о ней, но обычная цена примерно 11 000 рублей, очень дорого. И вдруг выставили за смешные для такого издания около 700 рублей... Вот так мне повезло... [561x700]
Ответ на комментарий Юрий-Киев #
Вот это приобретение на полку искусства, рада за Вас.
Прояснилось небо, потеплело.
Отгремел последний ледоход.
Юный месяц май в цветенье белом
По земле оттаявшей идет.
Зеленеют первые пригорки,
Первый гром грохочет, как салют.
И концерты первые на зорьке
Соловьи несмелые дают…