Валентий-Вильгельм Ванькович ― белорусский живописец, представитель романтизма.
Автопортрет
12 мая 1800 года в семье игуменского уездного судьи Мельхиора Ваньковича и его жены Схоластики Горецкой, сестры известного польского поэта Антония Горецкого, родился старший сын, Валентий Вильгельм Ванькович. Детские годы его прошли в Слепянке (ныне — микрорайон Минска). С 1814 г. учился вместе с братом Каролем в Полоцком иезуитском коллегиуме. Первым учителем Ваньковича в живописи был будущий генерал ордена иезуитов Габриэль Грубер, миниатюрист, уроженец Вены, доктор медицины и профессор архитектуры и физики Полоцкого коллегиума.
Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет.
Портрет отца Мельхиора Ваньковича
Портрет матери Схоластики Ванькович, урожд. Гарецкой
Портрет сестры Валентия Станиславы Гарновской
Портрет жены с сыновьями
В 1818—1824 гг. посещал лекции «по литературе польской, латинской и французской, рисунку и живописи, немецкому языку» в Виленском университете. В 1820 г. на Первой выставке произведений искусства Виленского университета представил 11 произведений. Указан его адрес в Вильне: «Монастырь базилиан».
Около 1821 года Ванькович знакомится в университете с земляком ― Адамом Мицкевичем. Они слушали один и тот же курс лекций, быстро подружились. Их отношения стали особо близки после того, как миниатюра панны Верещаковской, которая очень нравилась Мицкевичу, попала в его руки. За это поэт поблагодарил художника стихотворением «Do malarza» («Художнику»). От этого времени остался пастельный рисунок Мицкевича с натуры.
Портрет Альжбеты Гяцэвич
Портрет пани Дохтонович. ок. 1840
София Пясецкая с детьми. 1837
Каролина Товяньская
Амелия Чельмиковская. 1840
В 1825 г. Ванькович по решению Совета Виленского университета «для дальнейшего совершенствования в живописи и рисунке» приезжает в Санкт-Петербург в Академию художеств и остановливается «у господина Орды на Галерной дом Коммерческого общества». За годы обучения в Академии награждался медалями: малая серебряная (1825), большая серебряная (1826), малая золотая (1827) за программу «Подвиг молодого киевлянина». Получил звание «назначенного в академики» портретной живописи (1832 г.).
В январе 1826 г. женился на Анеле Ростоцкой. В 1833 г. Ванькович обращается в Совет Академии художеств с просьбой назначить ему программу «на звание Действительного академика», так как звание «назначенного» дает ему силы и удвоенную охоту к искусству».
Пианистка Мария Шимановская. 1828
Женщина раскладывает пасьянс
Портрет молодой дамы в тёмно-красном платье
Автопортрет. 1820
Автопортрет
Автопортрет. 1842
По окончании Академии художеств он возвращается в своё имение в Слепянке. Рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекала теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать. Но и до его имения в Слепянке дошло влияние науки польского религиозного философа-мистика, визионера, пророка, мессианиста Анджея Товяньского. Это негативно отразилось на творческом запале художника. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и в1840 г.? уехал за границу.
Викентий Иванович Гечан-Гечевич. 1830
Портрет Томаша Зана. 1837
Поэт Юлиан Корсак
Портрет Кароля Липиньского. 1822
Портрет Адама Бернарда Мицкевича
Портрет Адама Мицкевича
Портрет Адама Мицкевича на скале Иудеи
Портрет Адама Мицкевича на скале Аю-Даг. 1827/1828
Наполеон у костра. 1834
Апофеоз Наполеона. 1841
В Париже он приобщился к белорусско-польской эмигрантской среде, вновь оказался близ Адама Мицкевича. Здесь Ванькович подпал под сильное влияние мистицизма и товианизма. Единственным настоящим другом среди этой духовной борьбы оставался Мицкевич, к которому он переехал в последние дни своей жизни. Умер 12 мая 1842 г.,
похоронен 14 мая 1842 г. на кладбище Монмартра Сен-Дени.
Войцех Пусловский
Казимир Пясецкий. 1836
Александр Доминик Радзивилл. 1836
Андрей Товяньский
Портрет Андрея Товяньского. 1830
Портрет Станислава Хоминского
Мужской портрет
Памятник Валентию Ваньковичу перед Домом-музеем Ваньковичей в Минске
Спасибо за пост, Лена! Прекрасные портреты замечательного художника! В Минске, в Слепянке, сохранился дом Ваньковичей, с 2000-го года - музей. Пока только планирую побывать.
Ответ на комментарий Natalya_Lyutsko #
Добрый вечер, Наташа. Мне понравился памятник Ваньковичу перед домом, да и их дом внешне очень уютный. Конечно в нем надо побывать.