• Авторизация


Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/4.Архитектура дворца 22-11-2023 19:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение




1663160046_48-mykaleidoscope-ru-p-gatchinskii-dvorets-v-sankt-peterburge-dos-50 (1)gatchina1

Архитектура дворца

og_og_1472301866260481335

Гатчинский дворец — центр, архитектурный и стилистический символ дворцово-паркового ансамбля. Архитектор Ринальди, занимавшийся разработкой проекта и строительством дворца синтезировал типологические черты подобных зданий, создав, в конечном итоге, своего рода архитектурную фантазию на тему рыцарского охотничьего замка. Несколько последующих крупных перестроек дворца не сильно повлияли на изначально задуманную тему.
 
1663102890_10-mykaleidoscope-ru-p-gatchinskii-dvorets-vkontakte-10
 
Здание дворца располагается на возвышенности, доминируя над окружающим ландшафтом. Северный фасад здания обращён к парку и выходит на склон, спускающийся к Серебряному озеру, за которым простирается Дворцовый парк с обширным Белым озером. Южный фасад дворца закрывает своим массивом обзор на парк, акцентируя внимание на архитектурном облике здания.

Гатчинский дворец. Вид на дворец и террасу-пристань со стороны Белого озера

1459e11d88 (2)

1459effa49

Взглянув на общий план дворца можно выделить три основные части. Центральный корпус представляет собой вытянутый прямоугольник, к углам которого со стороны парка примыкают две пятигранные пятиярусные башни. На противоположной парку, южной стороне центрального корпуса находится заглубление с тремя арками входных дверей и балконом, создающее игру объёмов. Корпус соединён двумя полукружиями галерей с двумя трёхэтажными каре, почти квадратными в плане. Углы каре выделены восьмигранными трёхъярусными башнями, две из которых, примыкающие к галереям, завершены куполами. Планировка дворца создаёт ощущение пластичности и целостности как здания в целом, так и каждого его элемента в частности, что усиливается чередованием протяжённых объёмов и выступающих гранёных башен.

145a0b945c

Южный фасад

4714504_large
Композиционная ось ансамбля проходит через среднюю линию плаца, начальной точкой которой служит памятник Павлу I, от которого чётко просматривается структура и объёмные соотношения отдельных частей дворцового здания.
2507371605
Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей ритмично членится пилястрами дорического ордера. Простенки между пилястрами «облегчаются» окнами — прямоугольными в центральном корпусе и полуциркульными в стенах галерей. Над каждым окном заглублённое панно, в сочетании с рельефными наличниками сообщающее фасаду пластическую текучесть.Второй этаж трактован более богато — на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера, а на полуциркулях галерей — ионические полуколонны. Оконные проёмы, как и на первом этаже, имеют прямоугольный профиль в центральном корпусе и полукружный — в галереях. Также усложнён рисунок наличников оконных проёмов, завершающихся рельефной выкружкой барочного характера.Третий этаж оформлен более просто — лопатки, расположенные соответственно пилястрам, рельефные наличники вторят обрамлению оконных проёмов первого этажа. Поэтажные членения выполнены в виде классического антаблемента, окружающего здание по всему периметру.
 
Центральный корпус и галереи увенчаны парапетами, состоящими из каменных тумб и ажурной решётки. Связанные с парапетом аттики отмечают основные оси фасадов, на которых расположены входы во дворец.
Большой дворец. Левый флигель
Большой дворец. Башня
В центральной и торцевой части галерей расположены двери, выделенные двухколонными дорическими портиками. Перекрытия портиков несут на себе балконы с ажурным ограждением. К каждому портику ведут гранитные лестницы в форме усечённого конуса. К центральным аркам главного корпуса ведёт пологий пандус.
Брусчатка на входе в Большой Гатчинский дворец.
 Большой дворец. Парадный вход
Статуя «Бдительность» («Осторожность»): у входа во дворец (со стороны площади),
Статуя «Бдительность»
Статуя «Справедливость»
Общее оформление фасада, выходящего на плац, представляет собой сочетание и противопоставление прямых (вертикали пилястров и прямоугольные проёмы) и волнистых (полуциркульные завершения проёмов галерей) линий. Кульминационными точками волнообразного движения являются купола башен, закрепляющие объёмно-пространственную композицию и создающие выразительный переход к фасадам каре.
Дворец (с Арсенальным и Кухонным каре):
Одна из башен Арсенального крыла Гатчинского дворца. 
Башня дворцовой церкви Гатчинского дворца
Фасады обоих каре продолжают линию разворота, начатую галереями и придают фронтальной композиции бо́льшую масштабность и монументальность. На фасадах каре повторяется поэтажные членения полуциркульных галерей, с небольшим отличием — в простенки первого этажа включены небольшие прямоугольные окна второго этажа, а в башнях — круглые люкарны. В декоре используются пилястры дорического ордера и наличники строгого рисунка, на гранях башен — русты. Все эти элементы придают довольно протяжённой стене ритм, снимающий ощущение статичности.
 
 Дворец (с Арсенальным и Кухонным каре)
Кухонное каре Гатчинского дворца
 
Сочетание массивных корпусов каре с изящным центральным корпусом создают органичное соединение черт крепостной цитадели и загородной виллы. Одна из характерных черт, создающих впечатление укреплённого замка — бастионная стена с амбразурами и двумя бастионами, «охраняющими» мосты, перекинутые через ров. Профиль стены в плане зеркально повторяет конфигурацию южного фасада, композиционно замыкая парадный плац, предназначенный для проведения военных парадов и смотров.

 Большой Гатчинский дворец, фрагмент фасада

Бастионная стена с двумя бастионами, рвом и четырьмя мостами: площадь перед южным фасадом дворца

Бастионные стены со рвом и четырьмя мостами, Гатчина

Бастион и защитная стена. Большой Гатчинский дворец.

Мост через ров у Большого Гатчинского дворца

Северный фасад

8y798a7y9v7a9y8v7a8-1536x934 (1)

Северный фасад дворца, в отличие от южного, невозможно полностью охватить взглядом, он открывается постепенно при обходе здания. Самой выразительной частью этого фасада является центральный корпус, замкнутый с двух сторон Часовой и Сигнальной башнями.
DJI_0976
 
Центр фасада акцентирован двухколонным дорическим портиком, служащим основанием балкону с ажурной решёткой. Балконная дверь завершена лучковым рельефным сандриком. Массив стены расчленён горизонтальными тягами и пилястрами и не имеет каких либо ярко выраженных выступов, что придаёт ему, в сочетании с пятью полуциркульными арками на первом этаже, особую цельность. В оформлении первого этажа использованы пилястры дорического ордера, второго — ионического ордера, третьего — лопатки. Арки обрамлены широкими массивными наличниками, импосты подчёркнуты выступающими квадратами, а своды арок — замковыми камнями. К аркам входных дверей ведёт широкая гранитная лестница в восемь ступеней, имеющая всходы с трёх сторон.
1673385850_pro-dachnikov-com-p-bolshoi-gatchinskii-dvorets-foto-19
Северный фасад Гатчинского дворца
Гатчинский дворец, Главный вход со стороны парка
Статуя "Мир" в Гатчине
Статуя Война
Пластический и высотный аккорд создаётся двумя башнями, сообщающими фасаду сходство с замком. В самых верхних ярусах башен устроены люкарны, завершённые рельефными полуциркульными сандриками.
Полуциркульные фасады с северной стороны, в отличие от южного фасада, имеют трёхэтажное членение. В декоре первых двух этажей используются гигантские пилястры дорического ордера, на третьем этаже — ионического. Их вид создаёт впечатление монументальности форм и суровости облика.DJI_0756

Vadimrazumov_copter_-_Gatchina_4

****************


 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 1":
Часть 1 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
Часть 2 - Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /1
...
Часть 44 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/2
Часть 45 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/3.Гатчинский дворец в акварелях Эдуарда Гау
Часть 46 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/4.Архитектура дворца
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/4.Архитектура дворца | Мара_Хара - Дневник Мара_Хара | Лента друзей Мара_Хара / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»