• Авторизация


ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [1842 – 1904] (Коллекция Государственного Русского музея) 06-04-2021 22:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение



Bo4kaMeda


01. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
Отставной дворецкий 1888
Холст, масло
47 х 32


В 1887–1888 годах Верещагин совершил поездку по городам России. Он посетил Ярославль, Ростов, Кострому. Художник изучал древнерусское зодчество, собирал старинные предметы быта. Наблюдая неспешное течение жизни провинциальных городов, Верещагин особенно интересовался судьбами людей, с которыми он познакомился во время путешествия. В 1895 году художник выпустил книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», героями которой стали модели его произведений, в том числе и старик-дворецкий.


я (150x215, 38Kb)Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик. Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж. Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве. Много путешествовал - по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев. Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.Погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время русско-японской войны. Создал большие серии полотен - Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), "1812 год" (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.



02. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884
Холст, масло
199 х 149
Пост. в 1905 с посмертной выставки автора
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25


В. В. Верещагин был увлеченным путешественником, он побывал во многих странах Европы, Азии, Америки. Известно его утверждение о том, что художнику необходимо "учиться на живой летописи истории мира". В 1884 он посетил Сирию и Палестину. В результате этой поездки появился ряд полотен, посвященных историческим памятникам и архитектурным ансамблям древнего Востока. Художника поразили монументальные циклопические сооружения. Эффектная игра больших масс света и тени, теплых и холодных тонов усиливают таинственность молчаливой ритуальной процессии женщин в белых одеяниях, выполняющих древний обряд. В картине проявляется важнейшая особенность верещагинских полотен – "хоровое начало" (по замечанию В. Стасова и И. Крамского). "Хор" картины В. Верещагина – это содружество людей, сплоченных общей судьбой, религией, миропониманием. И это позволяет художнику создать в картинах мир тихий, цельный и понятный.



03. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского 1880-t – 1900-е
Холст, масло
60 х 45
Пост. в 1900 от автора, с постоянной выставки ОПХ
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25


В 1887–1888 Верещагин совершает поездки по городам России. Он увлечен миром национальной старины, за короткое время собирает уникальную коллекцию предметов народного быта, русского национального костюма, занимается изучением древнерусского зодчества, с горячностью он выступает в их защиту. Созданные в результате поездок в Ростов, Кострому, Ярославль этюды раскрывают во всей полноте мастерство зрелого художника, выявляют его тонкое понимание особой красоты русской природы и древней архитектуры. Данный этюд в числе нескольких других поступил в коллекцию с постоянной выставки ОПХ. Они написаны в трёх километрах к юго-западу от Ростова, в небольшом селе Богослов.

Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне построена в 1687 архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. По своей общей композиции она принадлежит к типу ярусных церквей, распространённых в России в конце XVII века. Храм на высоком подклете поражает совершенством точно найденных пропорций и соотношений объёмов. Его интерьер до сих пор производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Низкая, полутёмная галерея с волоковыми окнами резко контрастирует с высоким, наполненным светом пространством самого храма и трапезной. Иконостас и резные позолоченные царские врата работы мастера Исайи дополняют это впечатление. (В настоящее время образы из иконостаса и резные позолоченные царские врата экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», филиалом которого является церковь). Все это позволило художнику создать удивительно тонкие по красоте этюды. В них рисунок сочетается с тонкой, многоцветной палитрой: краски икон, золото и серебро окладов и канделябров сияют в полутьме церковного интерьера. Художником создан живописный образ русской старины, в котором ощущается восторг великого художника перед красотой, созданной руками русского человека.



04. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского 1888
Холст, масло
60,5 х 45
Пост. в 1900 от автора, с постоянной выставки ОПХ
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25




05. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
У дверей мечети 1873
Холст, масло
315,5 x 237,5
Пост.: 1956 из ГТГ
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25


Полотно принадлежит к так называемой Туркестанской серии. В те годы современники подчас называли художника "Верещагин-Ташкентский" в отличие от живописцев-однофамильцев. Этнографией Востока художник увлекался не в меньшей степени, чем собственно батальными сценами, и, как правило, захватывал зрителей необычностью сюжетов и их трактовки.

Картина написана, как и большинство полотен, на основе натурных работ, сделанных во время пребывания в Средней Азии, где художник задумал и выполнил целый ряд жанровых композиций. На полотне изображен портал почитаемой мусульманами святыни – мечети Газрет-Ясави (Газрей-Вассави), у дверей которой примостились нищие. Художник стремился передать в своей картине мысль об упадке и вырождении некогда роскошной и грозной феодальной цивилизации, которой он посвятил решенную подобным же образом композицию "Двери Тамерлана" (1872–1873, Третьяковская галерея).





П. Ю. Климов о картине В. В. Верещагина "У дверей мечети".




кликабельно
06. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой) До 1890
Холст, масло
188 x 405
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25


Эта картина В. В. Верещагина завершает его масштабную "Балканскую серию", объединившую около 30 полотен, которую автор создал в Париже в 1878-1879 годах на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В 1877-1878 годах Россия участвовала в войне с турками за освобождение болгар от Османского ига. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны.

После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. В ней усилен мотив драматической напряженности события, наглядно показано, какой дорогой ценой досталась победа над врагом. Замерзшие тела погибших русских солдат устилают заснеженное поле на переднем плане картины. Слева, у подножия горной гряды, генерал М. Д. Скобелев объезжает шеренги русских солдат и поздравляет их с победой. В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Солдаты отвечают командующему громким и дружным "ура!" и бросают вверх шапки.



07. Верещагин В. В. [1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур]
Прогулка в лодке 1903
Холст, масло
70 х 103,5
Пост.: 1905, дар императора Николая II (Санкт-Петербург)
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25


На протяжении всей жизни художник испытывал неподдельный интерес к Японии. Страна востока привлекала его своей самобытной культурой, развивавшейся несколько обособленно от других стран Восточной Азии. Еще в 1874 он собирался совершить путешествие в эту страну и только спустя 7 лет мечта его осуществилась. Японские впечатления нашли отражение лишь в нескольких работах художника, одна из них – "Прогулка в лодке". Для работ на японскую тему характерны некоторая неуравновешенность композиции, подчеркивающая случайность схваченного эпизода, обобщенная трактовка образов, воздушность палитры, обращение к импрессионистическим приемам. В картинах, посвященных "стране восходящего солнца", художник расширил живописную палитру, прибегая к более свободному и раскованному письму.



08. Верещагин В. В.
После неудачи. 1868
Холст, масло
47,5 x 39,5
Русский музей
Пост.: 1899 из Фермерского дворца, Петергоф




09. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
После удачи. 1868
Холст, масло
47 x 39
Государственный Русский музей




10. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Развалины в Чугучаке. 1869—1870
Холст, масло
25 x 35
Государственный Русский музей




11. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Калмыцкий лама. 1873
Холст, масло
37 x 27
Государственный Русский музей




12. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Розы в Ладаке. 1874—1876
Холст, масло
25 x 14
Государственный Русский музей




13. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. 1874—1876
Холст, масло
39 x 28
Государственный Русский музей




кликабельно
14. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Старая Москва. 1880—1890
Холст, масло
Государственный Русский музей




15. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888
Холст, масло
29 x 40
Государственный Русский музей




16. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894
Холст, масло
38 x 29
Государственный Русский музей




17. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Всадники, переплывающие реку. Около 1881
Холст, масло
17 x 27
Государственный Русский музей




18. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Огонь. Этюд. Конец 1880-х — 1890-е
Холст, масло
Государственный Русский музей




19. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Пушка. Этюд для картины "Английская казнь в Индии". 1882—1883
Дерево, масло
22 x 28
Государственный Русский музей




20. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Старуха-нищенка девяносто шести лет. Около 1891
Холст, масло
29 x 23
Государственный Русский музей




21. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Зырянин. 1893—1894
Холст, масло
39 x 29
Государственный Русский музей




22. Голова мужчины ок. 1884
Холст, масло
33 × 23,5
Государственный Русский музей




23. Портрет мужчины в белой чалме 1867 (8?)
Холст, масло
38 × 28,5
Государственный Русский музей




24. Голова молодого человека 1867—1868
Холст, масло
32,5 × 25,5
Государственный Русский музей




кликабельно
25. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
В парке. 1901
Холст, масло
25 x 33
Государственный Русский музей




26. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
На мосту.
Холст, масло
27 x 33
Государственный Русский музей




27. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Японский священник. 1903—1904
Холст, масло
41 x 29
Государственный Русский музей




28. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Японка. Около 1904
Холст, масло
36 x 15
Государственный Русский музей




29. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Японский нищий. Около 1904
Холст, масло
50 x 27
Государственный Русский музей




30. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Шинтоистский храм в Никко. Около 1904
Холст, масло
45 x 61
Государственный Русский музей




31. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Вход в храм Никко. Около 1881
Холст, масло
46 x 61
Государственный Русский музей




32. При храме 1903
Холст, масло
45,5 × 59,5
Государственный Русский музей




33. Близ Георгиевского монастыря. Крым конец 1880-х — 1890-е
Холст, масло
46 × 61
Государственный Русский музей




34. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Северная Двина. 1894
Дерево, масло
27 x 39
Государственный Русский музей




35. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Гора Казбек. 1897-1898
Холст, масло
287 x 196
Государственный Русский музей




36. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Входная дверь в церковь под Казбеком. 1897
Холст, масло
Государственный Русский музей



37. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Киргизские кочевья.
Холст, масло
Государственный Русский музей




38. Море 1901
Холст на картоне, масло
14 × 34
Государственный Русский музей



39. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Море.
Холст, масло
Государственный Русский музей




40. Закат солнца
конец 1880-х — 1890-е
Холст, масло
17 × 22,5
Государственный Русский музей





41. Река между занесёнными снегом берегами 1880—1901
Холст на картоне, масло
14,5 × 26,5
Государственный Русский музей




42. Сумерки
конец 1880-х — 1890-е
Холст на картоне, масло
17 × 22,4
Государственный Русский музей




43. Изразцовая печь
конец 1880-х — 1890-е
Холст, масло
34 × 25,5
Государственный Русский музей




44. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
В проходе Барскаун. Этюд из второго путешествия в Туркестан. 1869—1870
Государственный Русский музей





45. Верещагин В. В.
Солдат американской армии. 1902
Холст, масло (контурный рисунок кистью)
61 х 40,5
Русский музей
Пост.: 1905, дар императора Николая II (Санкт-Петербург)



46. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом. 1861—1862
Бумага, сепия, перо, карандаш
53 x 114
Государственный Русский музей




47. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Ананури. 1863
Бумага на картоне, карандаш
9 x 15
Государственный Русский музей




48. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
Перевязочный пункт. 1878—1879
Бумага, карандаш
7 x 16
Государственный Русский музей



49. Верещагин Василий Васильевич [1842—1904]
"На большой дороге. Отступление, бегство...". Набросок. 1887—1895
Бумага, карандаш
12 x 18
Государственный Русский музей


rusmuseumvrm
rmgallery
биография

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [1842 – 1904] (Коллекция Государственного Русского музея) | Мара_Хара - Дневник Мара_Хара | Лента друзей Мара_Хара / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»