

Второй этаж здания занимают
Агатовые комнаты или Агатовый павильон.
Он связан с дворцом Висячим садом. Сад создает иллюзию, что павильон расположен на первом этаже.

В Агатовых комнатах по утрам Екатерина II занималась государственными делами: просматривала документы, писала письма.
Светло-желтые стены павильона Ч. Камерон украсил рельефными кирпично-красными медальонами. В стенах он прорезал ниши для бронзовых статуй и бюстов, а вход со стороны сада оформил овальной полуротондой.





Амур и Психея

La Terre (Земля)
La Terre (Земля)
L'air (Воздух)
Le Feu (Огонь)
Le Feu (Огонь)
L'eau (Вода)


В глубине полуротонды три дубовых двери. Центральная ведет в Большой зал, правая — в Библиотеку, левая — в Кабинетец, за которым расположены Овальный и Яшмовый кабинеты. Из Яшмового кабинета сквозь Центральный зал можно пройти в Агатовый кабинет, а оттуда через лестничную площадку — в Библиотеку.
Дверь в Большой зал
Интерьеры комнат выполнены в стиле строгой классики. В них сводчатые потолки с кессонами, украшенные золоченым орнаментом, рельефами и живописью в технике темперы на плотной бумаге.
В сюжетах рельефов и живописи — герои древних мифов. Двери и наборные паркеты выполнены из ценных пород: ореха, сандала, палисандра, пальмового, красного и розового дерева. Однако главное украшение помещений — отделка из разных сортов яшмы.
Дополняют интерьеры золоченые резные стулья, обитые белым узорчатым штофом. В войну удалось сберечь два таких стула (они были эвакуированы), а еще шесть нашли поломанными на территории парка.
Большой зал — центральное, самое большое и нарядное помещение павильона. Он прямоугольный в плане. Стены зала облицованы светло-розовым искусственным мрамором. Вдоль стен установлены светлые колонны с каннелюрами из олонецкого мрамора.
Luigi Premazzi (1814–1891) Large salon in the agate rooms, 1859
Под крестовыми сводами лепные барельефы: Амур и Флора, аллегория огня (фигура женщины перед жертвенником) и другие.


В кессонах живописные выставки, выполненные в технике темперы на бумаге, наклееной на штукатурку.

На них изображения Юпитера, Венеры, Марса, Минервы, Меркурия, аллегории рек и морей.
















В отделке зала — богатая резьба по мрамору в сочетании с красным кварцитом и золоченой бронзой. По сторонам от входной двери расположены два камина (один привезен из Италии, другой — созданная в России копия первого) с резным мраморным барельефом.







Сюжеты барельефов взяты из росписей римских бань: над камином справа — древний свадебный обряд, слева — Александр Македонский, укрощающий коня Буцефала.

«Александр Македонский укрощает коня Буцефала»
«Римский свадебный обряд»
В нишах продольных стен установлены вазы из цветных камней.














Для освещения Большого зала Камерон заказал восемь торшеров: женщины, облаченные в римские одежды, держат в руках бронзовые ветви пальмы и дуба. На конце каждой ветви чашечка для свечи.


Резьба по мрамору, лепка, живопись и торшеры были созданы русскими и иностранными мастерами под руководством Ж. Б. Шарле-маня.
Редкой красоты паркет в свое время был перевезен сюда из петербургского дома Александра Ланского – фаворита Екатерины II, он набран из нескольких пород дерева – розы, черного дерева, самшита, граба, тика, амаранта.






Боковые двери ведут из Большого зала в кабинеты: налево — в Яшмовый, направо — в Агатовый.

