[400x400]
Филигрань была известна в странах Древнего Востока: Месопотамии, Персии. Тончайшую филигрань применяли древнегреческие мастера. Долгое время техника античной филиграни оставалась неясной. Ныне предполагают, что греки использовали в качестве припоя зернышки малахита. При нагревании из малахита восстанавливается медь, которая и припаивает нити и зерна к основе. Позднее, в Средневековье, стали использовать амальгаму — смесь золота, серебра и ртути. При нагревании ртуть испаряется, а золото и серебро скрепляют филигранный декор.
В современном ювелирном искусстве используют флюсы: различные составы из золота, серебра, меди, буры, кадмия и цинка. В XVI в. центрами филигранных изделий были итальянские города Рим и Флоренция, с 1700 г. — Вена. Восхищение перед этой техникой привело к тому, что филигранью называли и внешне схожие приемы декорирования изделий из стекла — так называемую "стеклянную вить", к металлической технике не имеющей отношения. В XVI—XVII вв. португальские мореходы стали привозить в страны Западной Европы китайские изделия, декорированные филигранью, но особой, ажурной. Эти изделия, которые производили в Китае с глубокой древности, стали называть "индо-португальской филигранью" (все страны Востока в то время именовали Индией). В XVII—XIX вв. филигранные изделия производили в Кантоне.
В странах Западной Европы филигрань дополняли цветной эмалью, жемчугом, драгоценными камнями. Для изготовления тончайшей проволоки используют филье́р (франц. filière — воло́ка, нитеводитель) — массивную металлическую пластину с тонкими отверстиями для вытягивания проволоки. На Руси техника филиграни заимствована из Византии. Русские названия: скань - для узора из проволоки; и зернь - для шариков-зёрен.
Термин "филигрань" перенесли на водяные знаки, которые ставили еще в средневековье на бумагу с помощью клейм из проволоки. Отсюда филигранология (греч. logos — "знание, учение") — наука, изучающая историю водяных знаков на бумаге, в частности с целью атрибуции произведений графического искусства.
серебро, иск. цитрин
[500x346]
мексиканское серебро
[250x201]
золотая брошь филигри
[600x600]
дизайн Джуди Ли. 1960-е
[500x498]
[640x480]
[700x525]
серебряная бабочка. Португалия
[700x585]
1930-е, ар деко
[529x361]
эдвардианская брошь
[574x418]
металл цвета старого золота, муранское стекло
[700x616]
[700x445]
старинная викторианская брошь с синими вставками из чешского стекла
[700x483]
редкая французская брошь
[458x696]
викторианская брошь, янтарное стекло
[570x428]
золотая брошь камея
[700x574]
1928 год, ар деко
[570x488]
сет брошь и серьги
[570x427]
позолоченное серебро
[640x455]
[400x400]